Rss

Обитель Господа Чайтаньи

Перебравшись на лодке через Гангу, мы чуть было не затерялись в маленьких переулках Навадвипы, так похожих на Вриндаванские улочки… Гомон торговцев на базаре, медленно бредущие по дорогам коровы, не обращающие никакого внимания на окружающую суету, рикши, люди, приветливо улыбающиеся нам – все это сладостно греет сердце в предвкушении чего-то очень хорошего и важного.

Мы ищем храм Вишнуприи в обществе чистого преданного из Питера Гаргачарьи прабху, который уже не раз бывал здесь. Но даже он не сразу может сориентироваться на местности. Услужливые торговцы помогают нам в поисках, и благодаря этому мы, наконец, попадаем в это священное место.

Когда Господь Чайтанья принял санньясу, его супруга Вишнуприя сделала мурти Господа Чайтаньи и поклонялась Ему с любовью и преданностью. Здесь же она повторяла святое имя, откладывая по зернышку риса после каждого круга мантры, и в конце дня съедала этот рис. Она ела ровно столько зернышек, сколько прочитывала кругов мантры…

Сейчас Господу в этом храме поклоняются в основном женщины, следуя древней традиции.

Матаджи-пуджари подошла к нам, бережно держа в руках на специальном подносе, украшенном красивой салфеткой, сандалии Господа Чайтаньи, которые Он носил много-много лет назад… Она подходила ко всем по очереди и ставила нам на голову этот необыкновенный поднос…

10 1

Божество Господа в храме Вишнуприи считается самым милостивым в мире. Господь Чайтанья протягивает к нам обе руки, щедро раздавая святое имя всем желающим. Он будто говорит: «Возьмите милость, которую Я вам даю». Его широко распахнутые глаза наполнены состраданием и любовью. Говорят, в этом храме прощаются все оскорбления, которые мы совершили в течение многих жизней…

Гаргачарья прабху покупает маха-прасад и раздает его группе бедно одетых индусов-паломников, сидящих неподалеку от алтаря. Я в который раз поражаюсь его заботе и внимательности по отношению к преданным.

10 2

Возложение сандалий Господа Чайтаньи на голову Гаргачарье прабху

Мы долго сидим в храме, глядя на Господа Чайтанью и повторяя на четках святое имя. От лица Господа невозможно отвести взгляд, оно притягивает к себе какой-то непонятной силой, хочется сидеть и сидеть здесь вечно, забыв обо всем и просто смотреть, просто повторять «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе»…

Мы купаемся в Ганге, ласковые воды которой еще помнят тепло тела Господа Чайтаньи. Когда-то он плескался здесь, забавляясь играми со своими друзьями, а потом сушил свою одежду на берегу. Каждая песчинка помнит прикосновение Его стоп, каждый камешек является молчаливым свидетелем Его детских игр, наполняющих сердце блаженством и трепетом. Чистота Ганги поражает наше воображение. Трудно себе представить, что в этой реке, в которую спускают трупы умерших животных и даже людей (мы не раз наблюдали проплывающие мимо тела коров), плавают дельфины! Все знают, что дельфины живут только в чистой воде. Ганга поглощает в себя грязь, и эта грязь растворяется в ее чистоте, не оставляя ни малейшего следа… Я слышала, ученые проводили какие-то исследования, благодаря которым было установлено, что Ганга – одна из самых чистых рек планеты. Она протекает через Калькутту – крупный промышленный город, и в нее сбрасывается множество отходов, в том числе канализационных. Но удивительно – эти отходы исчезают бесследно в ее святых водах. Ганга деви как была чистой, так и остается чистой всегда…

Вот и йога-питха – место рождения Господа Чайтаньи. Мы подходим к дереву ним, под которым Он явился в это мир. Рядом небольшой храм с Божествами Шачиматы и Джаганнатхи Мишры, где постоянно толпятся люди в очереди за маха-прасадом. Недалеко – еще один небольшой храм с Божествами Гоур-Гададхары, иными словами – Радхи и Кришны. Все знают, что Гададхара Пандит – сама Шримати Радхарани. Эти Божества очень милостивые, рядом с Ними тоже очень сладостно сидеть и повторять святое имя…

Также в йога-питхе есть очень интересное Божество Господа Нрисимхи с головой Варахи – именно таким Он явился Прахладе Махараджу, когда его отец, Хираньякашипу, скинул его со скалы.

Мы идем дальше, приближаясь к кунде, в которой собрались все святые реки и озера. Я окунаюсь в ее прохладных водах, в которых местные матаджи стирают белье, с удивлением поглядывая на меня, и иду дальше в мокрых одеждах, не переодеваясь. На самом деле это особое удовольствие в Индии – в самое пекло окунуться в одежде в какой-нибудь кунде и идти по жаре, ощущая приятную прохладу. Одежда сохнет очень быстро, но какое-то время можно наслаждаться ощущением свежести.

Мы кланяемся перед самадхи Бхактивиноды Тхакура и заходим в дом Шриваса Пандита, в котором можно получить благословение чистого воспевания святого имени. Именно здесь пятьсот лет назад собирались преданные на ночные киртаны вместе с Господом Чайтаньей. Шривас Пандит – это воплощение Нарады Муни, он был очень великим вайшнавом. Однажды во время киртана оставил тело его сын. Шривас ничем не выдал своего горя, чтобы не прерывать киртан и не мешать преданным наслаждаться святым именем… Так поступить мог только очень возвышенный преданный, не привязанный ни к чему материальному.

10 3

Сейчас здесь установлен алтарь с Божествами, изображающими арати Господу Чайтанье – все в точности, как описано в бхаджане «Киба джайя джайя горачандер…».

10 4

Арати Господу Чайтанье в доме Шриваса

Именно в доме Шриваса Пандита Господь проявил для Своих преданных вселенскую форму. Здесь Он являл им Свои сокровенные игры, наполняя сердца преданных экстазом любви к Самому Себе…

Мы приносим поклоны самадхи Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, заходим в храм четырех сампрадай и наблюдаем за парикрамой одного из Матхов, она приближается к воротам храма, возле которых стоит преданный, держа поднос с маха-прасадными сладостями сан-папри. Я внезапно подскакиваю к нему и протягиваю руку – он кладет мне на ладонь один кусочек. Я мгновенно съедаю это сладкое чудо и снова подхожу к нему. Вроде бы он меня не запомнил, потому что череда преданных сменяется перед ним ежесекундно. Когда я подхожу в третий раз, он странно смотрит на меня, но сан-папри все равно дает. В четвертый раз он, улыбаясь, качает головой – мол, все хватит, но потом все равно кладет мне в ладонь кусочек.

Мне довелось пробовать в Индии разные сан-папри – во Вриндаване они очень маслянистые и имеют ярко-желтый цвет. В Навадвипе они кремовые, более рассыпчатые. В Джаганнатха-Пури – совсем белые и хрупкие. Какими бы ни были эти сладости, вкус их невозможно забыть… Но самыми вкусными были эти маха-прасадные сан-папри, которые я пробовала в Навадвипе и от которых не могла оторваться. Мне казалось, Сам Господь Чайтанья только что попробовал их…

Долго шагая по тропинке через большое высохшее поле, мы подошли к храму Ситы-Рамы. Во дворе храма, немного, на мой взгляд, запущенного в хозяйственном плане, сидели сотни индусов с детьми. Может – быть, это была очередная парикрама паломников, а может, этот храм просто пользуется большой популярностью у местных жителей. Мы поклонились Божествам, которые с виду были очень древними, и отправились обратно…

Вечер… Мы сидим на крыше здания «Лотос» и слушаем лекцию Джаяпатаки Свами. Он погружает нас в Гаура-лилу так, что через некоторое время мы уже не можем думать ни о чем другом. Потом он отвечает на вопросы. По двери, ведущей в его штаб-квартиру пробегает маленькая ящерица. «В Индии существует такое поверье, что ящерица – это бывший брахман в прошлой жизни, – говорит Махарадж. – И если кто-то говорит что-то очень важное, ящерица пробегает мимо в это момент».

Мы слушаем лекцию Уттамашлоки прабху в беседке старой гурукулы и качаемся на сладостных волнах Кришна-катхи. Уттамашлока прабху рассказывает о том, как Брахма украл мальчиков и телят. Оказывается, Брахма в этой лиле олицетворяет следующую анартху – поверхностное отношение и поверхностное суждение о природе преданного служения. Все демоны в играх Кришны представляют то или иное демоническое качество, но как в этот список попал Брахма? Уттамашлока прабху говорит, что даже полубоги могут иногда вести себя как демоны, если они на время забывают о Кришне. Например, Индра, наславший сильный ливень на Врадж… Кстати, почему Кришна Индру простил быстрее, чем Брахму? Если вспомнить подробности этой лилы, то Индра хотел убить всех жителей деревни, а Брахма всего-навсего украл пастушков с телятами, не причинив им никакого вреда.

Оказывается, благодаря Индре Кришна мог целую неделю общаться с жителями Вриндавана, прячась от дождя под Говардханом как под огромным зонтом. Он мог видеть Шримати Радхарани, и поэтому был очень счастлив. А Брахма разлучил Кришну с преданными, причем, на очень большой срок, и Кришна долго не мог ему это простить…

Мы слушаем киртаны с Ниранджаной Свами. В маленькую комнатку набивается очень много народу, и это очень сладостно – слушать, как чистый вайшнав предается Кришне. Его голос как будто нисходит из духовного мира, пробивая насквозь все оболочки Вселенной, сквозь толстый слой ложного эго в нашем сердце и проникая в самую глубину, где плещется слабое воспоминание, о том, кто мы такие и откуда пришли…

Так легко и радостно «текли» наши дни в Майапуре, который был похож на рай… Сотни и тысячи цветов с табличками-предупреждениями «Не рвите цветы Кришны» (где еще можно встретить такое?), более ста видов птиц, воркующих и поющих на все лады, счастливые лица преданных, нектарные киртаны, вегетарианское кафе «Говинда», откуда невозможно уйти, пока не попробуешь все блюда…Всему приходит конец…

Но Маяпур, как и Вриндаван, навсегда останется в наших сердцах. Мы будем помнить это место всегда, потому что в этом наш единственный путь, наше единственное спасение…

Говинда Нандини д.д.

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No10, август 2005