Rss

Маяпур – город-сказка

Из Удупи мы ехали поездом, вдоль восточного побережья, мимо Мадраса и до самой Калькутты. Пышная экзотическая растительность постепенно сменялась пустынными ландшафтами, местность становилась более оживленной, солнце беспощадно жгло засохшую от недостатка дождей землю.

Калькутта – очень большой город, в котором живут около 20 млн. индусов. Здесь нам не понравилось. Слишком грязно и раджасично. Наряду с велосипедными рикшами встречаются и такие, которые тащат повозку с пассажиром пешком. Было очень жалко этих бедняг, которые трудятся в поте лица, зарабатывая таким образом себе на жизнь.

Мы мчимся в такси через Калькутту, читаем джапу и мечтаем как можно скорее оказаться в обители Господа Чайтаньи – Маяпуре…

Когда я оказалась в Маяпуре, то не поверила своим глазам. Действительность превзошла все мои ожидания. Маяпур не просто город-сказка, это кусочек проявленного за земле духовного мира. Если Вриндаван скрыт от глаз материалистов, то Маяпур открыт всем – и парамахамсам, и грешникам. Милость Господа Чайтаньи безгранична и щедро проливается на каждого, кто приезжает в Маяпур-дхаму. Красота Маяпура не знает границ!

Поскольку мы чуть опоздали на фестиваль, мест в гостиницах не было, и нас поселили в соломенных хижинах. Это был настоящий нектар. Я не думала, что получу удовольствие от такого ночлега. Преимущества хижин заключаются в том, что ночью в них прохладнее. В них чище, чем в обычных отелях, потому что стены и пол сделаны из природных материалов. Также радовало тесное соседство преданных, с которыми можно было более интенсивно общаться. На территории этого городка из хижин были оборудованы душевые, туалеты и места для сушки белья. На входе дежурила охрана, а хижины закрывались на замки. В общем, все было очень цивильно, и совсем не аскетично. В каждой хижине был вентилятор, свет и противомоскитные сетки.

Вспоминая сейчас, что мне больше всего понравилось в Маяпуре, я теряюсь, потому что здесь мне понравилось все! Я могу часами бродить по этому удивительному месту, и мне не будет скучно. Разве надоест когда-нибудь сидеть в самадхи Шрилы Прабхупады, читая джапу и наблюдая, как пуджари через каждые семь минут передвигает бусинку на счетчике Прабхупады… Такое личностное служение потрясло меня.

9 1

Самадхи напоминает распустившийся цветок лотоса… Это необыкновенно красивое здание украшено множеством лестниц, балкончиков, узорных арок, а перед самадхи сияет и переливается на солнце небольшая кунда, в которой раз в неделю катают на лодках Божества Шри Шри Радха-Мадхавы. Перед тем, как Радху и Кришну посадить в лодку, Им проводят арати. Это зрелище собирает всегда так много народу, что нужно приходить заранее, чтобы просто занять место на ступенях кунды…

На втором этаже самадхи можно увидеть панораму событий из жизни Шрилы Прабхупады. Эта панорама настолько реальна, что кажется, Прабхупада сейчас сойдет с картин, улыбнется своей чистой детской улыбкой и начнет нам рассказывать о Кришне…

Нам очень понравилась гошала – ферма, где заботятся о коровах. Здесь очень чисто, буренки выглядят довольными и сытыми. У входа в гошалу продают коровью мочу и панча-гавью (смесь мочи, навоза, гхи, йогурта и молока). В гошалу любит приходить Джаяпатака Свами. Он с любовью смотрит на коров, гладит их, а они доверчиво тянутся к нему и даже зажмуриваются от удовольствия.

Весьма необычно выглядит новая гурукула, которая еще строится. Вокруг основного здания расположены учебные аудитории, оформленные в традиционном стиле с использованием природного материала. По форме они похожи на муравейники, стоящие на ножках – очень красиво и оригинально. Поразил нас своей необычностью и небольшой садик в восточном стиле с диковинными растениями, озерцом с рыбками, красивыми камнями и мостиками. Здесь можно наслаждаться тишиной и спокойствием, устремив свой ум на лотосные стопы Шри Кришны…

Мы забрались на крышу гурукулы и созерцали Маяпур сверху. Гурукула расположена чуть поодаль от храмового комплекса. Вокруг простираются рисовые поля, через которые вьется по высокой насыпи тропинка, по которой мы пришли.

Раз в году Ганга выходит из берегов и затопляет территорию Маяпура. В этот время преданные перемещаются на лодках – прямо как в Венеции. Дома строятся таким образом, чтобы разлившаяся Ганга не проникла в окна – фундамент домов достаточно высок. Все жители имеют в своих кладовых лодки.

Ганга проникает в храм и затопляет всю алтарную, однажды она дошла до щиколоток Шри Шри Радха-Мадхавы. Пуджари, тем не менее, продолжают проводить поклонение, стоя по колени (а то и выше) в воде. Однажды один пуждари, проводя арати Господу Нрисимхе, увидел краем глаза, что к нему в воде приближается большая змея. Он жутко испугался, но продолжал проводить арати, одновременно молясь Господу о защите. Удивительно, что змея, проделав вокруг Божества круг в воде, ушла. И пуджари вдруг пришла в голову мысль, что это приходил сам Ананта-Шеша, чтобы получить даршан Нрисимхадева.

Говорят, что Ганга разливается с одной целью – чтобы прикоснуться к лотосным стопам Божеств. Достигнув своей цели, она снова возвращается в свои берега…

Точно также Ямуна, желая прикоснуться к ножкам маленького Кришны, вздымала свои волны над головой Васудевы, несшего корзину с ребенком через реку. Достигнув своей цели, Ямуна успокоилась и расступилась, чтобы Васудева смог пройти на другой берег…

Маяпур – это много зелени, деревьев, цветов, красивые сады и клумбы с фонтанчиками, местами для отдыха, диковинные птицы, павлины, радостные лица преданных и святое имя, которое нектаром разливается повсюду… Мы останавливаемся возле самадхи Гоур-Говинды Свами, Шридхары Свами, Тамала-Кришны Госвами и приносим свои поклоны великим преданным, посвятившим свою жизнь распространению учения Господа Чайтаньи.

Шри Маяпур-Чандродая Мандир – один из самых больших храмов, которые мне довелось увидеть за свою недолгую вайшнавскую жизнь. Здесь три алтаря – Шри Шри Радха-Мадхава и восемь гопи, Панча-таттва, Господь Нрисимхадев и возвышение с мурти Шрилы Прабхупады.

Раз в неделю Шри Шри Радха-Мадхаву садят на красиво украшенного слона, и процессия в сопровождении преданных с факелами, с киртаном двигается к самадхи. Матаджи рисуют на асфальте цветочные узоры, поют и улюлюкают – эти звуки считаются очень благоприятными…Божествам предлагают пуджу и бхогу. А слон радостно кивает головой и благословляет всех присутствующих.

Слева от храма – знаменитое здание под названием Лотос, на крыше которого расположена штаб-квартира Джаяпатаки Свами, главного автора и исполнителя Маяпурского проекта. Лотос – это самое первое здание в Маяпуре…

9 2

Маяпур постоянно строится и расширяется. Каждый год преданные отмечают, что появилось что-то новое, каждый год их сердца радуются, что обитель Господа Чайтаньи становится все прекраснее и радостнее…

Мне очень понравился бхаджан-кутир Шрилы Прабхупады – небольшая деревянная хижина, которая служила Прабхупаде жильем в начальный период строительства Маяпура. Здесь царит особая атмосфера чистоты и святости. В этом помещении сразу же очищается ум и появляется желание повторять святые имена. Многие ощущают здесь присутствие Шрилы Прабхупады. Кажется, что откроется дверь, и он медленно войдет в домик, присядет на соломенной циновке и устало закроет глаза. Мне не хотелось уходить отсюда, и я не могла понять, почему. Я видела, что некоторые преданные приходят в бхаджан-кутир читать по утрам джапу. Не в самадхи Шрилы Прабхупады, похожий на лепесток лотоса, а сюда – в простую деревянную хижину с убогой обстановкой, с полом, покрытым старенькими соломенными ковриками.

Днем здесь всегда проходят киртаны. Бенгальские преданные непрерывно поют в течение нескольких часов, периодически сменяя друг друга. Эти киртаны столь сладостны, что сердце плавится от избытка чувств…

За воротами Маяпура начинается Навадвипа. Вообще-то Маяпур и Навадвипа – это одно и то же, просто Маяпур – это искконовский город, расположенный на территории Навадвипы.

Навадвипа очень похожа на Вриндаван. Говорят, эти две дхамы не отличны друг от друга. Видеть Навадвипу отличной от Вриндавана – одно из оскорбления святой дхамы. Также и Враджа-лила ничем не отличается от Чайтанья-лилы.

Вриндаван ощущается везде – во взглядах жителей Навадвипы, стирающих белье у маленькой кунды, в знойном воздухе, доносящем до нас аромат тела Кришны, в плавном течении Ганги, уносящем с собой все наши грехи и дарующем всем любовь к Богу, в знаменитых бенгальских киртанах, уносящих наши сердца на волнах экстаза…

Мы идем к пристани, чтобы переправиться на другой берег Ганги. Вот знаменитый дом Нанданачарьи, где Господь Чайтанья впервые встретился с Господом Нитьянандой. Когда-то этот дом был окружен прекрасным садом, полным ароматных цветов, ягод и фруктовых деревьев, на ветках которых пели птицы. Меж деревьев прогуливались величественные павлины. Воздух этого места даже сейчас пропитан анандой. Кажется, что сейчас мы увидим, как два брата плачут в объятиях друг друга…Вместе с Ними плачут вайшнавы, птицы и цветы. Вся Вселенная проливает слезы любви, наблюдая эту незабываемую встречу…

Говинда Нандини деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No6(9), июль 2005