Rss

Нектар садху-санги

13 июля мой духовный учитель, Бхакти Чайтанья Махарадж, приехал в Санкт-Петербург. Конечно, я не могла в это время спокойно сидеть в своем Пскове, не предпринимая никаких усилий для того, чтобы встреться с Ним. По милости моих духовных братьев и сестер из Питера я чудесным образом перенеслась в северную столицу, не заметив тягот 6-часовой муки в электричке, жары, голода, жажды и усталости. Я очень хотела увидеть Гуру Махараджа и послужить Ему, и поэтому все аскезы по дороге в Питер казались мне нектарными, ведь я с каждой минутой приближалась к заветной цели…

8 6

Мои духовные братья и сестры

В Питере около 8-9 учеников Бхакти Чайтаньи Свами. Все они очень преданы Махараджу и служат Ему с большой любовью и искренностью.

Махарадж всегда останавливается на квартире Тер-Кадамбы прабху и его супруги Мадхави. Эти двое преданных самозабвенно служат Махараджу, пытаясь сделать Его пребывание в Санкт-Петербурге удобным и комфортным. В том же доме живет сестра Мадхави Шри Радхика, квартира которой на время пребывания Махараджа превращается в матаджинский ашрам. Сюда переселяются Ямуна и Мадхави, а в этот раз к ним присоединилась и я.

Ямуна переводила даршаны, стирала и гладила Махараджу одежду и сделала для Махараджа чудесный торт. Бала Гопал прабху (по словам Махараджа, он отменный повар) готовил обеды, а мы, все остальные, помогали ему. Каждый ученик также сделал какое-то блюдо сам, чтобы порадовать духовного учителя. Шри Радхика делает изумительную морковную халаву, сладкий рис и ладду. Мадхави лепит непревзойденные самосы, Тер Кадамба прабху умеет делать все. А Бала Гопал прабху – бог на кухне (не сочтите меня имперсоналисткой)… Для Махараджа он готовил на каждый обед больше десяти блюд, и все они были необыкновенно вкусными и красивыми. Почти все блюда были ведическими, потому что наш духовный учитель предпочитает ведическую кухню и просит своих учеников готовить для Божеств именно такие блюда. Но особенно Бала Гопал прабху поразил всех своей пиццей, салатом из авокадо и сыра, всевозможными видами сабджи и дала. Кулинарные способности этого преданного мне запомнились еще в прошлом году, когда Махарадж приезжал в Псков (с ним были Бала Гопал прабху, Костя, Мадхави и Шри Радхика). Говорят, что Бала Гопал прабху готовит на воскресных питерских программах и готовит так, что люди в буквальном смысле пьянеют от экстаза.

В общем, Махарадж был очень доволен и кушал неплохо, а мы потом с наслаждением вкушали нектарный маха-маха-прасад.

Очень самозабвенно служили преданные на раздаче прасада и мытье посуды! Тут отличились прабху. Я познакомилась с двумя Михаилами – один питерский, ученик Махараджа, а второй из Пензы – он ездит с Махараджем в качестве слуги и переводчика. Также я впервые увидела матаджи Вриндаванешвари, которая работает в питерском ведическом кафе и целыми днями готовит прасад.

Меня поразило, какими близким и теплым может быть общение с духовными братьями и сестрами. С другими преданными отношения могут складываться или не складываться, но между учениками одного и того же духовного учителя сразу же воцаряется взаимопонимание и нежность. Я, например, ощущала, что все они для меня очень родные и близкие люди, как будто я знала их сотни жизней, и буду общаться с ними вечно. Гуру Махарадж говорил, что большинство учеников одного гуру в духовном мире тоже находятся рядом, занимаясь каким-то общим служением. Все это очень вдохновляет.

Я непрестанно ощущала на себе заботу со стороны своих духовных братьев и сестер. Наше общение не было формальным, а было очень личностным, и меня это тронуло до глубины души. В первый день я приехала под вечер, но преданные оставили для меня маха-маха-прасад, они позаботились о моем ночлеге, позвонили на вокзал, чтобы узнать, как мне лучше ехать обратно и самое главное – заняли меня в служении Гуру Махараджу.

8 7

Махарадж

Все-таки общение с духовным учителем – один из важных моментов в духовной жизни ученика. Это общение сродни живительной воде, которая поливает наши сердца, давая проклюнуться маленькому ростку бхакти, питая и защищая его, давая ему взойти и не погибнуть от засилья сорняков-анартх.

Даже просто глядя на духовного учителя, мы можем очиститься и возвыситься. А если мы читаем вместе с ним джапу, то это очень большая удача для нас. Каждое утро Махарадж приходил в алтарную комнату и повторял святое имя вместе с учениками, глядя на прекрасные Лики Их Светлостей – Гаура-Нитай, Божеств Мадхави и Тер-Кадамбы прабху. Мадхави проводила свое утреннее поклонение, а Махарадж смотрел на Божеств очень внимательно и ласково. Было видно, что Он любит Божества и видит в Них самого Кришну.

Махарадж читает джапу не очень быстро, и у него на это уходит больше двух часов. Он внимательно произносит каждое слово маха-мантры, и чувствуется, что для Него это не просто слова, а вся жизнь Его сосредоточена в тот момент в этих словах. Его джапа поэтому очень сладостна и тянет просто сидеть и слушать, как он воспевает.

Махарадж красиво поет. На вечерних программах в питерском храме он вел Гаура-арати, и это было по-настоящему нектарно. Его голос очень мягкий и теплый, как ладонь мамы Яшоды, которая гладит Кришну по голове. И в то же время в Его голосе чувствуется решимость и мощная духовная сила, которая пробуждает в сердце возвышенные эмоции. Некоторые плакали во время Гаура-арати…

Лекции Махараджа покоряют своей простотой и необыкновенной глубиной. Он говорит очень просто о самых сложных вещах, тем самым помогая нам понять их. Он делает привлекательным самое трудное в Сознании Кришны, и хочется после этого полностью предаться Ему, забыв обо всем материальном, что еще осталось в нашей жизни.

Он с любовью и упоением рассказывает истории о Радхе и Кришне. Кажется, что Он не просто рассказывает о каких-то событиях из жизни Верховной Личности Бога, а делится с нами самым близким и сокровенным. Создается ощущение, что Он рассказывает о событиях, которые видел своими глазами…

Махарадж делает удивительные видеофильмы. На программах в храме он показал нам три фильма – «О становлении Сознания Кришны на Украине», «Ратха-ятра в Южной Африке» и «Парикрама по Варшане». Мне особенно понравился последний фильм, в котором для меня все было новым, потому что на Варшане я не была. Потрясли места, связанные с игрой Кришны, когда Он не пускал гопи, которые несли горшки с йогуртом. Там есть камень со следами йогурта, пролитого Радхарани, а также камень, на котором остались отметины от разбившегося горшка. Махарадж описывал эти события с такой нектарной сладостью, что у многих преданных в глазах стояли слезы…

8 8

Наставления

Наставления духовного учителя – это слова, исходящие из уст Верховной Личности Бога, потому что духовный учитель – Его непосредственный представитель и близкий слуга. И наш духовный прогресс напрямую зависит от того, как мы выполняем эти наставления.

Наставления Бхакти Чайтаньи Махараджа обладают удивительной силой. Из собственного опыта я знаю, что их лучше выполнять, иначе в духовной жизни могут возникнуть очень серьезные проблемы. Если Махарадж дает какое-то наставление, то вместе с ним он дает нам и силу выполнять это наставление. Его благословения сбываются почти сразу после того, как Он их дает. Нам просто нужно принимать эту благодать с чистым и открытым сердцем, стараясь быть искренними и старательными учениками.

Каждому ученику в этот свой приезд Махарадж уделил много внимания. Даршаны длились по полтора-два часа, и было удивительно наблюдать, как менялись преданные до и после даршана. Перед тем, как войти в комнату Махараджа многие очень волновались и переживали, а через два часа они, пританцовывая, выплывали из комнаты, и глаза их сияли как тысячи солнц!

Я тоже очень боялась идти на даршан. Я говорила всем, что мне нечего сказать своему духовному учителю и зачем я буду отнимать у Него драгоценное время… На что Бала Гопал прабху мудро сказал: «Это вожделение. Нужно просто идти на даршан и принять общение с гуру как волю Кришны. Нам всегда есть, что сказать духовному учителю, а Ему всегда есть, что спросить у нас». После этих слов мне стало легко и спокойно. Все-таки, какое счастье, что у меня есть такие замечательные братья и сестры, которые подскажут, как правильно поступить в той или иной ситуации…

Мой даршан был удивительным, как и даршаны всех остальных учеников. Когда Махарадж посмотрел на меня взглядом, наполненным состраданием и любовью, я забыла обо всех своих волнениях и переживаниях. Я ощутила себя маленьким ребенком, которого взял на руки отец, и этот ребенок не боится высоты, зная, что находится под защитой самого близкого человека.

Махарадж сам стал задавать мне вопросы, как будто чувствовал мою нерешительность. И снова я была поражена тем, какой он добрый и милостивый. Он помнит все о своих учениках. Он знает все мельчайшие подробности их жизней и жизней их родственников. Он интересуется не только духовной жизнью учеников, но и другими аспектами нашего существования: как поживают родители, дедушки, бабушки, женихи, интересуется состоянием здоровья и так далее. Часто мы игнорируем подобные вещи, считая их недостойными того, чтобы обсуждать со своим духовным учителем. Махарадж на своем примере продемонстрировал, что в духовной жизни все важно, и всему нужно уделять внимание.

Несмотря на то, что я постоянно переписываюсь с духовным учителем и все вопросы задаю Ему в письмах, у нас нашлись темы для обсуждения. Я поразилась проницательности Гуру Махараджа, Его способности проникать в наш ум и читать мысли, Его бесконечному терпению и любви…Я увидела, как дороги все мы нашему духовному учителю, эта любовь ощущалась нами каждую минуту.

Когда он слышит о том, как какой-то его ученик делает что-то хорошее в духовной жизни, Его лицо становится очень-очень счастливым и радостным. Кажется, что нет в этот момент для Него ничего прекраснее и важнее. И это очень вдохновляет на то, чтобы продолжать начатое служение и радовать Махараджа.

Еще мне понравилось, что после даршанов все ученики собрались вместе и стали обсуждать все, что сказал им лично Гуру Махарадж. Ямуну (она переводила) попросили высказать свои впечатления обо всех даршанах, выделить какие-то особенные моменты, потом все стали делиться полученными наставлениями. Поскольку мы ученики одного Гуру, то наставления, данные кому-то одному, важны для всех. Мне хотелось бы отметить некоторые общие наставления, потому что было много личных наставлений, касающихся отдельных учеников и вряд ли пригодных для всеобщего обсуждения.

Махарадж очень заботится о том, чтобы Его ученики хорошо и правильно поклонялись Божествам. Интересно, что не всем Он дает наставление поклоняться Божествам, а тем, кто получают Его благословение на поклонение, Он дает разный стандарт.

Махарадж не любит, когда ученик имеет много Божеств и пытается всем сразу поклоняться. Он говорит, что ничего хорошего из этого не выйдет. Он считает, что лучше всего поклоняться одним Божествам, но обеспечить им роскошное поклонение. Своим ученикам Он разрешает поклоняться Гаура-Нитай и Шриле Прабхупаде. Он говорит, что, поклоняясь Гаура-Нитай по высокому стандарту, мы имеем все шансы обрести любовь к Кришне, а вместе с ней – сварупу во Вриндаване и служение Радхе и Кришне.

На своем опыте я убедилась, что именно гуру дает нам Кришну. Только после благословения духовного учителя можно приступать к поклонению, а без Его благословения ничего не получится. Есть благословение – сразу появляется вкус, который все время растет, а если нет благословения – вкус не появляется.

В большинстве случаев Махарадж требует высокий стандарт в поклонении Божествам. Если ученик не работает, Махарадж просит, чтобы для Гаура-Нитай проводились утренняя и вечерняя программы, два арати (одно можно в сокращенном виде – только предложение благовоний, цветка и чамары – дхупа-арати), одна абхишека (обычной водой) с последующим переодеванием в новые одежды, укладывание на ночь в кроватки с переодеванием в ночные одежды, минимум два предложения пищи.

Махарадж считает это необходимым минимумом, а максимум он не ограничивает.

Новым для меня было то, что мурти Шрилы Прабхупады надо предлагать бхогу на отдельном подносе. Если же мы предлагаем Шриле Прабхупаде маха-прасад от Божеств, то мы должны предлагать его по всем правилам.

Также мы узнали что после Гаура-Нитай (или Панча-таттвы) упачары (предметы, предлагаемые во время арати) нельзя предлагать изображениям Радхи-Кришны и Нрисимхи, а также Божествам Джаганнатхи, Сита-Рамы и прочим Виншу-таттвам. Это оскорбление, и если хочется предложить этим Божествам предметы, лучше провести Им отдельное арати.

Махарадж сказал, что мы можем повышать стандарт поклонения, если чувствуем в себе силы это сделать, но как только обстоятельства нашей жизни меняются (мало ли что с кем может произойти), мы можем вернуться к прежнему минимальному стандарту, и это не является оскорблением. С Божествами всегда можно договориться, Они очень милостивы и все-все понимают. Это наставление для меня было открытием, потому что я считала, что если взял какой-то стандарт, то все, кровь из носу, но ты должен его поддерживать, хоть болеешь ты или помираешь, иначе будет оскорбление, последствия которого ужасны…Но Махарадж показал, что нужно быть разумным и гибким в духовной практике, что это не какая-то догма, а живая жизнь, которая не является какой-то застывшей формой. А Божества – живые личности, с которыми можно общаться, и которые очень-очень милостивы к нам.

Махарадж не одобряет, когда преданные смотрят телевизор и приобщают к этому своих детей. Телевизор очень обуславливает сознание, поэтому детям можно ставить только вайшнавские мультфильмы. Сейчас появился большой выбор DVD-дисков с Рамаяной, Махабхаратой, играми Кришны во Вриндаване и Панчатантрой.

Махарадж сказал, что мы должны сделать Сознание Кришны таким привлекательным, чтобы дети увидели его преимущество перед материальной жизнью, и чтобы у них не возникло сомнений, что Сознание Кришны – самая лучшая культура.

Махарадж просит, чтобы Его ученики соблюдали пост на Чатурмасью. По Его мнению, это очень важно для духовного прогресса. Он сказал, что в первый месяц нужно держать пост на шак, тогда как другие лиственные овощи есть можно, что значительно облегчает задачу. В месяц запрета на молоко можно употреблять молочные сладости, молочные каши, сгущенное молоко.

На вопрос, стоит ли искать в магазинах только вегетарианское мыло и шампуни, он сказал, что в Кали-югу трудно все это соблюдать, и что даже Шрила Прабхупада пользовался мылом «Люкс», в котором был глицерин. От себя лично добавлю, что главное – следить, чтобы не было написано, что мыло сделано из говяжьего жира (иногда они пишут «Смесь животных и растительных жиров») – этим обычно грешат русские производители, продукция которых основана целиком на отходах мясокомбинатов (в том числе и крема). Самые лучшие в этом отношении сорта мыла – дешевые турецкие типа «Duru», там содержится глицерин, но ходят слухи, что он искусственный, а не натуральный.

А вот следить за составом продуктов на этикетках Махарадж очень настоятельно советует. Несмотря на то, что утомительно выискивать в таблицах многочисленные Е-добавки, все же это нужно делать, особенно если мы собираемся предлагать этот продукт Божествам.

Также Махарадж не одобряет, когда преданные разводятся. Он говорит, что пока спутник жизни остается преданным, с ним нужно продолжать жить одной семьей. Он считает правильными отношениями в семье, когда муж и жена вместе служат Кришне и относятся друг к другу как преданные – с уважением и почтением. Об этом он писал в своих письмах. Так называемые ведический брак, когда жена видит в муже Бога и служит ему как Богу, ставя это на первое место в своей жизни, Махарадж не очень одобряет. Он считает, что быть ведической женой – это просто быть очень культурной и почтительной. В одном из своих писем я спрашивала у Махараджа, как Он относится к советам из книги «Обучение для ведического брака», которая насквозь пронизана мыслью о том, что место женщины в первую очередь на кухне и в детской, а не у алтаря, и что жена должна чуть не кланяться своему мужу как духовному учителю. Махарадж ответил мне, что я не должна полностью следовать всем советам из этой книги, потому что она очень строга, и Он знаком с автором этой книги. Иными словами, место женщины не только на кухне и в детской, но и у алтаря, и муж с женой – двое преданных, которые вместе служат Кришне и идут к Нему.

Очень грустно было расставаться с Махараджем и с Его учениками. К сожалению, я не успела на общий даршан. Но Ямуна написала мне, как он прошел.

«Я обещала рассказать тебе о последнем даршане Махараджа. На самом деле, я мало что могу об этом сказать, у нас не получилось записать его на кассету, а эмоций было столько, что мы мало что соображали. Гуру Махарадж прошел в алтарную, сел на кресло и сказал: «Спасибо вам, что так хорошо присматривали за мной». Он спросил, есть ли у нас какие-то вопросы, но мы просто молчали, не зная, что сказать. Тогда он стал говорить, что этот материальный мир очень забавное место, так как здесь очень много препятствий и проблем, он говорил о том, что сожалеет, что побыл с нами так мало времени, он сказал, что мы вечно связаны с ним, не важно где он находится. Он говорил, что на духовном уровне наша с ним связь никогда не прерывается. Это было очень грустно, при условии, что скоро он должен был уезжать, и было немного страшно оставаться без него. Мы все плакали (матаджи), потом Махарадж пошел к себе и вскоре уехал».

Мне очень жаль, что я не была в тот момент с Махараджем и не слышала Его слов. Но они навсегда останутся в моем сердце.

Я многое не сделала из того, что мне хотелось, я мало получила нектара общения с духовными братьями и сестрами, и по этой причине я очень тоскую. Что ж, значит, придется практиковать любовь в разлуке – говорят, это наивысший вид любви. Жаль, что я пока этого не понимаю. Но у меня нет выхода. Я буду служить моему духовному учителю на расстоянии, выполняя Его наставления и молясь о Нем Кришне, чтобы Он даровал Махараджу много сил и здоровья, и много хороших учеников, которые радовали бы Его своим прогрессом в Сознании Кришны.

Бхакти Чайтанья Махараджа ки – джай!

Говинда Нандини даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No5(8), июнь 2005