Rss

Что пьёт Господь Нрисимха?

В ведических писаниях, таких как «Шримад-Бхагаватам», записана удивительная история о том, как Верховный Господь явился в облике Нрисимхи – полульва-получеловека, чтобы защитить преданного Ему мальчика Прахладу от отца демона Хираньякашипу. С тех пор Господь Нрисимха неизменно выступает в роли божественного защитника праведных душ.

42 8

В Индии до наших дней сохранилось много великолепных храмов Господа Нрисимхи. В нашем повествовании мы поговорим о славе одного из таких храмов. Это храм Сударшана-Нрисимхи, который расположен на горе Мангала-гири в южно-индийском штате Андхра-Прадеш. Чтобы попасть в это святое место, путешественникам следует вначале доехать до крупного города Виджаявада, стоящего на берегу реки Кришна. Оттуда до селения Мангала-гири останется всего лишь пятнадцать километров пути.

История храма Сударшана-Нрисимхи уходит на миллионы лет в прошлое. Она гласит, что некогда в «Золотой век» Сатья-югу жил ракшас (людоед) по имени Намуча. Как и все другие демоны-материалисты, Намуча был очень привязан к своему физическому телу как к источнику всех видов плотских удовольствий. Ничего не ведая о душе, Намуча мечтал сделаться бессмертным, пребывая в своём бренном теле, состоящем из материальных элементов. Полагаясь на здравый смысл, осуществить такую мечту было фактически невозможно, но Намуча был очень целеустремленным. Он совершил суровые аскезы, посредством которых добился от Господа Брахмы одного очень особого благословения. Намуча попросил, чтобы причиной его смерти не стал никакой, ни мокрый, ни сухой, объект. Так как в мире двойственности всякий объект может пребывать лишь в одном из двух указанных состояний: быть или мокрым или сухим, у Намучи появилась ощутимая надежда, что наконец-то он нашёл верный способ, как обезопасить себя ото всех превратностей судьбы.

Возымев необычайно большое мистическое могущество через совершение аскез, кичливый Намуча вскоре начал притеснять царя небес Индру и прочих небожителей. Тогда с благословения Господа Нрисимхи, Индра вступил в войну с Намучей. В яростной битве войско демона было разбито Индрой, и потерпевший поражение Намуча пустился наутёк. Чтобы, по крайней мере, сохранить собственную жизнь, он решил воспользоваться мистическими силами. Намуча сбросил с себя грубое физическое тело и, пребывая лишь в тонком теле сукшма-шарира (состоящем из ума, разума и воздушных потоков жизнедеятельности), скрылся в глубокой горной пещере, надеясь, что в таком состоянии настичь его будет невозможно.
Тогда Индра с позволения Господа воспользовался огненным диском Сударшаной. Индра окунул диск в морскую пену, которая фактически является ни мокрой, ни сухой субстанцией, и запустил его в демона. В то время кипящий гневом Нрисимха проявился внутри диска Сударшаны, и так, силою непревзойденного могущества Господа, жизненный воздух демона Намучи был сожжён дотла. У подножия горы Мангала-гири до сих пор сохранилось озеро с водой красноватого цвета. Считается, что это озеро образовалось из крови, вытекшей из тела сражённого демона.

Даже после гибели Намучи гнев пришедшего в сильную ярость Господа Нрисимхи не утихал, и напуганные полубоги в течение долгого времени не смели к Нему приблизиться. В конце концов, чтобы успокоить разгневанного Господа, боги поднесли Ему амриту, небесный нектар бессмертия. Испив нектара, Нрисимха смягчился и провозгласил во всеуслышание, что Он и впредь будет милостив к тем, кто будут в будущем подносить Ему подобающие напитки.

Господь далее утвердил, что в Сатья-югу Он будет удовлетворён только небесным нектаром. В Трета-югу Он будет пить топлёное коровье масло гхи. В Двапара-югу Он будет принимать в качестве подношения молоко. А в Кали-югу (текущую ныне эпоху) Господь Нрисимха будет очень доволен подношением из сладкого напитка Панакам, который готовится из смеси воды с коричневым тростниковым сахаром с добавлением чёрного перца.

В Сатья-югу мудрец Вайканаса Махариши поклонялся каменному Божеству Сударшана-Нрисимхи, которое стоит на алтаре в храме на вершине горы Мангала-гири. Кроме того, чтобы принимать подношения в форме вышеупомянутых напитков, Господь Нрисимха Сам отдельно проявился в форме ещё одного Божества, которое выступает прямо из скалы на полпути от подножия к вершине горы Мангала-гири. Нерукотворная львиная пасть этого Божества Нрисимхи широко раскрыта, в неё заливают свои подношения из сладкого Панакам все преданные Господу посетители храма. На местном наречии телугу это Божество сегодня называют именем Панакала-Нрисимха – Нрисимха, пьющий Панакам. С древних времён непрерывной вереницей сюда стекаются паломники со всей Индии. Помня веление Господа, они стремятся напоить Его вкуснейшими напитками.

Уникальной особенностью Божества Панакала-Нрисимхи является то, что когда в Его широко раскрытый рот заливают Панакам, раздается звук: «гул-гул-гул», исходящий из Божества по мере того, как Господь пьёт напиток. В завершение всего, ровно половина предложенного напитка выливается назад изо рта Нрисимхи, уже в качестве прасада (милости) для собравшихся преданных. Причём не важно, сколько бы ни было предложено напитка, Нрисимха всегда выпивает лишь ровно половину, а вторую половину возвращает обратно поклоняющимся Ему людям.
Можно, конечно, предположить, что такой феномен случается в результате действия какого-то встроенного внутри Божества механизма. Однако есть интересный факт, который доказывает, что в этом Божестве на самом деле есть особое присутствие Господа. Дело в том, что в жарком тропическом климате Индии со сладостями повсеместно возникает одна и та же проблема. Где бы они не находились, в доме или на кухне, их вскорости атакуют неизвестно откуда появляющиеся целые полчища муравьёв. Те, кто отправляются в поездку по Индии, поэтому должны быть начеку и оберегать запасы своей сладкой провизии многослойной упаковкой, иначе есть реальная опасность неожиданно обнаружить в собственной коробке со сладостями несколько тысяч в блаженстве пирующих муравьев. Однако удивительно, несмотря на то, что литры и литры очень сладкого Панакам предлагаются каждый день Господу Нрисимхе в Мангала-гири, там не появляется ни единого муравья по всей окружности храма!

Кроме того, тайной является, куда же девается такое невероятно большое количество сладкого напитка? Одна из местных легенд высказывает версию, что холм, на котором расположен храм, является вулканическим образованием, а Господь Нрисимха – это  божество огня вулкана. Постоянно втекающий внутрь горы сладкий напиток нейтрализует химические соединения серы, и таким образом вулканический огонь (гнев Господа Нрисимхи) естественным образом утихает внутри вулкана.

Гададхара Пандит дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No42, май-июнь 2009