Rss

Нетленное благочестие – акшая сукрити

Посвящается дорогому другу, духовному брату – Натай Гауранге прабху, ушедшему из жизни 20 ноября 2009 г.

46 1

Как пришли в этот мир мы ни с чем,
Так в свой срок возвратимся домой.
Не скорби о былом, человек,
Ведь оно за спиной, – Бог с тобой!

Он не жил для себя, сердцем знал
Тот завет, «для себя – хуже нет!»
Так на практике он передал
Для родных верный гуру совет.

Тлеет в сердце надежда, как знать?
Ведь не зря все прошло, спору нет!
Может, сможет опять передать
Нам с Вайкунтхи он сердца привет?..

Вот так бывает, собрались мы в Индию в святые места, а друг наш Нитай Гауранга оставил мир, пока были мы в пути…

Дорога, осененная тропической зеленью, то сбегала в долину, то вилась по живописным холмам горным серпантином. Она привела нас в древнее поселение Гокарна, что в двухстах километрах южнее от популярного ныне индийского курорта Гоа.

В грусти я ходил по берегу озера Коти-тиртхи и фибрами души пил священный воздух царящей здесь благодатной атмосферы. Звуки гимнов Вед, ритуальное поклонение Богу, ароматный дымок от жертвенных огней, почитание святых брахманов и коров, поминание усопших предков, милостыня, любовь и сострадание – все это деется и деялось здесь на протяжении многих тысячелетий, и потому при малейшем соприкосновении мягко ложится на душу незримой печатью неземного счастья.

Оказалось, что озеро это, Коти-тиртха, необычайно священно, ибо возникло оно из сосуда – камандалу, принадлежавшего творцу вселенной Брахме. В Пуранах описано, что некогда носитель Господа Вишну, небесный орел Гаруда принес сюда из Гималаев вершину величественной горы Шаташринга, обетованной Брахмой, главой небожителей. С тех пор здесь сохранился восхищающий взор ландшафт из покрытых тропической зеленью скал и холмов, заимствованных с Шаташринги. Часть святой воды из камандалу Брахмы вылилось в океан, а другая часть образовала большое озеро Коти-тиртху. Так в Гокарне и морской берег, и центральное городское озеро возымели великую святость.

На берегу Коти-тиртхи я повстречал старого знакомого, служителя храма – брахмана Субрахманью Даттатрею. Вечно погруженный в дела священные, он не утрудил себя изучением современных языков, и потому мне пришлось рассказать ему о моей печали на санскрите. Слава Богу, что он не проявил нетерпения или высокомерия, но внимательно меня выслушал.
И сказал мне Субрахманья:

Что же, делу можно помочь, раз вы здесь,
Знать привел вас сюда Сам Господь.
В свете ведь места лучшего нет
Для прощанья с усопшей душой.
Как в святом Бенаресе всегда омываемом Гангой благой
Здесь живет Шива – друг всех святых, разрушающий эго легко.
Когда время подходит душе, полной веры, из мира уйти,
Он подходит незримо и шепчет имя Бога священное «Шри
Рама!» – так откроются к мукти врата, путь к свободе из мира смертей!
Шри Ганеша с апельсином в руке здесь стоит, сокрушитель преград,
Благочестию рад он помочь и служению Кришне всегда,
Но не демонам, Индры врагам, что творят на Земле самосуд.
Так не дал дивный шивалинг злому Раване он унести.
И стоит тот в Гокарне теперь, от тревог для спасенья души.
Во главе всех богов – Господь Вишну,
Венката-Раманой Его здесь зовут.
Защищает весь мир Он шутя,
Благ фонтаном обдает слуг вокруг
Если Господу станет угодно,
То устроится – отворится вверх путь!

В общем, после нашей содержательной беседы было решено – на двенадцатый день провести священный ритуал памяти – шраддху – для Нитай Гауранги прабху, и устроилось это вот как.

Ранним утром я совершил омовение и пришел к дому Субрахманьи. Он уже встал задолго, провел свои ежедневные обряды поклонения и подготовил большой поднос с нужными для службы параферналиями. Мы отправились на берег священного озера, которое было рядом – в двух шагах.

Вначале по законам традиции мы предложили молитвы и омовение-абхишеку Божеству Гопала Кришны на берегу этой кунды, чтоб получить Божественную санкцию на доброе начинание. Затем спустились к озеру по ступенькам и вошли в небольшую ягья-шалу (домик для совершения огненных ритуалов) у водной глади.

Порядок совершения ритуала был следующим. Вначале Субрахманья освятил комнату и подстилки-сиденья с помощью специальных мантр и воды. Он посоветовал мне заново нанести на тело 12 знаков вишну-тилака из священной глины гопи-чанданы. Затем он попросил меня произнести, повторяя слово в слово вслед за ним, на санскрите санкальпу – специальную фразу о желанном плоде совершаемого нами обряда.
Содержание санкальпы (в переводе) было примерно таким:

«Пусть безвременно ушедший из жизни мой добрый друг, Нитай Гауранга прабху, не встретит никаких препятствий на своем пути в царство Господа! Да не одолеют его ни злые духи, ни привидения, ни демоны! Пусть в результате этого жертвоприношения Господу Вишну он освободится ото всех грехов, совершенных осознанно или неосознанно. И станет все это возможным силою того, что мы проводим поминальный ритуал шраддху в священнейшем месте Гокарна, где по особой милости Господа плоды любых добродетельных деяний, совершенных с верой и знанием священных писаний, преумножаются в тысячи и тысячи раз».

Мне, как заказчику ягьи надели на безымянный палец правой руки особое колечко, сплетенное из священной травы куши. Это для того, чтобы намерения в обряде сохранились чистыми, и чтоб плоды его не ускользнули от нас.

Вскоре к обряду присоединилось несколько специально приглашенных ученых брахманов. Они умело разожгли жертвенный огонь на волокнах высохшей оболочки кокоса и стали подносить Господу топленое масло гхи и зерна с чтением ведических гимнов. Атмосфера воцарилась уникальная, когда такое деяние происходит, порой кажется, что ты находишься уже не на Земле, а в некой божественной параллели. Так было произведено церемониальное поклонение огню, как языку Господа, и меня попросили поднести ему дар – пурна-хути, сверток из особых пород дерева и других священных компонентов.

Весь ритуал длился около часа и, по его завершению, было необходимо сделать несколько важных священных действий. В первую очередь – поднести дакшину, дары собравшимся священникам. Субрахманья заботливо подготовил в подарки для каждого из них новую материю для нижней одежды дхоти и верхней накидки уттария. Также брахманам были розданы сладости и денежные купюры, так что незамедлительно на их благородных лицах засветилась улыбка удовлетворения. Тут пришли юная дочь и сын Субрахманьи, им тоже полагалось дать сладости и небольшие денежки. Суть такой раздачи заключается в том, что если одарить брахманов, детей и прочих чад в священном месте и в должное время, это приносит великие плоды благочестия, которые способны сторицей компенсировать все наши мыслимые и немыслимые недостатки в умении служить Богу.

После этого мы с Субрахманьей отправили брахманов принять священный завтрак – прасад в его дом, где с раннего утра хлопотали, готовя на кухне вкусные яства, его мама и жена.

Далее двенадцать рисовых шариков, называемых пинда, были помещены мною в озеро, как подношение пищи для усопшего духовного брата. Вскоре в воде появились рыбки и начали кушать еду, что было весьма благоприятным знаком.

Так ритуал был завершен. По пути к жилищу нам встретилась небольшая священная корова, которую мне также велели своевременно удовлетворить освященными бананами, чтоб в деле нашем не было ни единого изъяна. Далее Субрахманья радушно предложил мне вкусить вместе с ним чудесную пищу – прасад, которую к тому времени уже почтили многоуважаемые брахманы. В конце всего действия Субрахманья с благодарностью принял от меня пожертвование дакшину за все совершенное служение. Он был очень рад, что все прошло благополучно и преподнес мне в дар памятную шерстяную накидку – тонкий коричневатый чадар.

По пути к месту проживания меня не оставляло чувство удовлетворения от совершенного богослужения. Вот бы и для меня кто-нибудь сделал что-то подобное, когда время придет покидать мир бренный! Ах, какова культура Вед! Она хранит в себе глубокие тайны о посмертной жизни и даже помогает управлять тончайшим процессом переселения души.

Чтобы ощутить сокровенное веяние Духа, необходимо научиться смотреть на реалии жизни интроспективным взглядом. Так можно заметить суть – потаенный смысл, даже если некоторые духовные действия лишены внешней помпезности и совершаются в достаточно скромных, естественных условиях.

Поступки, наполненные внутренним смыслом, деялись на земле священной Индии всегда, испокон веков. Поэтому нам тут есть чему поучиться. Мы должны помнить: мир и жизнь в нем преходящи, но таинства служб во славу Творца – Господа Кришны – вечны, как вечны трансцендентные звуки священных Вед.

Шри Кришнарпанам асту!

Гададхара Пандит дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No46, апрель-июнь 2010