Rss

Нужно постоянно думать, что мы еще можем сделать для миссии Господа Чайтаньи

(Продолжение. Начало в №29)

Мне очень приятно видеть в Пскове на программе новых людей. Сегодня я гулял в парке, повторяя мантру, и думал о том, что Псков – непочатый край для развития Сознания Кришны. Здесь очень много людей, которые были бы счастливы соприкоснуться с духовной энергией.

Мы несем не религию, а ведическую культуру

Мы в Санкт-Петербурге проводили общественную программу, на которую пришло множество молодых людей от 18 до 25 лет, и Девамрита Махарадж встретился с ними, попросил организовать для них образовательную программу, дать им заботу. Мы организовали «Бхакта-програм», на которую пришли около 70 человек!

Если нет активной проповеди, можно просто кормить людей прасадом. Мы в Санкт-Петербурге тоже этим занимаемся. Сотрудничаем с Обществом инвалидов, с администрацией и депутатами. Депутаты часто приглашают нас в период предвыборной компании кормить людей на свои точки, потому что, как выразился один их них, «у кришнаитов еда дешевле и качественнее». Но этот депутат забыл добавить тот факт, что еда у нас – бесплатная.

Летом мы кормили детей на мероприятии, устроенном швейцарским консульством, нас специально для этого пригласили.

Кроме прасада мы также готовим для людей какие-то концертные программы.

Как-то на 9 Мая нас пригласили выступить перед ветеранами: я произнес вступительную речь, и потом одна из наших матаджи играла на фортепиано и пела песни прежних лет: «Надежда – мой компас земной…» Бабушки плакали, и не заметили, как в самом конце матаджи стала петь на тот же мотив Харе Кришна мантру. Представьте картину: преданная играет на фортепиано, поет Харе Кришна на мотив «Надежды», и бабушки плачут…

30 10

Метод работает! Шрила Прабхупада говорил, что нужно входить в сознание людей тонко и нежно, как иголочка, а не как плуг. Если мы войдем как иголочка, то нас никто и не заметит, но как только мы ввалимся как плуг – нас просто выбросят.

Программа «Пища жизни» может успешно реализовываться в каждом городе, самое главное – это финансово недорогая программа. Разве много нужно денег, чтобы раз в месяц накормить 50 бабушек? У нас в Санкт-Петербурге хороший пир на двести человек стоит около 2000 рублей, причем, это не просто рис с далом, это настоящий пир с халавой и другими ведическими блюдами. Весь пир готовит Бала Гопал на маленькой кухне в ашраме брахмачари. Пир на Ратха-Ятру Бала-Гопал приготовил на четырех конфорках, накормив более тысячи человек! Не нужны цеха и бригады помощников, все гораздо проще, нужно только применить свой разум и смекалку.

Вообще все подобные программы нужно проводить с заботой о людях, с желанием им помочь. Когда я увидел 9 Мая этих бабушек и дедушек, у меня сердце даже заболело – как они одиноки! И никому они не нужны. Разве они депутату нужны? Депутат просто поставил себе галочку в блокноте, что он провел благотворительную программу перед выборами, но разве от этого жизнь людей изменилась? Эти бабушки и дедушки защищали нашу страну в Великую Отечественную войну, исполняли свой долг, жертвовали своими жизнями, а теперь они оказались наедине со своим одиночеством и проблемами. И программа «Пища жизни» позволяет не только позаботиться о людях, накормить их, но и, прежде всего, несет духовное благо, потому что прасад – это милость Господа.

Можно заботиться не только о пенсионерах, но и о молодежи. Сейчас в ИСККОН разработано множество образовательных программ. Недавно в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга я читал лекцию о природе ума, говорил о душе, разуме и уме, в зале сидели востоковеды, и в конце лекции одна женщина спросила: «Скажите, пожалуйста, а какая у Вас религия?»

Я ответил: «Если хотите, мы можем остаться после лекции и поговорить о религии».

«Нет, скажите сейчас, – снова попросила она. – Ничего, что я христианка и сижу здесь?»

Она задала очень много вопросов, и было заметно, что эта женщина заинтересовалась ведической философией.

Мы должны понимать, что мы несем людям именно культуру – ведическую культуру, а не просто индийскую религию. Мы даем людям науку о душе. И нам все равно, кто перед нами – христианин, мусульманин или иудей. Телесная концепция должна уйти из сознания. Мы должны видеть, что все люди вокруг – это энергия Кришны, и мы должны просто соединять людей с Богом. Шрила Прабхупада никогда не искал денег, он просто давал людям Бога, и потом они сами уже шли за ним и отдавали ему все самое дорогое – свои жизни. Казалось бы, он был таким маленьким невзрачным человечком, но молодые люди в самом расцвете сил не могли отойти от него, оставив все свои греховные привычки и прежнюю жизнь. Потому что у Прабхупады была бхакти, и он делился ею с другими.

Мы постоянно можем думать, что бы еще сделать для миссии Господа Чайтаньи, для Шрилы Прабхупады и своего духовного учителя. Мы должны распространять сознание Кришны по всей земле. Не очень хорошо быть сосредоточенными лишь на своей духовной практике, мы просто обязаны помогать окружающим людям подняться до сознания духовного мира. Конечно, очень важен и наш личный бхаджан, особенно то, насколько внимательно мы повторяем Святое Имя. Это наше первое и самое важное служение Кришне. Когда мы утром встаем, мы должны быть нацелены на то, чтобы самым наилучшим образом повторить мантру.

Санкиртана – самое сокровенное служение

Самое большое благо, которое можно получить, занимаясь санкиртаной – это Кришна-према. Дело в том, что этот процесс благословлен Господом Чайтаньей, поэтому он имеет такую большую силу. Если мы поем, нас услышат только соседи. Но когда мы распространяем книги, нас услышит весь город. Санкиртана – это самое сокровенное служение, которое не терпит ложного эго – либо ложное эго сломается, либо человек оставит это служение. Иного пути нет. Кришна может посылать на санкиртане людей, которые будут говорить преданному какие-то неприятные вещи. И если преданный пройдет через эти испытания и избавится от ложного эго, он станет по-настоящему счастливым. Потому что тот, у кого нет ложного эго, перестает отождествлять себя с телом – так появляется счастье. Но это большой ежедневный и очень нелегкий труд.

30 11

Когда у меня появляется свободное время, и я выхожу на санкиртану (стараюсь делать это как можно чаще), для меня сразу меркнет все остальное служение. Можно миллионы лет крутить фитили и махать веером – и это невозможно сравнить с тем духовным благом, которое мы можем получить, продав всего лишь одну книгу Шрилы Прабхупады. И счастье, которое мы испытываем на санкиртане, дает Господь Чайтанья.

Когда мы начинаем распространять книги, мы постепенно ощущаем, как легко становится преодолевать влияние майи – весь этот мир кажется лишь следом от телячьего копытца, через который так легко перешагнуть… Если мы не распространяем книги, мы все время будем бороться с майей, у нас постоянно будут трудность и препятствия, отвлекающие от преданного служения: на работе проблемы, бизнес не идет, жена не слушается, борщ не соленый… Но когда мы приходим в экстазе с санкиртаны, нам уже все равно, что происходит на работе, соленый борщ или нет, нам просто еще и еще хочется заниматься духовной практикой. Иногда после санкиртаны я просто сажусь и читаю книги Прабхупады… После того, как я начитаюсь книг, мне рано утром хочется встать очень рано, пока еще все спят, и воспевать Святое Имя. Но если я не хожу на санкиртану, мне гораздо труднее все это делать.

Каждая книга на санкиртане – это целое приключение. Если мы не хотим грустить в этом мире, если стремимся к новизне и разнообразию – нужно идти на санкиртану. Когда я распространяю книги, мне больше ничего не интересно – ни театр, ни кино, ни что-то еще. Почему люди смотрят фильмы? Потому что в их жизни слишком много однообразия и скуки. Поэтому они включают телевизор и начинают переживать с киногероями боевиков, драм и комедий какие-то ситуации. Но, если выйти на улицу с книгами Прабхупады – увидишь без всякого телевизора и боевики, и драмы, и комедии. Однажды мне в подьезде приставили нож к горлу – мол, чего тут ходишь со своими книгами? «Вас кто-то обидел в жизни?» – спросил я, и парень сразу же убрал нож и грозно предложил: «Ну-ка, пойдем – поговорим». В результате мы попили чаю, и этот человек купил у меня весь комплект книг и был очень счастлив.

И комедии бывают на улице, столько людей интересных встречаются! Недавно я распространял книги на Невском. Вижу – идет девушка с ребенком, я ей говорю: «Девушка, остановитесь, для Вас есть книга интересная!» «Мне не надо ничего!» – отмахивается она и наступает на шнурок своему сыну, тот падает, она начинает завязывать шнурок. Я подхожу к ней – у нее ведь уже есть время послушать, и она покупает книгу!

Иногда приходится ради санкиртаны идти на разные хитрости, и порой из-за этого случаются забавные ситуации.
Один мужчина недавно сказал мне на санкиртане: «Мальчик, ты сколько классов закончил?» «Дяденька, всего три класса», – отвечаю я.
«А я ректор института, – гордо говорит он. – Ну ладно, куплю у тебя книгу».

Один преданный с Украины распространял книги и постучался в тонированный Мерседес, в которых обычно ездят «братки». Когда с переднего сиденья автомобиля поднялся один из «братков» и направился в магазин, преданный заскочил внутрь салона и сказал сидевшим внутри: «Вот книги о Кришне». «А…о Верховном, – протянул «браток». – Знаю, читал о Нем. Наш парень, этот Верховный – в тюряге родился». Потом парень взял в руки «Источник», стал листать страницы и говорил: «Верховный хитрый такой был – жуть! Они его замочить хотели, а Он всех их как лохов развел». Потом, показывая на Аргхасуру, добавил: «А этому вообще пасть порвал».
Тот санкиртанщик еще никогда не слышал подобной Кришна-катхи… И хотя у этих «братков» было настолько мало благочестия, что они не могли назвать Бога по имени, называя Его – Верховным, они все же купили у него книги!

Случаются и мелодрамы. В 1998 году я распространял книги в переходе метро. Зимнее утро, холод… Вдруг, ко мне подходит человек КГБ-шного вида, наклоняется ко мне и говорит на ухо: «Денег хочешь заработать»? Я подумал, что меня хотят втянуть в какую-то аферу, и ответил: «Говорите все сразу, иначе не буду ничего делать».

«Да я девушку полюбил, это девушка моей мечты! У нее есть парень, он в армии, в общем, не хочу я сам дарить ей подарки, не мог бы ты ей отнести? Я ей куплю плюшевых мишек, а ты подаришь, ладно? Я тебе заплачу!»
«Мне платить не надо, просто купи у меня комплект книг и все», – ответил я.
«Ладно, куплю, ты ей и книги тоже от меня подари!» – обрадовался он и побежал за мишками.

Прошло много времени, я уже подумал, что парень не придет. Потом смотрю – идет, весь увешанный мишками и цветами. Девушка работала в «Мосэнерго», совсем рядом, мы пошли туда, и по дороге парень мне рассказал всю свою жизнь (кстати, он оказался милиционером).
Когда я зашел в «Мосэнерго», мои очки запотели, и я будто ослеп – встал, никуда не двигаясь, увешанный мишками, книгами и цветами. Ничего я не видел, только слышал какие-то возмущенные голоса: «Куда ты прешь, в очередь вставай!»

Оказывается, пенсионеры стояли в очереди платить за электроэнергию. «Я к девушке! – жалобно сказал я. – Понимаете… девушка… любовь у меня…» Сразу же вокруг установилось молчание, и вдруг какой-то старческий голос проскрипел: «Любовь – дело молодое… Пусть идет!» «Пусть идет», – подхватила и закричала очередь. Тут я протер очки пальцами и увидел толпу улыбающихся стариков и старушек, толкающих меня в нужном направлении – к офису.

Итак, я завалился с мишками в кабинет, в котором работала эта девушка, она, конечно, смотрела на меня недоуменно, ничего не могла понять. Потом я объяснил ей ситуацию, отдал цветы, вывалил перед ней мишек, и тут она увидела книги. «А эти книги… Их тоже Алексей мне дарит?»

Тут я смахнул всех мишек со стола, положил книги и минут на 30 дал ей лекцию. Она очень внимательно выслушала, а потом удивленно сказала: «Неужели Алексей такие книги читает? Неужели он такой умный? А я думала, он валенок деревенский… А он Бхагавад-гиту читает – ничего себе!» Вообще эта девушка была христианкой, а Алексей – мусульманином. И я, возвращаясь с санкиртаны, думал, что если у них состоится свадьба, они очень долго будут вспоминать Бхагавад-гиту, которая их соединила…

Записала Говинда Нандини деви даси

Ачьютатма прабху, президент Санкт-Петербургской ятры

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No30, май 2007