Rss

Интервью с Махабуддхи прабху (Санкт-Петербург)

– Махабуддхи прабху, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в сознание Кришны.

– Родился я в 1972 году, в сентябре, потом ясли, детский сад, школа. Во время обучения я читал всякую литературу, фантастику, в основном, Стругатских, что мне очень нравилось. А еще научно-популярные журналы. В одном из журналов «Наука и жизнь» публиковался цикл статей «Хатха-йога – что мы можем взять из нее». Я начал заниматься по картинкам и даже маму приобщил, но потом оставил. А в 1988 году впервые купил книгу Шрилы Прабхупады. Это было еще при советской власти. У «Дома Книги» на выходе стоял человек и продавал книги. Я интересовался философскими вопросами, поскольку читал советскую фантастику, и был атеистом, даже выписывал журнал «Наука и религия». Молодой человек с книжками спрашивает: «Индийской философией не интересуетесь?» «Нет». «Познать себя не желаете?» Мне было 16 лет, между 9 и 10 классом. Книга называлась «Книжка индийского мышления». Я ее купил за 3 рубля, в то время это были большие деньги. Я думал: «Зачем я ее купил?» Но мне понравилось изображение Шрилы Прабхупады. Он сидит, и на нем цветочная гирлянда. Это было странно и необычно – человек в цветочной гирлянде. Книгу я прочитал, но особо не проникся, не понял. Через некоторое время я ее продал однокласснику, у которого папа интересовался йогой. Я думал, что 3 рубля – все-таки большие деньги.

37 10

А еще в журнале «Наука и религия» за 1987 или 88 год была статья «Прабхупада зовет в рай», атеистическая статья, его ругали, но не так, как сейчас.

Во время перестройки у Казанского собора был такой гайд-парк. Там собирались неформалы и устраивали дискуссии. Я был атеистом, но, послушав людей, я понял, что более обоснованная позиция – агностика – человека, который не отрицает Бога, но считает, что и доказательств о Его существовании нет.

Преданные проводили харинаму у Казанского, по Невскому, угощали прасадом, я останавливался, киртаны мне нравились, я брал прасад, но по телевизору и в статьях говорилось, что это самовнушение. Если все время повторять, все, что угодно, можно себе внушить. Мне это особенно не нравилось, какая-то ерунда, а мелодии я иногда напевал.

В 1990 году я был в Москве на концерте группы «Аквариум» в ДК МЭЛЗ. Там в фойе были кришнаиты, пели киртан. Во время концерта Гребенщиков пел несколько песен, где звучало Харе Кришна или о Кришне, а последнюю песню он спел, и вышли двое преданных и вместе с ним стали петь Харе Кришна несколько минут. Мне не очень нравилось. А потом, когда стояли в очередь в гардероб, какой-то преданный ходил с коробочкой и просил пожертвования. Я косился на него, хоть бы ко мне не подошел. Дать-то нужно, все дают, неудобно, но не хочется. Зачем? И он ко мне не подошел, и хорошо.

А потом весной 1991 года мне один знакомый дал кассету, на которой были мантры, мне очень понравились. Там был Индрадьюмна Махарадж, Харикеша Махарадж, несколько мелодий. Я слушал, слушал, потом спросил, что это. Он сказал, что в ДК «Ленсовета» проходят программы, где поют мантры. В ДК оказались преданные, я стал туда ходить и петь. Так все постепенно продолжалось, но что говорилось на лекциях, меня не интересовало, мне нравились сами мантры. Иногда после программы в голове крутилась мелодия, а я заходил в магазин и покупал колбасу с чувством, что я сделал что-то полезное.

Там говорили что-то, но я ничего не воспринимал. Только через несколько месяцев я понял, что там что-то еще и говорят, все проходило мимо сознания.

37 11

Я как-то подошел к распространителю и спросил: «Где купить книжку с мантрами, которые поют?» Он мне показал «Шри Ишопанишад». Я сказал: «Давайте, я куплю». Мне сказали, что в «Говинде» песенник есть, поехал в кафе «Говинда». Там оказались программы, туда стал ходить. Одну из лекций проводил Деваршират прабху. Я стал слушать, интересно. На одной из лекций он сказал, что мясо не надо есть, это было осенью 1991 года. Прихожу домой, а там лежит колбаса, но желания никакого нет, хотя вроде и вкусно. Никаких усилий не было, и отвращения не было, и желания не было. Потом купил четки и стал повторять несколько кругов, а потом и 16 кругов. Этот процесс занял год – с весны 1991 до весны 92 года. Я не то, чтобы пришел в сознание Кришны, но потихоньку иду.

– Как Вы выбрали духовного учителя?

– Постепенно. Два года я думал, кого бы выбрать, все хороши. В октябре 1992 года я сосредоточился на Харикеше Свами Махарадже. Наверное, было бы хорошо, чтобы был он. Но я еще не был уверен. Но потом попал на Вьяса-пуджу в Ижорах в 1993 году. Там был Чайтанья Чандра прабху и старшие преданные, там была удивительная атмосфера, преданные удивительно рассказывали о духовном учителе незабываемые вещи. Я подумал, что Харикеша Махарадж – это то, что нужно. Через год я попросил пранаму – в 1994-м, а через год, в 1995-м, инициацию. Потом, когда он ушел, в 2002 году я узнал, что Бхакти Вигьяна Госвами будет принимать учеников. Было бы неплохо, это удивительный Махарадж.

– Вам имя поменяли?

– Я еще инициацию не получал. Я еще не готов, не тороплюсь, дело серьезное.

– Вы пранаму читаете?

– Да. Сознание Кришны – это серьезно, не то, что покушать.

– Как мама стала преданной?

– Я ее познакомил. Вначале ничего ей не рассказывал, прасадом угощал с программ. Предлагал то, что она готовит, если без мяса. Наверное, это как-то подействовало. Сам я ей ничего не рассказывал и никому не советую рассказывать родителям. Яйца курицу не учат. Так и происходит, что родители и близкие родственники не воспринимают, лучше, чтобы об этом им говорил кто-то более для них авторитетный, а самому занимать их преданным служением: почитай, послушай, покушай. Она описала все это в книге «Как я пришел в сознание Кришны» Чайтаньи Чандры Чарана прабху, про меня написала, я даже не помню какие-то моменты, а она это помнит. Она тоже приняла духовным учителем Харикешу Махараджа, а теперь у нее гуру Гопал Кришна Махарадж. Ее зовут Вьясаканти деви даси.

– Как Вы попали в Чечню, как Вы там проповедовали?

– К счастью, никак. В 1995 году наши питерские преданные поехали в Грозный с программой «Пища жизни», и после больших приключений и усилий им удалось там открыть пункт по раздаче прасада. И когда они рассказывали об этом, я думал: вот это да, какие приключения. Но я и не думал, что мне могут предложить поехать. Желание такое было.

37 12

До этого я работал в храме на Бумажной на стройке. Объявляли: кто хочет поехать добровольцем в Чечню, но я не обращался. Кто я: я ничего не знаю, ничего не умею, не было и мысли, что я там пригожусь. И вот как-то Сутапа прабху подходит ко мне: «Ты не хочешь ехать в Чечню?» – «Я? Хочу!!!» – «Хотя бы посуду мыть». Посуду мыть я могу. И в июле 1995 года мы поехали. Сначала заехали в Москву на несколько дней, ждали, чтобы достать билет до Грозного. Тогда только-только открыли железную дорогу, и трудно было достать билеты. Мы садимся в поезд на Московском вокзале, и Сукхананда прабху мне говорит: «Рагхава Пандита прабху убили». Это преданный из Сухуми, руководитель храма и «Пищи жизни». Так Сукхананда нас «вдохновил».

И когда мы жили в Москве, смотрели видео похорон Рагхава Пандита и траурный митинг памяти, как рассказывал Двиджа Кришна, наш знаменитый полковник генерального штаба: «Я такой проповеди никогда не видел». И действительно, на митинге было около тысячи человек, и выступали заместитель премьер-министра Абхазии, министр культуры, лидер коммунистической партии Абхазии, другие политики. Один поэт читал стихи: «Перед ними снимаю шляпу я, неверующий человек». Преданные, благодаря такой бескорыстной деятельности, заслужили огромный авторитет. Даже представить нельзя, что обычные люди могут так ценить то, что делают преданные, и так хорошо к ним относиться, так их прославлять. Я бы так не смог, выпусти меня на трибуну. Обычные люди говорят: «Преданные такие молодцы, так много делают, так служат Богу, так служат людям, огромное им спасибо от чистого сердца».

Программа существовала с весны 1995 года по август 1996 года. Я пару раз там был вахтовым методом. Большинство преданных так делало – приедут, а потом уедут. Был постоянный состав – несколько человек. Было от 10 до 20 человек, которые готовят, развозят, раздают, моют посуду, общаются с властями, с журналистами.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей научной карьере, и как это Вам помогает в сознании Кришны?

– Научной карьеры у меня нет, поэтому можно сказать кратко: она никак не помогает, а жаль, она могла бы помочь. Единственное – я поступил в университет на философский факультет и с грехом пополам его окончил. Я хотел это дело оставить. Чувствовал, что этот уровень не совсем тот, который требуется, но Гуру-Махарадж Бхакти Вигьяна Госвами сказал мне продолжать. Я работал по связям с общественностью, выступал пару раз на каких-то конференциях, на Российском философском конгрессе выступал в 2005 году, но такого, чтобы писать, защищать диссертацию, такого нет, а жаль, потому что это дело хорошее.

– Расскажите, были ли какие-то интересные, веселые, мистические истории за то время, как Вы познакомились с сознанием Кришны, лично у Вас, или что-то происходило на Ваших глазах?

– Было много, особенно веселого. Первая мистическая история, которая меня поразила, только это, наверно, не для печати. В 1991 году была пора мне идти в армию, но мне очень не хотелось, там дедовщина и все прочее, у меня еще зрение слабое, там совершенно бессмысленная деятельность. И, познакомившись с сознанием Кришны, я стал молиться Богу: «Господи, Кришна, как бы в армию не идти». И тут начинается болезнь какая-то кожная, с покраснением. Меня кладут в больницу на обследование, я там переночевал, а потом поехал домой, так как врач бывает с осмотром только утром. Я решил, что буду ночевать дома, а в больницу приезжать на осмотр. Приезжал на осмотр, потом ехал в «Говинду», вечером там программы. Утром снова приезжал. Неделя прошла, дали заключение в военкомат – годен к нестроевой, и болезнь прошла совершенно. Люди как-то косят, а я только помолился, и сработало. Вот это да, не ожидал. Говорили о самовнушении. Какое самовнушение? Я обратил на это внимание, может, оно и есть, но не похоже, с тобой такие вещи происходят, которые и представить себе не можешь, не то, чтобы в армию не идти. Все происходит на таком уровне, что и в мыслях такого не было. А результат тот, что желания исполняются, причем такие желания, которые самому не исполнить. Но это лучше не писать. Серьезные люди пошли бы в армию. В этом случае лучше ориентироваться на Вайрагью прабху. Пример его биографии описан. На моих глазах человек в форме с портфелем приходил в «Говинду», брал прасад, повторял мантру, проповедовал.

– Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете перспективы развития сознания Кришны в России, в нашем регионе?

– Перспективы самые грандиозные, самые радужные. Сейчас в сознании Кришны почти никого нет. Доли процента людей, которые интересуются, практикуют в нашей традиции, а остальные как-то не очень, поэтому если это дело распространять, развивать, проповедовать и знакомить людей, давать им такую возможность, то до 100 процентов работы непочатый край. Большие перспективы, чтобы дать людям сознание Кришны.

Другое дело, что это плохо получается, но тут некого упрекнуть, кроме нас самих, потому что мы не являем должного примера и на уровне собственного сознания Кришны, и на уровне организации проповеди, и на уровне социальной, культурной и другой деятельности, которая дала бы людям возможность принять сознание Кришны, познакомиться, захотеть это изучить глубже, ближе и применить это в своей жизни. Пока до этого еще не очень близко, поэтому они не принимают. Нужно дать им эту возможность. Например, сейчас есть в Интернете программа «Социальные сети», в частности сайт vkontakte.ru – хорошая возможность для проповеди. У каждого своя страница, где он может рассказать о себе, биографию, интересы, группы, сообщества, в которых он состоит. Можно организовать любую группу, можно организовать встречу, приглашения на какое-то событие, рассказать об этом событии, пригласить других, знакомиться с кем-то, смотреть на его интересы, что он о себе написал, т.е. с одной стороны это виртуальный, с другой стороны – очень личностный подход, более личностный, чем другие сайты и технически, и практически.

Мы приглашаем на праздники – на «Гималаи-арт», на Ратха-ятру и видим, что достаточно большой процент отклика у людей. На несколько приглашений один человек соглашается. Если на улице, может, один из 100, а там – один из 10. А если не явное религиозное мероприятие, как Ратха-ятра, а как «Гималаи-арт» или концерт «Индия и Биттлз», там одно из 5, одно из 4 приглашений срабатывает.
Посмотрим, что будет дальше. Такой пример использования современных культурных тенденций, технологий. Еще, например, программы, такие, как «Пища жизни», как благотворительная деятельность, если это развернуть по-настоящему, то для проповеди, для интеграции в государственные, экономические, социальные структуры возможности очень хорошие. А главное – это сотрудничество преданных друг с другом. От наших внутренних взаимосвязей зависят взаимосвязи внешние.

– Спасибо большое, Харе Кришна.

Записали
Лакшмана Прана дас,
Смирнова Лариса Николаевна

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No37, май, июль 2008