Rss

Духовный учитель – это тот, у кого мы учимся думать

Однажды преданный спросил меня: «Как вы думаете?» Он имел в виду мой мыслительный процесс. Я ответила: «Я думаю так, как думает мой духовный учитель. На протяжении какого-то времени я много слушала, как он проповедует. Через речь мы воспринимаем и мыслительный процесс. У каждого духовного учителя есть определенный дух, в котором он мыслит. Когда мы слушаем продолжительное время, мы входим в его дух, а потом сами мыслим в подобном же духе. Например, мой духовный учитель подчеркивает, насколько важно быть правдивыми в духовной жизни. Мы должны делать то, о чем мы говорим. Слова никогда не должны расходиться с делами. Некоторые люди используют религию как ширму. Религиозные лозунги можно вывесить на флаг и махать этим флагом. Но религии не место на флаге. Ее место в сердце, и нам необходимо очистить сердце, чтобы поместить туда религию. Это то, к чему он призывает. Это важно для него, и потому это важно для меня».

Сейчас я думаю о том, как это, в действительности, важно – научиться думать так, как делает это твой духовный учитель. Первый шаг на пути к этому – понимание того, что «я мыслю неправильно». По крайней мере, со мной все было именно так. В определенный момент я поняла, что мыслю неправильно, что мой ум дает мне какую-то ложную картину мира. Сам духовный учитель указал мне на это. Тогда я сознательно перестала пытаться думать самостоятельно и стала слушать.

Услышав это, непреданные сказали бы: «Вот что значит иметь духовного учителя. Это означает, что ты уже даже и думать не можешь самостоятельно». Но преданные понимают, что следует понимать под словами «теперь я думаю как мой духовный учитель» и «я больше не думаю так, как раньше». Гуру показывает нам, как воспринимает мир, как думает тот, кто отождествляет себя со слугой духовного учителя и Кришны. Мышление, от которого мы отказываемся, – это мышление эгоцентрика, который смотрит на мир со своей колокольни. Мы также отказываемся измышлять, то есть думать, не опираясь ни на какие подлинные авторитеты. И, милостью гуру, мы учимся мыслить в соответствии с шастрами.

Конечно, нелегко достичь в этом высот и полностью перенять образ мыслей духовного учителя, который столь отрешен, столь опытен в духовной жизни. Но даже если мы переймем хотя бы центральную часть в его способе мышления, мы сможем достичь ништхи, то есть устойчивости в преданном служении. И в тот момент мы ощутим, что духовный учитель стал довольным тем, как и о чем мы мыслим.

Химавати деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No16, февраль 2006