Rss

История Ганеши из Гокарна

В Южной Индии, в штате Карнатака, на берегу Аравийского моря, есть удивительное святое место Гокарна. Уже многие тысячелетия оно славится своим духовным могуществом. Эту святыню основал сам Ганеша. Вот как это было.

Однажды демон Равана совершал суровые аскезы, чтобы доставить удовольствие Господу Шиве. Как и все демоны, он был необычайно материалистичным. Он мечтал стать по милости Шивы непобедимым властелином всего мира. Через некоторое время довольный поклонением Раваны Шива вручил ему особый священный камень, Шива-линг, в котором Шива лично присутствует в форме своей экспансии. Этот камень назывался Атма-линг. В нём пребывала часть души Господа Шивы. Поклонение этому Лингу было равноценно непосредственному поклонению Шиве.

«Установи этот Линг у себя во дворце и поклоняйся ему, – сказал Шива Раване. – До тех пор, пока ты будешь совершать поклонение, никто во всех трех мирах не сможет одолеть тебя! Однако есть одно условие: если этот Линг коснется земли, его уже невозможно будет сдвинуть с места. Поэтому по пути на Шри Ланку ты не должен нигде останавливаться».

Довольный Равана отправился с Лингом домой. Но возле Гокарны, расположенной на берегу Аравийского моря, Равана почувствовал нестерпимое желание справить малую нужду. Он помнил, что священный Атма-линг нельзя ставить на землю. При этом даже будучи демоном, он не осмелился справлять нужду, держа Божество в руках. Тут озадаченный Равана увидел стоявшего поблизости Вигнешвару (Ганешу), принявшего облик мальчика-брахмана. Равана попросил его подержать Шива-линг, пока он сходит по нужде. Ганеша ответил, что он ещё слишком мал и не сможет долго держать такой тяжёлый предмет. Поэтому он поставил условие: «Если я позову тебя трижды и ты не вернёшься, я опущу Линг на землю».

Раване некогда было спорить, и он принял это условие. Отдав Шива-линг Ганеше, он побежал справлять нужду. Как только Равана скрылся, Ганеша позвал его трижды и поставил Шива-линг на землю. Ганеша сделал это в соответствии с божественной волей, согласно которой Гокарна должна была стать благодаря присутствию Атма-линга Господа Шивы могущественным святым местом. Так Ганеша создал подлинным святым и мудрецам необходимые условия для достижения совершенства через поклонение Шива-лингу.

Когда Равана вернулся и увидел, что произошло, он пришел в гнев. Он понял, что его материалистичные демонические планы рухнули. Собрав всю свою нечеловеческую силу, накопленную долгими аскезами, он попытался оторвать Атма-линг от земли, но не смог сделать этого.

Так Шри Ганеша проявил замечательное качество своего характера. Будучи повелителем трудностей и препятствий, он очень разборчив. Он устраняет препятствия с пути святых и праведных людей и чинит препятствия демонам и грешникам.
Замечательный поэт-ваишнав, Вадираджа Тиртха Свами, описал славу Винайаки (Ганеши) из Гокарна в следующих стихах:

душтанам вгхна-карта су-чарита су-джана-стома-вигхнапахарта
тасмад вигхнадхипо ‘хам мата ити су-дхийам спаштам аджнапанайа

Шри Ганеша сказал: «Своими добрыми делами я устраняю препятствия на пути святых людей и учиняю трудности негодяям. Поэтому меня именуют Вигхнадхипа – властелином препятствий. Я делаю это, чтобы направить людей на путь праведности».

пауластйеччхантарайах сура-муни-никарартхашта-сампраптй-упайах
шрийо вигхнадхи-раджах прадишату сататам бхури гаури-тануджах

«Вигхнадхираджа (властелин препятствий, Ганеша) разрушил надежды демонического сына брахмана Пуластьи (Раваны). Для полубогов и мудрецов он создал возможность достичь желанного совершенства. Пусть же он, славный сын супруги Шивы, Гаури, всегда благословляет нас на процветание!» (Ибо мы идем по самому благочестивому пути, пути служения Господу Кришне.)

ПРИМЕЧАНИЕ: Однажды мне лично удалось ощутить благословления Ганеши из Гокарна. Это случилось так. С миссией распространения духовной литературы (книг Шрилы Прабхупады) я прибыл на поезде из Удупи в Гокарну. Там волею судьбы я познакомился с одним замечательным местным брахманом по имени Субрахманья Даттатрея Бхатта. Мы разговорились с ним на санскрите и на протяжении всей беседы общались на этом сладком древнем языке. Субрахманья сразу понравился мне тем, что строго придерживался своей традиционной культуры. Следует отметить, что он был очень рад тому, что в России появились серьёзные последователи Вед.

Субрахманья показал мне свою библиотеку книг на санскрите. Оказалось, что он любит слушать «Шримад-Бхагаватам». Он с сожалением заметил, что под воздействием западной культуры ведические традиции ослабевают. В прежние времена в местном храме Кришны постоянно проходили духовные беседы и воспевались святые имена. Теперь же это стало редкостью.

Вместе с Субрахманьей я посетил старейшину местной общины брахманов. Тот нисколько не удивился мне – светлокожему россиянину. Напротив, он сказал, что прежде в России жили ведические мудрецы. По его утверждению, слово «Русь» образовано от санскритского слова риши, что значит «мудрец». Также он сказал, что в древности российские мудрецы периодически приходили на территорию Индии, в устье реки Сарасвати, чтобы совершать в этом святом месте ведические жертвоприношения.

Субрахманья радушно разместил меня на ночлег в своём доме. На следующее утро, он повёл меня по всем местным храмам, подробно рассказывая о каждом из них. Благодаря общению с ним, я ощутил прилив духовной силы. Позднее мои ощущения подтвердились. На обратном пути в Удупи все до одной книги, которые были у меня для распространения, были раскуплены интересующимися людьми. Такого чуда со мной не случалось никогда. Мне только оставалось с благодарностью вспоминать Атма-линг Господа Шивы, Ганешу, Вену Гопала Кришну и их приветливого слугу, брахмана Субрахманью.

По вопросам приобретения и оптовых заказов книги «Кто такой Ганеша» обращаться по E-mail: manu1@mail.ru и по телефонам: 8-921-210-06-60, 8-926-697-95-00, 8-905-181-65-49.

Неизвестный Игорь

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No22, август 2006