Rss

Бог есть любовь

В поисках Бога

Кришна говорит Арджуне: «Я – Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого живого существа, Я начало, середина и конец всего сущего. В Брахма-самхите первое живое существо во Вселенной, Брахма, говорит, что Говинда находится в каждом атоме, а Шрила Прабхупада шутит, что Кришна не только в каждом атоме, но и между атомами. В Бхагават-гите Господь описывает Свою всепроникающую природу, и мы должны осознать ее.

Есть один удивительный пример с рыбами. Две рыбы встречаются в воде, и одна рыба спрашивает другую: «Ты не слышала, что такое вода?»
«Нет, не слышала», – ответила та.
«И я не слышала», – сказала первая рыба. И они поплыли дальше.

Точно также происходит в материальном мире. Люди спрашивают друг у друга, кто такой Верховный Господь, не могут ничего понять и продолжают плавать в энергиях Господа, не зная о Нем ничего. Кришна говорит, что Он – свет Солнца, вкус воды, звук в эфире, талант в человеке… А мы все ищем Его и спрашиваем: где же Бог?

Бхагавад-гита – азбука духовной жизни, и постигать духовную науку мы должны, прежде всего, с понимания основ. Кто такой я, кто такой Бог и каковы наши взаимоотношения с Ним.

Мироздание исходит из Верховного Господа, покоится в Нем, а потом в Нем исчезает. Как-то я общался с одним человеком, который проповедовал майаваду, утверждая, что он Бог. При этом у него был флюс, и я подумал: «Какой несчастный бог… У него флюс, и он так страдает…»

Вы когда-нибудь обращали внимание на паутину и паука, который ее плетет? Вы когда-нибудь видели, что паук сам запутался в своих сетях? Нет, в паутине запутываются мухи. Точно также Верховный Господь Сам не попадает в ловушку майи, сотканную Его собственными энергиями – туда попадают лишь обусловленные живые существа.

Философия заботы и философия эксплуатации

В Бхагавад-гите Кришна говорит, что Арджуна – Гудакеша, тот, кто победил сон. Сон – это невежество. Иными словами, человеку, преодолевшему невежество (заодно и страсть) и поднявшемуся до гуны благости, начинают открываться более глубокие духовные истины. Шрила Прабхупада называл гуну благости трамплином для постижения Абсолютной Истины. Пока живое существо барахтается в невежестве и страсти, все его разговоры о Боге и душе являются всего лишь измышлениями ума. Одна матаджи спросила санньяси: «Меня мучает один вопрос: «Когда Кришна играл на флейте, звук флейты вошел в ухо Брахмы, и Он увидел всю Голоку. У Кришны есть короткие флейты и длинные, так не могли бы Вы сказать, какая это была флейта?» Махарадж улыбнулся и ответил: «А станет ли вам легче жить оттого, что Вы узнаете длину флейты Кришны?»

В гуне благости живое существо естественным образом развивает дружелюбие и любовь к другим дживам.

Душе по большому счету нужны только две вещи – любить и быть любимой. Это пища для души. Любовь – природа духовного мира, который соткан из любви… Материальный мир статичен, духовный мир очень динамичен, он постоянно меняется, развивается, и это разнообразие исходит из любовных взаимоотношений.

На самом деле существует лишь две философии – философия заботы и философия эксплуатации. Больше ничего нет, все в мире вертится вокруг этого. Если мы не заботимся, то мы эксплуатируем или соперничаем.

Естественное положение души – служение. В духовном мире все дают друг другу любовь и заботу. Яшо-да, Сукха-да, слог «да» означает «давать». Это и есть сознание духовного мира. Сознание материального мира – брать. В основном здесь все озабочены мыслью: как я могу поэксплуатировать кого-то, как мне взять побольше… Это состояние в материальном мире часто принимает разные формы, ему дают разные названия, и часто это желание эксплуатации называют даже любовью или дружбой. «Ты мне потер спину? Ладно, поворачивайся, я тоже тебе потру».

Чистая любовь держится на бескорыстии, и чем больше бескорыстия, тем большее счастье испытывает джива.

29 7

Планета Кришны – Кришналока – безгранична и имеет форму лотоса. Вокруг в духовном небе плавают планеты Вайкунтхи, и также можно увидеть небольшое облако материального существования (махаттатва), покрытого гунами материальной природы. В этой махататтве хранится бесчисленное количество материальных Вселенных, в одной из которых живем мы. Где-то во Вселенной парит маленькая планета Земля, на которой можно найти такую страну как Россия. В России много городов и деревень, везде живут люди, и каждый из них считает, что именно он все контролирует. Не зная и даже не предполагая, что на маленьком облачке махататтвы он меньше атома…

Чтобы понять, что такое духовный мир и постоянно пребывать в нем, нужно свое сознание возвысить до уровня духовного мира.
У любого живого существа есть желания. Если желаний нет, то живое существо становится подобно мертвому камню. Имперсоналисты пытаются отказаться от желаний, но даже желание отказаться от желаний тоже является желанием. Желания свойственны душе, потому что душа по своей природе динамична, она всегда стремится к разнообразию и не любит статику. Поэтому говорят: «Разнообразие – мать наслаждений». Желания – природа души, и то, чего мы желаем, определяет наше сознание. Но чистый преданный Господа имеет лишь одно желание – удовлетворить Господина своего сердца. «О, мой Господь, я хочу лишь одного – чтобы ты остался доволен мной!» – это единственное желание чистого преданного.

Маха-майя и йога-майя

Итак, есть Верховный Господь, из которого исходит изначальная энергия – сварупа-шакти, которая на одних живых существ действует как йога-майа, а на других живых существ – как маха-майя. Можно сравнить это с электричеством. Если электричество подключить к холодильнику – будет вырабатываться холод, а если его подключить к обогревателю – начнет вырабатываться тепло. Все зависит от того, как использовать данную нам энергию. То же самое с энергией Господа. Мы не можем находиться вне майи, мы всегда в ней, но в какой майе мы пребываем – зависит только от нас самих. В этом заключается свобода выбора живого существа и проявление любви Господа. Бог нам ничего не навязывает, не говорит: «Всегда будь в йога-майе». Он просто интересуется: «Ты точно хочешь быть в маха-майе?»

«Хочу», – отвечает человек.
«Ну ладно, будь», – миролюбиво соглашается Господь.

Свою любовь нельзя навязывать, иначе это уже не будет любовью. К примеру, если кто-то кого-то любит, он свяжет этого человека веревками и скажет: «Я тебя люблю, и отныне ты будешь жить со мной». Это уже не любовь, а насилие…

Поэтому наше право самим выбрать, под влиянием какой энергии нам находиться. Наша независимость заключается в том, хотим ли мы служить Богу или догу, как говорил Прабхупада. Служим либо Кришне, либо материальной энергии. Третьего не дано. Мы всегда кому-то служим, нет такого состояния, когда мы никому не служим. И если мы не служим Богу, значит, мы служим маха-майе.
Людям, которые любят друг друга, не нужно много говорить. Они испытывают одинаковые ощущения и одинаково мыслят. Если один что-то переживает – другой автоматически это переживает. Если мы меняем объект своей любви, ставим в центр своей жизни Верховного Господа, то мы получаем те же самые эмоции счастья, только гораздо чище и интенсивнее.

Бхакти-йога строится только на взаимоотношениях – преданных и Господа. Потому что любовь – это, прежде всего, взаимоотношения, это не игра в одни ворота. Поэтому, как преданные хотят служить своему Господину, так и Кришна хочет все отдать для преданных. Духовный мир можно охарактеризовать одним словом – Любовь…

(продолжение следует)
Записала Говинда Нандини д.д.

Ачьютатма дас (г. Санкт-Петербург)

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No29, апрель 2007