Rss

Общение и правильная речь

В буддийской     философии говорится, что основным источником потери энергии является речь. Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека. «Патанджали-бхашья» учит, как правильно говорить, и как правильно построить свою речь. Своей речью за несколько секунд мы можем испортить себе карму на несколько воплощений. 3 минуты гнева могут уничтожить 10-ти летнюю дружбу. Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься преданным служением и за 10 минут потерять все и, как минимум на несколько жизней уйти в ад. Откуда это берется? От оскорблений.

Ведическая психология говорит, что Кету отвечает за оскорбления. Кету – это такая планета, которая сразу дает реакции, мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте она отвечает за оскорбления и непочтительную речь.

В ведической цивилизации каждый человек очень внимательно следил за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать. Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, в определенном месте тела тут же получают черную точку, которая через год-два может перерасти в раковую опухоль. Самое главное, для чего нам предназначен язык – это воспевать святые Имена. В кали-югу оскверняется все, даже взаимоотношения учителя и ученика. Единственное, что не оскверняется в кали-югу – это Святые Имена, поэтому Они одни – наше спасение.

По статистике 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо. Но наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. Люди, которые грубо разговаривают, занимают во всех иерархиях последние места. На Востоке человек, который элементарно не может контролировать свою речь, считается очень примитивным. Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то мы берем карму этого человека. Это закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую мы восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых, и восхвалять их качества. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть, если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который обладает этими качествами, либо с кем-то обсудить его качества. Но чем больше у нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо.

Мы должны учиться никого не критиковать. Одно время я ездил в качестве слуги с Ниранджаной Свами. Он дал потрясающий обет много лет назад ни о ком не говорить плохо. Поэтому, даже если он кого-то ругает, он говорит очень мягко. Он рассказывает, что после того, как он стал выполнять этот обет, у него сильно улучшилось преданное служение. У меня был один пациент, у которого по гороскопу с определенного года должна была быть серьезная болезнь, но у него все было нормально. Я спросил его, что он начал делать в этот год. Он ответил мне, что он дал обет, что никого не будет критиковать. И он сказал, что он реально заметил, что его жизнь улучшилась, его духовная практика стала лучше.

Второй уровень – это не думать плохо. Чем больше у нас болтовни в уме, тем больше она потом проявляется на языке. Если вы замечаете, что говорите что-то лишнее, прикажите себе тут же замолчать.

Есть еще один уровень. Научиться принимать критику. Одна из функций ума – оправдание себя. Высокий уровень человека определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Первое правило разумной речи – перед тем, как что-то сказать резкое, досчитайте до 10. Это может показаться глупым. Первое время мы вряд ли сможем досчитать до 3-х. Но с другой стороны, если вы ответите после небольшой паузы, то ваш ответ будет намного вдумчивей, потому что первое, что приходит в голову, исходит от ума. Поэтому, научитесь 5-10 секунд думать перед тем, как отвечать. Человек, который занимается самореализацией, очень мало говорит, либо он говорит о Боге и преданном служении, либо о практических вещах.
Второе правило – избавиться от претензий. Первый шаг к любви – это благодарность. В этом мире мало кто кого благодарит. В основном все высказывают претензии либо в скрытой, либо в явной форме. Но важно помнить, если мы кого-то не благодарим, значит, мы начинаем критиковать. Одно суфийское правило гласит: «Ад – это то место, где некому помочь или некому служить». Ананду – блаженство мы можем получить только, когда мы служим, отдаем. Служение – это не только какая-то физическая помощь, это может означать – дать кому-то сознание Бога, либо подарить свою любовь.

В Ведах говорится, что каждую секунду мы либо приближаемся к Богу, либо удаляемся от Него. Каждая ситуация – это урок. И нужно благодарить Бога за каждую посланную нам ситуацию. Кришна – всеблагой, и каждую секунду Он желает нам только добра. Каждая секунда направлена на наше обучение. Как только у нас появляются претензии, наша сердечная чакра блокируется. Самые частые претензии – на судьбу, на окружающих, недовольство собой и миром. Каждая ситуация дается нам для того, чтобы мы работали над собой. Чем менее мы гармоничны, чем больше мы напряжены, тем более суровые уроки к нам придут. Но как только у нас возникает принятие ситуации, значит эта ситуация быстро разрешится.

Аюрведа говорит, что вы не сможете избавиться от болезни, если вы ее не примете. Если мы не принимаем ситуацию, то 90% нашей энергии пойдет на ее «пережевывание». Наш организм может справиться с любой болезнью. Также мы можем справиться с любой ситуацией и выйти из нее победителем. Если нам дается какое-то испытание, значит, мы можем его вынести.

Также мы должны привыкнуть благодарить всех. Вы должны отследить, сколько у вас благодарности и сколько у вас претензий к окружающим. Вы обнаружите, что часто у нас больше претензий, чем благодарности. Претензии идут от ума и ложного эго. Любые наши претензии имеют деструктивную природу, они забирают нашу энергию и закрывают нас от Бога. Истинное смирение выражается в том, что мы принимаем любую ситуацию. Многие понимают смирение, как нечто показное – ударили по одной щеке, подставь другую. Нет. Мы принимаем любой подарок судьбы, каким бы он ни был. Можете всегда повторять в уме: «На все – любовь Бога». Я видел людей, которые повторяли эту фразу, у них менялось выражение лица, становилось мягче, у них пропадали зажимы в спине. Попробуйте, это работает.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют.
Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, будьте уверены, ничего хорошего не произойдет. Почему молчаливые достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью – если мы сделали кому-то что-то хорошее, и мы об этом похвастались перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые мы заработали этим поступком.
Хвастуны мало достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, потому что в этот момент мы теряем все плоды, которые мы до этого заработали. Но также не надо впадать в крайности. Бог проявляется в мелочах, а Сатана – в крайностях. Поэтому будьте открыты и доброжелательны, и живите осознанно.

Если человек находится на высоком духовном уровне, и ему что-то про кого-то говорят плохое, или он что-то плохое увидел или услышал, ему тут же становится плохо. У него начинает болеть голова, и он может несколько дней плохо себя чувствовать. Люди в страсти ничего не чувствуют. Те, кто в невежестве, подпитываются от плохих разговоров, критики и всякой грязи. Поэтому, если такому человеку говорить что-то хорошее, он может в лучшем случае вас побить.

Совсем недавно я был в Нью-Вриндаване. Там проходил большой фестиваль, было много санньяси. Мой учитель, Радханатх Свами рассказал там одну историю ухода своего ученика Стока-Кришны прабху. Это длинная история, но смысл ее в том, что этот преданный в 20 лет пришел в движение, всю свою жизнь, примерно до 40 лет, он оставался брахмачари. Он очень активно занимался проповедью, распространением книг. В определенный момент он решил жениться, у него была красивая молодая жена. У них родился ребенок, но в тот же момент он заболел тяжелой формой рака. Преданные организовали ему самое лучшее лечение, но ничего не помогало. С каждым днем он все больше мучился и страдал. Но от него всегда шла благодарность. Никто никогда от него не слышал: «Кришна! За что Ты меня так наказал, я 20 лет Тебе служил верой и правдой». Никто не слышал от него никаких претензий, только благодарности. Он благодарил Прабхупаду за то, что к нему каждый день приходили преданные и пели киртан. Он прославлял Кришну за то, что даже в такое тяжелое время он так заботился о Своем слуге. Однажды Радханатх Свами позвонил ему, чтобы дать последние наставления и поддержать его. И он был просто потрясен тем, что духовный учитель помнит о нем и дает ему последние наставления перед уходом. И в один из его самых последних дней в Бомбей пришел Бабаджи, которого все видели только во Вриндаване. Все знали, что он никогда не покидал Вриндаван и никто не знает, откуда он узнал о том, что этот преданный собирается оставить тело. Он пришел, чтобы последние дни быть с этим преданным. До последней секунды этот преданный только и делал, что выражал всем благодарность. Это тот уровень, к которому мы должны идти. Думаю, ни у кого нет сомнений в том, куда он ушел, и куда идут те личности, которые ругают Кришну.

Поэтому, давайте с сегодняшнего дня дадим себе обет, что мы будем следить за своей речью, мы будем следить за своей жизнью, мы сделаем своей целью любовь к Богу и будем на всех уровнях стремиться к совершенству.

Из лекции Паритошаки прабху

Записала Джана Мохини д.д., г. Омск

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No27, февраль 2007