Rss

Махадьюти прабху в Петрозаводске

В конце июля 2009 года к нам в Петрозаводск приезжал Махадьюти прабху – ученик Шрилы Прабхупады.

Причём, всё получилось почти спонтанно, и целая цепь, вроде бы, случайных событий сложилась в одно.

43 6

Махадьюти прабху как раз путешествовал по Северо-Западу России и мог заехать к нам по пути из Мурманска в Санкт-Петербург. Также у преданных освободилась трёхкомнатная квартира родственников, и все преданные были морально готовы принять гостя такого уровня. В наш город никогда не приезжали ученики Прабхупады.

Большой вклад в приглашение Махадьюти прабху, а также в личное служение ему во время его визита в наш город внесли Даял Нитай прабху и матаджи Кунджа Кишори, семейная пара.

И как раз в эти дни к нам заехал наш региональный секретарь Ванамали Кавирадж прабху, что тоже морально поддержало нас.

Махадьюти прабху приезжал в субботу днём, а преданные как раз по субботам проводят харинамы на набережной Онежского озера, что пошло с первой харинамы в этом году в День города. Так прямо с харинамы все и отправились на железнодорожный вокзал, на который прибывал поезд нашего высокого гостя.

Что меня поражает в этом преданном – это то, что, практически не зная русского языка, а также наших законов и обычаев, он по России путешествует один. В этот раз с ним из Мурманска приехал Игорь прабху, переводчик.

Потом мы от Игоря узнали, что такая встреча, с гирляндой и киртаном, была очень неожиданна для Махадьюти прабху, и он был приятно удивлён.

Пробыл Махадьюти прабху у нас четыре дня и дал за это время шесть лекций.

В первый вечер преданные задали ему личные вопросы: как он пришёл в сознание Кришны, что его здесь удержало, видел ли он лично Шрилу Прабхупаду, что он делал, какое служение выполнял в течение своей жизни в ИСККОН.

Признаюсь, что эти вопросы задала я и пояснила, что не все наши преданные и гости знают о нём. На что Махадьюти прабху пошутил: «Что, кто-то меня здесь не знает!?» И добавил, что мы ему целый список вопросов выдали, не знает, с чего и начать, на что мы попросили его рассказать то, что он сочтёт нужным и, возможно, растянет это не на один день.

Хотя сам он родом из Америки, но с сознанием Кришны повстречался на Гаваях, где уже практиковал йогу и медитацию; они там жили все вместе – молодые люди, занимающиеся этими практиками. С преданными он знакомился постепенно, но сам влился в их команду быстро.

43 7

Поворотным событием послужил один киртан. Преданные пели и танцевали по соседству с его комнатой – грохот стоял невообразимый. А он в это время пытался медитировать на пустоту, но было это совершенно невозможно делать из-за всех этих громоподобных звуков. И тогда терпение его кончилось и он отправился к преданным, чтобы навести порядок. Но как только он зашёл на киртан, духовная энергия захватила его – и вместо того, чтобы ругаться на них, он вдруг неожиданно для себя поднял руки вверх и сам стал громко петь Харе Кришна.

Такую же поворотную в его жизни роль сыграла и первая его харинама. Он весь день пел вместе с преданными на улице, а когда они вернулись домой, то одному преданному стали брить голову, а заодно предложили и ему побриться. Так он стал преданным и внешне. И сам удивлялся такой быстроте перемен в своей жизни.

Будучи брахмачари, он всегда был в подчинении у старших преданных. У разных президентов были свои взгляды на экономию и ведение хозяйства. Например, один решил, что мыться надо без мыла и холодной водой – поэтому дольше пары минут никто в душе не задерживался. Я подумала, что для того, чтобы вынести все аскезы (для тела и ума), надо быть действительно брахмачари и иметь высокую цель, ради которой можно пожертвовать своим комфортом.

Президент на Гаваях придерживался той тактики, что бхогу покупать не нужно – а брать только то, что продавцы сами пожертвуют или что упадёт с деревьев. Таким образом, у них были времена, когда они питались только манго – на завтрак, обед и ужин. А Махадьюти прабху очень бы хотел пить молоко, так как в книгах Шрилы Прабхупады много раз читал, насколько оно полезно. Но молоко им не давали. Все они были исхудавшие на такой диете.

И однажды к ним приехал преданный из Америки – он был полный и розовощёкий, и Махадьюти прабху даже позавидовал этому: он решил, что всё это здоровье и силу тот преданный имеет, так как вдоволь пьёт молоко.

Когда же к ним на Гаваи приехал Шрила Прабхупада, то он всю утреннюю лекцию говорил о пользе молока. Махадьюти прабху решил, что Шрила Прабхупада прекрасно понимает их положение и специально хочет вдохновить президента дать им возможность питаться «жидкой религией».
Когда Махадьюти прабху уже жил в храме и распространял книги, его вызвали повесткой в армию. Но он её проигнорировал. Кончилось всё тем, что ФБР само приехало за ним на машине и насильно увезло, сказав, что ему грозит тюрьма за уклонение от службы. Махадьюти прабху готов был принять любой план Кришны в отношении себя, но всё-таки решил приложить усилия и показать Кришне, что сейчас он больше всего хочет распространять Его книги и проповедовать.

Когда ему пришло время идти на медкомиссию, он оделся как настоящий брахмачари – в шафран (вернее, всё было гораздо более экзотично – им как раз пошили новые одежды ярко-розового цвета), взял с собой книги Прабхупады, прасад, благовония — в общем, подготовился к санкиртане в полном обмундировании. И прямо там стал проповедовать людям, предлагать им книги и прасад, чем уже вызвал недоумение. На медкомиссии призывники раздевались, а врачи их осматривали. Они все выстроились в шеренгу: там были даже хиппи, у которых вообще не было нижнего белья, но врачей это не смущало; шокировал их Махадьюти прабху, который, как примерный брахмачари, был в оранжевой каупине. Ещё минус – что за странный новобранец.

А когда он на приёме у психиатра стал объяснять, что боится, как бы окружающие люди его не съели: ведь у животных тоже есть душа, а люди их едят, так же они могут захотеть съесть и его – его вообще отправили из призывного пункта. И больше уже не звали туда. Так Кришна помог ему избежать и армии, и тюрьмы, видя его горячее стремление принимать участие в проповеди и не терять ни одного года даром.
Это может служить уроком и нам: под лежачий камень вода не течёт. Если мы покажем Кришне, что на многое готовы ради Него, Он может поменять ситуацию самым неожиданным образом, ведь всё-таки Он – Верховный контролирующий.

Рассказал Махадьюти прабху и несколько историй, как он видел Шрилу Прабхупаду. В те времена они не могли так близко общаться со Шрилой Прабхупадой – слишком много учеников уже было, но то, как он присутствовал на лекциях своего гуру, навсегда осталось в его памяти.
Также что лично меня поразило – то, как он сумел пронести дух тех времён, когда ещё был Прабхупада, через время. Я реально ощущала, что он весь там, будто совсем недавно всё это было, когда он лично видел Прабхупаду, как будто с тех пор не прошли десятки лет. Который раз у меня уже это ощущение возникает в процессе слушания учеников Шрилы Прабхупады.

Махадьюти прабху рассказал одну из историй о Шриле Прабхупаде – из тех бесед, которые происходили между Прабхупадой и его учениками, когда они гуляли. Он ткнул в лёд и спросил, что это – все, естественно, ответили, что это лёд. «Нет, — ответил Шрила Прабхупада, — это вода. Но она в неестественном для себя, замёрзшем состоянии». Он сравнил это с тем, как и мы в материальном мире находимся в неестественном состоянии – холодном и твёрдом, а в духовном мире у живых существ мягкие сердца, полные любви. Чтобы лёд превратить в воду, нужно поменять температуру воздуха, атмосферу, поэтому надо поменять атмосферу в обществе – чтобы растопить всех. А я подумала, что начать надо с общества преданных, ведь именно оно и существует для того, чтобы отогревать замёрзшие в материальном мире души.

Были у нас беседы и на практические темы. Махадьюти прабху высказал мысль, что раньше у преданных было настроение: сначала миссия, а потом – свой собственный комфорт, а сейчас, похоже, наоборот. Но когда мы развили эту тему (так как я не понимала, как же быть грихастхам, которые вынуждены большую часть времени проводить на работе, чтобы обеспечить свою семью, а также и жертвовать на миссию), оказалось, что наш гость совсем был не в курсе, как мы тут в России живём. Он поразился, что мы тратим так много времени из своей жизни ради того, чтобы заработать какие-то гроши, что мало даже просто для жизни, а не то что на поддержание проповеди.

Совет он дал такой: нужно искать постепенный выход, какой-то компромисс – работать вместе с преданными и т.п. Когда у нас есть желание, Кришна идёт нам навстречу.

Я спросила, насколько важны менеджеры – ведь видно, что преданные оживают и сплачиваются, только когда среди них появляется духовно реализованная личность, а не просто хороший организатор. Ответ был таков, что и то, и другое важно. Всему своё место, так как не всегда духовно квалифицированный человек может быть хорошим менеджером, и наоборот – руководитель находиться на должном уровне реализации.
Также я задала вопрос: первый ли раз Махадьюти прабху приехал в Россию и какое впечатление русские преданные на него произвели. Оказалось, что да – первый раз. Как сильные стороны россиян он отметил большое желание слушать (а также умение и способность слушать), врождённую почтительность и что у нас много разумных, серьёзных преданных. А слабые – что мы бываем наивны, сентиментальны, в «спейс-ауте», рассеянные, не можем организовать свою жизнь, распорядок дня. Но положительных факторов всё-таки больше, и для него как для проповедника наиболее важным качеством является наше горячее желание слушать.

Махадьюти прабху проводил программы утром и вечером, и даже в день своего отъезда общался с нами до последнего: провёл с утра класс «Шримад-Бхагаватам», отвечал на вопросы, потому что видел, что нам как раз такого общения и не хватает в нашем городе. Закончил он лекцию за двадцать минут до того, как он должен был выехать на машине в Санкт-Петербург – что тоже для меня очень показательно: человек старался дать нам как можно больше, даже в ущерб своему комфорту и удобствам.

Я отметила одно качество Махадьюти прабху: он всегда знал, кто когда придёт на лекцию или должен уйти. Потому что вечером спрашивал: кто может утром придти в 6 часов – поднимите руки; кто придёт в 7 утра; кому надо уйти в 8 часов (потому что людям в будни надо было идти с утра на работу), кому в 8.30, в 9, в 10… И каждого он помнил и даже напоминал: «Вы уже опоздали на работу, кажется». Я решила, что, видимо, это и есть та самая организованность, которой не хватает русским.

Мы уже так надрессировались в этом, что когда в последний вечер он только начал фразу: «Завтра утром…», то мы все как один подняли руки – мол, мы сможем все придти. А он просто хотел сказать, что завтра утром уезжает. Но, видимо, видя такое наше сильное желание его ещё послушать и пообщаться с ним, он решил дать лекцию и прямо перед своим отъездом. Это было очень трогательно: молча мы выразили наше отношение – просто голосованием, хотя нас ещё никто и не спрашивал.

Махадьюти прабху сказал, что у него сложилось очень хорошее впечатление от нашего города – пожалуй, самое лучшее из всех мест, которые он посетил за эту поездку. Но мы, конечно, не поверили этому – скорее всего, он просто нас подбадривал так. Также он обещал приехать к нам ещё, если мы его пригласим, и даже выйти с нами на харинаму.

И в завершение я хочу рассказать историю, которую поведал когда-то Махадьюти прабху Шьямасундара прабху, тот самый, который приезжал в Москву вместе со Шрилой Прабхупадой.

Матаджи Малати, жена Шьямасундары прабху, собирая ему в дорогу чемодан, положила туда «Бхагавад-гиту» на английском языке — без всякой задней мысли. Она не подумала о том, что за такое в России могут и в тюрьму посадить. А сам Шьямасундара прабху и не знал ничего.
И вдруг на таможне открывают эту книгу… Это могло грозить чем угодно. Таможенник начал листать «Бхагавад-гиту», но тут вдруг из неё вылетели фотографии, которые были заложены между страницами книги – там были изображены Божества и преданные. Все бросились ловить фотографии и отдавать Шьямасундаре прабху, а о самой книге как-то и забыли. И эту самую «Бхагавад-гиту» Шрила Прабхупада и отдал своему первому русскому ученику, хотя книгу эту и не собирались изначально брать с собой и везти в Россию.

Вот такая цепь, опять, вроде бы, случайных, обстоятельств, приведшая к очевидному теперь для всех результату. Нетрудно понять, Кто стоит за всеми этими неожиданными «случайностями». Я представила, как это всё выглядит в глазах нашего гостя: началось всё с одной книги и одной встречи со Шрилой Прабхупадой одного русского парня, а теперь он даёт лекции русским преданным где-то на Севере России, где ещё пару десятков лет назад о Кришне никто и не слышал. Разве это не чудо, которое сотворил Верховный контролирующий, послав Своего преданного слугу в нашу атеистическую страну?

Наталья Агафонова

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No43, июль-сентябрь 2009