Rss

Интервью Шикшаштаки прабху для газеты «Садху-санга» о проекте «Общее дело»

48 7

– Шикшаштака прабху, не все преданные знают о проекте «Общее дело». Могли бы Вы его представить?

– Изначально проект «Общее дело» задумывали как телевизионный, откликнувшись на инициативу двух людей. Один – это отец Тихон (Шевкунов) – архимандрит и наместник Сретенского мужского монастыря, а другой – Владимир Георгиевич Жданов – председатель Союза борьбы за народную трезвость (всероссийская организация, объединяющая силы, которые стараются распространять трезвый образ жизни). Они сделали несколько документальных фильмов и социальных роликов, договорились на «Первом канале» о трансляции в январе прошлого года и назвали комплекс этих телевизионных передач проектом «Общее дело». Они назвали так сами передачи и ток-шоу, где было обсуждение фильмов, которые они показывали. Было всего два таких эфира, которые транслировались на всю Россию, с показом фильма и проведением обсуждения после просмотра. И у преданных родилась идея, чтобы развивать проект «Общее дело» уже не как телевизионный, а развивать его по всей стране. Сами инициаторы – Отец Тихон и Георгий Жданов стали ездить по стране, чтобы с экранов телевизора это пошло дальше, а преданные как бы подключились к этой идее.

Мы подняли этот вопрос на Национальном Совете прошлым (2009 г.) летом – стоит ли нам подключаться к этому проекту? И все единогласно поддержали эту идею. Там были и Чайтанья Чандра Чаран прабху, и Бхакти Вигьяна Махарадж, и все региональные руководители – все единодушно признали, что нам нужно всеми нашими ресурсами и вайшнавскими возможностями подключиться к этой идее отрезвления страны и борьбе с алкоголизацией.

Даже правительство признало, что ситуация – критическая, потому что по 30 литров чистого спирта выпивается сейчас на душу населения, с 1992 года на протяжении восемнадцати лет уменьшается численность населения на восемьсот тысяч каждый год, дети с 10-12 лет начинают принимать интоксикации в школах…

– Как началось Ваше личное знакомство с этим проектом, и каково Ваше личное участие?

– Я уже очень давно был знаком с лекциями Жданова и хотел познакомиться с этим человеком лично, чувствовал от него большую силу, способность убеждать и вдохновлять других людей, хотел сотрудничать с ним, потому что у преданных была такая же идея – чтобы люди не пьянствовали, не развратничали, интересовались духовной жизнью. У Жданова была похожая идея – он хотел, чтобы люди не просто не пили, а чтобы интересовались духовной жизнью. Я с ним познакомился три года назад в Перми, он приезжал туда с лекциями, а я как раз там находился. Я подошел к нему, рассказал, что принадлежу к движению сознания Кришны, что мы тоже стараемся оздоравливать общество и его диски используем, чтобы информировать людей о вреде алкоголя и очень эффективно их везде распространяем. Он обрадовался и предложил сотрудничать.

Я начал думать, как нам сотрудничать. Он пригласил меня на фестиваль трезвости в Челябинск, где я познакомился со всеми лидерами движения, и я придумал, что мы будем помогать им. И как раз в прошлом году, когда я вернулся из Индии, я узнал, что вышли такие фильмы и ролики, и что проект называется «Общее дело», я сразу понял, что нужно, чтобы эти фильмы посмотрели люди во всей стране по местным каналам.

Путешествуя по Уралу, я сам стал договариваться с телеканалами в городах, чтобы они транслировали эти ролики и фильмы, потому что я понял, что это мощное влияние на людей – фильмы сделаны очень талантливо, они информируют о масштабах катастрофы, что дает возможность задуматься людям, как-то поменять свою жизнь. И в процессе этой деятельности я также понял, что, если мы хотим коренным образом поменять ситуацию в стране, нужно, чтобы каждый человек познакомился с этой информацией, причем познакомился не пассивно – просто увидел по телевизору, если ему повезло, а познакомился активно, чтобы он лично получил общение тех людей, которые живут трезвой жизнью, чтобы он от этих трезвых людей услышал о масштабах трагедии, о том, как можно все в стране изменить, чтобы человек получил эту информацию также на руки, чтобы он, изучив это, сделал выбор, как ему жить дальше. Поэтому я стал вдохновлять других участников, поехал на Национальный Совет, рассказал, что есть такая идея, и все ее одобрили, а меня попросили быть координатором по России. Мы стали совещаться с преданными, обсуждать, как достичь наибольшего эффекта – чтобы это было не просто информирование людей о вреде алкоголя, а стало предоставлением им альтернативы другого образа жизни.

Мы разработали курс лекций психологов и врачей, знатоков восточной традиции – Торсунова О. Г., Гадецкого О. Г., Таргаковой М. З., Тушкина В. Р., Нарушевича Р. А., Рами Блекта. Есть такие в нашей стране врачи, психологи, которые сами живут трезвой жизнью, они целостны в плане внутренней чистоты, у них есть семьи, они не изменяют женам, жены не изменяют мужьям. Это хорошие семьи, гармоничные. У этих людей есть сила обучать других, они сами обучались ведической традиции, и у них есть понимание единой картины мира, с этой точки зрения они дают свои знания.

По сути, это знание – универсально. Оно не ущемляет никакие ни религиозные, ни политические, ни какие-то другие чувства людей. Поскольку это знание универсально, оно вдохновляет любых людей. Оно, в отличие от религиозного ведического знания, носит социально-прикладной характер. Если религиозное ведическое знание вызывает вопросы у других религиозных людей (не все люди понимают, что источник – один, что духовное знание имеет единую природу), то социально-адаптированное ведическое знание о семейной жизни, воспитании детей, здоровье, питании, режиме дня, о том, как общаться с людьми – такое знание универсально, оно во всех религиозных традициях подается одинаково. И мы решили, поскольку у нас есть такие лекторы, взять у них разрешение брать их материалы. И они все согласились, чтобы их материалы использовались в «Общем деле». Мы решили, с одной стороны, показывать людям фильмы Жданова, а с другой стороны, давать диск с этими материалами, чтобы люди расширяли свое понимание жизни, чтобы было единое понимание, как устроен мир, как должны жить люди в сотрудничестве с замыслом Всевышнего. Поэтому мы стали этим заниматься. Мы стали просто среди людей распространять эти знания. Мы стали собирать пожертвования с бизнесменов, издавать диски и распространять среди людей.

– Каковы масштабы? Сколько людей этим занимаются?

– Этим занимается сейчас множество людей по всей стране. Если в каких-то местах не нашлось вайшнавов, которые бы этим занимались, то нашлись другие люди, свободные от сектантского мышления, у которых есть сострадание к окружающим и боль за страну, детей, женщин, и которые хотели бы изменить жизнь к лучшему. Нашлись люди, которые не являются последователями движения сознания Кришны, но имеют такие качества, такое видение жизни. По сути дела, даже внутри нашего движения большинство, кто решил заниматься «Общим делом» – это люди, которые освободились от сектантского духа (типа мы лучше других людей, мы особенные), они думают, что нет таких разделений – мы или они. Они думают: есть мы – жители России, жители этой планеты. У них такое понимание. Поэтому они относятся с уважением к другим людям и хотят улучшать жизнь других людей. И таких людей, кроме вайшнавов, есть еще много в России, к нашему счастью.

То есть, где недостаточно вайшнавов с таким видением, которые хотели бы помочь людям выпутаться из невежества и начать жить, находятся другие люди из разных политических, национальных, религиозных и трезвеннических движений, из самых разных групп. Они сами не пьют, не курят, многие из них вегетарианцы, сыроеды, которые сами ведут чистый образ жизни. Они понимают эту идею, которую я им объясняю, что есть универсальное социально-адаптированное ведическое знание, и если его давать людям как альтернативу, то все поменяется. Они подключаются к этому и тоже берут за основу эти два диска с фильмами и лекциями и так же распространяют.

Например, так происходит в Уфе, где не нашлось местного ресурса, кто бы мог заниматься, нашлись такие люди. И в Екатеринбурге тоже. В других городах, например, в Омске, в Барнауле, в Перми уже проявились группы, где и преданные и другие люди вместе это делают, сотрудничая, понимая друг друга очень хорошо. Как Прабхупада говорит, что, когда случается пожар, люди имеют такой дух сотрудничества, что, даже говоря на разных языках, они понимают друг друга без слов. И это проявляется в проекте «Общее дело», что разные люди, не принимая в расчет какие-то различия, видят, что объединяющим для нас является плохая ситуация в стране, сострадание к людям, желание им помочь. И люди объединяются, чтобы помочь другим. В ряде городов у нас есть такое сотрудничество с другими здравомыслящими людьми.

– Проект существует около полутора лет. Видите ли вы какие-то изменения в сознании людей через полтора года действия проекта?

– Мы не сразу начали активно распространять – только в апреле 2010 г., до этого времени постепенно выводили информацию, придавали ей культурный вид, у нас ушло сколько-то времени. Никто в стране практически об этом не знал. И только на фестивале в Кучугурах я сделал презентацию, и некоторые преданные подключились. Потом я начал путешествовать по стране, летал на Дальний Восток, в Сибирь, в Татарстан, Башкортостан, не считая уральские регионы. Мы стали это раскручивать. Сейчас рано еще подводить итоги, но факт, что люди очень рады, когда мы к ним приходим, проводим презентацию проекта «Общее дело», рассказываем о масштабах трагедии, о том, как можно все поменять. Мы проводим эти презентации в коллективах среди людей, которые друг друга знают, вместе работают, потому что десять процентов из этих людей обязательно вдохновятся этой информацией, потому что они уже внутренне что-то ищут, альтернативу этой жизни, хотят что-то поменять. И если они поменяются, то начнут постепенно влиять на других членов коллектива, поскольку есть уже сработавшиеся отношения, доверие. Они могут вдохновить других людей поменять внутреннюю систему ценностей, учитывать единую картину мира, живя в этом мире. Таким образом, мы намерены в каждом населенном пункте пройти десять процентов жителей, прежде всего это управленческие, силовые структуры, здравоохранение, образование, а затем, чтобы информацию получали все другие – производственные сферы и т. д. Мы намерены в таком плане трудиться с разными людьми во всей стране. Насколько люди проявлены в каком-то населенном пункте, насколько у них есть ресурсы для изыскания средств, активисты для сбора пожертвований с бизнесменов, те, кто могут договариваться о проведении презентаций, кто может проводить сами презентации – насколько все это проявлено, настолько там это развивается.

– Расскажите, пожалуйста, историю, когда было видно, что сам Кришна вам помогает.

– Вмешательство Божественной руки происходит постоянно, везде. Люди из трезвеннических движений, которые долгие годы пытались как-то взаимодействовать с властями, с другими силами, они сейчас удивляются тому, как у нас все получается – как получается проникать в силовые структуры, здравоохранение, управление, администрацию районов, городов. Просто мы понимаем, что это – богоугодное дело, что Господь за то, чтобы люди жили трезвой жизнью в здравом уме и понимали, как устроен мир, кто есть они сами, понимали личную связь, что вся жизнь связана с Богом, чтобы люди уважали замысел Бога, чтобы жили в согласии с ним. Поскольку мы так настроены, то, естественно, Бог помогает. Мы это делаем без желания прославиться, без выгоды. Мы просто это делаем, чтобы людей сделать счастливыми, приблизить их к пониманию. И поэтому Господь нам всегда помогает.

Например, я должен был приехать в Татарстан и просил местных активистов договориться в милиции, чтобы я там провел презентацию. Но они туда не шли, у них не хватало вдохновения, времени. Я позвонил туда за три до своего приезда. Одну девушку попросил, чтобы встретилась с психологом и сказала ей, что просто приезжает человек. Она так и сделала. Как только она с психологом встретилась, психолог сразу так вдохновилась, что через день организовала во всей милиции презентацию. Когда я приехал, в тот же день поехал на одну или две презентации. И в течение десяти дней я ездил по презентациям. Мы раздали тысячу комплектов дисков в Казани. Начальник милиции дал нам благодарность как участникам «Общего дела». Потом в ряде других городов стали проходить систему МВД, в частности, в Екатеринбурге, Перми, Барнауле. Мы и в других городах ведем переговоры, чтобы проводить такие презентации.

– Каковы перспективы этого проекта?

– Перспективы у этого проекта огромнейшие, потому что в действительности ситуация очень тяжелая, и во всей стране здравомыслящие люди очень обеспокоены и встревожены, что сызмальства дети пьянствуют, что делается такое количество абортов – 1 700 000 в год, идет деградация населения. Эти люди хотели бы что-то делать, но на своих местах не имеют поддержки, объединяющего фактора с другими людьми, не имеют знания, что делать. Когда мы приходим с идеей «Общего дела», люди с большой радостью встречают это все. Они подключаются к этому и начинают распространять всю информацию. У нас пока мало сил, чтобы все это охватить, но постоянно силы увеличиваются, и вайшнавы, поняв и разобравшись в этом, тоже подключаются, как и другие люди. Это набирает силу, большую и большую.

Мы собираемся выпустить еще 4 типа дисков. Мы будем вовлекать всех участников движения сознания Кришны, чтобы они распространяли эти диски, выкупали их и раздавали людям, продавали, распространяли разными способами. Чтобы люди, изучая это все, перестали пьянствовать, развратничать. Особенностью социально-адаптированного знания является то, что оно не зовет человека в какую-то конкретную религиозную традицию, но поднимает человека до уровня интереса к духовной жизни. Люди могут проявить этот интерес к той духовной традиции, которая им ближе всего. Кто-то пойдет в православие, кто-то пойдет в ислам, в протестантские группы, кто-то придет к нам. Мы не покушаемся на свободу выбора людей. Наша задача – людей просвещать. А когда они будут в знании, они сами будут решать. Мы уважаем их выбор, в рамках какой традиции им развиваться. Это соответствует идеалам нашего учения и тому, чему нас учил Прабхупада. Он никогда не говорил, что ислам или православие – неправильные религии. Он всегда с уважением относился и говорил, что это древние авторитетные учения, они идут от Бога. Единственно, люди в рамках этих движений не всегда правильно понимают свои задачи, не всегда учитывают единую картину мира. И наша задача – просто их просвещать, чтобы они жили в согласии друг с другом, чтобы никто не сражался, не воевал, чтобы мы имели единое понимание ценностей и чтобы для нас эти ценности были очень важными, даже важнее, чем жизнь.
Харе Кришна!

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No48,октябрь 2010-январь 2011