Rss

Интервью с руководителем «Школы грихастх» Деванандой Пандитом прабху

42 9

– Девананда Пандит прабху, расскажите, пожалуйста, о Вашем проекте заботы о грихастхах. Как давно Вы занимаетесь этим, как Вы пришли к этому?

– Мы занимаемся этим серьёзно уже 5 лет, с 2003 года. В своё время матаджи Тапати, секретарь комитета защиты детей в ИСККОН, попросила нас быть её представителями в России, потому что она сама живёт в США, и с тех пор мы стали очень серьёзно интересоваться проблемами грихастх. Когда проблемы были изучены достаточно скрупулёзно, нам стали видны способы выхода из этих проблем. В первую очередь мы сами, на своём примере, пытаемся серьёзно заниматься становлением грихастха-ашрама в своей собственной семье. Шрила Прабхупада говорит, что грихастха – это тоже ашрам или, по-другому, прибежище. Если мы поедем в Индию, мы увидим много ашрамов или бхаджан-кутиров, прибежищ для святых людей, где они могут заниматься духовной практикой. В нашей стране семья каждого преданного может стать таким прибежищем, если выполнить необходимые условия. В семье должна быть хорошая экономика, хорошие отношения, правильное воспитание детей, хорошая духовная практика. Естественно, такая семья может спокойно проповедовать сознание Кришны. Сознание Кришны означает полноту. Ущербный человек не сможет проповедовать.

– А почему матаджи Тапати выбрала именно вас как своих представителей?

– Парвати служила ей. Она готовила ей прасад. Тапати просила её, чтобы она делала ей простые блюда, например, щи. Тапати-то сама русская. Парвати оказалась очень общительной, они много общались по тем вопросам, которыми занималась Тапати. Возникло некое доверие, и было соответствующее предложение. Сейчас их отношения очень близкие, постоянно звонят, постоянно пишут друг другу.

– Считаете ли Вы, что за это время Вы помогли каким-то преданным в построении их семейной жизни?

– Помочь можно тому, кто помогает себе сам. Если у человека есть желание что-то изменить, поправить, улучшить, он будет искать способ это сделать. Если в таком настроении человек обращается к нам или к какому-то другому специалисту, то он достигнет успеха.

– В чем принципиальное отличие между обычной семьей, то есть семьей непреданных, и семьей преданных?

– Шрила Прабхупада говорит об этом. Семья преданных отличается тем, что в этой семье все служат Богу. Все являются слугами, и буквально духовная реальность проявляется в такой семье.

– В семье преданных больше проблем по сравнению с семьей непреданных, скажем, еще какие-то духовные проблемы появляются, или, наоборот, меньше проблем?

– Пока мы находимся в пределах материального мира, проблемы будут всегда. Но с точки зрения преданного проблемы представляют из себя препятствия, которые вполне преодолимы. С точки зрения человека, который не верит в Бога, проблема остаётся проблемой. Он может с ней сражаться, преодолевать её, и, тем не менее, это будет проблема.

– Применимы ли к преданным рекомендации обычных психологов и могут ли они пользоваться их советами, хотя бы частично?

– Мы можем использовать всё, что не противоречит нашим принципам, и всё, что возвышает нас до гуны благости.

– Что Вы можете сказать о семьях преданных, которые не хотят иметь детей? Это вопрос личного выбора или это вопрос дхармы?

– Дхарма обязывает семейного человека обзавестись детьми. В одном из комментариев, кажется, в Шримад-Бхагаватам, Шрила Прабхупада говорит, что это плата за лицензию удовлетворять свои чувства. Он говорит, что если бы в результате сексуальных отношений не появлялись дети, люди просто бы погрязли в этом чувственном наслаждении, в этом грехе. Но плата за регулируемые чувственные наслаждения – дети, их надо воспитывать, растить. Существуют и объективные причины, такие как бесплодие, и это объясняет, почему иногда в семье преданных нет детей. Но чаще всего причиной того, что в семьях преданных нет детей, является эгоизм.

– Если жена преданного не хочет принимать сознание Кришны, но при этом служит мужу как обычная женщина, то она прогрессирует вслед за ним или, наоборот, тормозит его развитие?

– Я читал такую фразу Шрилы Прабхупады, что для того, чтобы быть счастливым в семейной жизни, нет необходимости, чтобы ваша жена была преданной. Я знаю много таких семей, когда кто-то один из супругов является преданным, а другой нет. Если один из супругов прогрессирует в духовной жизни, второй подтягивается за ним. Это происходит благодаря тому, что близкие родственники связаны кармическими связями, и эти связи вытаскивают нас. Также много благословений мы слышим о том, что если человек достигает совершенства, возвращаясь в духовный мир, то сколько-то там поколений до и после него тоже возвращаются, то есть эти родственные связи хоть и являются иллюзорными, но механизмы кармические действуют, и ими нельзя пренебрегать.

– Есть ли официальное признание со стороны руководства ИСККОН вашей деятельности, какой-то помощи со стороны руководства?

– Сложные вопросы Вы задаёте. Пока существовала школа грихастх, мы действовали вполне официально и с благословения ЦОСКР. Но в данный момент, когда школа не функционирует, это не означает что мы ничего не делаем. Госвами Махарадж обещал сказать несколько тёплых слов по поводу нашей книги о грихастха-ашраме, обещал дать ей рекламу.

– Существует ли какой-то комитет грихастх, или министерство помощи семейным людям, или что-то в этом роде?

– К сожалению, нет.

– Какие у Вас личные планы по развитию этой деятельности, или со стороны ИСККОН, может быть, есть какие-то планы?

– Мы планируем организовать школу грихастх в рамках Поволжского региона. Сегодня как раз шло бурное обсуждение, как реализовать эту программу в нашем регионе, среди руководителей региона и старших преданных. В рамках страны это сделать сложно, в силу того, что страна большая и коммуникативные связи затруднены. Я считаю, что на фестивале «Садху-санга» было бы хорошо, чтоб была какая-то учебная часть для семейных людей. Большинство преданных, более чем 90%, находятся в статусе семейных людей, и очень важно, чтобы из просто семейных людей они стали грихастхами. Иначе их пребывание ИСККОН будет оставаться не очень эффективным.

– Не грамотным?

– Фактически человек находится в рамках организации, и он время от времени приезжает на фестиваль, где его накачивают чистой премой на киртанах, лекциях гуру и санньяси. Но, не имея представления о том, как жить, как элементарно наладить свой быт, возвращаясь домой, он возвращается на прежние свои позиции, с трудом доживает до следующего фестиваля, и так из года в год. Для того, чтобы быть успешным в духовной семейной жизни, необходим баланс между основными обязанностями семейного человека. В первую очередь, это личная духовная практика. Потом ответственность перед семьей, отношения в семье, всё, что касается дома, детей, комфорта. Эта экономика семьи должна быть такой, чтобы и не сильно напрягать нас, и давать всё необходимое для того, чтобы спокойно жить, иметь возможность жертвовать, посещать фестивали, ездить в паломничество в святую дхаму.

И когда человек утверждается в этих трёх обязанностях, то в нём естественным образом появляется желание выполнять четвёртую обязанность, и очень квалифицированно – это проповедовать другим. Когда человек устойчив на ногах, он коммуникативен, много путешествует, у него хорошая личная духовная практика, хорошие отношения с семьей, он воспитывает детей, его старшие родственники не нарадуются им, почему бы ему не проповедовать? За таким человеком пойдут миллионы. Если нам удастся сделать наш грихастха-ашрам таким преуспевающим, то проповеднический эффект возрастёт в сотни раз.

– Замечательно. Спасибо большое. Харе Кришна.

– Харе Кришна.

Вопросы задавал
Лакшмана Прана дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No42, май-июнь 2009