Rss

Кришна нас нянчил, чтобы мы нянчили других…

24 2

Джай Гопал прабху родом с Украины, но так сложилась судьба, что он уже более 10 лет живет и служит в Минском храме. Его служение – решение вопросов в администрации, юстиции, милиции, где он представляет интересы Минского общества Сознания Кришны.

Прасад побеждает гнев

Когда-то я убивал животных, ловил рыбу, и поэтому во мне очень сильно проявлялся гнев. Я мог очень сильно «вспыхнуть», и тут же быстро остывал. Когда я впервые столкнулся с преданными и попробовал прасад, я понял, что если все время есть только предложенную Господу пищу, то гнева не будет. Человек полностью удовлетворяется, и ему не хочется гневаться. Мой путь к Кришне начался с работы на вайшнавской ферме, где я не только много работал, но и много кушал. Шрила Прабхупада говорил своему ученику Джаянанде: «Если ты работаешь, как лошадь, то ты можешь и есть как лошадь». Так вот и я – ел целые горы прасада и был счастлив.
Не стоит беспокоиться, если кому-то кажется, что он много ест. На самом деле не мы контролируем количество прасада, а прасад сам контролирует себя. Потому что прасад – это Кришна, а Кришна – Верховный контролирующий. В этом я сам убедился. Даже если преданный сначала ест больше, чем нужно, то постепенно он начинает есть все меньше, пока дойдет до определенной нормы, необходимой для поддержания жизни.

Харинама в банке

Как-то в Киевском храме зазвонил телефон, и я взял трубку. Звонили из банка. «Здравствуйте! – сказал неизвестный. – Мы видели, как вы ходите по городу и поете. А у нас скоро будет в банке праздник – день рожденья нескольких банковских служащих. Не могли бы вы прийти к нам петь? Нам очень понравилось, как вы поете».

Я подозвал к телефону Судхиру прабху, ответственного за харинамы, и он обо всем договорился.

В определенный день преданные пришли в банк, им выделили специальное место, где они начали петь и играть на музыкальных инструментах. Потом руководители банка, очарованные пением преданных, разрешили им ходить и петь уже по всем этажам. Многие банковские служащие задавали вопросы, преданные терпеливо отвечали. И снова пели, пели, пели… Потом уже люди стали подпевать, потихоньку хлопать в ладоши и даже подтанцовывать.

Вот такая харинама была в Киевском банке!

Пришлось сломать одну  из стен алтарной

Однажды по морю в Одессу приплыли Божества, Которых преданные заказали в Индии. Это были большие мраморные Божества Радхи и Кришны. Преданные привезли их в Киев, а как из машины выгружать Божества – не знают, Они ведь тяжелые очень были, килограммов по 400. У храма к тому времени уже преданные собрались, все пели и ждали появления Божеств.

24 3

Мы вынесли Их из машины на руках, поставили, все закричали «Харибол!», упали в поклонах и вдруг начался сильный ливень! Все засуетились, стали накрывать Божества от дождя. Наверно, таким образом полубоги проливали на землю слезы радости и счастья.
Божества почти две недели стояли на улице и давали даршаны всем желающим. Преданные украшали Радху и Кришну цветами, приносили им фрукты и благовония.

Чтобы поднять Божества в алтарную храма (алтарная располагалась на 3-м этаже), пришлось вызвать подъемный кран и сломать одну из стен алтарной.

Пока эти Божества официально не установлены, потому что для этого необходимо соблюсти множество условий: у Божеств должно быть 700 нарядов, поклоняться Божествам должны 8 брахманов-грихастх и так далее. Все преданные с нетерпением ждут, когда же появятся 8 брахманов и когда Божествам сошьют все необходимые одежды. Ждут и молятся. И Божества ждут…

И брахманы чистят картошку

В Киеве овощи чистят во время лекции. Этим занимаются не только обычные преданные. Региональный секретарь чистит, президент храма чистит, проповедники, приезжающие из Индии, тоже чистят картошку, морковку и кабачки. Даже ученик Шрилы Прабхупады брал нож в руки и чистил. Все чистят овощи и слушают кришна-катху.

Каждое утро в 3.45 преданные моют храм. Все брахманы берут в руки тряпки и начинают мыть алтарную и другие помещения храма – от кухни до туалета. Рядом трудятся новички. Нет в киевском храме разделения на «элитный» и «черный» труд, для Кришны работают все! Новички приходят в храм и, глядя на старших преданных, делают то же самое, вдохновляясь их энтузиазмом.

Радханатха Махарадж, приехав однажды в Киев, рассказывал, что в храме Чоупати – пять президентов, и каждый президент раз в неделю должен помыть алтарную и туалет. С тех пор в Киеве взяли этот метод на вооружение. Мы должны стать слугами – это самое главное. А если мы занимаем в ИСККОНе какое-то высокое положение, то мы запросто можем обусловиться и забыть о том, что мы слуги. А еще общий труд сближает преданных, развивает любовные отношения между ними.

Перешагнуть за черту обусловленности

Вишвавасу прабху, известный исконовский преданный, занимается сейчас развитием нама-хатт. И он стал применять на нама-хатте один интересный метод. После лекции, перед самым прасадом, все преданные кланяются друг другу. Каждый преданный кланяется каждому преданному, потом все обнимаются – матаджи обнимают матаджи, а прабху обнимают прабху. Все просят прощения друг у друга.

Мы пытались ввести этот метод в Минске, но ничего не вышло. А Вишвавасу прабху ввел этот метод в Житомире, там он легко прижился.
Знаете, как это меняет отношения! Раньше у нас с Вишвавасу прабху были хорошие отношения, но не очень близкие. А как только мы стали кланяться другу другу и обнимать друг друга, прося прощения, мы будто какую-то черту переступили, перешагнули за обусловленность, стали родными людьми…

Я съел сладкий шарик  и раздулся на весь зал

В субботу и воскресенье в Киеве мы ходили на харинаму, там можно это делать свободно, потому что в выходные на всех центральных улицах Киева перекрывается движение. Люди настолько привлекались нашим пением, настолько вдохновлялись, что мы не могли уйти домой до 10-11 часов вечера! Поэтому приходили очень-очень поздно.

Киевские преданные также ездят по разным городам, проводят харинамы, распространяют книги.

В Житомире харинамы всегда проводились возле Центрального универмага и на рынке.

Там-то я впервые и увидел преданных. В то время я находился в духовном поиске, покупал множество духовной литературы, пытаясь понять смысл жизни. Искал, искал, но почему-то не находил. Однажды я подходил к Центральному универмагу и увидел столик, возле которого стояли люди и продавали книги. Когда я подошел к столику, меня будто током ударило, я начал хватать книги, давать людям деньги, снова что-то хватал. В общем, на все имеющиеся у меня деньги я накупил книг. Таких книг в Житомире я никогда не видел. Я вообще скупал в то время все подряд в книжных магазинах, даже учебники по алгебре. Но увидев такие необыкновенные книги, я съездил домой за деньгами и купил у преданных все оставшееся.

А через некоторое время на доске объявлений в Житомире я прочитал, что в библиотеке будет проходить программа Харе Кришна. На программе преданные пели и играли на фисгармонии, и меня это потрясло. Раньше самым лучшим музыкальным инструментом я считал орган. А когда я услышал фисгармонию, то навсегда распрощался с органом.

Потом преданные угощали всех прасадом. Когда я съел сладкий шарик, мне показалось, что я раздулся на весь зал. И это ощущение все время росло – мне казалось, что меня раздувает и раздувает до бесконечности. И когда преданные начали раздавать еще и овсяную кашу (всем по чайной ложке), у меня было ощущение, что я объелся и не смогу больше ничего съесть. Я у всех спрашивал: «Посмотрите на меня, мне кажется, что я очень сильно расширяюсь!» «Нет, ты как был худым, так и остался таким», – отвечали мне. Так я познакомился с преданными.

Я предлагал пищу огню и Иисусу

А потом преданные стали в Житомире проводить нама-хатты. Анила прабху приезжал на субботу и воскресенье, готовил прасад и обучал нас основам духовной практики. Мы учились правильно держать четки и повторять мантру, готовить прасад, петь, танцевать. Мне нравилось, что мы могли прийти в эту квартиру и получить какое-то служение – ковер почистить, посуду помыть, в магазин сходить. Для меня это было чем-то новым, потому что до этого я занимался буддизмом, и мы просто сидели в темноте по полчаса и молчали – в общем, медитировали, периодически похрапывая.

Я вообще изучил все религии, ходил во все, какие возможно, церкви, но так ничего и не понял, пока не пришел в движение Сознания Кришны. Я до этого пищу огню предлагал, потом стал Иисусу предлагать, а теперь меня научили Кришну кормить. Кстати, северные народы постоянно огню предлагают пищу, они сначала кусочек пищи кидают в пламя, а потом уже кушают сами. Я двадцать лет жил на севере и научился многим подобным премудростям. Однажды моя мама увидела, как я в горящий огонь на газовой плите кинул немного сахарного песка. «Что ты делаешь! Пожар хочешь устроить?» – заволновалась она.

Очень многие ведические традиции у северных народов сохранились до сих пор. К примеру, они людей не хоронят, а «отправляют в путь». В гроб к умершему человеку они кладут сберкнижку, могут положить ружье, патроны, ложку, вилку, нитки – самые разные вещи, которые необходимы человеку. Также вещи кладут на гроб, когда его опускают в яму. У северных народов земля не сыпется на гроб, остается немного пространства, которое специально отделяется от гроба досками, так что вещей много можно положить – даже спальники и кровать. Северные народы верят в реинкарнацию и отправляют своих умерших в следующую жизнь с необходимыми вещами.
Когда я начал предлагать пищу Иисусу, мама опять стала волноваться. «Что с тобой? Зачем ты картинку кормишь?». Она думала, что я вступил в «Белое Братство» и сошел с ума. Мама и все остальные родственники постоянно меня спасали от сект, им все казалось, что я там пропаду.

Кстати, я не знал в то время, что пищу нужно предлагать Иисусу, просто у меня еще на севере сформировалась привычка отдавать пищу кому-то, прежде чем я начну есть сам. Раньше огонь кормил, потом Иисуса кормил, а теперь Кришну кормлю.
Перед Харе Кришна я успел еще почитать какое-то время буддийскую мантру «Ом мани падме хум», а потом Кришна очень быстро дал мне свою мантру, и я стал преданным.

Поэтому очень важно, чтобы преданные распространяли книги, ходили на харинамы и кормили людей прасадом. Даже если человек ничего не желает слышать о духовности и Боге, святое имя и прасад все изменят. Они имеют большую силу. У нас нет силы, а у Кришны есть, поэтому книги, святое имя и прасад творят чудеса, это наше оружие и наша сила.

Бомжи принесли в храм мед

В Киевском храме у меня есть еще одно служение – я мою посуду и раздаю соседям прасад. В Минске я тоже после воскресной программы раздаю прасад. Обычно у нас много чего остается, и я потом хожу по окрестностям, кормлю всех, кого увижу. В наш храм не пускают бомжей, но я приношу им прасад и они довольны. Я старюсь установить близкие отношения с людьми, потому что когда есть какие-то отношения, люди уже по-другому начинают воспринимать проповедь. Я даю людям визитки и иногда прошу прочитать, что написано на визитке. Человек читает: «Харе Кришна». Если он хотя бы произнес эти слова, то у него есть чистота, и значит, он может встать на путь преданного служения. Потом люди начинают приносить в храм какие-то продукты – фрукты, орехи… Даже бомжи что-то приносят, однажды они дали мне сотовый мед, и я отдал его в храм. Я видел по их глазам, что они сами хотели бы съесть этот мед, но все же отдали его Кришне.

На ферме иногда наши коровы забираются в соседские огороды и съедают какие-то овощи. Соседи бывают недовольны, и тогда мы приходим к ним и делаем что-то по хозяйству. Помощь в хозяйственных делах и прасад делают свое дело – у нас со всеми в округе хорошие отношения.

Божества могут будить нас по утрам

Когда я жил в Киеве, то не мог вставать рано утром, и тогда приобрел маленького Нимая. Божества могут будить нас по утрам, если мы, конечно, этого хотим. Я стал вставать рано, проводить дома службу. А потом, уже в Индии, я купил маленького Нитая (Его я отдал потом преданным) и Гопала. Гопал отличается от Нимая тем, что Он черного цвета. Если Божество золотого цвета, то это Нимай.
Теперь я всегда вожу с собой Божества, иногда предлагаю Им пищу, но специально я Им не поклоняюсь, потому что поклонение этим Божествам должно соответствовать высоким стандартам. Я просто люблю Их, общаюсь с Ними и никогда не расстаюсь с Нимаем и Гопалом…

Не оскорбительная, а очистительная стадия

Вишвавасу прабху давал в Минске семинар о святом имени. Он сказал, что часто преданные считают, что находятся на оскорбительной стадии воспевания. Но это не верно. На самом деле преданные находятся на очистительной стадии воспевания, на оскорбительной стадии могут находиться только имперсоналисты и майавади. Они повторяют мантру только для того, чтобы добиться каких-то материальных результатов, и как только они получают эти результаты, то оставляют повторение Харе Кришна мантры. А преданные воспевают святое имя только для того, чтобы удовлетворить чувства Господа, доставить Ему удовольствие.

Книги Прабхупады помогают помнить о Кришне

«Думай обо мне!» – говорит Кришна в Бхагавад-гите. Чтобы все время помнить о Кришне, нужно научиться все связывать с Кришной. Если мы не будем все события в нашей жизни связывать с Кришной, то жизнь покажется нам бессмысленной. К примеру, в Индии взорвался храм. Первая реакция человека, который не видит во всем Кришну: «Боже, какой кошмар, бедные люди!» Но если мы видим во всем руку Господа, мы понимаем, что Кришна просто забрал к Себе тех, кто погиб во время взрыва. На самом деле это большая милость – оставить тело во время службы в храме, но не каждый это может понять. Чистому преданному вообще все равно, где служить Кришне – в материальном мире или в духовном. В материальном мире служить Кришне труднее, потому что помимо этого еще нужно заниматься разными делами: содержать семью, заботиться о своем здоровье и так далее. В духовном мире намного проще – служи Кришне и все. И поэтому служение Кришне в материальном мире для Кришны очень ценно, Кришна очень доволен, когда преданные служат Ему здесь, несмотря на все трудности и препятствия.

Чтобы научиться все связывать с Кришной, следует каждый день читать книги Шрилы Прабхупады. Если нет времени, нужно хотя бы пять минут в день читать. Со временем у нас появится желание добавить еще пять минут, а через некоторое время мы удлиним наше чтение еще на пять минут. И так далее…

Книги Шрилы Прабхупады – это письма Господа из духовного мира, это разговор с Самим Кришной. Мне повезло, что когда я только соприкоснулся с преданными и вайшнавской философией, я работал в охране и имел много свободного времени, которое я полностью посвящал чтению книг Прабхупады. Я читал их и днем, и ночью – по 16-20 часов. Когда мы полностью погрузимся в мир книг Прабхупады, мы научимся все связывать с Кришной. А если мы будем пренебрегать этим занятием, наше сознание будет «плавать», наше служение будет неустойчивым и зыбким.

Также мы должны помогать новичкам. Бывает, приходит новый человек в храм, а мы не обращаем на него внимания, нам некогда – мы джапу читаем. Это неправильно. Помогая другим, мы помогаем прежде всего себе, а очищая других, мы очищаем себя. Кришна сколько жизней с нами нянчился, а теперь мы должны нянчить других. Помогая другим, мы забываем о себе, а забывая о себе, мы начинаем помнить о Кришне…

Да, Ваша милость!

Когда кто-то из преданных, особенно старших преданных, просят нас что-то сделать, мы должны сказать всего три слова: «Да, Ваша милость!» Так можно избавиться от всех проблем – они сами уйдут от нас. К примеру, кто-то неправильно держит нож при нарезке овощей. Ему говоришь: «Держи по-другому, а то порежешься», а он все равно режет по-своему и ранит палец. А когда мы стали применять этот метод, то преданный, который неправильно держит нож, стал говорить: «Да, Ваша милость!», и это помогло ему избежать боли. Мы все стали учиться отвечать этой фразой на любые просьбы старших преданных. Знаете, стало намного легче жить. Слуге всегда живется легче и проще – его задача служить и все. Господину всегда приходится труднее – он несет много ответственности за свои решения, он должен постоянно контролировать ситуацию и думать о последствиях. Слуге проще – служишь и все, никаких проблем и забот. «Да, Ваша милость» – это может очень облегчить жизнь, избежать оскорблений и даровать нам спокойствие, которого нам так не хватает…

Мы тоже Кришны, только маленькие

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни предлагал или отдавал, через какую бы тапасью ни проходил, делай это, сын Кунти, как подношение Мне». Господь Чайтанья говорил, что если человек в Кали-югу стоит у станка и жертвует половину своего заработка Господу – это санньяса. Нужно всегда сначала все отдавать Богу, а уж потом пользоваться этим самому, для этого нужно Бога чуть впереди себя поставить и чуть выше, и тогда это правило войдет в нашу жизнь и будет для нас естественным, как дыхание.

У нас есть один прихожанин, который давно посещает программы, соблюдает принципы и чувствует какую-то неудовлетворенность. И однажды я сказал ему: «Вот Вы пришли в храм, а что Вы принесли Господу?». «Ничего не принес, я сам пришел», – ответил он. «Это понятно, – ответил я. – Но Вы могли бы принести Кришне хотя бы три рисинки! Вы ведь хотите быть счастливым?» «Хочу», – ответил он. «Ну, попробуйте сделать так, как я Вам сказал», – ответил я.

И он стал приносить три рисинки. А потом он принес бананы. В следующий раз принес сахар на кухню Божеств. Сейчас он все время что-то приносит и выглядит по-настоящему счастливым! Когда мы что-то делаем для Господа, Он становится довольным, и наше сердце сразу наполняется счастьем и радостью.

В Шримад Бхагаватам Господь говорит, что мы тоже Кришны, только маленькие, мы неотъемлемые Его частицы, Его дети. И поэтому он говорит нам: «Дети, сначала мне предложите, а потом сами пользуйтесь на здоровье». Вспомните, когда дети получают что-то вкусное, какой-нибудь ребенок не ест сам, а подходит к маме и папе и предлагает сначала им. Родителям не нужны эти сладости, но им приятно, что ребенок сначала заботится о них. Также и Господь – Он не нуждается в наших подношениях, просто Он хочет помочь нам сместить свое сознание с телесного, материального – на божественное.

У нас возле храма живет один материалист, которому я уже давно проповедую и кормлю прасадом. У него есть своя усадьба и свой сад, но он никогда не предлагал ни яблочка, ни цветка. Обычно нужно ждать 5-7 лет, чтобы материалист захотел что-то дать Кришне. Для этого нужно очень много терпения. Мы ходим, помогаем им по хозяйству, лечим их, когда они болеют или падают с лестниц, охаем вокруг них и прославляем. И думаем при этом: «Когда ж ты дашь мне листок, цветок, плод или воду, чтобы я помчался бегом в храм предложить это Господу?» И однажды я сказал хозяину усадьбы: «Выручите нас, Игорь Семенович! У нас праздник, в храме кухня маленькая, можно у Вас кичри приготовить?» «Конечно, готовьте», – согласился он. Мы уже полгода у него теперь готовим по два раза в неделю. Готовить он нам разрешает, а Кришне ничего давать не хочет. Он прочитал в Бхагавад-гите, что предлагать нужно с любовью и преданностью, и для него это стало камнем преткновения. «Как я могу предлагать Господу яблоко или цветок, ведь у меня нет ни любви, ни преданности – я же материалист! Тем более, Господу надо самое лучшее давать, а у меня в саду яблоки червивые, да и цветы плохие».

«Игорь Семенович, – говорю ему я. – Ну, дайте хоть мне одно яблоко, посмотрите, какой я старый, у меня авитаминоз, зубы выпадают, ну хоть одно яблоко!»

Не дает. Но мы так долго его уговаривали, что в прошлом году он отдал нам весь погреб с яблоками. Просто так вышло, что однажды он пожертвовал храму ведро яблок, мы принесли ему испеченную из этих яблок шарлотку, и он влюбился в нее! И после этого весь погреб предоставил в наше распоряжение, а мы ему шарлотку приносили.

Иногда нам хочется быстрых результатов, мы хотим, чтобы обычный человек сразу стал преданным – взял бы в руки флаг и пошел на харинаму. Но необходимо терпение и долгий труд. Потом этому человеку дали четки, научили его повторять мантру, но у него дело не пошло. Вы знаете, это великая милость, что мы можем повторять святые имена на четках. Это милость Прабхупады… У нас у самих нет ни энтузиазма, ни сил, просто нам Прабхупада дает энтузиазм и силу…

Господь знает, что нам нужно

Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Оставь другие религии и просто вручи себя Мне. Я избавлю тебя от последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего». В одну из прошлых юг этот стих был как для нас сейчас Харе Кришна мантра. И люди во время инициации получали эту мантру – «Сарва дхарман паритьяджья…» Если мы выучим эту шлоку и будем каждое утро произносить ее, мы начнем понимать, что значит предание Кришне. Господь нам дал такое наставление, чтобы элементарным образом сэкономить нам время и силы. Часто мы запутываемся в собственных желаниях и не знаем, что делать: то ли жениться, то ли не жениться, то ли стихи из Бхагавад-гиты учить, то ли на санкиртану идти… Мы не знаем, что нам нужно. Но Господь это знает. И если мы Ему предаемся, Он начинает нам помогать.

Мы все так или иначе кому-то предаемся – начальнику на работе, друзьям, родителям… Так почему бы нам не предаться Тому, кто дал нам солнце, луну, землю и воздух?

Джай Гопал прабху

Записала Говинда Нандини д.д.

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No24, ноябрь 2006