Rss

О Ратха-ятре в Москве

Я приехала в Москву утром пятого июня и сразу пошла искать храм на Динамо. Нашла довольно быстро. В храме я познакомилась с преданными – местными и приезжими, а местные преданные помогли мне найти жилье. Я им очень благодарна. Было много преданных – приезжих из разных городов. Все приехали на встречу с Гуру-Махараджем – Гопал Кришной Госвами и на Ратха-ятру. Но, к величайшему моему и других преданных сожалению, Гуру-Махарадж не смог прилететь в этот раз в Москву из-за болезни, он сильно простудился.
Если посмотреть расписание его путешествий, то это поездки и перелеты во многие страны мира почти без перерыва. Это огромная нагрузка. О том, что Гуру не приедет, стало известно седьмого вечером, а восьмого июня была Ратха-ятра.
В Москве находятся два храма и 108 нама-хатт. Кроме того, есть ашрам для брахмачари, которые посвятили свою жизнь проповеди и санкиртане.

Именно в Москве я почувствовала, что Движение сознания Кришны растет и набирает силу. Особенно это видно было, когда состоялся праздник Ратха-ятры.

Мне и другим преданным в какой-то степени повезло, что жилье у нас было не так далеко от храма, что у Ботанического сада. Именно там установлены Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, а также Божества Гаура-Нитай и мурти Шрилы Прабхупады. Поэтому мы, пять человек, ходили в этот храм каждый день и попадали на утреннюю программу. На мангала-арати не успевали, было сложно добраться до храма. Приближался праздник Ратха-ятры, и наша группа выполняла в храме всяческое служение, за что нас очень благодарили преданные. Наша старшая преданная (брахман) – хозяйка квартиры – напекла к празднику большое количество сладостей.

Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры были уже готовы к празднику. Они оделись в праздничные наряды и были просто неотразимы. Колесница тоже была готова. Именно отсюда колесница и Божества были доставлены в парк им. Горького, где должен был проходить праздник. Нас же – меня и двух матаджей – доставил в парк на своей машине Яшоматинандана прабху к 12 часам, где мы и продолжили служение по подготовке к празднику. Одни делали гирлянды из цветов, другие из шаров и т.д.

Яшоматинандана прабху – очень возвышенный преданный. Именно он был главным организатором праздника Ратха-ятры. В прошлом ученый-химик, он оставил науку ради служения Кришне и Гуру, Гопал Кришне Госвами. Он является руководителем отдела развития московского храма. Также он – автор вайшнавских книг и учебников: «Философия вайшнавов», «Духовная практика вайшнавов», «Культура вайшнавов», «Истории для Нароттама».

Ровно в 15 часов начался праздник. Сначала киртан. Преданные пели и танцевали перед колесницей. Затем Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, стоя на колеснице, обратился ко всем с приветственной речью. Он пожелал всем преданным, чтобы они были счастливы и чтобы улыбались всегда улыбкой, как у Господа Джаганнатхи, т.е. до ушей. После этого колесница тронулась с места, и Божества поехали. Второй Гуру-Махарадж – ученик Шрилы Прабхупады Пурначандра Госвами – вел киртан. Неожиданно к колеснице стремительным шагом подошел православный священник, встал рядом с Пурначандрой Госвами и тоже стал воспевать святые имена. Я подумала, что он очень смелый человек и очень удачливый. Это было удивительно.

Неожиданно ко мне подошел Нарасимха Шалаграм прабху – лидер рыбинской ятры. Мы с ним немного пообщались и по поводу неудавшегося приезда Гуру. Он опять меня утешил, так же, как сделал это и в прошлом году, прислав журнал учеников Гопал Кришны Госвами «Лава-Матра», последний номер для того времени. Он сказал такие слова: «Раз мы, преданные, приехали сюда, значит, и Гуру с нами. Будем жить в настроении разлуки». И мне сразу вспомнилось его стихотворение «Слава вайшнавам». Приведу его здесь полностью.

От разлуки с тобой я опять умираю
И от встречи с тобой оживаю я вновь.
И, наверное, к счастью, суждено мне поверить,
Что это и есть неземная любовь.
Те дороги, что пройдены, оказались не ложными,
Даже слезы страданий просто были нужны.
Нет тех преград, что пройти невозможно нам,
И нет с тобой счастья, что возможно забыть.
Сердце оттает, колени согнутся,
Стопы коснется моя голова,
И слезы в награду за все вдруг прольются:
Увижу я рядом Прабхупады глаза.
Прикоснусь я в забвении, утону в твоем дхоти,
Гурудев мой великий. Свои веки сомкну…
Чтобы вновь не страдать в этих жестких законах,
Чтоб вовек не утратить эту милость твою.
Чьи-то нежные руки ко мне прикоснутся,
Свет развеет весь мрак вечной лилы звезда,
Прошепчу я смиренно: «Спасибо за все Вам,
Гопал Кришна Госвами Бхагаватпада!»
Помолюсь не терять этих славных вайшнавов,
Чтоб вовек не забыть их лучисты сердца,
Чтоб когда-то понять, что все же недаром
Я нашел этот путь и дошел до конца…

Вот такие случаются чудеса. На Ратха-ятре я встретила также преданных из Санкт-Петербурга. В конце, когда колесница остановилась, по традиции прямо с колесницы преданные ловили прасад – милость Господа Джаганнатхи. Также преданные раздавали сладкие шарики. Мне тоже досталось.

37 3

Побывав на празднике Ратха-ятры, я поняла, что благодаря таким праздникам сотни и тысячи людей присоединяются к Движению сознания Кришны, и что это приносит благо всему миру, ведь сейчас этот праздник проходит во многих крупных городах мира, а не только в Индии в Джаганнатха Пури, куда стекаются миллионы паломников, чтобы принять участие в Ратха-ятре.

37 4

В этот день Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры выезжают из храма на трех грандиозных колесницах, чтобы явить Себя преданным.
Шрила Прабхупада сказал: «Эти фестивали Ратха-ятры откроют новую главу в истории мира, настолько они могущественны. В Ведах говорится, что любой, кто увидит Господа Джаганнатху, восседающего на Своей колеснице, никогда больше не родится в этом, исполненном страданий, мире».

37 5

Бхакти Вигьяна Госвами на Ратха-ятре раздает прасад

Джая Джаганнатх! Джая Джаганнатх! Джая Баладев! Джая Субхадра!
Джая Шрила Прабхупада!
В общем, я довольна поездкой в Москву в какой-то степени. Но увижусь ли с Гуру-Махараджем? Буду надеяться, что увижусь еще.
А сейчас я расскажу, откуда появились эти удивительные формы Господа Кришны, Его Божественного брата Баларамы и сестры Субхадры.

Самая сокровенная лила Господа Кришны

Почему Кришна, Баларама и Субхадра приняли такой странный облик? Этот облик – экстатическое проявление Господа, испытывающего сильное чувство разлуки (вихара-видхура) с Враджа-дхамой. Особенно Джаганнатху терзает разлука с Радхарани и гопи. Это чувство разлуки не было односторонним. Кришна не мог приехать во Врадж, и гопи не могли приехать к Кришне. Жизнь в гопи теплилась лишь потому, что Кришна обещал вернуться к ним. Кришна живет в Двараке, у него 16 108 жен, и каждая живет в роскошном дворце. У Кришны все есть, все 6 достояний одновременно – сила, слава, богатство, красота, знание и отрешенность. Жены заботятся о своем возлюбленном Кришне, но настоящая жизнь Кришны – во Врадже. Он Сам признался в этом Уддхаве. По ночам он во сне кричит: «Радхе, Радхе, гопи, гопи!» Жены его в недоумении: «Кто такая Радха? Кто такие гопи?»

37 6

Божества Джиганнатха=Баладева-Субхадра на Ратха-ятре в Москве 8.06.2008г.

Однажды все царицы собрались у матушки Рохини в большом зале и стали просить ее разъяснить, почему Кришна кричит по ночам: «Радхе, Радхе, гопи, гопи!» Рохини ответила: «Вам этого не понять. Это Враджа-лила Кришны. Но, так и быть, я расскажу вам о ней, но учтите: как только я начну рассказывать, Кришна и Баларама немедленно примчатся послушать, где бы Они ни находились. Поэтому кто-нибудь сядьте у двери в роли часового, и как только Кришна пойдет, дайте мне знать, и я перестану говорить». И у двери села Субхадра. Но как только Рохини стала говорить, Субхадра тут же забылась, пришла в экстаз, и проявилась ее экстатическая форма – глаза расширились и округлились, а руки и ноги втянулись в тело. В это самое время туда пришли Кришна и Баларама. Они встали в дверях и стали слушать и тоже пришли в экстаз, и также Их глаза расширились и округлились, а руки и ноги втянулись в тело, словно конечности черепахи. Так эти три образа и стояли в дверях.

В это время появился Нарада Муни. Он издали увидел эти образы, но как только он стал приближаться, все три образа приняли изначальный вид. Они скрыли эту бхаву. Но Нарада сказал: «Я видел, я видел! И я молю Вас о том, чтобы эта форма махабхава-пракаша проявилась в определенном месте. Пусть все люди мира смогут увидеть этот Ваш прекрасный облик, чтобы поклоняться Вам в этом облике. И Кришна сказал: «Тад астху» (Да будет так). И Кришна вспомнил желание чистого преданного и явился в этом образе в Джаганнатха Пури. Об этом другая история.

Как-то раз Кришна глубоко задумался о Радхарани. Не выдержав острой боли разлуки, Он упал в обморок. Рядом находились Уддхава и Баларама. Затем, по воле провидения, появился Нарада Муни и пришла Субхадра. Они сразу определили, что привело Кришну в такое состояние, так как были према-бхактами. Они поняли, что Кришна хочет явить Свою очень сокровенную лилу. И они стали думать: что делать? Если Кришна сейчас придет в себя, Он сразу же бегом побежит во Врадж. И они решили: первое, что надо сделать – это приготовить колесницу, и второе – надо предупредить жителей Враджа о приезде Кришны. Иначе будут плохие последствия. Кришна увидит, в каком плачевном состоянии находятся враджаваси, и мы больше не увидим Кришну. Но кто поедет? Уддхава и Баларама уже были во Враджабхуми, и они обещали, что Кришна скоро приедет, но Кришна все не едет и не едет. И жители Враджа просто им не поверят. Назовут их обманщиками. Тогда Субхадра сказала: «Я поеду, я успокою всех враджаваси, и они начнут подготовку к приезду Кришны». Субхадра взошла на колесницу, а Баладева взошел на Свою колесницу, и Они поехали. Впереди Баларама, а за Ним Субхадра.

После Их отъезда Нарада Муни привел Кришну в сознание игрой на своей вине. Кришна, очнувшись, стал бегать и искать Свою флейту. Не найдя флейты, Он сказал: «Это работа гопи». Потом Он увидел Нараду и сказал: «И ты здесь?» А Уддхаве Он сказал: «А ты что здесь делаешь, во Врадже?» Но потом Он осмотрелся и сказал: «О, да это не Враджабхуми» и побежал очень быстро. Нараде и Уддхаве удалось кое-как поймать Кришну и усадить Его на колесницу, которая сразу помчалась с огромной скоростью и прибыла во Врадж. Баларама и Субхадра уже были там. От нахлынувших эмоций Они приняли форму махабхава-пракаша (образ высшей стадии экстатической любви). Кришна, как только приехал во Врадж, соскочил с колесницы и, увидев Радхарани почти умирающей, промолвил: «Радхе, Радхе» и принял также форму махабхава-пракаша. От нахлынувших эмоций Кришна упал без сознания. В это время Радхарани очнулась, Ей все время гопи шептали на ухо: «Кришна приехал, Кришна приехал». И Радхарани, наконец, поднялась на ноги, увидела Кришну и сказала: «Помогите, пожалуйста, Ему встать». И через некоторое время, когда Кришна встал, Они наконец-то посмотрели друг на друга после долгой разлуки. Кришна принял форму Шьямасундары. И тут же Они позабыли все, что было в прошлом. Боль разлуки прошла. Они снова были вместе. Радха и Кришна соединились. Кришна сказал: «Радхе, Радхе, где вираха? Нет ее, если бы не было вирахи, то према не могла бы существовать. Вираха поддерживает жизнь премы. Радхе, Твоя любовь подобна глубокому океану. Чтобы достичь этого океана и нырнуть в его глубину, Я принял облик Джаганнатхи, и в этом облике Я буду вечно в Шри Кшетре, и когда Я низойду как Господь Чайтанья, приняв Твой цвет и настроение, Я также поселюсь в Джаганнатха Пури. Мои брат и сестра помогли Мне встретиться с Тобой, и поэтому Я беру Их с Собой в том же облике, который Они приняли здесь».

И когда Кришна низошел как Господь Чайтанья, после принятия санньясы Он жил в Джаганнатха Пури в течение 18 лет. Махапрабху ежедневно приходил в храм Господа Джаганнатхи, и когда Они встречаются, Джаганнатха видит в Господе Чайтанье Радху, а Чайтанья Махапрабху видит в Джаганнатхе Шьямасундару. Так происходит желанная встреча после долгой разлуки. Чтобы Господь Джаганнатха явил преданному образ Шьямасундары, надо быть в настроении Радха-бхава. Конечно, это самое высшее настроение, к чему мы должны стремиться, т.е. надо испытать острую боль разлуки с Кришной, а иначе мы Его не увидим никогда. Харе Кришна.

Фото Анируддхи пр., Москва

Нитай Чаран деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No37, май-июнь 2008