Rss

Паломничество в святую дхаму. Февраль-март 2009.

21.02.2009
Собираюсь в святую дхаму. Как примет она меня? Помолившись дома Божествам, попросив у Них прощения и благословения и оставив Их дожидаться меня через месяц, я поехал в Москву. Утром уже был в аэропорту «Шереметьево-1». Тут же встретил преданных. Нашим рейсом летело несколько групп преданных из разных концов России. Мне тут же предложили горячий прасад. С преданными не пропадешь!

По рекомендации нашего регионального секретаря Ванамали Кавираджа прабху я присоединился к группе из Южного региона, руководимой Вивасваном прабху. С такой хорошей организацией мне еще не приходилось иметь дело. Вивасван прабху предусмотрел буквально все. Нам не надо было заботиться о жилье, о билетах на поезда по Индии, о транспорте с вокзала и на вокзал. Все было уже заказано.

Вылетели мы на самолете компании «Аэросвит» из Москвы до Дели через Киев. В Киеве должны были ждать 3 часа, но вместо этого 8 часов просидели в аэропорту. Ждали, пока отремонтируют наш самолет. За все это время нам дали лишь по 1 булочке и по стакану воды. Когда, наконец, самолет отремонтировали, оказалось, что он обледенел, так что нам еще час пришлось ждать, пока его отогреют горячим мыльным раствором.

И завершающим неприятным аккордом стало то, что не всем достался вегетарианский обед. В общем, как всегда, перед дхамой проходила определенная отработка кармы.

22.02.2009
Прилетели мы уже утром, в 5.30. Уже на трапе самолета все почувствовали этот неповторимый запах Индии. Особенно для тех, кто был здесь впервые, все было в диковинку, все хотелось посмотреть, потрогать. Сразу в аэропорту обменяли деньги. Я пошел заказывать такси. По опыту зная, расспросил нескольких предлагавших и, в результате, заказал 3 машины для всей нашей группы в будке “Prepaid taxi” в 3 раза дешевле, чем мне предлагали шустрые посредники.

41 1

Мы поехали в храм ИСККОН. На полдня заселились в заранее забронированную гостиницу. Спать уже смысла не было, и мы пошли на утренний даршан Божеств. На входе торговец уговорил нас купить гирлянды. Одну я предложил Гаруде, который сидит напротив входа в храм и, когда двери открываются, пытается рассмотреть, где же там его Господь. В алтарной шла лекция на хинди. Тихонечко войдя, я спросил местных преданных, как мне предложить гирлянду Шриле Прабхупаде. Мне ответили, что я просто сам могу подняться на алтарь, где стоит мурти ШП, и предложить ему гирлянду. Для меня это было так неожиданно. Я сам одел Шриле Прабхупаде гирлянду, расценив возможность этого служения как его особую милость. Еще 2 гирлянды я предложил Их Светлостям Шри Шри Сите и Раме, просто положив их на стол, стоящий в алтаре перед Божествами.

На завтрак мы пошли в общий прасадам-холл в храме. Было воскресенье, в храм пришло очень много индийских преданных. Соответственно, завтрак был приготовлен под их вкус. Кичри и пикалз были невероятно острые. Но все же это был наш первый прасад в Индии, поэтому мы все это героически одолели.

До поезда оставалось еще несколько часов, поэтому я решил съездить по магазинам. Со мной за компанию поехали еще 2 матаджи. Мы доехали на моторикше до Коннот Плейс. Но оказалось, что там в воскресенье 90% всех магазинов закрыто.

И тут нас поймал один индус. Назвался Романом. Неплохо говорит по-русски. Сказал, что очень рад по-русски пообщаться. На своей машине отвез нас в открытый, одному ему известный магазин. Но цены там были невероятно высокие. Роман уверял нас, что тут лучшее качество, что во Вриндаване все будет еще дороже. Я посмотрел ткань на костюм. Решил купить за 1500 рупий. Но когда уже отрезали, оказалось, что это 1500 за 1 метр! Я брать, конечно, не стал. Радушие Романа сразу куда-то пропало. Он отвез нас обратно и уехал, не попрощавшись.

Наконец, мы приехали на вокзал. Толпы людей, движущиеся во всех направлениях, неизвестно, откуда и когда отходит наш поезд (по времени он уже должен уехать, но его еще не было, не подали к перрону). Все это подействовало угнетающе, особенно на наших матаджи, которые пока не привыкли к индийской действительности. Наконец мы благополучно встретились с нашей основной группой и загрузились в свои вагоны.
Мне и еще нескольким преданным достался вагон класса АС2. Это плацкартный вагон повышенной комфортности, с кондиционером, двумя полками в купе вместо трех по каждой стороне, занавесками, закрывающими купе и боковушки. Как обычно, в индийских поездах 4 туалета в вагоне + отдельные дополнительные мойки в большом тамбуре. Самым удивительным для меня было то, что дали чистое белье, да еще и постоянно носили еду и воду (стоимость включена в билеты). Разносчик до 10 вечера бесцеремонно открывал мою занавеску и пытался накормить разными яствами. Я все складывал в кучу, собираясь потом все, что не буду есть сам, раздавать нищим. Даже мороженое носили, от него уж я не отказался.

С нами в купе ехал индийский офицер, с большим почтением относившийся к ИСККОН. Его жена — вайшнави и даже поклоняется дома Божествам. Он сказал, что нам удобнее выйти раньше, не в Калькутте, а в Барддхамане. Оттуда ближе до Навадвипы, чем если ехать от Калькутты. Но оказалось, что наш скорый поезд там не останавливается.

41 2

Маяпур, ИСККОН, Шрила Прабхупада гхат

23.09.2009
Наутро нас уже ждал автобус в Калькутте. Собрав все прибывшие группы русских преданных, мы поехали в Маяпур. Добрались быстро, часа за 4. Самые горящие желанием получить Кришна-катху вайшнавы сразу пошли на лекцию Чайтаньи Чандры Чарана прабху. А остальные заселились в номера, привели себя в порядок и потом пошли на даршан Божеств и на вечернюю лекцию Шрилы Джаяпатаки Свами, который приехал в Маяпур за 2-3 дня до нас. Это было еще одним благословением – встретить своего духовного учителя. Для Джаяпатаки Свами оборудовали специальную комнату в корпусе на первом этаже, и уже стали строить лифт на крышу здания «Лотос», где находится его постоянная квартира. Гуру Махарадж передвигается в кресле-каталке, но говорит уже хорошо, так что лекцию вполне можно было понять с его слов.

24.02.2009
Обычно во время фестивалей все номера в корпусах ИСККОН заполнены, поэтому нам досталась одна комната на 5-6 человек, без кроватей и без мебели. Это мне показалось неудобным, а жить нам тут предстояло еще около 20 дней, поэтому я переехал в отель через дорогу напротив. За одноместный номер в подвале, с кроватью и туалетом, мне пришлось платить по 400 рупий в сутки.

Пока не началась парикрама, было несколько свободных дней. Мы часто ходили на Гангу. Напротив ИСККОН специально оборудовали отдельный гхат для омовения с чистым ровным берегом, охраной и комнатой для переодевания для матаджи. Ганга в этом месте сделала тихую спокойную заводь.

А еще мы ходили купаться на гхат неподалеку, напротив Шри Чайтанья Гаудия Матх. Там Ганга холодная, и очень сильное течение. Если оторвать ноги от дна, сразу уносит, еле успеваешь вернуться на место. Многие преданные еще утром взяли возле храма глиняные горшки и набирали в Ганге воду для завтрашней абхишеки.

Вечером опять была лекция Джаяпатаки Свами. После лекции вышла матаджи и сделала объявление, что срочно требуется кровь группы О-negative. Это очень редкая группа. Гуру Махарадж сказал: «А у меня группа B-positive». (Игра слов: B-positive произносится как “be positive” — «будь оптимистом».) Все подхватили и стали повторять: «Be positive! Be positive!»

Вечером по дороге в отель со всех сторон слышу «Харе Кришна!». В каждой лавке стоит видео с киртанами, бхаджанами или фильмами о Кришне. Вечером засыпаю под «Харе Кришна», а утром просыпаюсь под «Радхе Говинда»! Вот это благословенная земля, всюду имена Господа!

25.02.2009
Санджай, служащий нашей гостиницы, открывает утром ворота, выпуская постояльцев на мангала-арати. Во всех окрестных храмах уже с 4-5 утра звонят колокола, приветствуя Божеств и паломников.

Сегодня очень эмоциональный день. Все ждут маха-абхишеки, которая проводится раз в пять лет.

А пока мы слушаем лекцию Чайтаньи Чандры Чарана прабху. Он говорит известные, обычные вещи, но настолько сильно и глубоко, что это проникает в самые глубины моей души. «Духовный учитель спасает нас, даже если мы не обладаем всеми возвышенными качествами. Главное – сохранять энтузиазм в служении». Значит, у меня есть надежда! Джай Гурудев! Джай Шрила Прабхупада!

Потом мы идем в алтарную. Там уже 4-5 тысяч человек. Все места уже заняты, но пробиться можно. Я устроился между алтарями Панча-таттвы и Радха-Мадхавы, так что даже можно было фотографировать. Очень сложно описать все чувства, которые преданные испытывали, глядя, как проходит абхишека наших Господ. Все внимание вайшнавов было сосредоточено на Божествах. При каждой новой жидкости толпа издавала громкие «Харибол» и улудхвани (особый звук, который умеют делать только женщины, он считается таким же благоприятным, как и звук раковины). Все, кто наблюдает, как проходит абхишека, получают то же благо, что и те, кто непосредственно омывают Божеств. Шри Шри Панча-таттве предлагали множество видов воды, соков, меда, масла и др., ароматические порошки, пасты и т.д. Потом все это аккуратно собиралось в специальные емкости и раздавалось преданным. Трансляцию абхишеки делали на нескольких больших экранах.

41 4

Потом занавес закрыли, и преданные ждали 2.5 часа, пока Их Светлости, переодетые и украшенные, предстанут нашим взорам. Темп киртана то уменьшался, то нарастал. Наконец, затрубили раковины, и Господь Чайтанья вместе с Господом Нитьянандой, Адвайтой Ачарьей, Гададхарой Пандитом и Шривасом прабху показались Своим слугам. Радость преданных была видна в их улыбках, в слезах на их глазах, в их криках «Гауранга! Харибол!»

Шрила Джаяпатака Свами спонсировал пир для всех преданных.

Вечером мы гуляли возле фонтанов. Они очень красивые, особенно когда темнеет, и струи воды подсвечиваются разноцветными огнями. Многие индийские семьи, приехавшие в Маяпур на эти дни, проводили здесь свое время. На этом месте будут строить храм. Жалко будет, если фонтаны снесут.

41 3

Сегодня в культурной программе после индийских танцев и выступления местного йога преданные показали спектакль «Рамаяна» в постановке матаджи Мадхурьи Кадамбини. Пожалуй, это самый лучший спектакль, который мне довелось видеть за все годы в ИСККОН. Было задействовано большое количество актеров из разных вайшнавских театров России и других стран. Очень сильные в эмоциональном плане сцены, когда слепая старушка ухаживает за Ситой, Рамой и Лакшманом, или когда Господь Рамачандра впервые встречается с Хануманом. Очень хорошо показаны демоны и их демоническое настроение. Вся постановка сделана под музыку, без слов.

26.02.2009
Едем на автобусах в Экачакру, место явления Господа Нитьянанды. Дорога заняла 5 часов. По дороге остановились по нужде в чистом поле. Что ж, пришлось всем справлять свои дела по-индийски, прямо на виду. Девочки налево, мальчики направо. Как пошутил Васумана прабху, выстроили мы целую оросительную систему. Да, в России такой номер никогда бы не прошел.

 

Вот, наконец, и Экачакра. Нас водит и рассказывает Шрила Бхакти Чайтанья Свами. Мы всюду проводим киртаны, местное население нас поддерживает, вайшнавы подпевают, мусульмане просто смотрят и улыбаются.

Очень интересно смотреть, как живут бенгальские крестьяне. Всюду стены домов облеплены кружочками, сделанными из коровьего навоза. Когда они высохнут, будет хорошее топливо. А дрова в Индии очень дорогие. Сами коровы здесь красивые, ухоженные. Иногда встречаются буйволы, козы, овцы.

Здесь, в Экачакре, строится новый храм ИСККОН. Мы все оставили пожертвования на это благородное дело. А местные ИСККОНовские преданные сделали для нас хороший прасад.

Обратный путь пролетел незаметно – мы всю дорогу пели киртаны.

27.02.2009
Идем в Йога-питх, место явления Господа Чайтаньи, чтобы поклониться Господу святой дхамы Навадвипы и попросить у Него благословений на парикраму. Большая группа преданных в 6 утра вышла из ворот ИСККОН. Впереди шла украшенная молодая слониха, которая теперь служит Божествам вместо ушедшей.

41 5

Йога-питх. Собрание педанных перед началом парикрамы

Храм в Йога-питхе построен на средства «Бхактиведанта Чарити Траст», фонда, основанного ИСККОН, который занимается восстановлением святых мест в дхаме. Это огромный зал, но сейчас в нем яблоку негде упасть, столько пришло преданных. Все счастливо пели и танцевали перед Гаурангой, Радха-Кришной и Панча-таттвой. Вскоре приехал Шрила Джаяпатака Свами. Как раз перед этим Локанатха Махарадж прославлял его, рассказывая, сколько он сделал для восстановления славы Маяпура и для вдохновения преданных на парикраму. Вот уже больше 30 лет Джаяпатака Свами принимает участие в Навадвипа-дхама-парикраме. И в этом году, несмотря на болезнь, он 2 дня будет вместе с преданными в святых местах Навадвипы.

Потом брахман, ученик Джаяпатаки Свами, от имени всех преданных произнес ведические мантры и обеты, которые даются перед парикрамой. Обеты заключаются в том, что мы обещаем Божествам пройти по святым местам Навадвипы.

К завтраку мы уже вернулись на территорию ИСККОН. После прасада была лекция Чайтаньи Чандры Чарана прабху. Он готовился принять в ученики трех бхакт, поэтому лекцию посвятил описанию вайшнавских обетов и 10-ти оскорблениям святого имени. По поводу критики Ведических писаний Чайтанья Чандра Чаран прабху сказал, что даже Аюрведу мы не должны критиковать. Не зря Бхактивинода Тхакур говорил, что в расстановке приоритетов на первом месте должно быть здоровье.

Также Чайтанья Чандра Чаран прабху сказал, что описание незаконного секса, приведенное в «Нектаре наставлений» (о том, что даже мысли о сексе – это уже незаконный секс), дано для людей, принявших отречение. Для грихастх проще. Духовный учитель знает, в каком окружении, в какой пропаганде они живут, и он не смотрит на их мысли и не вмешивается в их личную жизнь.

Потом Чайтанья Чандра Чаран прабху принял обеты у троих новых учеников и вручил им четки. Матаджи, получавшей посвящение вместе с мужем, он сказал получать наставления от мужа как от гуру. Огненную ягью преданные пройдут вместе со всеми на Гаура-пурниму.
Сегодня в Маяпуре русский день. Все группы русских преданных получили служение. Москвичи раздают прасад. Кто-то готовит на общей кухне, кто-то – на кухне Божеств. Нашей группе досталась мандира-марджана – пока Божества днем отдыхали, мы проводили генеральную уборку алтарной.

Вечером опять была лекция Джаяпатаки Свами. Также мне удалось пообщаться с Чайтаньей Чандрой Чараном прабху и другими преданными. Я ловил каждое их слово, воспринимая все как милость Господа Чайтаньи. И еще одним глотком милости была экскурсия по самадхи Шрилы Прабхупады, которую провели для меня Виджитатма прабху и матаджи Веда Прия. Они подобны ходячей энциклопедии, знают здесь каждый уголок.

28.02.2009
Первый день парикрамы. Ранним утром огромное количество радостных преданных собралось на берегу Ганги возле нашего Шрила-Прабхупада-гхата. В этом году рекордное число вайшнавов (1700) отправляется в парикраму в интернациональной группе, а еще около 2000 преданных будут в другой группе, бенгальской.

41 6

Мы загрузились на лодки и полтора часа плыли по Ганге и Джаланге, повторяя мантру, созерцая окрестности и приветствуя местное население. Жители Навадвипы были очень рады нас видеть, кричали нам «Харе Кришна» и махали руками. Один раз, когда мы проплывали мимо купающихся ребятишек, один мальчик ухватился за нашу лодку и несколько минут плыл вместе с нами, вызывая зависть своих товарищей.

И я, и другие преданные обратили внимание на то, что местные жители стали гораздо приветливее, чем в предыдущие годы. Теперь уже почти все говорят «Харе Кришна».

Наконец мы выходим на берег и дальше идем пешком. Благочестивые индийские преданные пожертвовали для участников парикрамы кокосы на всю неделю. Нам раздали талончики, и за нашей группой следовал грузовик с зелеными кокосами. За талончик можно было получить один кокос. Парень, сидящий на грузовике, ловко с помощью мачете прорубал в кокосе дырку и вставлял туда соломинку. Можно было выпить сок, а потом отдать кокос другому рубильщику, который разрубал его надвое. Кусочком кокосовой коры можно выковыривать «малай» – кокосовую мякоть. Если хотелось еще кокосов, тут же были торговцы, которые продавали кокосы по 10 рупий за штуку.

Еще всю парикраму нас сопровождала телега с питьевой водой, машина скорой помощи и полиция. На стоянках была организована продажа всего необходимого в пути.

Когда мы подходили к какому-то святому месту, часть преданных устремлялась в местный храм, чтобы получить даршан Божеств. Но это было довольно сложно, так как желающих было несколько сотен. Все остальные, которые понимали, что сейчас в храм прорываться бесполезно, рассаживались вокруг Махараджей. Лекции были на английском. Те, кто языка не знал, слушали перевод через радиоприемники. Были параллельные переводы на русский и на бенгали.

Обычно парикраму водит Джаяпатака Свами, но в этом году преданных возглавил Локанатха Махарадж. Он пел киртаны, рассказывал про святые места, куда мы приходили, и распределял среди других старших преданных, кто о чем еще будет рассказывать.

Но Джаяпатака Свами все же не мог пропустить парикраму. Ведь он на нее ходит каждый год уже больше 30 лет! Поэтому и сегодня он приехал в одно из мест, которые мы посещали (Нрисимхапалли), рассказал всем историю, связанную с этим местом. И завтра он тоже ненадолго приедет на парикраму.

После обеда половина преданных стала обустраиваться в лагере, а остальные (и я тоже) поехали на автобусах в Маяпур. Когда мы приехали, я заметил стадо больших седых обезьян, прыгающих по воротам, ведущим на территорию ИСККОН. Говардхан Гопал прабху сказал, что этих обезьян называют хануманами. И что встретить их – благоприятный признак. В общем, первый день парикрамы прошел очень удачно.

1-6.03.2009
Продолжаем посещать святые места Навадвипа-дхамы.

Те, кто остается в лагере, говорят, что ночевки проходят очень хорошо. Поскольку очень много русских вайшнавов, в лагере даже надписи на важных палатках теперь на русском языке и небольшая приписка снизу на английском.

41 7

Ходим по храмам, но очень тяжело подойти к алтарю, слишком много народу. Но иногда мне удается пробраться на даршаны, даже умудряюсь фотографировать Божеств. Для этого приходится подползать к алтарю на коленях, протискиваясь между преданными.

2 марта после обеда мы с группой преданных из Москвы решили не дожидаться автобусов, а проехали по Навадвипе на рикшах до переправы и дальше на лодке за полторы рупии до Маяпура. В Маяпуре в русском кафе отпраздновали 13-летие свадьбы Ангиры Муни прабху и матаджи Кавери. А потом пошли в алтарную, где подошла очередь русских матаджи петь перед Божествами.

Иногда к парикраме присоединялись пуджари нашего главного Маяпурского храма, Джананивас прабху и Панчаджангхри прабху. Это редкость – увидеть их вместе на парикраме.

Как это бывает каждый год, мы прошли с харинамой по улицам Навадвипы. В храме Дхамешвары Махапрабху устроили грандиозный киртан. Поскольку там мы оставались довольно долго, у всех была возможность получить даршан этого удивительного Божества Господа Чайтаньи, которому много лет поклонялась Его супруга, Шримати Вишнуприя. Можно было купить в храме сладости и предложить их Господу. И даже получить даршан сандалий Самого Господа Чайтаньи, которые хранятся в этом храме.

Подобная милость досталась нам и в бхаджана-кутире Бхактисиддханты Сарасвати, когда можно было прикоснуться к его сандалиям, хранящимся на алтаре.

41 8

Божество Мадана Гопала в Белпукуре

Еще преданные очень полюбили Божество Мадана Гопала в Белпукуре, которому поклонялась матушка Шачи и ее отец, Ниламбара Чакраварти. Это Божество Господа Кришны, голубого цвета. Многим преданным Он нравится больше всех остальных Божеств Навадвипы. Даже говорили, что не хотят уходить оттуда.

В Шридхара Анган, место жительства Кхолавечи Шридхары, мы принесли несколько ведер бананов. Ученики Шрилы Прабхупады показали всем собравшимся вайшнавам спектакль из лил Господа Чайтаньи и Кхолавечи Шридхары. А потом устроили банановый дождь. Всем было очень весело. Мы ловили бананы, а кто поймал много, делился с тем, кому не досталось.

В тот день после прасада, когда все уже стали устраиваться на ночлег или пошли в Маяпур (там было совсем недалеко), я пошел в храм Мурари Гупты. Там стоят Божества Шри Шри Ситы-Рамы-Лакшмана-Ханумана. Мне хотелось получить Их даршан, пока там не было огромной толпы. Когда я подошел, ворота храма были закрыты. Но проходивший мимо индус понял мое желание и стал кричать: «Баба! Баба!». Тут же Баба пришел и впустил меня. Следом пришла еще небольшая группа индийских паломников.

Похоже, что здесь проявлено место игр Господа Рамачандры. По деревьям бегали местные белочки с тремя полосками на спине, которые им оставил Господь Рама в знак благодарности за помощь при строительстве моста на Ланку.

Божества Шри Шри Ситы-Рамы-Лакшмана-Ханумана установил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Изначальные Божества, которым поклонялся Мурари Гупта, находятся где-то в другом месте. Я получил даршан Их Светлостей. В это время пуджари стал читать вслух Писание для группы паломников.

Я вышел во двор. По дороге к храму шла группа местных девочек. Я хотел их сфотографировать. Они сначала убежали, но потом вернулись и долго мне позировали. Очень радовались, когда я им показывал их фотографии на экране фотоаппарата.

На следующий день здесь была уже вся наша группа парикрамы. Старшие преданные рассказывали истории о Господе Рамачандре и Его преданных. Вот одна из них.

Однажды Господь Кришна, живший в Своих дворцах в Двараке, позвал Гаруду и попросил его привести к Нему Ханумана. Гаруда полетел в Айодхью. Он встретил там Ханумана, но тот отказался идти в Двараку. Гаруде пришлось вернуться ни с чем. Тогда Господь Кришна сказал: «А ты скажи Хануману, что его зовет Господь Рамачандра». Гаруда опять полетел в Айодхью, и как только он произнес имя Господа Рамы, Хануман исчез. Он уже был в Двараке на даршане у Господа, хотя Гаруде пришлось долго преодолевать это расстояние на своих могучих крыльях.
В последний день парикрамы было столпотворение возле Йога-питхи. Мы только что встретились с группой парикрамы бенгальских нама-хатт ИСККОН. Мы обнимались с преданными и обменивались гирляндами. А когда подошли к Йога-питхе, оттуда выходило еще 2 группы парикрамы из Гаудия-матха. В воротах мы чуть не раздавили друг друга. Но все были счастливы, пели «Харе Кришна» и кричали «Гауранга, Нитьянанда!»
И вот, наконец, позавтракав, мы все вместе пошли в ИСККОН, где в нашем храме, Маяпур Чандродая Мандире, должно было закончиться это семидневное жертвоприношение. На лицах всех преданных читалось счастье и удивительное вдохновение от совместного окончания парикрамы. Мы обошли самадхи Шрилы Прабхупады и направились к храму. Было уже жарко, с меня пот шел градом, поэтому я не решился идти в алтарную. Но напрасно, надо было отбросить свои материальные привязанности. Преданные рассказали, что в алтарной было самое потрясающее ощущение милости Господа.

(продолжение следует)

Лакшмана Прана дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No41, март-апрель 2009