Rss

Параллели в христианской и вайшнавской литературе (оконч.)

(Окончание. Начало см. в номерах 23 и 24)

4.5.1.Чтобы чистое святое имя проявилось в сердце, заменив там всю скверну, нужно повторять его длительное время

25 7

Из книги «Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставление безмолвствующим» (52):

 «[Слова св. Иоанна Златоуста:] … непрестанно пребывай с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два едино. Но дело сие не есть дело одного дня или двух, но долгого подвига и немалого времени. Ибо много подвигов и времени потребно, да извергнется враг и вселится Христос» (цит. по: «Добротолюбие», том 5, стр. 376).

Из «Шри упадешамриты» Шрилы Рупы Госвами:

«Святое имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Хотя язык больного желтухой авидьи [невежества] не способен ощущать вкус сладкого, самое удивительное в том, что, если каждый день внимательно повторять эти сладостные имена, к языку вернется естественная способность наслаждаться сладким, и со временем болезнь будет вырвана с корнем» (7).

4.5.2. Повторять молитвы с именами Бога нужно в смиренном умонастроении

Из книги преподобного Исихия «О трезвении и молитве» (189,190):

25 8

«С дыханием твоим соедини трезвение, и имя Иисусово, и помышление о смерти незабвенное, и смирение; ибо и то и другое великую доставляет пользу. Господь сказал: научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29)» (цит. по: «Добротолюбие», том 2, стр. 199).

Из «Шикшаштаки» Шри Чайтаньи Махапрабху:

«Нужно повторять святое имя Господа смиренно, считая себя ниже соломы на улице» (цит. по «Шри Чайтанья-чаритамрита», 10.85, ком., стр. 210).
 
4.6. Произнося молитвы, содержащие имена Господа, чистый слуга имени Бога общается с Ним Самим

Из книги «Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставление безмолвствующим» (29):

«[Слова св. Иоанна Златоуста:]  …Всякий молящийся с Богом беседует. Сколько же велико, будучи человеком, с Богом беседовать, каждый из нас понимает, но словами выразить сию честь едва ли кто возможет…» (цит. по: «Добротолюбие», том 5, стр. 344).

«Молитва, по качеству своему, есть общение и единение человека и Бога…». «Молитва есть восхождение ума к Богу» (там же, стр. 346).

Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам»:

«…когда чистый преданный произносит чистую вибрацию звукового образа Его святого имени, он ощущает блаженство общения с Господом и перед ним тотчас возникает образ Господа. Поэтому чистый преданный ни на мгновение не расстается с Господом. Следовательно, если мы хотим постоянно общаться с Верховным Господом, то по совету шастр должны все время повторять святое имя Господа» (2.5.25, ком.).

4.7.1.Чистое повторение святого имени приводит к тому, что оно начинает сиять в уме и приводит к божественному откровению

Из книги преподобного Исихия «О трезвении и молитве» (цит. по: «Добротолюбие», том 2, стр. 201):

«Солнце, проходя над землею, производит день, а святое и поклоняемое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений» (196).

Из стиха 3 «Шри Кришна-намаштаки» Шрилы Рупы Госвами:

О сияющее солнце Святого Имени! Если человек узрит хотя бы слабый отблеск Твоего сияния, он избавится от невежества, из-за которого страдает во тьме материального мира. Ты награждаешь духовным видением даже глупых слепцов, лишенных и крупицы духовного знания» (цит. по: Шачинандана Свами, «Океан нектара Святого Имени», стр. 221).

4.7.2. Повторяя молитву, содержащую имена Господа, человек обретает божественную любовь

Из книги «Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставление безмолвствующим» (цит. по: «Добротолюбие», том 5, стр. 335-6):

 «…собери ум свой, введи его в путь дыхания, коим воздух входит внутрь, и принуди его вместе с вдыхаемым воздухом войти в сердце, и держи его там; держи, но не оставляй молчащим и праздным, а дай ему следующую молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. И пусть он имеет сие непрестанным своим делом и никогда не оставляет его. Ибо оно, содержа его не мечтательным, делает недосязаемым для прилогов вражеских и возводит в божественное желание и любовь» (19).

Из «Шри Чайтанья-чаритамриты» Кришнадаса Кавираджи Госвами:

«Абсолютная Истина – это Шри Кришна, и искреннюю преданность Ему, проявляющуюся в чистой любви, можно обрести благодаря совместному пению святого имени, которое несет в себе высшее блаженство» (Ади, 1.96).

5.1. Главнейшая цель духовной жизни – подчиниться воле Бога и научиться исполнять Его желания

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

«Святой Петр Дамаскин в первой книге своей в «Добротолюбии» осматривает всех людей всех времен, бесконечно разнообразных по возрастам, сложению, званиям и состояниям, и находит между всеми ими, несмотря на различие до противоположности, и спасаемых и погибающих. Помышляя о сем, говорит он, сокрушался я душою и в недоумении до изнеможения вопрошал: что за причина сему и какое начало нашему спасению или погибели? Долго трудился он над этим, ища умом неложного решения, и вот какое нашел у святых отцов рассуждение: начало всякого блага и всякого зла есть данный человеку разум и по разуме воля. Начало спасения: да оставит человек своя хотения и разумения и сотворит Божия хотения и разумения. Прежде закона, в законе и во благодати много обретается спасенных, потому что они предпочли разум Божий и волю Его паче своих разумений и хотений; и опять во все те времена много обретается погибших, поелику своя хотения и разумения предпочли паче Божиих» (стр. 66-67).

Из комментариев А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам»:

«В каждом из 8 400 000 видов жизни живые существа испытывают отведенное им количество радостей и страданий. Изменить это не в наших силах, потому что и радости, и страдания посылает нам Сам Бог, Верховная личность, по велению которого мы получили свои тела. А раз уж нам все равно не избежать того, что предначертано Всевышним, значит, мы должны согласиться с тем, чтобы Он вел нас, как зрячий ведет слепых. В каком бы положении по воле Господа мы ни оказались, если мы будем оставаться в этом положении и всегда следовать наставлениям Всевышнего, то достигнем совершенства…

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа – «Оставь все прочие занятия. Просто предайся Мне и следуй за Мной» (Б.-г., 18.66). Предаться Верховному Господу и следовать Его наставлениям может любой, независимо от вероисповедания или касты…» (5.1.15, ком.).

5.2. Следуя за совершенным духовным учителем, ученик сам достигает совершенства

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

«Путь послушничества, или совершенного отречения от своего ума и воли и всякого управления собою чрез предание себя надежному и Богом данному руководителю-отцу, есть путь краткий и непродолжительный, как называется он у святого Лествичника (Слово 4, п. 5). Вступившие на него в истинном духе скоро востекают на совершенство и безопасно минуют все уклонения, блуждания и задержки» (стр. 94-95).

Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам»:

«Для того, кто получил благословение вайшнава, нет ничего невозможного. В «Бхакти-расамрита-синдху» это называется крипа-сиддхи: человек может достичь совершенства, просто получив благословение возвышенного преданного. Как правило, чтобы достичь духовного совершенства и обрести освобождение, необходимо выполнять предписания шастр. Однако многие достигли совершенства просто по благословению духовного учителя…» (5.1.11, ком.).

Это лишь немногие параллели из того огромнейшего количества параллелей, которые могли быть приведены. В заключение вспомним высказывания из священных писаний вайшнавов и христиан, в которых указывается, что пройти по описанному пути до конца удается лишь немногим. Этим можно объяснить споры между представителями традиций (вызванные недостатком духовного опыта у спорщиков, а значит, и непониманием Бога, из которого исходит любовь ко всем Его детям, живым существам).

Из «Бхагавад-гиты как она есть» (слова Кришны):

«Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня» (7.3).

Из Евангелия от Луки:

«Много званых, но мало избранных» (14.24).

Химавати деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No25, декабрь 2006