Rss

Паломничество в святую дхаму. Февраль-март 2009. (оконч.)

(Окончание. Начало см. “Садху-санга” №41)

Вечером всем раздали анкеты. Надо было написать свои предложения и замечания о парикраме. И в конце был пункт «Кто из вайшнавов больше всего помогал Вам на парикраме?» Я написал туда имена Виджитатмы прабху и матаджи Веда Прии, так как благодаря их книге «Путеводитель по Навадвипа-дхаме» святые места хоть немного приоткрывали передо мной свой занавес. А ещё две матаджи из нашей группы почему-то про меня туда в анкету написали.

7.03.2009
Экадаши. Я дал обет перед Панча-таттвой повторить сегодня 64 круга маха-мантры. Как оказалось, не так-то это легко. Ведь в течение дня столько событий, которые не хочется пропустить.

Скоро Гаура-Пурнима, поэтому в Майяпур приезжает много паломников. На мангала-арати уже полный храм преданных, около двух тысяч человек. Индусы идут в храм целыми семьями, сплошной поток вайшнавов. Утренние лекции по Шримад-Бхагаватам идут одновременно в 4 местах: на английском, русском, бенгали и китайском. Для русских преданных сегодня лекцию даёт Шрила Гопал Кришна Госвами.

В 16 часов Божества Шри Шри Гаура-Нитай с оркестром и танцующими преданными отправляются на Гангу для проведения Ганга-пуджи. Преданные несут глиняные горшки, чтобы набрать в реке воды для проведения абхишеки на Гаура-Пурниму. Возле Прабхупада-гхата стоит корабль, украшенный флагами и цветочными гирляндами. На нём восседает божество Матери Ганги, которой совершается поклонение. Когда начало темнеть, Ганге были предложены огромные светильники с сотней, а может быть, и тысячей фитильков.

42 1Вечером в Майяпуре шествие Божеств. Пожалуй, это самое впечатляющее зрелище за всю мою поездку. Сначала идёт группа киртана с динамиками, из которых доносится пение «Харе Кришна». За ними следуют два огромных быка, тянущих повозку с Божествами. На телеге сооружена беседка из цветочных гирлянд, в которой стоят большие Божества Шри Шри Гаура-Нитай. Дальше идут юные вайшнавы с двумя метровыми барабанами и гонгом. Особый ритм этих инструментов придаёт ещё больше торжественности всей процессии. За ними преданные несут факелы, флаги и огромные зонты – символы того, что идёт особо уважаемая и значительная личность. Тут же брахманы декламируют ведические мантры. И вот, наконец, и сами эти Личности – Шри Шри Радха-Мадхава. Они в Своих фестивальных образах (утсава-мурти) по-царски восседают на слоне. С ними же сидят ещё трое пуджари. Последний из них держит две чамары в обеих руках и, когда шествие останавливается, начинает омахивать ими Божества. И завершает процессию ещё одна группа киртана с Божествами Шри Шри Гаура-Нитай, которая пришла с Ганга-пуджи и, чувствуя вкус к воспеванию святых имен, все никак не может и не хочет останавливаться.

По дороге процессию встречают фейерверками, преданные предлагают Божествам бхогу и пуджу. Для предложения Божества останавливаются в особых местах. Там прямо на асфальте бхакты выложили накануне очень красивые узоры с помощью цветных порошков или цветочных лепестков. Так процессия медленно продвигается по всей территории ИСККОН, и сотни преданных радостно приветствуют Господа.

В это время в бенгальском пандале индусы поют бхаджаны. А в русском пандале идёт концерт, танцы и разные шоу. Везде – тысячи зрителей. В алтарной же идёт лекция по Бхагавад-гите на бенгали. Тут же наготове группа киртана во главе с Ачалой прабху, который, как обычно, созывает вайшнавов на ночное воспевание.

В общем, столько возможностей занимать все чувства (прежде всего уши и глаза) служением и памятованием о Кришне, что ум разбегается и жалеешь, что не можешь сразу пребывать в нескольких телах, чтобы всюду успеть.

Так что 64 круга я закончил только вечером, к 22 часам.

8.03.2009
Сегодня фестиваль в Шантипуре. Несколько десятков автобусов везут всех преданных в этот городок, где 500 лет назад жил сам Шрила Адвайта Ачарья и где Он устраивал пир для Господа Чайтаньи.

Мы располагаемся во дворе храма. Всех угощают маха-прасадом. Но, к сожалению, ни про храм, ни про окрестности никто ничего не рассказывает, так что мы и не знаем, что именно это за место. Наши Махараджи рассказывают об Адвайте Ачарье и о Мадхавендре Пури.
После завтрака идём с харинамой по городу. Организаторы фестиваля привезли огромные тюки с гирляндами. Энтузиасты стали брать гирлянды и предлагать всем собравшимся вайшнавам. Мне не очень хотелось ходить с гирляндой, и я три раза отказался от такого предложения. Потом один преданный объяснил мне, что это неправильно. Надо уметь принимать дары, чтобы вайшнавские отношения были полноценными. И если мы не принимаем, как мы будем способны что-то кому-то дать.

42 2

Шантипур. Очередь за прасадом

В это время местные преданные готовят прасад. Надо будет накормить около 40 тысяч паломников. На фестивале в Шантипуре всем предлагают милость Адвайты Прабху. На кухне храма под навесом стоят несколько огромных котлов, даже не котлов, а настоящих бассейнов с китри. Мы выстроились в очередь за вёдрами и бачками, чтобы раздавать прасад паломникам. Когда очередь подходила, мы брали вёдра с кичри и чатни, одноразовые тарелки из прессованных листьев или кувшины с водой и несли их по рядам запущенной на территорию смены. Когда одна смена покушала, запускали следующую. Стаканчиков не было, поэтому раздатчики просто наливали воду прямо в рот тем, кто хотел пить.

Снаружи очередь желающих принять прасад терялась за горизонтом. А мы, раздав одно ведро, снова вставали в свою очередь на служение. Сначала наша очередь подходила минут за 15-20, потом всё быстрее и быстрее и, наконец, совсем рассосалась, так как преданные постепенно стали уезжать в Майяпур. Я раздавал до половины третьего, пройдя 4 или 5 кругов. А на служении в Шантипуре остались самые самоотверженные. Говорят, что когда прасад кончается, то те, кому не достаётся, могут и камнями кидаться в раздатчиков. Но на этот раз были удовлетворены все.

9.03.2009
Утреннюю лекцию по Шримад-Бхагаватам для русских вайшнавов давал Бхакти Пурушоттама Свами. Он разъяснял умонастроение сепаратиста – когда человек не чувствует, что всё связано с Кришной. При этом мотивом всех его поступков является собственное благо. Ещё Махарадж объяснил, что раджа-гуна-бхакти – это желание славы, положения от служения. Если такого человека лишают его места (увольняют), он разочаровывается в сознании Кришны.

Ещё сегодня я получил сильные духовные впечатления от катания Божеств на лодке в фонтане возле самадхи Шрилы Прабхупады. А также от повторного просмотра так запомнившегося мне спектакля «Рамаяна».

10.03.2009
Из-за разницы во времени восхода луны Гаура-Пурниму в России празднуют уже сегодня, а мы в Майяпуре будем праздновать завтра. Но уже сегодня утром в алтарной не протиснуться. За чаранамритой выстроилась очередь через всю алтарную Панча-таттвы, через алтарную Радха-Мадхавы, а хвост очереди терялся где-то на улице возле храма. Ещё во дворе всем бесплатно раздавали сладкий рис.

Лекцию по Шримад-Бхагаватам для нас прочитал Субхага Свами. Очень вдохновляющим был его вывод: «Кто избавился от беспокойств материальной жизни и чувствует радость в сознании Кришны – все отправятся на Голоку».

Многие русские преданные не знают английского языка, поэтому я часто помогаю им в сложных ситуациях, например, в магазинах, когда надо что-то особенное выбрать, или на приёме у врача.

Ещё сегодня мы с друзьями решили посетить особые места, связанные со Шрилой Прабхупадой в Майяпуре. В здании «Лотос» мы пошли в его комнату-музей. Там находятся его личные вещи, диктофон, на который Шрила Прабхупада надиктовывал свои комментарии к священным писаниям, его кровать. Также там выставлены переводы его книг на многие языки мира. Иногда преданные приходят в это тихое место, чтобы повторять здесь мантру и помнить о нашем парам-гуру.

Потом мы пошли в бхаджан-кутир Шрилы Прабхупады, где каждый день 24 часа проходят киртаны.

Затем мы вышли за территорию ИСККОН и пошли по многочисленным гаудия-вайшнавским храмам, расположенным по обе стороны Бхактисиддханта-роуд. Мы кланялись Божествам, приобретали маха-прасад. Самым известным в ряду храмов является дом Нандана-Ачарьи, где произошла первая встреча Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. Также нам запомнился небольшой храм уже возле гхата, откуда лодки переправляют путников в Навадвипу. Перед входом в этот храм установлено большое мурти Ханумана. Там не было посетителей, и нас встретил сам настоятель этого храма. Мы обратили внимание на то, что все стены увешаны картинами. Оказалось, что этот Махарадж там всё сам рисовал.

Также он нарисовал несколько подробных карт Навадвипа-дхамы.

После обеда началась подготовка к Ратха-ятре. Возле входа в Майяпур-Чандродая-мандир были установлены три большие колесницы, метров по 15 в высоту каждая. Перед каждой на дороге выложены узоры из цветочных лепестков. Перед каждой – своя группа киртана. Преданные начали петь и танцевать, ожидая Господа Джаганнатху и Его божественных брата и сестру. И когда Божества вышли из храма, сопровождаемые Своими слугами, киртаны словно взорвались, и преданные стали танцевать и прыгать выше самих колесниц. Пуджари установили Божества на колесницы, украсили Их и предложили Им пуджу и бхогу.

42 3

И наконец процессия двинулась. Впереди несли Божеств Гаура-Нитай. Потом за два толстых каната вайшнавы тянули колесницу Господа Баларамы, затем шла колесница Субхадры и замыкал шествие Господь Джаганнатха. Во время обхода территории процессия то и дело останавливалась, Божествам предлагали различные благоприятные предметы, и пуджари бросали в толпу преданных прасад – фрукты и пакетики с пальмовым сахаром. А ещё на каждой колеснице сзади за куполом ехал слуга Господа с большим сачком. Когда он проносил сачок над толпой, преданные бросали в него подношения для Божеств – деньги, цветы и бхогу. Все это тут же предлагалось Господу.

Примерно за час колесницы объехали всю территорию и отправились на второй круг. А меня в это время две матаджи из нашей группы, которым я помогал на парикраме и с переводами, пригласили в кафе на мороженое. Я вспомнил наставление по поводу того, что надо уметь принимать любовь преданных, и так принял их приглашение. Мы очень здорово отдохнули там и скушали по большущей порции разноцветного мороженого.
Вообще, каждый день, проведённый в Майяпуре, меня не покидало ощущение праздника. Постоянно были какие-то мероприятия, всюду прославляли Господа и Его преданных, всюду было море цветов и украшений, море служения и много всяких маленьких и больших радостей. Наверное, это и есть духовный мир.

11.03.2009
Гаура-Пурнима, 523-я годовщина явления Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

Утром на мангала-арати и на приветствие Божеств вход в храм разрешили только для преданных ИСККОН, так что можно было увидеть и поздравить Господа. А потом уже стали пускать паломников, приехавших со всей Индии. Тогда объявили, что перед алтарём уже нельзя останавливаться, а только проходить, чтобы не создавать заторов. Живая очередь растянулась далеко по территории. Говорят, что всего в этот день Майяпур-Чандродая-мандир посещают около миллиона преданных. Ещё утром просыпающихся или отдыхающих паломников можно было встретить всюду: в коридорах, где были просто натянуты сетки от комаров вместо палаток, в проходах между зданиями или просто под кустами. Также постоянно звучат объявления-предупреждения о ворах, которые специально в этот день наведываются в Майяпур. Видя, сколько желающих попасть в храм, я решил больше туда сегодня не ходить, ибо утреннего даршана мне было достаточно.

Утреннюю лекцию для русских по Шримад-Бхагаватам прочитал Бхакти Дхира Дамодар Свами. Это чернокожий санньяси из Нигерии, старший ученик Бхакти Тиртхи Свами. Он вдохновлял нас на сухой пост на Гаура-Пурниму и Джанмаштами.

Для всех русских преданных празднование Гаура-Пурнимы было организовано отдельно, вдали от всей толчеи и суеты. Мы собрались на территории старой гурукулы, где был установлен небольшой пандал. На празднике собрались все знакомые преданные, поэтому атмосфера была удивительно теплой, домашней. Киртаны чередовались с лекциями приглашённых учеников Шрилы Прабхупады и других старших преданных. Самым ярким было выступление Сурешвары прабху, который рассказывал о своем общении со Шрилой Прабхупадой. Это он делал так живо и артистично, копируя голос и манеры Шрилы Прабхупады.

После этого все, независимо от количества инициаций и формы одежды, приняли участие в абхишеке Божеств Шри Шри Гаура-Нитай. Моя очередь подошла, когда было уже почти половина шестого. Солнце садилось. А нам днём сказали, что в этот день очень благоприятно совершить омовение на Ганге, когда на небе одновременно Солнце и Луна, олицетворяющие Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду. Поэтому, пока солнце не село, я побежал на Гангу. Но это было не так-то легко сделать. По дороге на территории ИСККОН и особенно за территорией были такие огромные толпы, что пройти было практически невозможно. Хари Шаури прабху рассказал, что в первые годы строительства зданий ИСККОН в Майяпуре на Гаура-Пурниму в течение дня во всём Майяпуре, включая все матхи, было не больше 1000 человек. А теперь – миллионы. И это заслуга Шрилы Прабхупады. Именно по его благословению преданные начали возрождать Майяпур. Сначала начал строиться ИСККОН, а потом уже и различные ответвления Гаудия-матха стали строить свои храмы.

Всё же я на Гангу успел до заката. Совершив омовение и попрощавшись с Гангой, я поспешил обратно в гурукулу, где начиналась Гаура-арати. Киртан вёл наш знаменитый Свасти прабху. А потом был пир из множества экадашных блюд.

12.03.2009
Ночью едем в Калькутту. Добрались без приключений. Сумки, конечно, у всех существенно потяжелели, так что пришлось нанимать на вокзале носильщиков с телегами по 2500 рупий. Так наша группа и ещё 100-200 русских преданных из других групп загрузились в поезд и поехали во Вриндаван.

13.03.2009
Прибыв утром на станцию Алигарх, мы на автобусах через Матхуру поехали во Вриндаван. Вивасван прабху уже несколько дней был там и забронировал для всех нас места в новом ашраме «Ананда-дхам», построенном последователями Нараяны Махараджа в паре кварталов от Кришна-Баларама-мандира. В номерах очень чисто, уютно, постелено бельё, есть горячая вода. В центре ашрама – храм Радха-Кришны и Гауранги.
Уже в первые часы пребывания во Вриндаване я ощутил атмосферу духовного мира. Чувствовалось, что все живые существа тут – люди, животные, птицы, даже растения – преданные Божественной четы. Местные рикши вместо звоночков или клаксонов просто кричат «Радхе, Радхе!»

Прямо в нашем ашраме располагался кабинет аюрведического врача. Разумеется, наш приболевший народ к нему потянулся. Ну, а я помогал с переводом. Потом за время моего пребывания во Вриндаване я с доктором подружился, он даже приглашал меня в гости, но я уже не успевал зайти в тот день. Он смотрел линии на ладонях и рассказывал о судьбе их обладателей. Проводил диагностику по пульсу. Все это делал бесплатно. Но зато лекарства выписывал дорогущие (по 1-3 тысячи рупий). Что ж, бизнес есть бизнес.

Вечером я пошёл в Кришна-Баларама-мандир, главный храм ИСККОН во Вриндаване. На входе меня ожидал неприятный сюрприз. Охрана не пускает в храм с фотоаппаратами и мобильными телефонами. Пришлось всё сдать в камеру хранения. А потом на выходе с меня взяли 10 рупий за хранение. Я был крайне возмущён и впоследствии проходил, пряча все это на дне сумки.

Потом с группой Санкаршана-Нитая прабху мы на нескольких рикшах поехали в храм Радха-Дамодара, место рождения миссии Шрилы Прабхупады. Божества были закрыты, а до последнего даршана перед сном оставался ещё час. Мы решили просто обойти все самадхи. В алтарной местная маленькая девочка предупредила меня об обезьянах, которые воруют очки. Я очки свои снял и предупредил остальных преданных в нашей группе. Но потом, когда мы подошли к самадхи Дживы Госвами, я бессознательно очки одел. И тут же, пока я кланялся, подскочила обезьяна и очки мои стырила. Пока я стоял в растерянности, подошли два местных мальчика. Узнав про мою беду, они стали гоняться за этой горилкой, прыгая по крышам самадхи ничуть не хуже мартышек. Минут через 15 обезьяна очки всё же отдала, только сильно помяла их и пожевала. За труды я дал мальчикам 10 рупий. Но старший всё взял себе. Тогда я дал младшему ещё 5 рупий.

14.03.2009
Утром едем в Равал, место явления Шримати Радхарани. Ехали на автобусах полтора часа. Тапочки оставили в автобусах, иначе их украдут. Нашим гидом был Дина Бандху прабху. Он рассказал удивительную историю явления Шримати Радхарани из цветка лотоса. Потом мы взобрались на крышу храма, и там Дина Бандху прабху показал нам изначальное растение Вриндавана – куст карил. Совсем необычным для этого времени года явилось то, что этот куст расцвёл маленькими розовыми цветами. И он очень колючий. Говорится, что 4 вещи доставляют наибольшую боль:

  1. колючки этого куста,
  2. солнце через облака (обычно во Вриндаване тучи пыли, которые задерживают солнечные лучи, поэтому солнце не обжигает. Но когда наступает сезон дождей, пыль прибивается к земле. И если тогда выглядывает солнце, от него уже нет спасения),
  3. несколько жен сразу,
  4. бизнес в партнерстве.

Потом мы пошли в сад, расположенный неподалеку, где Сама Радхика гуляла и качалась на качелях. А затем поехали в место, где проходила Дамодара-лила. Дина Бандху прабху рассказывает нам о детских играх Господа Кришны и поёт знаменитую песню враджаваси. Мне удалось на слух записать её слова:

нанда-гар ананда байо
джай канайа-лала ки!
хати дини гора дини
орти дини палаки
джванен ко хати гора
пурен ко палаки

«Празднуя рождение Божественного сына, Нанда Махарадж у себя во дворе раздаёт лошадей, слонов и паланкины. Молодым он раздаёт слонов, а пожилым – паланкины».

Местные вайшнавы, обрадованные нашим визитом, угостили всех пахтой и роти с сабджи. Всем досталось по кусочку. Мы же в ответ дали им пожертвования.

 

А потом мы поехали в Брахманда-гхат, где мама Яшода увидела вселенную во рту у маленького Кришны. В этом месте все пошли купаться в Ямуне. Дина Бандху прабху напомнил нам, что в фильме «Ваш вечный доброжелатель» есть кадры, как в этом самом месте совершал омовение Шрила Прабхупада со своими учениками.

15.03.2009
Сегодня у нас паломничество в Джават, место, где Шримати Радхарани живёт со Своим мужем Абхиманью. Дина Бандху прабху рассказал, как он недавно объяснял гурукулятам участие Абхиманью в играх Кришны. Он сказал, что обычно на Дивали все устраивают весёлые фейерверки и кидают гремучие бомбочки. Но если бомбочку положить под дверь учительницы, то будет ещё веселее. (Все слушающие учителя заохали.) Так и Кришне веселее встречаться с Радхой под носом у Абхиманью.

Позавтракав на крыше храма, мы отправились пешком по долгой пыльной дороге до Тер-кадамба. Пыль здесь настолько мягкая, что можно реально ощутить, что значит «купаться в пыли». У местных жителей ещё не прошло озорное настроение после праздника Холи, поэтому иногда к нам подходили ребята и даже старички и обсыпали нас цветными порошками. Эх, не удалось скрыться от Холи в Майяпуре, всё равно оно нас настигло! Это, конечно, проявление их любви к нам, но фотоаппарат всё же пришлось конкретно отряхивать.

В качестве компенсации какой-то местный брахман, устроившись прямо возле дороги, стал угощать всех нас роти. Причём совершенно бесплатно. Но мы, конечно, что-то ему тоже пожертвовали.

Тер-кадамба. Сам Рупа Госвами писал здесь свои книги. В Майяпуре деревья кадамбы прямые, а здесь они изогнутые от премы. Дина Бандху прабху представил нам своего друга – Махараджа из Имлитала-матха, который принял кшетра-санньясу и теперь никогда не покидает это место. Они вместе с Дина Бандху прабху разыграли перед собравшимися преданными несколько сценок из игр Шри Шри Радха-Кришны. До сих пор каждый день Кришна приходит сюда, чтобы пасти коров и играть с мальчиками-пастушками. Но увидеть их могут только те, чьи глаза умащены бальзамом любви.

Павана-саровара. Это озеро, куда приходят все святые места вселенной, чтобы совершить здесь омовение. Такой очищающей силой оно обладает. Мы тоже искупались тут.

42 4

И, наконец, мы пришли на Вринда-кунду. Озеро и окружающий участок земли был подарен Дина Бандху прабху одним местным брахманом. Дина Бандху прабху сказал, что Вриндаван постепенно превращается в мегаполис. Пробки на дорогах, шум, индустрия развлечений – всё это скрывает от нас подлинный Вриндаван. Поэтому Дина Бандху прабху решил сохранить здесь, на Вринда-кунде, участок тишины и покоя, на котором преданные могли бы спокойно отдыхать и медитировать на игры и святое имя Господа.

16.03.2009
Сегодня перерыв в поездках. Поэтому утром мы собрались небольшой группой и пошли в обход Вриндавана. Говорится, что во Вриндаване 5 тысяч храмов. Обойти каждый из них не под силу ни одному паломнику. Но если обойти вокруг всего Вриндавана, значит мы обойдем и все его храмы. Поэтому рано утром мы вышли на дорогу парикрамы (наш ашрам как раз на ней и расположен), поклонились и отправились в путь.
По дороге заходили в главные храмы, стоящие на нашем пути: в храм Мадана-Мохана, в Имли-талу, в храм Джаганнатхи. Я рассказывал, что знал об этих местах, а преданные дополняли, рассказывая неизвестные мне истории.

На Калия-гхате на одну матаджи запрыгнула обезьяна и украла у неё очки. Местные мальчики спасли их, но затребовали 200 рупий за возврат. Матаджи столько давать не собиралась и очки не взяла. Мы предлагали им 10 рупий, но они не соглашались. Мы долго спорили. Потом я просто забрал у них очки, и мы пошли дальше. В конце концов, они согласились на 10 рупий.

Под конец дороги к нам пристроился один местный школьник. Он показывал нам окрестности и ничего не просил. Он довольно долго шёл с нами. Мы увидели, как он кланяется какому-то брахману, касаясь его стоп. Мальчик объяснил, что это его гуру.

И вот, через 4 часа, мы уже подходили к нашему ашраму с другой стороны. Все участники были удовлетворены парикрамой и пошли на завтрак и в Кришна-Баларама-мандир, где начиналась инициация учеников Шрилы Гопала Кришны Госвами. Посвящение принимало человек 30, среди которых большинство было русских.

После обеда я поехал на Лой-базар. Возле высокого многоэтажного здания на мою повозку запрыгнула обезьяна и утащила мои очки. Тут же подбежали мальчишки, я дал им 10 рупий, они купили пачку печенья и стали менять их на очки у обезьяны. С первой пачкой не удалось, пришлось потом купить ещё одну. Обезьяна залезла на самый верх здания, так что мальчишкам пришлось полазить. Они притащили оттуда целую кучу очков, среди которых оказались и мои. Потом мы ещё долго торговались, и наконец я выкупил у них свои очки за 25 рупий.

Но я рано обрадовался. Когда я возвращался обратно с покупками, на том же самом месте опять мерзкая горилла стянула мои очки! На этот раз подошёл один мальчик, и ему быстро удалось очки спасти. Мне всё обошлось теперь в 20 рупий + печенье. Больше я по Лой-Базару в очках не ходил, а одевал их только в лавках.

17.03.2009
Сегодня наша группа отправилась в парикраму вокруг Говардхана. А я решил,  поскольку уже обходил его, поменяться с преданным, который ещё там не был. Поэтому я за него остался дежурить на кухне. А он потом подежурит за меня.

С утра до вечера мы чистили, резали овощи, мыли котлы, грузили прасад в машину. Устали очень. Но зато были довольны, что смогли послужить преданным. Кстати, остальные устали не меньше, так как обход Говардхана – это аскеза ещё та!

Вечером мы пошли на суперкиртан в доме Бхакти Бхринги Говинды Свами. Говинда Свами, Шиварама Свами, Ниранджана Свами пели на нектарные мелодии, а мы все улетали на Вайкунтху. А ещё Бхакти Бхринга Говинда Свами сделал замечание, что не надо хлопать после киртана, так как это не концерт. Можно вместо этого кричать «Харибол» или «Радхе, Радхе».

18.03.2009
Арджунанатх прабху, руководитель нашего вчерашнего дежурства, собрал всех нас, и мы всё же поехали на Говардхан. И потом уже я понял, что это было моё лучшее посещение Говардхана за все предыдущие поездки.

Потому что самой главной нашей удачей было то, что водить нас по Говардхану согласилась матаджи Арчи-мурти, русская, жена Гопипаранадханы прабху. Это удивительная вайшнави. Она здесь знает каждый камушек, про каждый кустик может рассказать историю, связанную с какой-то лилой Кришны. Они с мужем уже больше 10 лет живут на Говардхане. Когда они с маленьким ребенком приехали на Говардхан, у них жилья не было. Но они очень хотели здесь остаться. И местные матаджи, враджаваси, сказали ей: «Проси Говардхан дать вам жильё». Но ИСККОНовское сознание не позволяло ей обращаться к Господу с материальной просьбой. Но враджаваси настаивали: «Говардхан – наш родственник, мы у него всё просим». И ей пришлось уступить. Она стала молиться Говардхану. На следующий день им позвонили из Би-Би-Ти и сказали, что Би-Би-Ти купило тут дом, но он сейчас пустует, и надо, чтобы кто-то за ним ухаживал. Так, удивительным образом, они обрели жильё.

42 5

Матаджи Арчи-мурти с любовью прикасается к Гавардхану

Сейчас у них своё хозяйство, 11 коров. Матаджи Арчи-мурти часто водит паломников по Говардхану.

Однажды на парикраме один брахман пристал к преданным и всю дорогу просил дать ему доллар. Матаджи Арчи-мурти стала ему проповедовать. Сказала, что он родится в Америке. Он стал возражать: «Я – враджаваси. Я уйду к Кришне». Но она привела ему цитату из Бхагавад-гиты: о чем человек думает в момент смерти, туда он и отправляется. Этот брахман всё осознал и искренне поклонился ей.

Матаджи Арчи-мурти проповедует всем жителям дхамы. Часто местные брахманы, выполнив утреннее поклонение, просто больше ничего не делают. Но теперь, благодаря проповеди матаджи Арчи-мурти, они стали повторять 16 кругов Харе Кришна маха-манры!

Матаджи Арчи-мурти не любит водить большие группы паломников. А вот человек 8-10 (как у нас сейчас) – это в самый раз. Она ведёт себя как авадхута, спонтанно перескакивая от одного рассказа на другой. И Кришна-катха льётся рекой. Вот какие интересные истории она рассказала.
На Говардхане нет маявади, только вайшнавы. Однажды, несколько лет назад, на Говардхане построили «Гита-ашрам» и заселили туда много маявади. Они были настоящие, идейные, носили красные одежды и повторяли ведические гимны. Но, видя, как поклоняются враджаваси, они сначала стали повторять «Шри Шикшаштаку», а потом ввели Харе Кришна маха-манру в свои службы. Потом они одели нормальные шафрановые одежды вайшнавов и стали поклоняться Кришне.

Однажды правительство штата решило построить железную дорогу прямо через Говардхан. Уже завезли взрывчатку, чтобы его взорвать. Все преданные были возмущены. Тогда один Махарадж, который потом пожертвовал территорию Вринда-кунды нашему Дина Бандху прабху, обратился к нага-бабам. Нага-бабы – это самые уважаемые садху в Индии. Они все – строгие брахмачари, очень воинственны, ходят без одежды и носят мечи. Их можно увидеть на Кумбха-меле. Им даётся право первыми принять омовение во время этого фестиваля. Они живут где-то на Севере Индии. И они пришли, чтобы защитить Говардхан. Это было удивительное зрелище. Несколько сотен полностью обнажённых мужчин с мечами сначала обошли Говардхан, а потом пошли в Матхуру, где окружили правительственное здание и держали чиновников в осаде 10 дней, не давая им выйти. В конце концов, чиновники сдались и изменили своё решение насчет строительства ж/д. Говардхан был спасён. А нага-бабы ушли к себе в Гималаи.

На Говардхане живут нила-гаи – синие коровы. Это мудрецы в шанта-расе, которые не хотят общаться с людьми, но хотят жить на Говардхане. Поэтому они приняли такие тела. Их очень трудно увидеть. Но если они показываются – это очень благоприятный признак. У них можно просить благословения.

Вначале мы пошли на Лалита-кунду. По пути матаджи Арчи-мурти купила несколько простых кантхимал со вставками из бисера. Она сказала, что такие делают и продают только здесь. Предложив их Лалите-деви в её кунде, она подарила и одела кантхималы всем вайшнавам из нашей небольшой группы. Она сказала, что так мы получаем милость Лалиты деви, а через неё уже милость Шримати Радхарани.

Удивительно, что в присутствии матаджи Арчи-мурти на Радха-кунде к нам никто не приставал. Мы окропили свои головы из этого святого озера, поклонились самадхи великих вайшнавов. Матаджи Арчи-мурти показала нам место, где сидел Сам Господь Чайтанья, повторяя тут святые имена. Это место такое же, как и Имли-тала во Вриндаване.

Кусум-саровара. Матаджи Арчи-мурти рассказала историю этого места. В 18 веке Махараджа Джай Сингх, вайшнав, воевал с соседями, тоже вайшнавами. Кстати, так же поступали и другие знаменитые кшатрии-вайшнавы, следующие своей дхарме, например, Махараджа Пратапарудра или Махараджа Викрам. И, как полагается, побеждённых соседей победители изрядно грабили. Набрав таким образом огромные сокровища, Джай Сингх повёз всё это своей матери. Но она была ещё более серьёзной преданной, поэтому она отказалась от сокровищ, сказав, что на этом богатстве кровь вайшнавов. Тогда царь где-то в районе Кусум-саровары сделал тайник, спрятал туда все сокровища и наложил заклятие. Всюду были расставлены ловушки, в которых поселились ядовитые змеи. Сверху над озером Джай Сингх построил красивые беседки, расписанные фресками. И до сих пор никто не смог добраться до сокровищ Махараджа. В 20 веке англичане исследовали это озеро с эхолотами, но так и не смогли высчитать его глубину. Предание гласит, что глубина Кусум-саровары равна 10 тысяч слонов. Говорят, что сама Бхуми-деви (Земля) забрала все сокровища и отдаст их, когда они понадобятся вайшнавам.

Под конец матаджи Арчи-мурти привела нас в храм, где служит её подруга. Это уникальный храм, так как здесь одновременно служат Божествам пуджари из трёх сампрадай: Нимбарки, Вишнусвами и ИСККОН. И фотографии гуру всех троих пуджари стоят на алтаре. На этом месте произошла лила, когда Кришна причёсывал Радхарани, а Она смотрелась в зеркало. Эта лила была изображена на одной из фресок на Кусум-сароваре. Матаджи подарила нам всем наклейки с этим изображением. А теперь Радха и Кришна пришли в этот храм в форме Говардхана-шил и прямо на алтаре продолжают Свою игру. Впервые здесь я увидел Радха-Говардхана-шилу.

Конечно, весь Говардхан мы обойти сегодня не успели, но зато историй наслушались больше, чем во всех других парикрамах. У всех было ощущение, что матаджи Арчи-мурти сама видела все эти игры Господа на Говардхане. На всём пути она нам показывала, куда, когда, во сколько сюда приходит Шри Кришна с мальчиками-пастушками или с гопи. От всего сердца поблагодарив матаджи Арчи-мурти, мы вернулись во Вриндаван.
Тут в Кришна-Баларама-мандире нас ждало ещё одно событие. Сегодня Божеств Шри Шри Радха-Шьямасундару катают на лодке. Храм был полон гостей, но со стороны алтаря можно было зайти свободно. Двор храма был заполнен водой, которую сплошным ковром покрывали лепестки цветов. Когда мы подошли, церемония уже началась и лодка размешала лепестки. Но, похоже, там прямо на воде были выложены цветочные узоры. Бхакти Бхринга Говинда Свами, Шиварама Свами, Гопал Кришна Госвами, Аиндра прабху и другие старшие преданные, стоя по колено в воде, водят лодку с Божествами. Вайшнавы, стоящие вокруг, предлагают Шри Шри Радха-Шьямасундаре гирлянды, бхогу, бросают лепестки. Лепестков столько, что воды не видно, и лишь когда лодка проплывает, за ней остаётся след воды. В это время Махараджи по очереди поют киртан для удовольствия Божеств.

19.03.2009
Едем в Камьяван. Добрались за 1,5 часа. Здесь проходили игры Пандавов и Господа Кришны. Мы посещаем храм Камешвары Махадева, Господа Шивы, исполняющего все желания. Поём для него Харе Кришна киртан. Каждый желающий мог предложить воду или какие-то другие подношения установленному здесь Шива-лингаму.

Потом мы пошли с харинамой по городу. Но местные жители не проявляют особой радости, просто глазеют на нас.

Храм Радха-Говинды. Помимо Божеств Радха-Кришны здесь установлено древнее 10-рукое божество Вринды-деви. Когда Махарадж Джайпура спасал Божества от нашествия мусульман, он также приехал сюда за Божествами. Их погрузили на повозки, но так и не смогли сдвинуть с места. Божества не хотели уезжать и остались здесь. Так что это один из немногих храмов, в котором остались древние Божества.

42 6

 

Камьяван. Место битвы Кришны с Вйомасурой

Потом мы на автобусах поехали в место, пересечённое невысокой горной цепью. Увидев на вершине горы небольшой храм, я пошутил, что нам предстоит туда карабкаться. Очень же я удивился, что так оно и вышло! В этой местности происходила битва Кришны с демоном Вйомасурой. Они летали над горами и иногда опускались прямо на гору. Там на камнях остались отпечатки стоп и рук Господа Кришны. Сейчас там построено место поклонения. А ещё в середине горы мы забрались в пещеру, где Вйомасура прятал мальчиков-пастушков. А у подножия этой горы есть каменная плита с отпечатком стопы Господа Баларамы. Когда происходила битва Кришны и Вйомасуры, земля тряслась. И тогда Баларама поставил ногу на этот камень, прижав землю.

Неподалеку располагалось поле, где проявилась Ланка. Однажды гопи увидели, что сильные дожди затопили их дорогу. Тогда они сказали Кришне: «Если Ты – Рама, то построй-ка здесь мост». Кришна заиграл на флейте, и откуда ни возьмись собралось огромное количество обезьян. Кришна стал что-то говорить им, чем немало удивил Своих подруг гопи. И тут же обезьяны стали носить камни и построили мост. Остатки этого моста из камней до сих пор видны в поле.

20.03.2009
Сегодня наша последняя поездка – едем на Варшану, обитель Шримати Радхарани. «Варшана» переводится как «дождливое место». Но дождь здесь не обычный, это милость Шримати Радхарани. Весь день было пасмурно, уже одно это было милостью, так как было совсем нежарко ходить. А ходить надо было много, причём опять по горам. Варшана располагается на четырех холмах. Это сам господь Брахма принял такую форму, заняв самое смиренное положение, чтобы паломники, пришедшие поклониться Шримати Радхарани, ступали прямо по его четырём головам.

42 7

По холмам Варшаны

Местные жители здесь очень невоспитанные, буквально насильно выпрашивали пожертвования у всех преданных нашей группы. Причём просили все – от детей до пуджари. Дети просто висли на руках и не отпускали. А местные тётушки предлагали нашим вайшнави разукрасить руки хной (за плату, разумеется), причём они просто подходили, хватали девушек за руку, одной рукой удерживали изо всех сил, а другой начинали ставить штампом свои узоры. Потом уже не отвертишься, приходилось платить. В общем, мы еле удерживались, чтобы не отвесить затрещину этим попрошайкам. Но прецедентов не было, всё же они жители дхамы. Так что мы просто убегали от них, как могли.

Когда мы пришли в Манн-мандир, старшие преданные из нашей группы (Васумана прабху и Вивасван прабху) стали петь очень красивый киртан и рассказывать истории об этом месте. Оказывается, здесь жил в юности Радханатха Свами, когда он ещё не был в ИСККОН. Тогда здесь ещё не был построен современный храм, и Махарадж спал просто под деревом.

Все преданные были сосредоточены на киртане и Кришна-катхе и забыли обо всех проблемах. Ещё накануне ночью я плохо себя чувствовал, но всё же решил пройти это паломничество. И здесь, в Манн-мандире, я стал молиться Шримати Радхарани о преданности и очищении сердца. И вдруг я реально почувствовал, что я – не тело. Я душа, слуга Господа. Я заметил, что все проблемы ушли. Я понял, что это особая милость Шримати Радхарани ко всем нам.
И даже мальчик, который только что не давал всем покоя своими приставаниями и выпрашиваниями «тэн рупи», спонтанно стал собирать очень красивые розовые цветы, растущие во дворе и просто так дарить их всем нашим матаджи.

Потом мы посетили ещё несколько храмов. Видели картину, которую нарисовал слепой преданный, изображающую танец павлинов Радхи и Кришны. Божества Сами попросили его нарисовать её, и он, слепой, смог это сделать! Сейчас эта картина установлена на алтаре, и ей поклоняются, как божеству.

Ещё мы зашли в главный, самый большой храм на Варшане. Он очень красивый, но в нём было много народу и все, служащие, пуджари и дворники, были очень приставучими, так что мы быстро оттуда ушли.

На обратном пути ещё купили йогурт в одноразовых глиняных горшочках. Почему-то он показался нам слаще самого лучшего нектара. Все преданные были воодушевлены этой поездкой.

21.03.2009
Утром я поехал в Имли-талу. Это моё любимое место во Вриндаване. Я уже был здесь несколько раз и раньше, и на днях, но всё же мне хотелось ещё раз почитать джапу тут. Здесь как-то особенно чувствовалось присутствие Господа Чайтаньи, Его милость к преданным.

После завтрака мы отправляемся по главным храмам Вриндавана. Хотя преданные очень устали за последние дни, многие переболели, но всё равно набралась большая группа. В последние дни нашего пребывания всем хотелось получить ещё хоть немного нектара святой дхамы.
Нас вёл Васумана прабху. Мы прошли много храмов и самадхи. О некоторых из них я даже и не знал. Везде мы получали даршаны, нам показывали какие-то особые реликвии. В храм Говиндаджи сейчас не пускают, так как там идёт ремонт. Но нас запустили с боку в подвал, где стоят Божества Радха-Говинды, Говардхана-шила с отпечатком стопы Кришны (вторая, первая в храме Радха-Дамодара), а в самом низу в тесной комнатке божество Пурнамаси. Всё можно было смотреть очень близко, даже дотрагиваться руками.

На обеде я попрощался с группой. Все улетали через 2 дня, а я лечу уже завтра утром с группой белорусских преданных. Ещё накануне я планировал, как мне добираться до аэропорта, но тут Вивасван прабху подошёл ко мне и сказал, что он договорился и меня возьмут в автобус к белорусам. Я в очередной раз был потрясён, как Вивасван прабху успевает обо всех заботиться. Я выразил свою благодарность всем преданным и попросил прощения за возможные оскорбления.

Вечером мы уже погрузились в автобус и поехали в Дели.

22.03.2009
Мне опять повезло, что вместе со мной летело много преданных. Мы хорошо общались и помогали друг другу. Оказалось, что у меня было багажа меньше нормы, так что я ещё мог помочь кому-то из группы. Все везли горы сумок с одеждой, плакатами, музыкальными инструментами и т.д. Но, на удивление, за перевес почти никто не платил. Оказалось, что Господь нам приготовил более интересное испытание.

Когда мы, наконец, прилетели в Москву, нас ждал сюрприз – багаж половины пассажиров не прилетел вместе с нами. Пришлось писать заявления об утрате багажа. Я уже попрощался со своими вещами. Больше всего было жалко украшений для Божеств, которые я долго выбирал. Я думал, для чего же Они это всё устроили. Но раз Кришна забрал наш багаж, значит так и надо.

Некоторые возмущались. Но сотрудник аэропорта спокойно сказал: «А что вы удивляетесь, у нас в год 20 тысяч жалоб на «Аэросвит» о пропаже багажа». В общем, иногородним пообещали прислать багаж самолетами в их города. Если найдут.

Нашли всё-таки. Из-за этих событий я не успел на поезд и остался в Москве на один день. Утром мне позвонили и сказали, что багаж пришёл, можно забрать, или они его пришлют в Псков. Я решил больше не рисковать и забрал свою сумку сам. Преданные потом рассказывали, что им всё-таки их сумки прислали. Даже ещё и лучше – не пришлось тащить самим на поезд такую тяжесть.

Лакшмана Прана дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No42, май-июнь 2009