Rss

Не моя воля, но Твоя да будет

«Ты, о Господь, источник всей милости. Я принимаю прибежище у Твоих лотосных стоп. Пожалуйста, прояви Свое сострадание. Ты обещал, что каждый, кто примет прибежище у Тебя, не будет знать ни страха, ни опасностей», – взывает к Господу Бхактивинода Тхакур («Шаранагати»).

«Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь, ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь…», – восклицает пророк Исайя (Ис.12,2)

«Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на которого я уповаю!» – вторит им псалмопевец Давид. – Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Перьями своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен…Не убоишься ужасов в ночи и стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: Господь – упование мое; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим…» (Пс. 90)

Как прекрасны эти молитвы, ибо родились они в сердцах великих святых – истинных слуг Бога! Мы часто повторяем эти слова: «Уповаю на тебя, Господи, предаюсь Тебе…» Но понимаем ли мы истинный смысл этих слов?
В словаре Даля написано: «Уповать – твердо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться, ничем не смущаясь». Иными словами, полное упование на Господа складывается из надежды, ожидания, уверенности и бесстрашия. В вайшнавизме это состояние называется шаранагати – полное и безраздельное прибежище у Господа. Это кульминация отношений души и Бога…

Как часто при возникновении различного рода проблем мы пытаемся решить их своими силами или обращаемся за помощью к другим. Когда у меня что-то болит, я начинаю пить какие-то лекарства, иду к врачу, советуюсь со знакомыми, читаю соответствующую литературу. И уже потом, через некоторое время обращаюсь за помощью к Господу, пытаюсь предаться Ему, особенно если боль не проходит и проблема не решается. А если попытаться сделать наоборот? Сначала предаться Богу, а уже потом, опираясь на Его силу и поддержку, предпринимать какие-то действия? И ведь опыт показывает, что таким способом легче решить проблему и обрести успокоение.
Я восхищаюсь своей мамой, нашедшей свой путь в православии, которая, на мой взгляд, во многом реализовала опыт предания Господу. Как только что-то случается – она тут же встает на молитву: читает акафисты соответствующим святым или Матери Божьей, просит, кладет поклоны и верит… верит в то, что это единственный выход, единственно спасение в любой неприятности, скорби или болезни. В моей жизни был случай, когда у близкого мне человека украли из машины деньги и очень важные, серьезные документы, и это могло сильно повредить ему. Найти вора в большом городе не представлялось возможным. Но, тем не менее, этот человек с отцом и друзьями пытались что-то сделать, прочесывая близлежащие места в надежде отыскать хотя бы документы. Я очень волновалась и не находила себе места. А потом позвонила маме и рассказала о случившемся. Мама ответила: «Надо было сразу звонить мне!» и пошла молиться. Молилась она, как выяснилось позже, святому Иоанну Воину, к которому обращаются с просьбой вернуть украденное, мама прочитала ему акафист, то есть помимо просьбы еще и прославляла эту личность, а также прославляла Господа.

Через полчаса я узнала, что нашли человека, укравшего деньги и документы – нашли случайным, непостижимым образом (хотя ничего нет случайного для того, кто истинно предан Господу!) Денег при нем, конечно, не было, но документы он вернул.

И тогда я задумалась о том, что моя мама вместо паники и судорожных попыток что-то посоветовать или предпринять, просто предалась Господу, поручив Ему все свои боли и чаяния. Меня тогда это потрясло и заставило о многом задуматься. Однако до сих пор я не всегда так поступаю и привычно следую по давно проторенной дорожке: проблема – попытки решить проблему – неудача – обращение к Богу. Хотя – надо отдать должное примеру моей мамы – я пытаюсь разорвать этот привычный круг и начать действовать с конца, с молитвы, с обращения к Кришне и уже потом пробую что-то делать. Иными словами, наши действия должны, скорее, сопровождать непрестанную молитву, а не молитва должна сопровождать наши постоянные действия. Хотя последнее все же лучше, чем вообще не думать о Боге.
Таких случаев в духовной практике моей мамы я могу привести очень много, кое-что меня до сих пор поражает своей нереальностью, кажется чудом. В жизни преданных Кришны тоже часто случаются подобные чудеса, когда в самые трудные и даже опасные минуты они начинали воспевать святое имя Кришны, и ситуация мгновенно оборачивалась в их пользу.

Но предание Господу, шаранагати, это не только обращение к Нему в минуты опасности и печали. Это полное посвящение Ему всей своей жизни, постоянная связь с Господом в каждодневных, подчас обычных и неприметных делах и встречах, умение видеть Его волю во всем – хорошем и плохом. Это стремление вообще не делить мир на хорошее и плохое, то есть отсутствие всякой двойственности, всякого анализа происходящего – просто принятие всего, что посылает нам Господь, попытки во всем найти уроки Господа, желание эти уроки усвоить, не печалясь о последствиях и упущенных возможностях.

Очень хорошо об этом пишет Лазарев в «Диагностике кармы». Многие критикуют его книги, и я теперь понимаю, почему. Да, в них много спорных моментов, но когда-то, еще до своего знакомства с сознанием Кришны, я запоем прочитала шесть томов его произведений, и это перевернуло мою жизнь.

Кратко суть его учения можно выразить так. Самое главное в нашей жизни – обрести любовь к Богу, все остальное учит нас этому. Любой человек, который встречается на нашем жизненном пути, что бы он ни делал по отношению к нам, помогает нам обрести смирение и другие качества. Наша задача – выучить этот урок и благодарить Господа за эту встречу. Любое событие тоже нас чему-то учит, даже самые ужасные неприятности помогают нам понять, что самое ценное – любовь к Богу, и эти неприятности нам даются лишь для того, чтобы мы перестали привязываться к этому миру и его преходящим ценностям. Поэтому за все, за все нужно неустанно благодарить Господа и прославлять Его.

Опять приведу в пример мою маму. Если кто-то рассказывает ей о своих удачах и успехах и вообще обо всем хорошем, что с ним случилось, она постоянно, через каждую фразу, повторяет: «Слава Богу!» Она понимает, что все в нашей жизни – не наша заслуга, а дар Господа и нужно неустанно за все Его благодарить. Она никогда не приписывает себе ничего, за что ее хвалят. Она понимает, что мы – просто люди, и без Господа не можем ничего, совсем ничего.

20 7

Многие христианские святые писали: что бы вы ни делали в своей жизни – делайте это для Господа, и так вы научитесь полному преданию, так вы поймете, что такое истинное упование.

Казалось бы – это так легко: все, что ни делаешь, делать только для Бога. Если не можешь все делать для Него, то стараться хотя бы что-то посвящать Ему, главное, делать этого от чистого сердца, с любовью и преданностью. И жизнь увенчается успехом. Господь Кришна в Бхагават-гите говорит: «Просто сосредоточь свой ум на Мне, Верховной Божественной Личности, и обрати ко Мне весь свой разум. Так ты будешь пребывать во мне вечно, и в этом нет сомнения» (12.8).

Не часть разума нужно сосредоточить на Боге, а ВЕСЬ РАЗУМ! Как трудно… Кришна тоже это понимает, поэтому далее уточняет: «… если ты не можешь непрерывно удерживать на Мне свой ум, тогда следуй регулирующим принципам бхакти-йоги. Таким образом ты разовьешь в себе желание достичь Меня…

Если ты не можешь соблюдать регулирующие принципы бхакти-йоги, то хотя бы постарайся трудиться для Меня, потому что, работая для Меня, ты достигнешь совершенства.

Но если ты не способен действовать в таком сознании, то старайся отрекаться от всех плодов своего труда, и старайся находить удовлетворение внутри себя.

Если ты не способен следовать и этому, тогда посвяти себя получению знаний…» (12.9-12)

Как добр и милостив Господь! Если мы не можем сразу полностью предаться Ему, Он примет от нас даже самую малость наших трудов, лишь бы мы хоть что-то делали ради Него, стараясь освятить и возвысить нашу жизнь. И может быть, наступит тот день, когда мы сможем сказать, что нет у нас ничего своего, все в нас принадлежит Господу – не только наша жизнь и наши родные, не только наше имущество и тело, но и мысли, чувства и слова, которые исходят от нас. И мы неустанно будем прославлять Господа и с радостью служить Ему – каждый день, каждую минуту своего бытия.

И когда-нибудь, может быть, мы сможем сказать: «Всего себя и все, что у меня есть, я приношу к Твоим лотосным стопам, о милостивый Господь. Я не принадлежу больше себе, теперь я исключительно Твой. Душа, обитающая в этом смертном теле, оставила ложное эго, связанное с миром «я», и теперь в сердце вошло вечное, духовное ощущение того, что я Твой. Все, что у меня есть – тело, братья, друзья и последователи, жена, сыновья, личные вещи, дом и двор – все это я отдаю Тебе, ибо я стал Твоим слугой… Теперь я живу в Твоем доме. Ты господин моего дома, и я – Твой послушнейший слуга. Все мои усилия теперь направлены на Твое счастье…» (Бхактивинода Тхакур «Шаранагати»)

Эта кульминация любви души и Господа так сладка и так далека в моем обусловленном состоянии! Но я знаю, что реально достичь полного предания Господу, нужно просто стараться, верить и надеяться. И можно учиться этому уже сейчас, находясь под гнетом материальных желаний, привязанностей и анартх. Просто нужно пытаться думать, прежде всего, о Кришне и преданных, а потом – о себе. Даже выпрашивая в молитвах какие-то блага, допускать, что Кришна может их и не дать, потому что имеет на нас другие планы, или карма наша не позволяет, или еще что-то…Можно попробовать просто довериться Господу, как доверяет маленький ребенок своей матери, держась за ее руку. Ребенок не боится переходить через дорогу, потому что мама рядом, разве она может допустить что-то плохое?
Когда мы поймем и осознаем, как сильно любит нас Господь, когда мы ощутим Его заботу, нежность и ласку, когда мы реально поверим в то, что любовь Господа – самая сильная, крепкая, ничем не обусловленная и вечная, Господь нас никогда не предаст и не бросит (в отличие от обычных людей) – тогда мы можем сделать первый шаг на пути к шаранагати. И мы увидим, что на самом деле предаться гораздо легче, чем нам казалось, потому что Господь нам дает все, что нужно, а что не нужно – отнимает или вообще не дает, а наша задача – служить Ему и любить Его, неустанно повторяя : «да будет воля Твоя…»

Недавно мой муж подарил мне золотые серьги, которые мне очень понравились, я была к ним очень привязана, постоянно любовалась на себя в зеркало и однажды обнаружила, что на одном ухе серьги нет. О, как я заметалась по квартире, осматривая каждый сантиметр – вдруг где-то сережка? Потом я исследовала дачный участок и дорогу к нему, я переживала и недоумевала – почему так вышло? А потом я начала размышлять: «Господи, Ты дал мне украшение, спасибо Тебе большое. Все принадлежит Тебе, Ты Сам даешь каждому то, что ему нужно. Но потом Ты можешь отнять то, что дал, потому что никто не знает воли Твоей, только Тебе ведомы причины Твоих поступков. И если Ты забрал мои серьги, значит, такова Твоя святая воля, пусть будет так, как хочешь Ты».
После этого мне стало так легко и радостно…

Через неделю мои серьги нашлись в самом неожиданном месте, и я сказала: «Ты снова вернул мне это, Господи, спасибо тебе большое!»
Вы знаете, намного легче жить, когда воспринимаешь действительность как волю Господа. И нервная система не страдает, и энергии меньше уходит на борьбу с обстоятельствами жизни. У агни-йогов есть прекрасная молитва: «Люблю Тебя, Господи. Пусть будет так, как хочешь Ты, а не так, как я хочу. Я принимаю Твою волю». И от нас требуется самая малость – оставив бесплодную борьбу с ветряными мельницами, направить свои силы на то, чтобы просто любить Кришну и служить ему, стараясь посвятить Ему хотя бы что-то, самое дорогое нам.

«Все для меня Господь. Он моя вера, мое упование, моя крепость, моя сила, мой мир, моя радость, мое богатство, моя пища, мое питие, мое одеяние, моя жизнь – словом, все мое. Так, человече, все для тебя Господь, и ты будь всем для Господа. А как все твое сокровище заключается в сердце твоем и в воле твоей, и Бог требует от тебя сердца твоего, говоря: даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч,23,26), то для исполнения воли Божией, благой и совершенной, откажись от исполнения своей растленной, страстной, прелестной воли: не знай своей воли, знай одну волю Божию; говори: не моя воля, но Твоя да будет». (Иоанн Кронштадтский «Как достичь святости»)

Говинда Нандини деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No20, июнь 2006