Rss

Гулабджамуны

Много лет тому назад я работал директором кафе «Говинда» в Санкт-Петербурге, и тогда сервиса особого в торговле не было. На базе, например, чтобы везти продукты, надо было самому где-то искать и просить машину, потому что все было только по «блату», по особым спискам. На базе для обычных заказчиков было пусто, а внутри базы, для «своих» – все ломилось от разнообразия. Пошел я как-то к директору базы, проповедовал ему немного, подарил Бхагавад-гиту. Он хорошо отреагировал на это, он был даже немного интеллигент, чему я очень удивился. Он спросил меня: «Что тебе надо?»

Я ответил: «Специи и сухое молоко». Он достал реестр со специями и предложил: «Выбирай и пиши чего и сколько нужно». Я глянул в список и оказался в большом шоке – там были все специи, о которых я читал в ведических поваренных книгах. В то время мы перепечатывали их на пишущих машинках. А в продаже кроме перца не было вообще никаких специй, поэтому только в ИСККОНЕ я узнал, что на свете существует кардамон, куркума и тому подобное. В общем, я выбрал все специи, мешок сухого молока (сухого молока тоже нигде не было, а без него невозможно приготовить гулабджамуны!) Когда мы слышали слово «гулабджамуны», то это для нас звучало примерно как «према». Потому что гулабджамуны – это было священно, это было в поваренной книге Кришны! Но чтобы сделать гулабджамуны, необходимо было сухое молоко…

Это все было как тайная операция. Мне сказали, что сухое молоко – это очень важно. Потому что из него можно приготовить гулабджамуны. В общем, я взял мешок сухого молока и понес его в машину, как будто это божество… Привез в кафе специи и молоко, и у всех отвисли челюсти от изумления, так как специй в фирменных упаковках никто и в глаза не видел, в лучшем случае, их из Средней Азии везли частным образом. В кафе тогда поваром работал Чайтанья Чандра Чаран прабху. Он и Дивья Лила начали готовиться к таинству приготовления гулабджамунов. Было много суеты, торжественности и загадочности. Все надели колпаки и косынки, что-то усердно мешали в котлах, и в жарком воздухе то и дело всплывало слово гулабджамуны…

У меня было чувство, что я съем один гулабджамун и окажусь в духовном мире! Мы готовили рис, дал, пури, но мы никогда еще не готовили гулабджамунов! Ох, это было так долго, в течение нескольких часов вся кухня перестала работать, потому что все силы были направлены только на гулабджамуны. Никто больше ничего не делал, ни на что не отвлекался, потому что в этот момент готовились гулабджамуны!

Было взято топленое, чистое-пречистое топленое масло, и гулабджамуны, еще не обжаренные, осторожно и бережно брали и опускали в масло. Началась суета. Горка жареных гулабджамунов стала расти, будто появляясь из небытия, все стали переговариваться, что их теперь надо опустить в сахарный сироп. Был заварен и замешан сироп – в верной пропорции (кстати, полчаса ушло на выяснение, какая пропорция самая верная). Итак, достигнув истины в определении пропорции, гулабджамуны стали опускать торжественно в сироп…
Оооооххх, я уже изнывал, мое тело требовало гулабджамунов, фантазия рисовала фантастические, невероятные картины их вкуса. Я уже знал, что гулабджамуны – это божественно, неповторимо, это что-то особенное, эзотерическое, изначальное! Рис, дал и пури были напрочь выброшены из сознания, потому что рис, дал и пури – не гулабджамуны!!! Потому что гулабджамуны – это гулабджамуны! И этому аналога нет!

После того как гулабджамуны были погружены в сироп, оказалось, что они должны плавать в нем несколько часов, чтобы налиться божественным сладким вкусом, так сказать, вызреть. Я был сражен этой новостью! Я считал часы, которые отделяли меня от них, я уже стал терять надежду, что попробую эту божественную пищу… Для меня это был настоящий прасад, и поэтому ожидание было мучительным и невозможным.

С расстройства я поел обычный рис, я предательски забил желудок чем-то другим, а не гулабджамунами. Мне было стыдно! Потому что я уже не мог ждать. Когда, ну когда же они будут готовы?

И вот этот момент настал!

Все сели, и кто-то торжественно, с великой любовью, с великим благоговением, с подобающим боже-е-есссственным смирением стал раздавать гулабджамуны. Их давали каждому по одному. Потому что это святое! И вот, наконец-то, я увидел его…
Это было нечто мистическое, очаровывающее, никогда доселе невиданное и захватывающее все мое внимание. Гулабджамун был круглый, темно-коричневый, чем-то напоминающий сливу, а если на него чуть надавить, он был мягкий! Я такого никогда не видел! Я взял его и с расширенными глазами стал пробовать…

20 9

Это мгновение вкушения гулабджамуна, наверно, растянулось на вечность, потому что я до сих пор помню его. Я укусил мягкий шарик, и из него начал течь сироп. Я стал разжевывать его. И… я… не почувствовал… НИЧЕГО…

20 10

У меня был шок! Потому что должно было быть что-то особенное!! «Патамушта» это же гулабджамуны! Мы столько готовили, носились, отдали свою веру и все сердце этому процессу, а тут … ужаааааасный… просто ужасссный… приторный… сироп, который невозможно есть! Жуть! Может быть, вам не смешно. Но тогда мне тоже было не смешно. Потому что это стало ударом.
Конечно, я был в движении пару лет только. Как я мог почувствовать настоящую прему? У меня не было гуру, не было благоговения, я ничего не понимал в отношениях между преданными, да и в жизни вообще, но у меня было все же нечто, хотя бы немного мозгов… Поэтому я понял, что гулабджамуны – это не так важно.

Эта история с гулабджамунами очень показательна, потому что иллюстрирует религиозную ситуацию, когда обожествляется что-то второстепенное, не духовное, какой-нибудь обряд или гулабджамун.

Когда мы начинаем заниматься духовной практикой, мы все через это проходим, потому что в материальном мире практически никто не имеет никакого религиозного понимания, и лишь позже мы, наконец, постепенно начинаем понимать, где духовная жизнь, и какая она.
Книги Шрилы Прабхупады дают непосредственный опыт духовной жизни, чтобы человек понял, чтобы он понял духовную жизнь, а не просто верил и молился. Если же мы не будем изучать книги Прабхупады, то нам будет сложно совершенство-ваться, и мы можем продолжать и продолжать свое благоговейное поклонение… гулабджамунам.

Деваршират дас (г. Великий Новгород)

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No20, июнь 2006