Rss

Город, который любят все

Джаганнатха-Пури встретил нас ясной солнечной погодой, прохладным ветерком с океана и предвкушением чего-то очень хорошего и радостного. Бывает у вас такое, когда с утра без причины очень радужное настроение, а потом выясняется, что не напрасно, потому что день заканчивается каким-то сюрпризом и приятной неожиданностью?

Точное такое же ощущение возникло у меня, когда мы ехали в пять утра с вокзала по тихим, уютным улочками Джаганнатха-пури. Я с жадностью смотрела по сторонам, отмечая чистоту (здесь есть дворники, убирающие улицы) и некую цивилизованность (насколько это возможно в таких маленьких городках) по сравнению с сельскими просторами Враджа и Навадвипы, практически не тронутыми так называемой цивилизацией. Кстати, вспоминая о Врадже, хочется привести в качестве примера такой необычный эпизод – маленькая деревушка, где все напоминает о Кришне, где время остановилось еще пять тысяч лет назад, и завод «Кока-колы», расположенный по дороге к Матхуре и Гокуле. Что ж, Индия – страна контрастов…

После недолгих поисков подходящего отеля мы выбрали наилучший вариант – гостиница ИСККОН, в которой с раннего утра на первом этаже уже готовится ароматная пища для Божеств Шри-Шри Гаура-Нитай, где все улыбаются и говорят друг другу «Харе Кришна», где по-домашнему уютно, тепло и светло.

Номер нам достался с видом на купол храма Господа Джаганнатхи, и это было очень здорово. По вечерам, когда становилось темно, купол храма светился, будто яркая звезда на ночном небе. Я сразу же вспомнила, как Харидас Тхакур, которому из-за его мусульманского происхождения вход в храм был запрещен, медитировал на чакру Джаганнатха-мандира. Господь Чайтанья говорил, что поклонение чакре этого храма приравнивается к поклонению самому Господу Вселенной – великому Джаганнатхе…

После омовения и устройства на новом месте мы отправились посмотреть близлежащие окрестности. Улочки в этой части города, близкой к океану, узкие, как во Вриндаване, и очень красивые – все дома разноцветные, причудливой формы, храмы небольшие и радостные.

11 1

Вот самадхи Харидаса Тхакура, где Сам Господь Чайтанья закопал его тело после того, как потанцевал, держа его на руках. На стенах нарисованы сцены из жизни Харидаса, начиная с его рождения и заканчивая уходом из этого мира… В самадхи три алтаря, на которых возвышаются Господь Чайтанья, Господь Нитьянанда и Адвайта Ачарья. Они милостиво смотрят на всех паломников, даря каждому драгоценные жемчужины своих улыбок…

Хорошо и спокойно здесь, и кажется, что время остановилось. Возникает ощущение, что Харидас Тхакур лично присутствует в этом святом месте и дарит вдохновение всем просящим и молящимся…

В одном из матхов мы увидели очень красивое Божество Вринды-деви, над головой которой росло деревце туласи. Это было очень оригинально и необычно, да и вообще Божества Вринды не часто встречаются в святой дхаме, до этого я видела такое Божество лишь на Вринда-кунде в окрестностях Нандаграма. Мы смиренно и трепетно поклонились Вринда-деви, моля ее о милости и любви к Кришне…

А потом мы пошли по широкой дороге в сторону Джаганнтаха-мандира, кланяясь небольшим храмам, слушая призывные возгласы уличных торговцев, повторяя святые имена в ожидании сладостной встречи. В Пури очень много калек – больше, чем в других индийских городах. Вот они сидят рядком и перед каждым – тарелка или бидончик, в который можно положить деньги или насыпать риса. Может быть, их здесь так много, потому что они приезжают в этот город в надежде на помощь Господа Вселенной?

11 2

Аруна-стамба у входа в Джаганнадха-мандир

А вот и поворот к Сиддха-бакулу – знаменитому месту, где Харидас Тхакур повторял три лакха святых имен и медитировал на чакру храма Господа Джаганнатхи. Сам Господь Чайтанья дал ему такое наставление. Каждый день, возвращаясь из храма, Господь заходил к Своему возлюбленному преданному, чтобы угостить его прасадом и поговорить…

Однажды Господь увидел, что Харидасу очень тяжело сидеть под палящими лучами солнца, и Он воткнул в землю зубочистку Господа Джаганнатхи. Тут же из нее выросло прекрасное и раскидистое дерево бакул, в тени которого Харидас Тхакур продолжал воспевать святые имена. Через много лет царь приказал срубить это дерево, и тут произошло великое чудо – сиддха-бакул за одну ночь искривился, а когда рабочие стали его рубить, они увидели, что оно еще к тому же и пустое внутри. Так это священное дерево дожило до наших дней…

Сейчас сиддха-бакул весь увешан маленькими глиняными кружочками (они символизируют желания) и многочисленными записочками, в которых паломники перечисляют все свои самые заветные мечты. Говорят, что это дерево исполняет все желания человека, особенно если обходить вокруг него, повторяя святые имена Господа…

11 3

Вид на храм с крыши библиотеки

Мы долго ходили вокруг сиддха-бакула, воспевая Харе Кришна мантру и мечтая стать чистыми преданными. Очень приятно отдохнуть в тени его густых ветвей, дарующих умиротворяющую прохладу и радость. Каждая клеточка тела чувствует необыкновенную святость этого места. Хочется остаться здесь навсегда и служить этому дереву, забыв обо всем…

В этом месте расположено два храма, в одном из которых поклоняются Божеству Господа Чайтаньи, а в другом царят Божество Шад-Бхудж (шестирукий Господь Чайтанья), Шри-Шри Гаура-Нитай и Господь Нрисимхадев.

Во дворе храма на выступе в стене стоит Хануман с оранжевой головой. Почему-то в Индии мурти Ханумана всегда оранжевого цвета – хотя, может, в этом есть какой-то особый смысл.

Сейчас в храме живут преданные, принадлежащие к апа-сампрадайе (это сампрадая, в которой Кришне поклоняются не авторитетными методами). Они поют «Джай Шри Кришна Чайтанья Прабху Нитьянанда Харе Кришна Харе Рама Шри Радха Говинда».

История этой мантры такова. Однажды одному из учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура приснился сон, что к нему явился сам Господь Нитьянанда и попросил повторять эту мантру. Бхактисиидханта Сарасвати Тхакур опроверг авторитетность этой мантры, ученик обиделся и основал свою сампрадаю. Ученик, отвергающий наставления духовного учителя, не может достичь совершенства в жизни, поэтому мы не принимаем эту мантру за истину, однако, оказываем почтение преданным, которые повторяют ее и служат сиддха-бакулу.

Нам очень захотелось что-то сделать для этого удивительного места, как-то послужить ему, и мы попросили веник у служителей храма. Это такое удовольствие – подметать пол в храмовом дворе и на улице, где растет сиддха-бакул. Мы тщательно сметали каждую пылинку, отскребая от каменных плит птичий помет. Мы бережно уносили мусор, боясь, что хотя бы одна «мусоринка» нарушит девственную чистоту этого места. Мы подметали и повторяли святые имена. Мы боролись за право мести подольше, мы ревностно соревновались в этом служении, и радости нашей не было конца…

Мы продолжаем свой путь к храму Господа Вселенной…

Когда дорога заканчивается, я останавливаюсь, открыв рот от удивления. Я никогда не видела столько людей одновременно. Вокруг храма суетятся торговцы, на лотках которых можно увидеть самые разные товары: овощи, фрукты, украшения, цветы, гирлянды, сладости… Люди покупают что-нибудь для подношения Господу и, пробираясь сквозь толпу, спешат в храм. Мы тоже спешим.

Мы знаем, что в храм нас не пустят, потому что не индусам сюда вход запрещен, и для этой цели у входа стоят внушительного вида полицейские. Так повелось давно – с тех пор, как мусульмане сожгли храмовые Божества, к тому же когда-то было предсказано, что Божества из храма украдут. Поэтому старожилы храма и заботятся о безопасности Господа и Его спутников.

Ходят слухи, что все пуджари храма в принципе не против пускать сюда вайшнавов из других стран, но главный пуджари сопротивляется этому. Поэтому как только он уйдет в духовный мир к Господу, можно надеяться, что вход в прекрасный храм будет открыт всем.

Мы останавливаемся напротив входа, возле аруна-стамбы – колонны, на которой сидит Аруна, возничий бога Солнца. Все молитвы, которые паломники возносят рядом с колонной, он тут же передает Владыке Вселенной. Поэтому очень благоприятно молиться здесь, прося Господа о милости и любви к Нему…

Под аркой входа в храм мы видим Божество Господа Джаганнатхи, Его называют Павана-Джаганнатха – спаситель всех падших душ. Почему Он стоит здесь, глядя своими большими и немного печальными глазами на площадку перед входом?

Оказывается, в былые времена один царь женился не на индуске, что являлось в то время вопиющим нарушением законов государства, такой поступок осквернял человека настолько сильно, что он не мог войти даже в храм. Поэтому царь попросил поставить у входа Божество Господа Джаганнатхи – для самых падших людей, тоскующих в разлуке с Господом. Говорят, что Джаганнатха, стоящий под аркой, не отличен от Джаганнатхи, царящего во внутренних покоях храма. И это на самом деле очень большая удача – получить даршан Господа, который вышел из внутренних покоев во двор, к входу, чтобы пролить милость на тех, кто жаждет милости, несмотря на свои грехи и падения… Господь тем самым хочет сказать нам, что любит всех: и достойных, и недостойных, и святых и падших. Для Господа нет никаких различий. Каждый из нас очень дорог Ему…

Мы снимаем обувь, кланяемся Господу Вселенной и обходим храм. Очень больно идти по раскаленному асфальту, но мы терпим, посвящая свою аскезу Господу.

Этот храм очень большой и не похож на большинство индийских храмов. Он огорожен четырьмя высокими стенами по 100 метров каждая, между стенами сделаны красивые ворота, которые охраняются скульптурами священных животных. «Львиные ворота», а также «Лошадиные», «Слоновьи» и «Тигриные» – в каждые из них толпами входят люди, чтобы получить даршан Владыки Вселенной. Вдоль дороги мы видим множество маленьких храмов, в некоторых даже трудно поместиться двум людям, но все они кажутся нам очень древними и необычными.

Храм Господа Джаганнатхи розового цвета, над храмом развевается флаг на шпиле высотой 30 метров. Этот флаг виден практически отовсюду, в том числе из окна нашего отеля…

Мы заканчиваем парикраму вокруг храма и кланяемся Павана-Джаганнатхе. Я обнаруживаю, что наступила в лужицу с коровьей мочой. «Это большая удача», – говорит муж, и после этого я еще некоторое время стою в теплой лужице, освежая свои раскаленные ступни.

Мы будем приходить сюда каждый день, но сейчас я стою и не могу покинуть это место. Я думаю о том, что Господь Чайтанья приходил сюда, чтобы увидеть Господа, в разлуке с которым он так страдал… Это место просто пропитано любовью Господа Чайтаньи. Несмотря на то, что Джаганнатхе поклоняются здесь в настроении айшварьи, Господь Чайтанья пел и танцевал в этом храме в мадхурья-расе, забыв обо всем… Как хочется получить хоть капельку такой любви, хоть тысячную долю маленькой капли…

Мы смотрим на большую широкую дорогу, по которой каждый год везут Господа Джаганнатху на золотой колеснице, и мысленно движемся за Ним к храму Гундича…

Наши размышления прерывает молодой парень, который, заговорщически глядя на нас, предлагает подняться на крышу расположенной по соседству библиотеки всего за 20 рупий! Кто ж откажется от такого счастья? Мы поднимаемся по узкой лестнице наверх и выходим на небольшую смотровую площадку, будто специально созданную для этих целей. Я вооружаюсь камерой, делаю изображение более близким, и моему взору открывается восхитительная картина. Оказывается, внутри храма есть еще стена, поэтому дворов получается два – внешний и внутренний. Везде снуют люди, многие из которых принимают прасад, сидя на земле. Говорят, что каждый день сотни тысяч людей почитают прасад Господа Джаганнатхи. Один преданный месит тесто. Очень любопытно наблюдать за этим процессом – тесто из вязкой массы под его руками становится упругим и красивым.

Слева расположена кухня Господа Джаганнатхи – самая большая кухня в мире. В ней
работают одновременно 600 поваров, потому что для Господа ежедневно готовятся 54 блюда. Причем, готовят там весьма необычно. Повара закладывают необходимые по рецепту продукты в котлы, обкладывают кухню дровами, поджигают их и уходят. Считается, что Джаганнатхе готовит Его супруга Лакшми. Преданные просто Ей прислуживают вначале, а потом покидают кухню. По прошествии какого-то времени повара приходят, а пища уже готова. Они даже не мешают ее в процессе варки – все делает Сама Богиня процветания. Готовят в этом храме по рецептам 5-тысячелетней давности. Никакие современные продукты не добавляют – ни морковки, ни картошки, ни чего-то еще. Считается, что Господь Джаганнатха любит то, что готовят Ему в течение тысячелетий, и вкусов Своих не меняет. Мы не могли попробовать этот прасад непосредственно в храме по вполне понятным причинам, но заказывали его в
специально отведенных для этой цели местах. На меня эта пища произвела впечатление. Обычный рис в глиняном горшочке без всяких приправ был таким нектарным… Я не могла понять, в чем дело, на вид он был даже суховатым, но на вкус – это нечто!

Мне трудно описать это, могу сказать одно – когда принимаешь прасад от Господа Джаганнатхи, то сразу чувствуешь – это настоящий ПРАСАД.

Джаганнатха-прасад ки – джай!

Говинда Нандини д.д.

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No11, сентябрь 2005