Rss

Истории о Шриле Прабхупаде

История из книги Мулапракрити деви даси «Наш Шрила Прабхупада – друг для всех. Воспоминания ранних современников».

Эта история была впервые рассказана в 1980 году пуджари из Адвайта Ачарья Бхавана. Он пришел в Чайтанья Чандродая Мандир, храм ИСККОН в Маяпуре, держа в руках журнал «Обратно к Богу», в котором была опубликована статья о Шриле Прабхупаде под названием «Жизнь в приготовлении».

32 1

«Только что я пережил удивительное осознание, оно настолько поразило меня, что я захотел разделить его со всеми преданными. Я был пуджари и севаитой в доме Адвайты Ачарьи много лет, еще с 1940-х и 50-х годов. В то время я стал замечать, что к нам регулярно приходит один бенгалец, преданный-грихастха. Он был одет в белое домотканое дхоти и курту и всегда был один. Он приходил, садился где-нибудь в задней части Мандира и повторял Харинаму на своих четках, очень тихо и сосредоточенно. Я помню, что он приходил по выходным, иногда раз в месяц, иногда два, регулярно. Каждый раз он воспевал в течение многих часов, потом вставал, благодарил меня и уходил. Его присутствие было особенным, и я чувствовал к нему большое расположение. Поскольку он совершал свой бхаджан в уединении, я никогда не пытался заговорить с ним, боясь потревожить. Иногда я замечал, что во время воспевания его глаза переполняли слезы, а голос прерывался и дрожал.

Потом долгое время он не приходил. Однако я отчетливо помню, как в августе 1965 года я увидел одетого в шафрановые одежды санньяси, сидящего в задней части Мандира. В то же мгновение я узнал в этом санньяси моего старого друга. Он, как и прежде, сидел в течение долгого времени, воспевая Харе Кришна. Его четки непрерывно двигались, а глаза были закрыты в сосредоточенной преданности. Он воспевал Святое Имя и плакал сильнее, чем когда-либо. Когда наступил вечер, он склонился в дандават-пранаме и долго оставался лежащим на полу. Наконец, поднявшись, он подошел ко мне и снова поблагодарил за мою севу здесь, в Адвайта Бхаване. Я спросил его: «Кто Вы? Я помню, что раньше Вы много раз приходили сюда».

Он ответил: «Меня зовут Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами. Я недостойный ученик Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады, моего божественного учителя. Я приходил сюда потому, что мой гурудева поручил мне невыполнимую миссию. Он хотел, чтобы я отправился через океан в западные страны и распространил в них возвышенное учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Там живут бесчисленные души, которые никогда не слышали о Шри Шри Радха-Кришне, и поэтому они очень страдают. Я не знал, как эта миссия может увенчаться успехом, и приходил сюда, в это особое место, где Адвайта Ачарья, Нитьянанда Прабху и Шри Чайтанья Махапрабху собирались вместе, планируя распространение движения санкиртаны. Отсюда они начали наводнение любви к Богу, которое затопило всю Индию и продолжается до сих пор. Поэтому я приходил сюда и просил их о том, чтобы они пролили на меня свою милость, уполномочили на это служение и всегда направляли меня. Я хочу исполнить желание моего гурудева, но чувствую себя неспособным на это».

32 2

Когда он говорил, я увидел, что слезы вновь потекли по его щекам. Затем он продолжал: «Завтра я уезжаю в Калькутту, чтобы сесть на корабль, который доставит меня через океан в Америку. Я не знаю, что ждет меня там, но я искренне молился здесь о помощи». Сказав это, он очень смиренно попросил у меня благословений. Я до глубины души был тронут искренностью и решительностью этого вайшнава, собиравшегося в столь опасное путешествие.

Несколько лет спустя я впервые увидел белых вайшнавов, которые стали приходить в Адвайта Бхаван. Они носили дхоти и сари и повторяли Харе Кришна на туласи-малах. Я никогда не говорил с ними, но однажды один из них дал мне этот журнал из Америки, «Обратно к Богу». Я стал рассматривать фотографии и вдруг увидел изображение основателя-ачарьи, принесшего сознание Кришны на Запад. Это была фотография моего друга, Бхактиведанты Свами, который приходил сюда и молился здесь так много раз. В этот момент я понял, что он и в самом деле смог исполнить ту невыполнимую миссию, порученную ему гурудевом! Я видел, что он, начавший в одиночку, оставивший все личные желания, действительно свершил это великое чудо, преодолев все трудности и препятствия.

Как только я увидел это, я пришел сюда, в его храм в Маяпуре, чтобы поделиться с вами этой информацией. Я знаю, что он уже покинул этот мир, но я подумал, что Вам будет интересно услышать эту историю о вашем и моем дорогом Шриле Прабхупаде».

Даже Бог не знает, почему Он Кришна

По лекции
Чайтаньи Чандры Чарана прабху,
Киев, декабрь 2001г.

32 3

В Маяпуре Шрилу Прабхупаду посетили два великих ученых. В Индии таких людей называют Дигвиджаями. Дигвиджай – это тот, кто всех победил в спорах. Дигвиджай, победитель, носит большой красный тюрбан, так что издали видно, что идет большой ученый.
Прабхупада был в гурукуле, он отдыхал. Ему сказали: «Прабхупада, пришли два дигвиджая, они хотят с вами увидеться, поскольку слышали о Ваших успехах в проповеди на Западе. Они хотят поговорить, может быть, задать вопросы, может быть, даже поспорить о чем-нибудь. Они любят спорить, они логики. Очень хорошо знают какие-то шастры». Прабхупада заулыбался, когда услышал это, потому что он уже знал, что это за люди – логики. Обычно тех, кто занимается логикой, не интересует окончательный вывод. Зачем нужен окончательный вывод – конец всей логике? Какой тогда смысл в том, что вы логик? Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я – окончательная истина среди логиков». Если есть окончательная истина, то все споры прекращаются. Но логики живут за счет споров. Они спорят, побеждают и так поддерживают свое существование, даже деньги зарабатывают таким образом. Как когда-то было в Навадвипе. Во времена господа Чайтаньи все ученые стали логиками, искусными в спорах. Так они поддерживали свое положение в обществе. И Господь Чайтанья играл с ними, как кошка с мышкой. Он выдвигал такие удивительно новые аргументы, что все логики просто диву давались. И Господь Чайтанья спрашивал: «Вам нравится этот новый вывод?» – «Да, это удивительно! Все предыдущее разрушено, установлена новая истина! Замечательно! Обновление!» И тогда Господь Чайтанья разрушал и этот вывод, и устанавливал обратные вещи. Все были очень-очень удовлетворены, что у них есть такой Нимай Пандит в Надии.

И Шрила Прабхупада, подобно Нимаю из Надии, решил поиграть с этими логиками. Прабхупада знает основной вывод Вед: причина всех причин – Кришна, источник знания – Кришна и цель познания – тоже Кришна. И почему они бесконечно спорят? Только потому, что не знают Кришну. Если утвердить Кришну, все прекратится. Весь «прогресс» материальной цивилизации прекратится, если установить Кришну.
Как только они вошли, Прабхупада сразу увидел, что они действительно очень ученые – об этом говорили их гордость, осанка, одежда, поведение. Обычно тот, кто знает Кришну, не проявляет ложной гордости. Говорится, что, даже если он ученый, он не будет это демонстрировать. Это одно из наставлений, которое дается брахманам и санньяси. Брахманы – это ученые, санньяси – учителя всего человечества. Но им дается наставление: никогда не демонстрировать свою ученость перед невежественными людьми и не вступать в бессмысленные споры. Так можно сохранить свои духовные качества, свое духовное развитие. И даже если человек нагружен знанием, он должен бороться с искушением – демонстрировать, одерживать победы и каким-то образом искать выгоду.

Прабхупада лежал в расслабленной позе, и когда они вошли, сразу спросил первого: «Скажи, кто такой Бог?» Это было очень неожиданно для Дигвиджая, потому что, когда они собираются, то начинают с простых вещей. Как они обычно делают? «Один. Что такое один? Один Бог, например… Что, там еще один? Одна вселенная…» Надо объяснить – «один», ведическая математика. «Два, – говорят они. – Солнце и Луна, пары – руки, ноги…» «Три. Три гуны материальной природы…» Так они постепенно поднимаются до бесконечности. И когда наступает предел их познаниям, они говорят – это Бог. Но Бог есть и в одном, и в двух, и в трех, они не замечают этого. Они замечают тогда, когда наступает предел их познанию. Обычный человек, когда ударит гром, скажет: «Бог есть». А «цивилизованный» ответит: «Нет-нет, он просто не обучен». Он будет исследовать атомы и молекулы, но когда дойдет до предела, то скажет: «Да, похоже, что есть Бог». К этому выводу можно прийти очень просто, ничего не усложняя, но Дигвиджай должен усложнить. Такова природа ума.

32 4

Итак, Прабхупада не стал считать: «А, Б, В..» – «Кто такой Бог, скажи!» Это сбило с толку Дигвиджая – он только что пришел, еще не расположился, не было умственной разминки. «Ну, как Вы так сразу, Свамиджи, нельзя так сразу… Это необъяснимо… Не воспринимаемое…» – «Ну хоть что-то скажи, – говорит Прабхупада. – Не то, не то… Хоть что-то скажи, что это такое?» Он замолчал. «Не знаешь, – сказал Прабхупада. И обратился ко второму. – Может быть, ты знаешь, кто такой Бог?» – «Ну, это знаете, как волны в океане… как бесконечность… это нельзя объяснить…не то… не это…» – «Тоже не знаешь! – сказал Прабхупада. – Если не знаете, тогда молчите. Если вы не знаете, то должны слушать. Кто не знает – молчит, кто знает – говорит. Такое правило». На столе у Прабхупады стояла банка с расагулами. Это была гурукула, и мимо бежал какой-то ребенок. Прабхупада сказал: «Эй, мальчик, иди сюда!» Мальчик подбежал, Прабхупада засунул руку в банку с расагулами, и ребенок сразу увидел это. Прабхупада спросил: «Кто такой Бог?» – «Кришна!» Прабхупада дал ему расагулу. «Он знает, – сказал Прабхупада, – пусть говорит». Тут дигвиджаям стало совсем плохо: «Свамиджи, ну как же так можно – это же ребенок! Он, конечно, может сказать, что Бог – Кришна, но он же не знает, почему Он – Кришна! Он даже не знает, почему Он – Бог». И тут Прабхупада выпрямился и сказал: «Даже Бог не знает, почему Он – Кришна! А вы хотите, чтобы ребенок знал это? Но он, во всяком случае, знает, что Он – Кришна».

Рассказывает Бхакти Викаша Свами

Однажды мой старший духовный брат, Расамрита Прабху, рассказал мне историю, непосредственным участником которой был он сам. Этот случай произошел в Бруклине много лет назад. Однажды Шрила Прабхупада беседовал с преданными, и его взгляд остановился на картине, которая висела на стене напротив. На ней был изображен Кришна с пастушками и коровами.

Не отрывая своего взгляда от этой картины, Шрила Прабхупада сказал, что когда чистый преданный видит подобные изображения, он видит гораздо больше других. «Кроме Кришны, пастушков, коров и лугов, – продолжал Прабхупада, – чистый преданный видит, что одна из коров плачет». «Почему она плачет?» – спросил он у преданных, но никто не смог ответить. Тогда Шрила Прабхупада объяснил: «Она плачет от переполняющей ее любви, так как Кришна держит ее теленка».
После этого Прабхупада добавил, что каждая травинка на картине склоняется к лотосным стопам Кришны в почтении и смирении. Все присутствующие преданные были поражены подобным откровением Шрилы Прабхупады. Казалось, он непосредственно видел то, о чем говорил.

Пуджари из дома Шри Адвайты Ачарьи в Шантипуре, Западная Бенгалия, вспоминает о своих встречах со Шрилой Прабхупадой

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No32, июль-август 2007