Rss

Кришна дал нам самое большое благо – возможность быть рядом с Ним

8 5

Шеша прабху, один из «старейших» питерских преданных, недавно посетил Псков, и все наши преданные остались в восторге от его лекций, киртанов, доброго вайшнавского юмора и жизнерадостного характера. Многим захотелось познакомиться с Шешей прабху поближе, поэтому мы решили взять у него интервью. Такому необычного человеку всегда есть, о чем рассказать…

— Как Вы пришли в движение Сознания Кришны?

— Это случилось в 1990 году в Санкт-Петербурге. До этого я занимался карате и искал информацию, которая помогла бы мне стать духовно сильнее. Я осознавал, что на одной технике карате не смогу стать победителем, мне нужно было нечто большее, поскольку моей целью было стать ниндзя. Я мечтал обрести силу и могущество, которые дали бы мне возможность контролировать людей.

И однажды я купил книгу «Мантра-йога и медитация», в которой было много мантр. Я выбрал две – «Ом намо бхагавате васудевая» и «Харе Кришна». Это стало началом моей неосознанной духовной жизни.

Я стал повторять эти мантры, но мне казалось, что они не работали. Мое сознание не взрывалось, мне не открывались никакие потусторонние истины. И я решил купить Бхагават-гиту, чтобы получить какие-то знания, способные приблизить меня к заветной цели. Только сейчас понимаю, что на самом деле я встретил преданных и купил у них Бхагават-гиту как раз благодаря тому, что начал повторять мантру.

Был я тогда восемнадцатилетним юношей, еще не испорченным материальной жизнью. Не успел я вкусить материальных наслаждений, как пришел Господь Чайтанья в виде преданных и Бхагават-гиты и спас меня…

Итак, я шел по Невскому и увидел, как преданные за столиком продают книги. Я открыл Бхагават-гиту и почувствовал, что между той медитацией, которой я в то время занимался, и этой книгой, есть некая связь. Я потратил почти всю свою стипендию на то, чтобы купить Гиту, но читать ее не смог. Открыл, почитал введение, понял, что простому смертному такому философию не понять, и поставил книгу на полку.

Через некоторое время меня снова потянуло к преданным, и я стал подходить к их столику на Невском проспекте. Однажды подошел с мороженым в руках, а преданные мне шутливо сказали: «Что, чувства наслаждаешь?» На что я ответил: «Ничего я не наслаждаю», – и тут же выбросил мороженое. Мне в то время это показалось очень большим отречением, я даже сам от себя такого не ожидал.

Под влиянием преданных я снова стал читать Бхагават-гиту. В этот раз я сразу приступил к первой главе, и здесь мне уже было все более или менее понятно – на поле битвы Курукшетра собрались Пандавы и Кауравы, намереваясь сражаться. Постепенно я стал осваивать и философские истины Бхагават-гиты, все больше приходя к выводу, что мне очень повезло, раз мне в руки попала такая необыкновенная книга.

Потом преданные стали приглашать меня на воскресные программы, где мне не сразу понравилось. Помню, пришел в самый первый раз и увидел, что преданные на кухне что-то готовят, и пахнет жутко по-индийски. Когда все сели кушать, мне пришлось сесть со всеми. Я до сих пор помню чатни, которое я тогда ел… Оно было приготовлено по рецепту Шрилы Прабхупады, который говорил, что чатни должно быть сладким как нектар, что невозможно от него оторваться, и одновременно таким острым, что его невозможно кушать. И они приготовили в точности такое чатни, которое осталось у меня не съеденным на тарелке. Я еле осилил его, потому что преданные сказали, что прасад выбрасывать нельзя. Также я долго не мог проглотить халаву, мне пришлось ее намазывать на булку и есть, запивая напитком. В тот момент мои грехи не давали мне в полной мере насладиться трансцендентным вкусом прасада. Потом был киртан, было темно, все пели, плясали и хлопали в ладоши. Это казалось мне странным и даже жутким… Но удивительно, что через неделю, в следующую воскресную программу я был в восторге от всего того, что недавно не мог понять и принять.

— Так Вы стали преданным…

— Да, так я стал преданным. Через некоторое время преданные пригласили меня пожить с ними в ашраме в период зимних студенческих каникул. В то время ашрам располагался в Ижорах (пригород Петербурга), где преданные снимали двухэтажный дом. Помню, я приехал туда со своим одеялом и был немало удивлен царившими в ашраме аскетичными условиями.

Вставали брахмачарьи с 3 до 4 часов утра, принимали ледяное омовение на улице (в доме не было отопления и ванной комнаты), а потом целый день занимались преданным служением. Это был настоящий монастырь, в котором жили истинные садху. Их жизнь была посвящена садхана-бхакти и распространению книг.

Каким-то образом я вписался в этот распорядок дня и прожил в ашраме до 1996 года, после чего меня там даже назначили управляющим. В 1992 году получил первую инициацию, в 1996-м – вторую. Но надо мной висела угроза службы в армии, меня уже интенсивно искали соответствующие службы, и надо было что-то делать. Наилучшим вариантом было, конечно, уехать куда-нибудь очень далеко, и однажды Гопал Кришна Госвами, мой духовный учитель, спросил, хотел бы я поехать в Найроби, столицу Кении (Южная Африка), чтобы поклоняться Божествам Радхи и Кришны. Естественно, я согласился. У меня было в сердце желание поклоняться Божествам, несмотря на то, что я не имел такого опыта. Но Гопал Кришна Госвами видел, что происходит в моем сердце, и дал исполниться моему желанию. Шесть лет я был пуджари, служил на трех алтарях (Радха-Кришна, Сита-Рама-Лакшман-Хануман, Шри Шри Гаура-Нитай), а потом вернулся в Санкт-Петербург и год служил президентом ятры. Такова краткая история моей жизни…

— Были ли у Вас в духовной практике какие-то мистические моменты?

— Я очень хотел, чтобы Кришна показал мне что-то мистическое, но Он почему-то не исполнял мое желание. Я не видел ни духов, ни привидений, и даже Кришну еще не видел. В общем, ужас какой-то.

Нет, конечно, мы видим Кришну на алтаре в форме арча-виграхи, но, даже созерцая своими глазами Божество, мы не можем видеть Кришну в Его полной форме.

Тем не менее, иногда случались какие-то интересные моменты в поклонении Божествам. Я не знаю, можно ли их назвать мистическими, но они помогают получить важные реализации. К примеру, когда заходишь в алтарь, с сознанием происходят удивительные вещи. Начинаешь вдруг ясно осознавать, что Кришна – Бог и что Он на самом деле все контролирует. Когда прикасаешься к телу Божества, ясно ощущаешь, что это Кришна, живой Кришна, а не камень. Иногда хочется обнять Кришну, а временами возникают и другие желания как-то выразить свои чувства к Нему.

Однажды я зашел в алтарь и, запутавшись в дхоти, упал. При этом я понимал, что эту ситуацию создал Кришна и думал: «Кришна, зачем ты так делаешь?» Мне в тот момент хотелось драться с Ним. Сейчас это выглядит, конечно, смешно – как можно драться с мурти? Но тогда это желание подраться с Кришной было настолько ярким, что я почти поверил в то, что сейчас мое желание исполнится.

Но почти сразу в сознании стали появляться разумные мысли: я слуга, а Кришна – Господин, Он создал эту ситуацию для моего же блага, поэтому не стоит так переживать.

У одного пуджари в момент одевания Кришны булавка, которой он скалывал одежды Божества, вошла под ноготь. Ему стало очень больно, и он разозлился на Кришну: «Кришна, ты что делаешь?» и уколол Его булавкой в ответ. Ощущение реальности Кришны было настолько сильным, что он не смог сдержать себя. В алтаре ощущаешь, что Кришна – великая Личность…

Там же, в Африке я научился проводить ягьи. Во время этой церемонии можно ощутить очень сильные и необычные эмоции, получить интересные реализации. Когда льешь масло в огонь, реально ощущаешь, как оно уходит в вечность, к Богу. После ягьи на инициацию у меня появилось удивительное умиротворение, и я понял, почему раньше брахманы трижды в день совершали ягьи. Это очень успокаивает ум и очищает сознание. Также я проводил виваха-ягью, но это было исключением, потому что обычно брахмачарьи не проводят свадебные церемонии – это оскверняет их сердце.

В Найроби к нам в храм приходило много бедных за материальной помощью. Одной женщине я сказал, что служу пуджари и у меня нет денег, но она может подойти к алтарю и помолиться Кришне. Кришна – Бог, и Он может дать ей все, что она просит. Она подошла, помолилась, и Кришна ей послал помощь. Через некоторое время эта женщина стала приходить в храм. Потом Кришна помог еще нескольким людям после того, как они молились ему, и это все происходило на моих глазах. Я, помню, сказал тогда Кришне: «Ты всем все даешь, только мне ничего почему-то не даешь!»

Но на самом деле все мы понимаем, что Кришна дал нам всем самое большое благо – возможность быть рядом с Ним и служить Ему. Это нельзя сравнить даже со всеми богатствами мира…

— Расскажите о своем духовном учителе…

— Долгое время у меня не было духовного учителя, я не мог никак понять, кого же мне выбрать. Я постоянно молился Гаура-Нитай, чтобы Они дали мне гуру, потому что у всех есть гуру, а у меня нет.

Впервые я увидел Гопала Кришну Госвами, когда преданные на воскресной программе включили видео. Потом слушал его лекции, понимая, что эта личность вдохновляет меня очень сильно, и мне хочется идти за ним. Через некоторое время я познакомился с ним и принял его своим духовным учителем.

Гопал Кришна Госвами – очень необычная душа, и лучше делать все то, что он говорит, иначе не ждите ничего хорошего в своей жизни. Не только я, а многие преданные заметили такую особенность. Однажды у меня в духовной жизни были проблемы, я обратился с этим к Махараджу, он мне дал совет, я воспользовался этим советом, и мне это помогло. Это был мой первый опыт общения с духовным учителем: нужно выполнять наставления, которые дает нам гуру, потому что эти наставления работают.

Очень здорово было находиться рядом с Гурудевом в Африке, также я ездил с ним по Индии, и было много случаев, которые показывали, насколько он проницательный человек, насквозь видящий внутреннее состояние своих учеников.

Как-то в Индии мы принимали прасад в одной уважаемой индийской семье, и Гопал Кришна Госвами поел очень быстро (он все обычно делает быстро), а я еще только половину съел. Он меня торопил, и я подумал: «Я садху, поэтому могу оставить прасад на тарелке». И в тот же момент Гопал Кришна Госвами сказал: «Не вздумай оставлять прасад, кто будет после тебя твои объедки доедать?» Мне стало очень стыдно, потому что все это слышали, и я, конечно, все доел, но мое ложное эго было разбито. Махарадж очень часто помогает своим ученикам немного урезать ложное эго, что, собственно, является обязанностью духовного учителя. Поэтому нужно правильно к этому относиться и не обижаться.

Записала Говинда Нандини даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No5(8), июнь 2005