Rss

Лекция, прочитанная Е.С. Шрилой Радханатхой Свами на Радхаштами 27 августа 2009 г.

Я с большим удовольствием приветствую вас в храме Шри Шри Радхи-Гопинатхи на праздновании Радхаштами, в день, когда мы медитируем на самые глубокие тайны, спрятанные внутри огромного сокровища ведических писаний. Шрила Вьясадева составил ведическую литературу, учитывая уровень духовной осведомленности каждого человека, с тем, чтобы возвысить сознание всего человечества. Есть Пураны, предназначенные для тех, кто находится под влиянием гуны невежества, потому что это – единственный способ возвысить их до уровня гуны страсти. Для тех, кто находится на уровне гуны страсти, есть Пураны, которые могут возвысить их до уровня гуны благости, а для тех, кто находится на уровне благости, есть Пураны, предназначенные, чтобы поднять их на трансцендентный уровень.

43 1Находясь на трансцендентной платформе, многие жаждут уничтожения материальных страданий навеки с помощью утраты своей собственной материальной индивидуальности и осознания себя единым с Брахманом, всепронизывающим имперсональным аспектом Абсолютной Истины. Великие йоги ищут осознания прямой личной связи с Параматмой, или Господом, находящимся внутри сердца, посредством карма-канды, гьяна-канды, аштанга-канды и упасана-канды. Следуя путём бхакти, мы можем получить прямой опыт наших вечных отношений с Верховной Личностью Бога, чья форма вечна, исполнена знания и блаженства, и кто вечно наслаждается играми со Своими преданными.

Обычно нас учат, что Абсолютная Истина – это Величайший Верховный Господин всех живых существ. Но Вьясадева открыл величайшую из тайн о том, что можно иметь спонтанные любовные взаимоотношения с Господом, считая себя Его близким слугой или другом-ровесником, или любить Абсолютную Истину как собственного ребенка или возлюбленного. Абсолютная Истина одна, это Кришна, но она представляет два начала – мужское и женское, две личности, чтобы обмениваться между собой любовью. И как Кришна – krsnas tu bhagavan svayam – источник всех инкарнаций, Его вечная энергия наслаждения, Его хладини-шакти, Шримати Радхарани, – является источником всех супруг и богинь процветания.
Шрила Прабхупада объясняет, что Шримати Радхарани является трансформацией верховной любви Кришны. Она – олицетворение всей духовной любви. И эта любовь так могущественна, что берет вверх над всепобеждающим – Кришной.

43 2

Освободить дремлющую любовь в нашем сердце возможно только по милости хладини-шакти Господа, Его энергии наслаждения – Шримати Радхарани. У Нее есть ключ, открывающий глубочайшие тайны души. Но естественно, что это таинство происходит очень редко, и часто понимается неправильно. В аэропорту Индии на стенах вы можете увидеть картины раса-лилы с танцующей Радхарани. Радха и Кришна – это наша традиция, но это – очень глубокая тема. Чтобы понять природу любви Шри Радхи, нам надо понять природу любви. Кришнадас Кавирадж Госвами очень подробно описывает, что такое духовная любовь и любовь гопи. Отношения, основанные на концепции “Я – это тело и ум” или в основе которых лежит желание наслаждаться самому, — это кама. Отношения, основанные на знании своего освобожденного состояния как вечной духовной души, находящейся выше эго, разума, ума, чувств и тела, основанные на бескорыстном необусловленном служении, только с целью доставить удовольствие объекту любви, – это према. Такова любовь, естественная для души в ее взаимоотношениях с Кришной.

Шри Чайтанья Махапрабху объяснил “jivera svarupa hoy krsnera nitya dasa”, что душа – это вечная слуга Кришны, такова присущая ей природа. Таково настроение у тех, кто находится на духовном уровне — как гопи Вриндавана и великие санньяси, подобные Шукадеве Госвами, Шри Чайтанье Махапрабху, Рупе и Санатане Госвами, Рагхунатхе дасу Госвами. Они раскрыли миру, что чистота и интимность любви гопи не имеет себе равных даже в духовном мире. Почему? Потому что у них нет и намека на то, чтобы желать что-то для себя. Свое сердце, свое тело, свой ум — все полностью и постоянно они посвящают счастью Кришны. Мы можем читать, как красиво гопи одеваются, красятся, душатся, причесываются, украшая волосы цветами. В наше время многие женщины делают это, да и мужчины тоже, но гопи хотят выглядеть красиво только потому, что Кришна желает наслаждаться этим. Они не хотят быть красивыми, но знают, что Кришна желает наслаждаться их красотой.
В «Чайтанья-чаритамрите» описывается, как гопи становятся такими красивыми: когда Кришна видит их красоту, Он становится таким счастливым, что Его красота возрастает. А когда гопи видят, что Кришна стал еще более красив от счастья видеть их красоту, видя Его счастье, они становятся еще красивее. Видя, что своей красотой они приносят Кришне счастье, они хотят стать еще красивее, и становятся, и от этого Кришна тоже становится еще более красивым, и тогда они становятся еще красивее, и Кришна становится тоже, и так я могу продолжать всю оставшуюся лекцию… Это длится бесконечно. Кто-то может подумать, что это очень скучно, но это не так. Это то, чего ищет каждый – взаимность в любви. Единственное наслаждение Кришны – одаривать счастьем Своих преданных. А единственное счастье Его преданных – делать счастливым Кришну. И гопи в этом искусстве достигли совершенства.

Иногда задают вопрос, почему Кришна покинул Вриндаван и ушел в Матхуру и потом – в Двараку. И почему жители Вриндавана остались там, более чем на сто лет, почему они просто не пошли за Ним в Двараку, там бы они могли быть с Кришной каждый день. Причина в том, что они хотели сделать Кришну счастливым. Они знали, что Кришна получает наибольшее наслаждение только во Вриндаване, Его лилы там не сравнимы ни с чем. Также Кришна пообещал гопи: “Я вернусь наслаждаться с вами играми во Вриндаване в кадамбовых лесах на берегу Ямуны. Я вернусь. Только здесь Я получаю наивысшее наслаждение”. Поэтому для удовольствия Кришны они остались там, больше они никуда не могли пойти, они остались.

Нам известна эта красивая история, в которой гопи хотели страдать в аду миллиарды лет, если это хотя бы на один миг освободит Его от головной боли. Но они даже не думают об этом, они не делают расчет, что из этого всего выйдет. Такая любовь невозможна в материальном мире. Тела гопи полностью духовны, потому что они полностью лишены ложного эго, у них нет никакого эгоизма – все принадлежит Кришне. Самое удивительное противоречие состоит в том, что когда вы ни капли не заинтересованы в собственном счастье, Кришна заставляет вас быть счастливым. Гопи не хотят быть счастливыми, они хотят, чтобы счастливым был Кришна. Но в ответ на их любовь Кришна дает им безграничное счастье, счастье отдачи.

«Бхакти-расамрита-синдху» рассказывает, как Дарука смешил Кришну, и когда он начинал проявлять признаки экстаза, начинал дрожать, уже не имея возможности продолжать развлекать Кришну, он начинал молиться, чтобы эти симптомы экстаза исчезли, потому что они мешали ему доставлять Господу удовольствие. И гопи, когда веселили Кришну или служили Ему разными способами, тоже приходили в такой экстаз любви, что слезы начинали течь из их глаз, так что они уже не могли видеть, что они делают для Кришны. “Пусть этот экстаз уходит, мне он не нужен, я хочу только счастья Кришны” — это бхакти. До тех пор, пока мы хотим счастья для себя, мы никогда не будем по-настоящему счастливы. Но как только мы перестаем желать собственного счастья и всю свою энергию, все желания направляем на то, чтобы сделать счастливым Кришну, то тогда Кришна ответит, пролив потоки безграничного счастья на нас. Такова бескорыстная любовь.

О самых возвышенных среди всех гопи рассказывает «Шримад-Бхагаватам», Десятая песнь: для них под деревом Вамшивата, в полнолуние сезона Шарат Кришна играет на флейте пятую ноту, зовя песней гопи прийти. Каких бы замечательных музыкантов мы ни слышали, всех их наделил этими способностями Кришна в ответ на их искренность. Но все искусства во всем своем совершенстве происходят из Абсолютной Истины. Все основано на любви.

Когда Кришна играет на Своей флейте, сокровенная любовь Его сердца проявляет себя через Его дыхание, через дырочки флейты, уносимая той песней, она проникает в уши гопи и потом сразу в их сердца. И они побеждены. Господь Чайтанья объясняет, что когда Кришна играет на Своей флейте, и когда любовь из Его сердца проявляется через эту божественную звуковую вибрацию, она индивидуальна для каждой гопи. И когда этот звук проникает в их сердце, он полностью захватывает их сознание.

Гопи были так беспомощны, они оставили все, свою репутацию, и побежали на встречу с Кришной. А Кришна сказал им возвращаться домой. А гопи плакали: “Мы не хотим домой, мы пришли, только чтобы увидеть Тебя”. Но необходимо понять, что они говорили это, потому что они знали, что Кришна хотел этого. Кришна хотел танцевать с ними, поэтому они убеждали его, говоря, как они хотят танцевать с Ним. И Кришна танцевал с ними, Он проявил Себя с каждой гопи. Но когда они стали гордиться, думая, что “Кришна танцует только со мной”, Он исчез. И ощущая разлуку, они обезумели и полностью погрузились в Кришну. Гопи разговаривали друг с другом, разыгрывали разные игры Кришны, спрашивали у деревьев, птиц, звезд, луны: “Где Яшоданандана?” – и все только для того, чтобы отдать сердце для удовольствия Кришны.

Шукадева Госвами не упомянул ни одного имени юных гопи во всем «Шримад-Бхагаватам». Он упоминает Яшоду и других старших гопи, но нет ни одного упоминания о юных гопи, находящихся с Кришной в мадхурья-расе. Потому что любовь этих гопи – самая возвышенная. Они доставляли Кришне столько удовольствия, что Шукадева Госвами опасался, что если он хоть раз произнесет имя хотя бы одной из гопи, он погрузится в транс и не сможет продолжать повествование. Махарадже Парикшиту предстояло умереть через семь дней, и ко времени Десятой песни оставалась пара дней. Поэтому, из сострадания, он очень осторожно избегал называть их имена. Но потом он дошел до момента, когда все гопи искали Кришну — высшие, самые возвышенные из сокровеннейших трансценденталистов, кто доставляет Господу такое удовольствие и получает взамен высшую степень экстаза от Него. Они увидели следы одной гопи, ради которой Он оставил всех – чтобы побыть с Ней наедине. Шукадева Госвами не мог назвать Ее имени, но почти сделал это – anaradhito nunam bhagavan hari iswara. Кришна оставил всех их только ради Нее, кого Он любит и кому Он служит с величайшей преданностью. Но величайшая из преданных, возвышенней которой нет никого, — это Шримати Радхарани. Все гопи – это Ее экспансии, и вся любовь к Богу в сердце каждого живого существа – это частичка Ее любви. Она – полное безграничное вместилище любви, и Кришна – ее совершенный объект. Игры Радхи и Кришны – это самая чистая форма духовного откровения, самое возвышенное и самое сокровенное откровение Абсолютной Истины.

43 3

Как уже говорилось сегодня утром, многие Божества Кришны самопроявлены, есть высеченные внуком Кришны Ваджранабхой. Великие преданные, госвами, поклонялись Радхе и Кришне в форме Кришны, зная, что в самой глубине Его сердца находится Шри Радха. Поэтому когда они поклонялись Кришне, в большей степени они сосредотачивали свое внимание на том, какое удовольствие Ему приносит Она, себя же считая помощниками в Ее служении, частичкой Ее любви к Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователи милостиво раскрыли верховное превосходство Шри Радхи этому миру. И Божества Шримати Радхарани стали ставить рядом с Кришной. Кришна всеведущ, Ему известно прошлое, настоящее и будущее, Он знает все, что происходит в сердце каждого. Но есть одна вещь, которую Кришна так жаждал познать, — это природа любви Шримати Радхарани, природа Его собственной энергии наслаждения, Он желал понять величие любви Шримати Радхарани, сладость, которую Она осознает, переживая Его любовь, понять, что Она испытывает, видя Его, наслаждаясь Его качествами, Самому лично ощутить вкус глубочайшего из всех секретов… Но также услышать этот секрет и раздать его каждому, без различий — любовь Шри Радхи. Такова милость Господа Чайтаньи.

Parama karuna pahu dui jana, nitai gaurachandra…

Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда самые милостивые. Они дали то, что никакая другая инкарнация до этого не давала. Васу Гхош в своей красивой молитве плачет: “Если бы не пришел Господь Гауранга, кто бы хоть когда-нибудь понял величие любви Радхарани, что было бы целью моей жизни, ради чего бы я жил…” Господь Чайтанья и Его истинные последователи открыли нам этот секрет. Есть очень много красивых игр Шри Шри Радхи и Кришны, которые описаны в Пуранах, книгах великих ачарьев и госвами. Но что самое важное – это понять сам дух бескорыстного служения Шри Радхи и гопи. Потому что до тех пор, пока мы не проникнем в то настроение, мы не сможем по-настоящему войти в великое сокровище Их игр. Мы должны следовать по стопам гопи Вриндавана, занимаясь бескорыстным преданным служением.

Кришна, Расабихари, вечно жаждет попробовать на вкус сладость любви Шри Радхи. Шрила Прабхупада объясняет это очень просто. Этот Кришна – Мадана-Мохан, что говорит о Его красоте, Его милости, которые покоряют даже Купидона. Но Шри Радха – Мадана-Мохан-Мохини, или, другими словами, Та, которая Своей любовью покоряет Того, кто покоряет Купидона. Это Вриндаван, где любовь превыше всего. Любовь покоряет возлюбленного. Шри Радха – Вриндаванешвари, Она – вечная царица. Когда Шри Радха злится на Кришну, Она этим только приносит Ему удовольствие, и Кришна представляет столько удивительных игр, только чтобы показать, что Он подчинен Ее любви. Иногда Он танцует, как павлин, только чтобы рассмешить Ее, иногда Он кладет Свою голову на Ее лотосные стопы, чтобы омыть их слезами и усмирить Ее гнев, иногда Он преграждает путь Шри Радхе и гопи, чтобы взять налог за йогурт или гхи, что они несут на головах. Но что на самом деле делает Кришна – Он молит, Он молит их о любви в форме этих подношений. Он зависит от любви Своих преданных. Это Вриндаван. Хотя Кришна всеведущ и независим, по Своей сладкой воле Он становится зависимым от любви Своих преданных.

Движение харинама-санкиртаны – это вечные игры Радхи и Кришны в духовном мире. “Golkera Prema dhana harinaam sankirtan”, а Шри Чайтанья Махапрабху, который является Самим Кришной, пробующим сладость любви Шри Радхи, принес вечную игру нама-санкиртаны из духовного мира Вриндавана в этот мир, таким образом пригласив всех нас участвовать в ней, что вечно происходит на Голоке. Когда мы совершаем нама-санкиртану с надлежащим отношением бескорыстного служения, чему учили нас ачарьи, тогда Господь допускает нас к участию в играх Радхи и Кришны.

Сегодня Дваракадхиш Прабху объяснял, что когда мы предстаем перед Шримати Радхарани, мы попрошайки, мы просим той любви, той милости. Когда Она удовлетворена нашим служением гуру, вайшнавам, нашей искренностью, Она устраняет все препятствия вожделения, зависти, гнева, гордости, жадности и иллюзии и раскрывает наши сердца для той глубокой тайны према-бхакти. Шрила Прабхупада объясняет, что если мы искренни, серьезны, если у нас нет скрытых мотивов, Шримати Радхарани легко одарит нас любовью.

Гопи – простые девочки-пастушки. Лакшмидеви, богиня процветания, желала попасть в танец раса Кришны. Она совершала тапасью в течение тысяч лет ради этого, Она покинула Вайкунтху. Но Ей не было позволено пересечь Ямуну, чтобы попасть в раса-лилу, Она получила лишь благословение видеть ее. Чтобы участвовать в танце раса, Ей нужно было отказаться от айшварья-бхавы. Другими словами, Ей нужно было отказаться от осознания Себя как царицы, и тогда Ей нужно было бы доить коров, собирать навоз и нести его на голове, иногда довольно долго, заниматься хозяйством. Это простота любви гопи, которой жаждет даже Лакшми, о которой Она молит, совершая тапасьи. Но Она не может представить Себе этого. Но кто такая Лакшмидеви – это Сама Радхарани в форме экспансии.

А Господь Чайтанья Махапрабху и Его божественный слуга Шрила Прабхупада дает нам – вам и мне и каждому из вас сегодня — возможность, которой не может достичь даже Лакшми. Это милость Радхарани, проявляющаяся через Ее форму Господа Чайтаньи. Когда Шрила Прабхупада был на «Джаладуте», он молил Шримати Радхарани наделить его силой и Ее милостью. Ее милость проявляется через сердце Господа Чайтаньи. Сердце Господа Чайтаньи – это сердце Радхарани. Это Ее милость, благодаря которой Шрила Прабхупада дал нам величайшее из всех сокровищ – доступ в глубочайшую из тайн, высший смысл совершенства всего духовного знания.

В Радхаштами мы выражаем свою благодарность, моля о возможности служить, моля о возможности воспевать святые имена Господа, слушать о Его славе в духе чистого и бескорыстного служения. В век раздоров и лицемерия все раздоры и все лицемерие вызвано корыстью.
Чайтанья Махапрабху дал нам такое простое и могущественное лекарство от болезней и страданий Кали. Если мы просто будем повторять святые имена в смиренном состоянии ума, в духе бескорыстного слуги, следуя по стопам гопи, то никаких ссор не возникнет. Если есть ссоры, значит, они предназначены для того, чтобы увеличить нашу любовь. В этом мире ссоры увеличивают нашу неприязнь, враждебность, отвращение. Но в духовном мире ссоры увеличивают единство сердец, давая динамичную энергию нашей любви к Кришне и друг к другу. Иногда Господь Нитьянанда и Адвайта боролись, бросали рис друг в друга, они могли обзывать друг друга. Вриндаван дас Тхакур объясняет, что каждый, кто занимает чью-то сторону из этих двух вайшнавов, оскорбляющих друг друга, тот падет. Он говорит, что эти ссоры – всего лишь выражение их любви друг к другу. Я не знаю, как это бывает между мужем и женой, но это совсем не одно и то же.

Trinad api sunicena taror api sahishnuna amanina manadena kirtaniya sada hari

Когда мы концентрируем свое внимание на воспевании святого имени в духе бескорыстного необусловленного служения для удовольствия Кришны, вайшнавов, всех живых существ, то все ссоры и все лицемерие, разделяющие нас, перестают существовать. Мир сегодня полон конфликтов, потому что у нас столько скрытых мотивов и столько корыстных намерений. Господь Чайтанья Махапрабху, Шримати Радхарани дали нам этот подарок – возможность возвыситься над этими поверхностными разногласиями и объединиться, смиренно и бескорыстно служа, воспевая святые имена в том настроении, о котором говорил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Тогда весь духовный мир проявится в нашем сердце. Поэтому в этот день давайте помолимся Шримати Радхарани с глубокой подлинной благодарностью о тех качествах, значение которых милостиво подчеркнул Шрила Прабхупада, чтобы культивировать эти качества смирения, благодарности и бескорыстного служения Кришне как высшего приоритета в каждом аспекте нашей жизни, и давайте помолимся об этом бескорыстном служении, как мы выкрикиваем эти святые имена, которые снизошли с Голоки Вриндаваны, чтобы даровать нам высшее совершенство.
Спасибо большое.

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No43, июль-сентябрь 2009