Rss

Молитва или заклинание?

Причудливая и замысловатая цепочка ассоциаций привела меня к размышлениям о противостоянии религии и магии, о принципиальных различиях этих двух духовных практик. Говоря о духовности магии, я не иронизирую, просто тут тоже имеются кардинальные расхождения. Понятие «духовности» в религии можно отнести к душе, а «духовность» в магии – это работа духа, тонких оболочек материального тела.

Не буду углубляться в дальнейшие разъяснения «почему неблагоприятно заниматься магическими практиками» – сейчас меня интересуют такие скользкие моменты, когда искренний преданный невольно занимается подменой одной деятельности другой и вместо узкой, как лезвие дорожки бхакти-йоги ступает на проторенный такими же невольниками лёгкой бездумности широкий путь, выстланный известно чем и ведущий известно куда.

Думаю примеры, которые я приведу, не являются какими-то экзотическими курьёзами, напротив, такие вещи распространяются почти на всех, кто принимает сознание Кришны и пытается по своему разумению практиковать не только на уровне забавных неофитов, но среди серьёзных и знающих.

28 9

Рис. Нада-бинду-вихарини д.д., Сухарево

Буду писать от первого лица потому, что, во-первых, питаю большую личную неприязнь к широко употребляемому безличному «мы» и, во-вторых, это я действительно так делаю, хотя, к моему «я» может присоединиться большинство читателей.
Итак, первое по порядку и по значимости – джапа.

Я воспеваю? Ой, вряд ли.

Скорее всего, это можно сравнить с выполнением домашнего задания, которое если не сделать, то не оберёшься неприятностей в духовной и материальной жизни. И наоборот, выполняя это задание, я рассчитываю получать от этого определенные блага.
Нама апарадха? Конечно, она, родимая.

Но есть еще одна мантра, которую я повторяю в расчёте на то, что реакций на оскорбления Божества не последует. Мотивы всё те же. Плюс отчётливая параллель с действиями колдунов и магов.

Бросайте камни, если у вас оно не так!

Второе. Йога приготовления пищи. Конечно, я её предложу (ну, если только не забуду нечаянно).

Но готовлю я, если честно, для кого эту еду? Ага.

А мантры очистят эти продукты от нехорошей кармы, и от хорошей тоже, и меня очистят, и моих родных-близких и вернут домой к Богу, в конце концов. Конечно, бывают такие счастливые моменты в жизни, когда действительно готовишь только для Гуру и Божеств. Но признаюсь – это только моменты, проблески в рутинной обыденности.

Третье. Общение. Ванча-калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча… Прихожу я или ухожу, читаю эту молитву как «Всем привет!», но понимаю ли я реально, что ВСЕ вайшнавы – деревья желаний?

Осознаю ли я, что предлагаю поклоны всем – и вот этой странной бабульке с безумным взглядом, и этому молодому человеку, одетому как обыкновенный уличный хулиган, и этой накрашенной девушке, обвешанной украшениями, и этому – нет вот уж точно не этому – его я ненавижу, имея на это полное право…

Но заклинание произнесено, ритуал соблюдён.

Я уже не говорю, когда эта «ванчакалпа» произносится после каких-то реальных оскорблений, при этом глубинный смысл действия таков: Я тебя, конечно, очень уважаю, хотя ты и полный придурок, но – положено. Как будто попачкался грязными мыслями о ком-то, и тут же ручки омыл – ванчакалпа. Всё, реакций не будет, я же сказала волшебное слово.

Думаю, примеров можно еще приводить множество, но я уже не могу об этом думать, тяжело видеть себя таким ужасным негодяем. Какая-то злая северная ведьма – вербаска варгабра, аскурадо одурида.

…Да нет, ну я же вообще-то хороший человек…

Джая Шри Кришна Чайтанья… Господи, да сделай же что-нибудь уже со мной, чтобы мне не приходилось постоянно заниматься этой магией на бытовом уровне, чтобы я смогла действительно молиться Тебе, воспевать Твои имена, иметь, в конце концов, нормальное общение с Тобой, да и со всеми, а не одни только просьбы и жалобы, оскорбления и праджалпу, формулы и заклинания!!!
Но, чур, чтоб не больно.

http://www.murti.ru/

Гандхарвика деви даси, г. Санкт-Петербург

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No28, март 2007