Rss

Фестиваль как апогей общей ягьи

33 9

– Шуддха прабху, как официально называется Ваша должность на фестивале?

– Председатель оргкомитета фестиваля.

– Как давно вы занимаетесь организацией фестивалей?

– В 1999 году мы первый раз проводили вьясапуджу Индрадьюмны Свами, и с этого все началось. Это было весной. Это были фестиваль на Нрисимха-чатурдаши. Потом мы проводили несколько лет два фестиваля в год – весной и летом, последние годы только один раз, летом или осенью.

– Сколько народу приезжало на первые фестивали?

– Шестьсот-семьсот, до тысячи человек.

– Как на протяжении почти десяти лет развивались фестивали?

– Преданных привлекла идея фестивалей. Возникла идея перенести всероссийский сухаревский фестиваль сюда на побережье. Здесь хорошие условия для проживания, для отдыха, и эту идею поддержали Госвами Махарадж и Дхармарадж прабху. Так было решено проводить здесь большой фестиваль. Какое-то время он проходил в Дивноморске, потом в Анапе, теперь здесь, в Кринице.

– Какими критериями вы руководствуетесь при выборе места для фестиваля?

– Много разных критериев. Прежде всего, возможность кухни для того, чтобы кормить три тысячи человек, само место, его уровень благости, возможность разместить большое количество преданных недалеко друг от друга, возможность проводить параллельно несколько семинаров – наличие залов, а также близость к транспортным узлам. Например, в Анапе – аэропорт и ж/д вокзал, фестиваль был в центре города, и мы были в массе отдыхающих. Сложно проводить ночные киртаны, это кому-то не нравилось, не нравились наши одежды, были нападки со стороны казаков, поэтому мы решили, что для такого семейного вайшнавского фестиваля больше подходит спокойное изолированное место. Здесь практически нет посторонних, и в это время базы отдыха могут предоставить нам места для проживания. В связи с олимпиадой курорты усиленно развиваются. Губернатор края высказал идею о том, чтобы сентябрь по всей стране сделать неучебным месяцем, чтобы поток отдыхающих не прекращался. Я думаю, что, в принципе, это возможно. Поэтому сейчас, в это теплое время, сложно найти базу, которая была бы свободна, практически таких баз на побережье нет, а эта база закрывается с 10 сентября, и в этом году мы смогли провести даже три больших фестиваля: фестиваль грихастх, фестиваль санкиртаны и фестиваль «Садху-санга».

– Сколько участников на фестивале в этом году?

– Зарегистрировано где-то две с половиной тысячи, это немного меньше, чем в прошлом году.

– Кто приезжает из почетных гостей, кто приезжает постоянно, кто определяет, кого приглашать?

– Обычно этим занимался Госвами Махарадж, но сейчас мы приходим к тому, что почетных гостей может приглашать расширенный состав лидеров. Есть лидеры и духовные учителя, которые приезжают регулярно, для них это как садхана, и есть те, которые приехали первый раз. В этом году первый раз приехал Дина Бандху прабху, он редко выезжает из Вриндаваны.

Чем отличается фестиваль в этом году от всех предыдущих, какие особенности вы могли бы выделить?

– Много менеджерских нововведений, так как каждый год появляется какой-то опыт, в частности, с этой базой. В прошлом году мы не учли некоторые нюансы, и было много сложностей, в частности, с размещением преданных. Хотя есть проблемы и в этом году, но, в целом, я считаю, что мы справились с поставленной задачей послужить преданным.

33 10

Другой момент, который меня очень вдохновляет на этом фестивале, это то, что мы поменяли концепцию, и фестиваль теперь называется фестивалем развития вайшнавских общин. Главная цель, которую мы поставили перед собой – сделать фестиваль площадкой объединения российской ятры. В этом году произошел сильный прорыв – много преданных приехало организованными группами, что облегчило нашу организацию. Проявился дух служения на местах. Преданные помогали друг другу в подготовке к поездке – бронировали жилье, покупали билеты. Это очень вдохновляет. Эти группы приехали, их легко было встретить, так как они заранее подали заявку, они быстро разместились и зарегистрировались, чего раньше не было. Идея состоит в том, чтобы и дальше вдохновлять преданных. Когда я смотрю на большие группы преданных, перед глазами возникает картина, когда преданные добирались на Ратха-ятру в Пури, когда там присут-ствовал Господь Чайтанья. Все приезжали с разных мест, Адвайта Ачарья с одной стороны, Нитья-нанда прабху с другой, они приез-жали группами и заботились друг о друге.

Кроме того, группы преданных приняли на себя обязанность дежурить один день – день служения. У всех было сомнение – как это сработает. Мне даже пришлось убеждать наших лидеров, что это сработает. У нас уже был такой опыт. Мы проводили фестиваль в горах, там была аудитория непреданных. Они заплатили большой фестивальный взнос – десять тысяч рублей. Изначально мы говорили, что мы приехали не как потребители, мы приехали в духе служения, в духе самоотдачи, в духе изобилия. Наша группа была разделена на подгруппы, эти подгруппы дежурили, и в конце обычные люди писали в отзывах, что это был незабываемый опыт, хотя там были удивительные горы, водопады, но контакт и бескорыстная отдача другим сильно привлекали. Так что сейчас, в Кринице, хотя некоторые лидеры сомневались, но когда они попробовали, они почувствовали большое вдохновение.

33 11Еще всех вдохновило то, что утро посвящено прославлению Шрилы Пробхупады. После гуру-пуджи разные духовные учителя рассказывают о своих взаимоотношениях с Шрилой Пробхупадой, о его наставлениях, а вечерами Дина Бандху прабху рассказывает Кришна-катху, и идея в том, чтобы перед киртаном сосредоточить внимание всех на лиле Кришны.

Еще одно нововведение, если вы обратили внимание, то, что нет отдельных культурных программ, но они вплетены в киртан. Все киртаны проходят с особым настроением. Мы стараемся вдохновлять преданных не участвовать в других параллельных программах – их просто нет. Все приходят на Кришна-катху, а потом все участвуют в киртане. На каждом из вечеров киртан посвящен какому-то воплощению Кришны. У нас был Нрисимха-киртан, вчера была Кришна-лила, сегодня будет Рама-лила. Махараджи заранее встречаются с артистами, договариваются, и они поют с определенным настроением.

– Расскажите об организации фестивалей, что было интересного или трудного в вашем опыте.

– Я помню такой яркий случай. Я часто убеждаюсь в том, что не мы организовываем фестиваль, что мы лишь инструменты в руках Кришны. Если мы в таком настроении, то все проблемы легко решаются. На одном из первых фестивалей в Дивноморске, когда в последний день мы подвели итог, то увидели, что нам не хватает для покрытия всех расходов 1200 долларов. Тогда мы только начинали проводить фестивали. Вся ответственность лежала на нас. В какой-то момент я подумал, что, в конце концов, у Кришны есть эти 1200 долларов, и я смотрел на большое изображение Господа Джаганнатхи и молился: «Господь Джаганнатха, Ты всем управляешь, у Тебя все есть». Когда я вышел из алтарной, меня остановил один преданный, который сильно торопился на самолет. Он сказал: «Мне срочно надо уехать, у меня остались деньги, я хотел сделать пожертвование, но не знал, как это сделать. У меня осталось 1200 долларов, я хотел вам пожертвовать».

33 12

Теперь другая история. Вивасван прабху отвечал за раздачу прасада. Он звонит и говорит: «Преданные, которые получили инициацию, остались без прасада. У них такой праздник, а мы ничего не можем для них сделать. Никакого прасада нет». Мы не знали, что делать. Все-таки преданные приехали, получили инициацию, им обещали, что потом их отдельно накормят. И эта группа уже подходит, и никто не знает, что делать. Вивасван уверен, что проверил все баки, все пустое, нигде ничего нет, уже все вымыли. Они пришли и сказали: «Мы пришли на прасад». Вивасван говорит: «Ну, заходите». И он говорит мне: «Я не знаю, что делать.» И вдруг звонит пуджари из алтарной и говорит: «Тут Нрисимхадеву предлагали 108 блюд и про них забыли, кто-то может их раздать?». Вивасван отвечает: «Да, да!» Преданные, которые получили инициацию, а их было около 108 человек, так и получили эти 108 блюд.

33 13

В таких ситуациях, когда мы хотим искренне служить, происходят такие истории. Я думаю, что каждый преданный должен приезжать на фестиваль не с желанием что-то получить, не с желанием решить какие-то свои проблемы. Настроение должно быть таким, что мы приезжаем для того, чтобы служить другим, для того, чтобы помогать другим преданным решать их проблемы и брать их беспокойство на себя. Тогда наше собственное беспокойство уходит. Это то, в чем мы убеждаемся каждый раз. Эта идея сделать фестиваль вайшнавских общин таким, чтобы каждый приезжающий чувствовал ответственность за свой фестиваль. Это фестиваль не какой-то группы людей, которые работают, а мы приезжаем в духе потребления, заплатив взнос. Нужно, чтобы каждый чувствовал, что это его фестиваль, с настроением самоотдачи и готовностью решать чужие проблемы.

– Как вы оцениваете фестиваль на Украине?

– Мы являемся партнерами и даже дружим с лидерами фестиваля, учимся у них, они у нас учатся чему-то. Но я бываю против, когда наш фестиваль сравнивают по размаху с Маяпурским или по уровню сервиса с Украинским. Мне кажется, что само сравнение не всегда уместно, потому что чаще всего сравнение вызывает зависть, дух конкуренции, это не вайшнавский подход. Мы служим вайшнавам, как можем. У нас была встреча с лидерами руководящего совета ЦОСКР, где мы решили, что не будем копировать модель украинского фестиваля в том, чтобы сделать наш фестиваль бесплатным. Мы против понятия «бесплатный», здесь нет каких-то плат, а есть вклад, жертва и есть самоотдача и ответственность. Поэтому, это вопрос проповеди на местах, вопрос правильной организации, прозрачности бухгалтерии, отчетов. Поэтому еще одно нововведение – мы расширили департамент учета приходящих средств, жесткая профессиональная бухгалтерия и с помощью аудиторов мы нашли модель учета расходов средств. Поэтому мы будем снижать этот взнос, но полностью его убирать нет смысла. Потому что это порождает другие сложности.

– Каковы перспективы развития фестивалей «Садху-санга»?

– В связи с тем, что Сочи объявили олимпийским городом, все будет дорожать. Если какие-то средства остаются после фестиваля, на них мы будем развивать имущественную базу, покупать аппаратуру, чтобы в будущем не арендовать это за большие деньги. Но самое лучшее – это найти свою собственную базу для проведения фестиваля. Похоже, что Кришна на молитвы преданных отзывается. Дай бог, чтобы все получилось. Надеемся, что в будущем у нас будет своя база, которую мы сможем развивать, как проект местной общины и место для проведения фестивалей. Надо выкупить землю и построить что-то подобное Маяпуру. Здесь есть недалеко от моря большое озеро, идет процесс оформления документов на участок земли. Но мы не хотим забегать вперед, ничего декларировать, чтобы ничего не сорвалось. Мы хотим развивать фестиваль, чтобы приезжало больше преданных, чтобы они приезжали организованными группами. Тогда не важно, на какой базе будет проходить фестиваль, главное – с каким настроением. Идея в том, чтобы фестиваль стал мощным источником вдохновения на весь год, чтобы весь год преданные жили подготовкой к общей ягье, чтобы всю жизнь проживали как фестиваль, как ягью, и чтобы этот фестиваль стал апогеем этой общей ягьи, которая бы не только влияла на наше общество, чтобы это был наш вклад в духовное развитие всей страны.

– Спасибо большое. Харе Кришна!

Вопросы задавал Лакшмана Прана дас

Интервью Шуддхи прабху о фестивале «Садху-санга-2007» в Кринице

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No33, сентябрь-октябрь 2007