Rss

Философский дневник Шачинанданы Свами

Духовная операция  и обещание Кришны

46 2

«Нельзя больше откладывать, – сказал хирург. – Мы должны сделать это сейчас».
«Хорошо, – ответил я, – а когда сейчас?»
«Как только вас доставят в операционную! Увидимся, теперь я займусь необходимыми приготовлениями», – проговорил мой доктор.
Вот так начинается моя история, поделиться которой меня просили многие друзья. Это история о защите и о том, как исполнилось божественное обещание.

Операция

В течение многих лет я страдал от абсцесса, который становился то более, то менее болезненным. Поскольку я не знал, в чем было дело, и всегда надеялся, что это как-нибудь само по себе пройдет, то старался просто терпеть приступы боли. Но однажды, когда я освобождал свою полку от ненужных вещей, боль вернулась с неимоверной силой. Однако на этот раз произошло нечто новое – я услышал внутри себя голос: «Пришло время. Иди к специалисту. Ты получишь хороший совет. Я буду с тобой. Я обещал, что буду всегда защищать Своих преданных. Верь – и не бойся. Помни о Моем обещании».

В жизни бывают волшебные мгновения, когда вы ясно чувствуете связь с чем-то высшим, и это было одним из таких мгновений. Всё остальное произошло молниеносно. Не успел я опомниться, как лежал на каталке, одетый в «костюм ангела» – операционные одежды. К запястью была прикреплена бирка с моим диагнозом, чтобы меня случайно не перепутали с другими пациентами, которые въезжали в комнату перед операционной, как самолеты перед взлетом. Быть перепутанным с кем-то здесь могло означать, что вместо абсцесса вам удалят желудок…
Меня очень удивило, что, несмотря на пугающую обстановку хирургического отделения, я был совершенно спокоен. Настолько спокоен, что все медсестры, которые подготавливали инструменты и присматривали за только что «очнувшимися» пациентами, подходили поговорить со мной. «Что с вами случилось? Почему вы так умиротворены и счастливы?» – спрашивали они. Мне не хотелось рассказывать им об истинных причинах – о двух источниках вдохновения:

1. О том обещании.
2. О молитвах «Шаранагати»:

«О Господь, Ты полон сострадания и милости.
Ты уносишь прочь все страхи, так как всё находится в Твоей власти.
Никто в этом мире не может спасти меня.
Теперь я оставил всё и пришел к Твоим стопам.
Я – Твой вечный слуга, и лишь Ты поддерживаешь мое существование.
Более я не принадлежу себе.
Я – Твой»
(Шрила Бхактивинод Тхакур).

Затем пришел анестезиолог, с которым до этого у нас уже была краткая беседа. Он тепло улыбнулся и спросил: «Помните, что нужно делать?» Я кивнул. «Подумайте о своей любимой мечте, о той духовной цели, где вы действительно хотите быть… Хорошо, сейчас мы введем вам в вену белую жидкость – будет жечь. Оставайтесь со своей целью! Оставайтесь…»

Пока я старался сосредоточиться, все вокруг меня постепенно исчезло… Но затем я увидел священную реку Ямуну, дерево калпа-врикша и – о, могло ли это быть правдой – такая доброта… такое сияние… такое великолепие… О, слова, почему вы не приходите мне на помощь? О, слабое перо, почему ты перестало писать?..

Следующее, что я помню, – это как проснулся в своей палате и мой секретарь обратилась ко мне: «Мы всем сообщили. Ани, скрипачка, хотела прийти и сыграть на скрипке, чтобы поднять вам настроение и ускорить выздоровление. Вы не против?»
Я удивился и с радостью согласился!

Мир страданий и магия музыки

46 3

В первую ночь моего пребывания в больнице был повторно госпитализирован для экстренной операции тяжелый больной (с запущенным раком толстой кишки). Всю ночь он стонал от боли, несмотря на обезболивающие препараты, которые вливались внутривенно в его истощенное тело. Через день после операции он потерял сознание в ванной комнате, и помочь ему не мог никто, кроме меня, похромавшего со своей постели, чтобы позвать медсестру (на кнопку вызова никто не ответил). О, это были ужасные ночи и суматошные дни в мире страданий.
Вскоре остальные пациенты узнали, что среди них находится монах, и стали приходить ко мне, чтобы обсудить свои проблемы и наболевшие вопросы.

Помню одного больного, которому постоянно вводили внутривенно морфин, чтобы отвлечь от боли. Он рассказал, что лежит здесь уже два месяца и видит, что врачи не знают, как ему помочь. Я стал говорить такие слова, как «прими прибежище» и «пробуди лекарство внутри себя», но он посмотрел на меня со слабой улыбкой и сказал: «Я не обучался таким вещам».

Я разговаривал с медсестрами и спросил, что в их профессии самое трудное, и получил три интересных ответа.
«Когда пациент говорит: «Оставьте меня в покое и дайте умереть»», – сказала сестра Марга.
«Когда мне приходится мыть беспомощного пациента и вдыхать самые ужасные запахи», – рассказала молоденькая медсестра, которая, очевидно, лишь недавно начала работать в этой сфере.
«Когда мне приходится говорить молодому человеку, что он обратился в больницу слишком поздно, и, возможно, ему следует готовиться к неизбежному», – призналась сестра Магдалена.

Много замечательных преданных навещало меня, чтобы ободрить и поддержать.

Когда Ани заиграла на скрипке в нашей палате, пришел мой доктор, послушал, одобрительно покивал головой и попросил ее сыграть в коридоре, чтобы другие пациенты тоже могли послушать. Он объяснил: «Им нужно освободить ум от страха и отчаяния, иначе они не смогут поправиться. Музыка пробуждает в нас самое лучшее. Это настоящее лечение».

В тот день многие двери отделения № 5 открылись, чтобы впустить музыку жизни.

Возможно, в следующий раз мы проведем киртан.

Сокровища, найденные в больнице

46 4

Как видите, в больнице у меня была масса впечатлений. Эти картины продолжают проплывать у меня перед глазами и сейчас, в период

выздоровления. Но одну я помню постоянно – как Господь исполнил Свое обещание.
Вот что говорится в одном стихе из священных книг о божественном обещании:

«Вот Мой обет: если человек хотя бы однажды всерьез отдаст себя Мне со словами: «Мой дорогой Господь, с этого дня я – Твой», – и будет молить Меня о бесстрашии, Я без промедления избавлю его от всех страхов. С этой минуты он постоянно будет в безопасности» («Ч.-ч.», Мадхья-лила, 22.34; «Рамаяна», Юддха-канда, 18.33).

Кришна готов тут же взять под Свою защиту того, кто искренне скажет: «Мой дорогой Господь Кришна, я долгие годы жил в материальном мире, забыв Тебя, однако сейчас я предаюсь Тебе. Я – Твой искренний и верный слуга. Пожалуйста, займи меня служением Тебе» («Ч.-ч.», Мадхья-лила, 22.33).

Также царица Кунти прославляет Кришну за выполненное обещание: «Даже солнечные лучи могут остыть, а лунные – стать теплыми, но что бы ни случилось, Ты никогда не нарушишь Своего обещания» («Нектар преданности», стр. 201).

Все время, пока я оставался в больнице, я четко видел, как Кришна пронес меня через непростое испытание тяжелой операции. Я чувствовал неодолимое желание выбежать на улицу, поднять вверх руки и рассказать миру о том, что Кришна действительно защищает того, кто искренне обращается к Нему. Для этого лишь необходимо выйти за пределы нашего крошечного мирка, состоящего из ненужных планов и тревог, и с верой обратиться к Нему. Тогда Он немедленно появится – ведущий, несущий, защищающий, снабжающий всем необходимым, поддерживающий – проще говоря: заботящийся.

Выздоровление

Теперь я – вновь в Гаура Бхаване, моем доме недалеко от Берлина, с длинной, глубокой, еще незажившей раной и счастливым умом. Настало время выздоровления, как физически, так и во всех других отношениях. Каждое событие, происходящее в этом мире, имеет несколько измерений. Я молюсь о том, чтобы эта операция удалила не только абсцесс, но и неверные представления о жизни. Пусть тучи тревог и беспокойств никогда больше не возвращаются. Пусть они исчезнут раз и навсегда не только для меня, но и для многих знакомых и незнакомых мне людей.

Есть очень подходящее изречение китайского монаха Ву-мена: «Если твой ум не покрыт облаками ненужных вещей, это самый лучший сезон твоей жизни».

Эпилог: размышления после полной анестезии

Сейчас я возвращаюсь от врача, который осмотрел мою медленно заживающую рану (не пугайтесь, в этом нет ничего особенного). И, естественно, я размышляю о том, как буду жить, когда окончательно поправлюсь. На что направлю свои усилия? Пока за окнами машины мелькают привычные виды Берлина, мои мысли вновь и вновь возвращаются к наркозу. Во время наркоза знакомый мир вокруг нас постепенно тает и полностью исчезает. Мы входим в область подсознания и бродим по неведомой стране, где сталкиваемся со множеством странных фигур и событий. Но когда мы просыпаемся, то обо всем забываем. Остается лишь некое неприятное чувство – и всё.
В эти дни я понял, что мое пребывание в материальном мире сродни видениям человека под полной анестезией. Это не реальный мир. Он иллюзорный и не особо привлекательный. Только когда мы пробудим наше изначальное, естественное духовное сознание, мы познаем настоящую жизнь. Тогда снова будет любовь, снова отношения, снова Радха-Кришна (Бог), снова дом, снова беспредельное счастье… Только звезды, свидетели моих молитв, знают, как сильно желаю я проснуться в этой вечной реальности. Я понимаю, что для того, чтобы духовная реальность целиком раскрыла себя, я должен полностью освободиться и очиститься от анестезии материальной жизни, ведь, как однажды очень точно сказал Торо: «Лишь тот день рассветает, в который мы проснулись».

Я искренне надеюсь, что узнав как о темной, так и о светлой стороне моей истории, вы обретете вдохновение и бесстрашие на своем духовном пути. Мысль, которую я пытался выразить так многословно, проста: «Кришна выполняет Свое обещание, а нам, чтобы получить Его дары, надо просто позволить уйти ненужным вещам. Лучше, если мы сделаем это добровольно…»
Весна 2010 года

46 5

Как превратить внутреннюю боль в великое приобретение: измените свое видение

Все мы знаем на собственном опыте или из бесед с другими людьми, что ничто так не овладевает нашим умом, как боль разочарования во взаимоотношениях. Даже любовь не настолько занимает наши мысли, как нанесенное оскорбление! В голове постоянно крутится: «Почему она так сказала? Почему он так поступил со мной? Я не заслуживаю такого обращения…»

Если человек принимается за духовную практику в таком умонастроении, то вскоре он становится рассеянным и чувствует неудовлетворенность. Есть простой совет, как преодолеть такие ментальные блоки. Пожалуйста, попробуйте – это действительно помогает!
Пожалуйста, никогда не чувствуйте разочарования, беспокойства или раздражения из-за неприятностей, которые причиняют вам другие люди. Всем нам приходится встречаться с какой-то кармой. Как вы, возможно, знаете, существуют три вида кармы:

  • Карма, которую можно легко изменить с помощью благочестивой деятельности, такой как повторение мантр или проведение особых жертвоприношений.
  • Карма, которую нельзя изменить так легко. Даже хотя мы совершаем благочестивую деятельность, остается 50%-я вероятность того, что этот второй тип кармы все еще остается с нами. Несмотря на наши усилия увеличить свое благочестие и духовность, она по-прежнему поджидает нас. Но благодаря «надлежащей практике и отречению» появляется 50%-я вероятность того, что она уйдет.
  • Карма, которая обязательно будет воздействовать на вас, пока вы находитесь в материальном теле. Все, что вы можете сделать, – это научиться жить с этой кармой, изменив свой взгляд на нее и ее причины. Именно этот третий (и второй) тип кармы Кришна сводит к минимуму для своих преданных, чтобы дать им все еще необходимые уроки. Но, тем не менее, она неизбежна.

К третьей категории кармы относятся страдания, причиняемые другими людьми (адхибхаутика-клеша). Царица Кунти упоминает этот тип кармы, говоря о страданиях, связанных с социальными отношениями: «Раздоры же между живыми существами возникают только на почве социальных отношений» («Бхаг.», 1.8.28).

Шрила Прабхупада поясняет: «Кала приносит обусловленной душе и счастье, и страдания. И то и другое предначертано вечным временем. Как страдания приходят к нам не по нашей воле, так и удача может неожиданно свалиться нам на голову, потому что все это предопределено калой. […] Каждый страдает и наслаждается тем, что уготовано ему судьбой. Вступая в социальные отношения, живое существо само определяет свою судьбу».

Преданный либо совсем не общается с непреданными, либо делает это как можно меньше. Кроме того, даже во время этого минимального контакта его окружает защитная броня, так что беспокойства, причиняемые другими людьми, не проникают «под кожу». Преданный никогда не отдает полностью своего сердца непреданным, поэтому они больше не могут стать орудием неизбежной кармы. И все же кто-то должен им стать, поскольку, как мы уже сказали, эта карма обязана прийти! Проявить ее могут только те, кто близки и дороги нам!

Единственные люди, которые способны задеть вас в социальных отношениях, это преданные. Они становятся агентами вашей кармы. Чтобы прояснить этот момент, раскрою вам одну особенность моего гороскопа. Все мои астрологи говорят, что люди, которые соприкасаются со мной, как правило, ценят это общение и чувствуют благодарность. Однако при этом всегда находятся другие, кто критикуют и жестоко нападают на меня «без видимой причины». Однако я вижу тому «хорошую» причину: это моя карма! Я имею в виду третий тип кармы – та, которой нельзя избежать.

Так как я не раскрываю своего сердца непреданным и, следовательно, не могу пострадать от них, именно преданные «с готовностью» несут мне кармические реакции моих прошлых жизней.

Но даже в случае таких «страданий от взаимоотношений» у нас есть свобода! Мы можем выбирать, как нам реагировать. Хотим ли мы быть разочарованными, сердитыми или, того хуже, желать отомстить? Если так, мы только продлим свои несчастья. Самое лучшее – это спокойно терпеть то, что приходит к нам, понимая, что этому суждено случиться, так или иначе.

Такие страдания не бессмысленны. Они имеют большое значение, так как побуждают нас искать прибежище у лотосных стоп Радхи и Кришны, которые щедро одаривают Своих преданных самым ценным сокровищем – атма-рати – божественной духовной любовью к Ним.
Как мы можем превратить страдания, причиняемые другими людьми, в помощь нашему духовному продвижению? Для этого нужно одухотворить свое видение.

В «Шримад-Бхагаватам» мы находим пример брахмана Аванти, который, размышляя над бедами, причиненными ему другими людьми, понял одну удивительную вещь. Он ясно увидел, что его несчастья были не чем иным, как скрытой милостью Господа. Его оклеветали, отняли у него все и даже побили. Однако сказал себе так: «Шри Хари, Господь полубогов, должно быть, доволен мной. Только Его милостью я оказался в этом жалком положении и так развил в себе отрешенность, которая, словно лодка, переправит меня через океан материального существования».
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур комментирует: «Когда брахман понял, что страдания помогли ему развить отрешенность, он преисполнился радости, понимая, что его так называемая неудача в действительности была особой милостью Господа. Такая отрешенность от материалистического образа жизни является верным признаком беспричинной милости Господа, и для брахмана она стала подходящей лодкой, на которой он смог пересечь океан материального существования» («Бхаг.», 11.23.28).

Таким образом, на более глубоком уровне мы находим только приобретения… даже во внутренней боли!
Весна 2010 года

Возрождение духовного сердца

Прабхупада очень интересно объяснил, как можно научиться любви к Кришне. Он привел пример с помолвкой детей. Обычно девочки и мальчики, пока они еще маленькие, не отличаются особым умом, и они постоянно плачут. Однажды я играл с одной маленькой девочкой. Я тогда тоже был еще маленьким. Мы боролись, и когда она оказалась на лопатках, она заплакала. Я подумал: «Вот какая глупая! Эти девчонки совсем не умеют играть!». Девочки тоже думают, что мальчишки очень грубые, и в голове у них опилки. Но, с течением времени, это настроение меняется.
В ведические времена мальчиков и девочек женили в очень раннем возрасте. Конечно же, никаких чувств они друг к другу не испытывали. Также и преданный, пока он очень юн в сознании Кришны, он ничего не ощущает по отношению к Кришне. Но когда девочке исполняется 14 лет, родители говорят ей: «Почему бы тебе ни пойти к этому мальчику и не отнести ему сандеш?». Девочка начинает стесняться, старается украсить себя, потом она идет, отдает сандеш и сразу же убегает. И если вы спросите, она не сможет объяснить те чувства, которые она испытывает. Но мы-то знаем, что происходит. Она просто выросла. И у нее естественным образом развились чувства к этому мальчику. Мальчик в это время тоже думает об этой девочке: «Сегодня она принесла сандеш, похоже, не все девчонки глупые!». Он идет к отцу и спрашивает: «Папа, что происходит?». И отец говорит: «Когда я впервые встретил твою маму..».

Невинная привязанность быстро усиливается. Это происходит, благодаря служению.

Если вы хотите, чтобы ваша привязанность к святому Имени усиливалась, служите святому Имени. Вы должны что-то делать в служение Кришне и распространять Его святое Имя. Тогда вы получите все благословения! Если хотя бы одному человеку вы поможете воспевать Харе Кришна, вы получите столько благословений! И еще больше благословений, если вы поможете какому-нибудь преданному воспевать Харе Кришна. И какое это благословение? – Кришна будет непосредственно с вами, когда вы будете воспевать!

Загляните в свое сердце и подумайте, какой замечательный Кришна! Найдите в своем сердце благодарность Кришне. Оживите свое сердце, изгоните из него пустыню, одинокую пустыню, наполненную болью и страданием. Пригласите в свое сердце Кришну, воспевая Его святое Имя.
Анапа-2005

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No46, апрель-июнь 2010