Rss

Беседы о счастье у костра

(заметки с выездной программы псковской ятры)

Хорошо сидеть у пригорка под стенами Снетогорского монастыря, смотреть на реку и печь в костре картошку. Солнце то выглядывает из-за тучи, то снова скрывается за ней, ветер трепещет в первой весенней листве, а дым от костра приятно греет замерзшие ноги. В такие минуты хочется размышлять о вечном, возвышенном, радостном. Да и сама Снятная гора, где стоит женский монастырь, возведенный в 14 веке, располагает к неторопливой, задушевной беседе. Наш гость, региональный секретарь Ванамали Кавирадж прабху, рассказывает нам о силе святого имени, и его голос мощно и торжественно вливается в симфонию весенних звуков: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

19 3

– Ванамали Кавирадж прабху, что такое счастье и как его достичь?

– Шрила Прабхупада говорил, что все люди ищут счастья, и это вполне естественно. Счастье – это особое состояние бытия, характеризующееся ощущением блаженства и радости. Но в материальном мире такое состояние не может длиться долго – любая радость когда-нибудь заканчивается, а со смертью живого существа заканчивается вообще все. Так что же это за счастье, которое сменяется болью, потерей и, наконец, смертью?
Священные Писания говорят о том, что истинное счастье никогда не может закончиться, оно растет и углубляется с каждым мгновением нашего существования. Потому что источник счастья лежит вне пределов материальной реальности. И мы можем стать счастливыми, соприкасаясь с этим источником – Кришной, Верховной Личностью Бога.

Единственное, что нам нужно сделать для обретения счастья – это заняться преданным служением Кришне, доверившись Шриле Прабхупаде и ачарьям нашей парампары, принять духовного учителя и смиренно служить ему. Тогда мы станем по-настоящему счастливыми, и наше счастье никогда не закончится.

Благодаря Господу Чайтанье счастье стало доступно каждому живому существу. Господь Чайтанья щедро раздавал счастье всем, и нам очень повезло, что мы тоже можем взять эту милость, которую Он протягивает нам в своей Божественной руке.
Счастье приходит к нам в форме святого имени. Если человек пытается установить отношения с Источником счастья – со святым именем Бога, которое не отлично от самого Бога, он может погрузиться в океан счастья.

Чтобы достичь счастья, необходимо следовать определенным правилам, которые называются духовной практикой. Если мы будем серьезны и постоянны в своей духовной практике, то результат не заставит себя долго ждать – мы непременно станем счастливыми, и наша жизнь увенчается успехом.

– Многие люди говорят, что повторяют святое имя десять и более лет и не испытывают никакого счастья…

– Священные писания утверждают, что существует три уровня воспевания святого имени – оскорбительное (нама-апарадха), очистительное (намабхаса) и чистое (шудха-нама).

На первом уровне мы можем повторять святое имя миллионы жизней и при этом не испытывать счастья и вкуса. Причина этого – оскорбления святого имени, которые мы совершаем в своей жизни. Если мы не просто повторяем святое имя, а прикладываем усилия к тому, чтобы повторять его внимательно и пытаемся избежать оскорблений, мы начинаем приближаться ко второму уровню воспевания – намабхасе, то есть тени святого имени. Это еще не чистое воспевание, но на этом этапе происходит очищение сердца от анартх, а это уже достаточно высокий уровень, которого можно реально достичь за одну жизнь.

Чтобы внимательно повторять святое имя, нужно понять, что святое имя – Личность, а значит и обладает всеми качествами личности и может реагировать на наше отношение к себе. Если мы воспеваем невнимательно, совершаем оскорбления, то как мы можем обрести счастье, если Сам Источник счастья недоволен нами?

И третий уровень – шудха-нама, он очень возвышенный и характеризуется трансцендентными эмоциями. Но обретение шудха-намы не зависит от наших усилий – оно нисходит на дживу только по милости Кришны.

Когда юноша поет серенады под окном своей возлюбленной, то результат этих усилий зависит не от него, а от той, кому он посвящает эти серенады. Он может пропеть всю ночь и охрипнуть, и она даже не выглянет в окно, а может быть, она одарит его своей улыбкой или же, в конечном итоге, отдаст ему свое сердце. Точно также и результаты воспевания – они полностью зависят от милости Кришны. Мы прикладываем максимум усилий, а все остальное делает Кришна.

– Я слышала, что в духовный мир уже можно попасть с уровня намабхасы. Это правда?

– Единственным пропуском в духовный мир является сильное желание туда попасть. Это желание уже присутствует в нашем сердце, нам нужно просто очистить его. И двумя самыми мощными методами очищения сердца является воспевание святого имени и слушание повествований о деяниях Верховной Личности Бога, то есть киртанам и шраванам. И вся деятельность, которой мы занимаемся, должна в конечном итоге приводить нас к этим двум вещам – слушанию и воспеванию. Если наша деятельность мешает нам воспевать и слушать о Кришне, то нужно всерьез задуматься, а насколько хороша эта деятельность и есть ли смысл продолжать заниматься ею. В Шримад Бхагаватам говорится: «Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением – бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к посланию Личности Бога» (ШБ 1.2.8). Там же говорится о том, что дает человеку этот процесс слушания. «Шри Кришна, Личность Бога – Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного – очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в нем развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют» (ШБ 1.2.17).

Желание вернуться к Богу тоже развивается в результате слушания о деяниях Господа. Мы слушаем о Нем, в нас пробуждается интерес к этой удивительной Личности и, в конечном счете, мы начинаем желать общения с Кришной.

– Когда начинаешь более глубоко изучать процесс духовной практики, поражаешься, сколько нужно всего делать, чтобы стать преданным и вернуться домой к Богу. Но Прабхупада сказал: достаточно лишь соблюдать четыре регулирующих принципа и воспевать внимательно без оскорблений 16 кругов мантры, чтобы вернуться в духовный мир. Как Вы относитесь к этому утверждению?

– Как сказал Шрила Прабхупада – так и будет, потому что благословение чистого преданного всегда исполняется. Но мы должны понимать, что не следует паразитировать на этом благословении Шрилы Прабхупады. Если мы только и будем думать о том, как бы нам дотянуть эти 16 кругов и 4 принципа до конца жизни, то нас ждет очень тяжелый и мучительный процесс. Это не так-то просто – повторять механически слова мантры. Мы хотим вкуса, счастья, наслаждения, в конце концов!

И этот вкус можно обрести уже сейчас. Господь Чайтанья говорил, что нет строгих правил и предписаний для повторения святого имени, но если мы хотим достичь определенных результатов, мы должны соблюдать некоторые правила. Господь Чайтанья дал нам великий дар, и если мы пока не в состоянии оценить этот дар, мы можем, по крайней мере, видеть, как относятся к этому дару великие святые.

Какую роль в духовной жизни играет общение с преданными? Очень часто преданные пропускают программы из-за каких-то личных причин, усталости или обиды…

– Преданным служением нужно заниматься 24 часа в сутки. И в каждую минуту своей жизни мы сами делаем сознательный выбор – что нам важнее. Остаться дома и заняться уборкой, отдохнуть после работы, копаться на огороде или пойти на программу, чтобы пообщаться с преданными. Все определяется нашей целью – чего мы хотим достичь. Если человек очень сильно желает разбогатеть, он не станет тратить ни секунды своего времени на человека, который не сможет ему в этом помочь, и не будет заниматься деятельностью, которая отвлечет его от этой важной для него цели.

19 4

Поэтому каждый должен сам себе задать вопрос: чего я хочу? И ответить на этот вопрос не так просто. И когда мы четко знаем свою цель, то все наши усилия и поступки будут направлены к достижению цели, и никто не сможет нас сбить с этого пути.

Если мы хотим реально достичь Кришны в этой жизни, то все остальное будет иметь для нас второстепенный характер. Когда у нас есть цель, мы способны сделать выбор: что хорошо и что плохо для меня в соответствии с моей целью.

Часто случается, что у преданного помимо главной цели – достичь Кришны, существует множество промежуточных целей, которые часто затмевают разум и погружают нас в майю.

Благодаря общению с преданными мы можем не терять эту цель, но как только мы прекращаем это общение, мы можем очень легко погрузиться в иллюзию. Майя очень могущественна и сильна, следует помнить об этом.

Часто мы думаем: «Я повторяю 16 кругов, читаю книги Прабхупады – мне хватает». Но если мы это делаем правильно, то у нас будет все больше и больше проявляться желание общаться с преданными на основе слушания и воспевания. Общество преданных – это милость Кришны, и нам надо научиться ценить ее. Господь Чайтанья хотел, чтобы мы всегда оставались в обществе преданных и занимались совместным воспеванием Святого Имени. Без общения с преданными мы погибнем и не дойдем до Кришны. Если мы не общаемся со слугами Кришны, если нам с ними неинтересно, примет ли нас Сам Кришна?

Кришна никогда не бывает один. Он всегда находится в окружении Своих преданных.

– Вы много говорили о счастье, а сами Вы счастливы?

– В настоящий момент я ничего не хочу менять в своей жизни. Меня полностью удовлетворяет то, что я имею, и то, чем занимаюсь. Мне хочется делать то, что хочет от меня духовный учитель, и от этого я испытываю радость.

Когда человек что-то ищет, это говорит о том, что он чем-то не удовлетворен. Но если человек доволен своим положением – значит, он что-то нашел, что полностью удовлетворяет его.

И все это происходит только по милости духовного учителя и Кришны.

Записала Говинда Нандини деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No19, май 2006