Rss

Параллели в христианской и вайшнавской литературе (прод.)

(Продолжение. Начало см. в номере 23)

2.2. Прежде чем принять кого-то духовным наставником, нужно испытать его, удостоверившись, что все его высказывания согласованы со священными писаниями

Из «Изречений св. Антония Великого и сказаний о нем»:

«Надобно наперед удостовериться в здравомыслии и в опытности старца, – и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим. Надобно смотреть, говорил он [Антоний Великий], на то, что повелевается. Если кто-то укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, – прими то с покорностию и старайся соблюдать…   послужило к сему поводом, что иные брались руководить других, сами опытом не изведавши многого» (цит. по: «Добротолюбие», 1 стр. 124-125).

Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Раджа-видья – царь знания»:

«…чтобы постичь науку о Боге, Сам Шри Кришна, Верховный Господь, советует  нам обратиться к такой личности, которой мы могли бы предаться. Это значит, что сначала нам нужно проверить, способен ли этот человек привести нас к пониманию «Бхагавад-гиты» и других священных писаний, которые содержат в себе знание о Боге. Нельзя проявлять легкомыслие в выборе духовного учителя. Мы должны стремиться во что бы то ни стало найти личность, которая действительно обладает знанием о Боге» (стр. 68).

2.3. Аналогия с кормчим или капитаном корабля, а также указание на то, что духовный наставник должен быть совершенен

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

«Каков должен быть руководитель, полнее можно видеть у того же святого Иоанна Лествичника в наставлениях его настоятелю. Там назван он врачом, кормчим, учителем, книгу, в сердце написанную, имеющим и не от человека наученным, бесстрастным, в Боге живущим и прочее. Видимо, то есть, что он должен быть из коснувшихся последних ступеней совершенства» (стр. 71).

Из книги Иоанна Лествичника «Лествица»:

«Кормчий духовный тот, кто получил от Бога и чрез собственные подвиги такую духовную крепость, что не только от треволнения, но и от самой бездны может избавить корабль душевный» (Слово к пастырю, 1, п. 2).

Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам»:

В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.17) сказано:

нр-дехам адйам сулабхам судурлабхам
плавам сукалпам гуру-карнадхарам
майанукулена набхасватеритам
пуман бхавабдхим на тарет са атма-ха

«Чтобы переправиться через огромный океан, нужен прочный и надежный корабль. В данном стихе говорится, что человеческая форма жизни – подходящий корабль, на котором можно пересечь океан неведения. В человеческой форме жизни у человека есть возможность действовать под руководством опытного капитана, духовного учителя» (4.23.28, ком.).

Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания»:

«Учитель должен быть совершенным, он должен обладать настоящим знанием, тогда он может учить» (стр. 310).

2.4. Истинный духовный наставник  учит не только словами, но и своим примером

Из книги Тихона Задонского «Сокровище духовное»:

«Учители, научая учеников своих художествам и наукам, показуют им пример, и чему научают, тое и сами делают, и таким образом руководствуют их к успеху во учении их. Сей бо добрый учитель есть, который и учит, и пример показует учения своего. Тако Христос Господь, живучи на земли, учил и творил; учил добру и творил добро; и чему учил, тое и творил, и тако Своим примером научал нас святому и христианскому житию» (изд. Русский Духовный Центр, 1994, стр. 201).

Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шри Чайтанья-чаритамрите»:

«Шри Чайтанья Махапрабху учит людей тому же, что делает Сам. Он говорит: апани ачари бхакти карила прачара (Ч.-ч., Ади, 4.41). Прежде всего нужно начать действовать самому, а потом уже учить других. Так поступает настоящий учитель. Пока человек не поймет до конца философию, которую он проповедует, его проповедь не будет успешной. Поэтому нужно не только изучать философию Чайтаньи, но также жить по ней» (Ади, 9.51, ком.).

3.1. Ученик должен обладать беспрекословной верой в своего духовного отца

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

«К отцу своему ученик должен иметь полную и несомненную веру – веру в то, что он знает путь Божий, может доводить по нему к совершенству и доведет именно и его…» (стр. 80).

Из «Шветашватара-упанишад» (6.23):

«Только тем великим душам, которые непоколебимо верят в Господа и духовного учителя, открывается суть ведического знания» (цит. по «Еще один шанс», стр. 76).

3.2. Духовный учитель проверяет ученика

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

«…как скоро кто о камень веры преткнется, то уж нет сомнения, что таковый падет… Поэтому и сами отцы прежде всего удостоверялись в вере к себе тех, коих принимали под руководство, и если замечали ее отсутствие, то не принимали» (стр. 80).

Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Бхагавад-гита как она есть»:

«Каждый должен пройти через проверку, устроенную духовным учителем, и, когда учитель убедится в искренности ученика, он немедленно благословит его и откроет ему истинное духовное знание» (4.34, ком.).

3.3.Ученик должен предаться своему духовному наставнику

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

 «Когда назнаменует Господь пользою от него очевидною, великою, испытанною, что это твой окормитель, – предайся ему» (стр. 123).

Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания»:

«Прежде всего необходимо предаться. Мы должны найти возвышенного человека и добровольно покориться ему» (стр. 83).

3.4. Духовный учитель берет на себя грехи того ученика, который с верой предается ему

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

«Со своей стороны и отец дает решительное уверение о спасении его души собою, берет на себя его грехи и ответ пред Страшным судом Божиим» (стр. 75).

Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам»:

«Шри Чайтанья Махапрабху в этой связи говорил, что духовному учителю, который действует как представитель Кришны, приходится брать на себя все грехи своего ученика» (4.21.31, ком.).

3.5. Нужно с благоговением поклоняться и служить духовному учителю, ни при каких обстоятельствах не оставляя этого занятия

Из книги Иоанна Лествичника «Лествица»:

«Всякого наказания достойны перед Богом те больные, которые, испытавши искусство врача и получивши от него пользу, из предпочтения к другому оставляют его прежде совершенного исцеления. Не избегай из рук того, который привел тебя ко Господу; ибо всю жизнь твою, ни перед кем не должен ты иметь такого почтительного благоговения, как перед ним» (О послушании, 72).

Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шри Чайтанья-чаритамрите»:

«Только глупцы оставляют служение духовному учителю, думая, что обладают глубокими духовными познаниями… Духовный учитель прекрасно знает, какой деятельностью занять каждого своего ученика, но, если ученик считает себя умнее и, перестав следовать указаниям духовного учителя, начинает действовать независимо, он тем самым останавливает свое духовное развитие» (Ади, 7.72, ком.).

4.1. Когда ученик вступает под начало наставника, тот налагает на него правила, которым  послушник обязан строго следовать

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

«…кто имеет руководителя, для того он сам начертает правила. Ученик есть смиренный, неразмышляющий исполнитель» (стр. 130).

Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Жизнь происходит из жизни»:

«Духовный учитель предписывает метод духовной дисциплины, и ученик практикует его, следуя данным ему предписаниям» (стр. 131).

4.2. Одно из главных правил – постоянно слушать (читать) писания о Боге, а также стараться жить в соответствии с законами Бога, в них указанными

Из «Духовных наставлений преподобного Серафима Саровского мирянам и инокам»:

«Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что делать должно стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».
Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнью своею» (23).

Из «Бхагавад-гиты как она есть» (слова Кришны):

«Поэтому, следуя указаниям шастр [священных писаний], ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать и чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства» (16.24).

Из «Бхагавад-гиты как она есть» А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

«…любой, кто избрал путь сознания Кришны, может заниматься преданным служением Господу, состоящим из девяти видов. Первый и самый главный из них – слушание повествований о Кришне. Это очень могущественный вид духовной практики, позволяющий полностью очистить ум… когда человек слушает о Кришне, в нем естественным образом развивается привязанность к высшему духовному началу. Такую привязанность называют парешанубхавой, духовным удовлетворением. Оно подобно чувству удовлетворения, которое испытывает человек, постепенно утоляя свой голод. С каждым куском съеденной пищи это удовлетворение возрастает, и он ощущает новый прилив сил… Этот процесс напоминает процесс выздоровления больного, который находится под наблюдением опытного врача и соблюдает строгую диету. Слушание повествований о божественных деяниях Господа Кришны – эффективное средство для лечения помешавшегося ума…» (6.35, ком.).

4.3. Одного чтения книг недостаточно, поскольку духовный учитель должен объяснить, как применять знания из духовных книг на практике

Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:

«…Сам Господь повелевает нам учиться от Священного Писания, глаголя: испытайте… Но опять: что, кому и как читать? И потом: что из прочитанного и узнанного взять себе в правило и чего не брать? Кто скажет неискусному и неопытному? Правило само по себе хорошо, но не для меня; будет оно идти ко мне, но не теперь. Сколько гибнущих именно оттого, что они всё вычитываемое хотят взять на себя! Есть, говорят, люди такого сложения, что, о какой болезни ни услышали, тотчас переводят ее на себя и начинают болеть. То же может быть и с чтением, которое не управляется советом. Итак, читай, вникай, исследуй, обогащайся духовною мудростию, но что именно исполнить самому, что поставить себе в правило, это решай не сам собою; иначе: все твори с совета, а не по своему разумению. Вычитал – поди, спроси, как оно есть, идет ли к тебе и как можешь ты исполнить то» (стр. 115-116).

Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Раджа-видья – царь знания»:

«Нельзя стать врачом, просто купив и прочитав книгу о медицине. Для этого нужно поступить в медицинский университет и пройти подготовку под руководством дипломированных врачей. Разве можно научиться чему-то серьезному, если просто купить книги и прочитать их дома? Необходимо, чтобы кто-то показал нам, как применять это книжное знание на практике» (стр. 68).

4.4.  Духовный наставник устанавливает правило: нужно всегда помнить Самого Бога и Его имя; для этого нужно возносить молитвы Богу, в которых содержатся Его имена; имя Господа будет изгонять нечистоту из сердца молящегося

Из книги «Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставление безмолвствующим» (21):

«И великий Златоуст говорит: «Умоляю вас, братие, никогда не нарушайте и не презирайте правила молитвы сей… монах должен, – ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает, – непрестанно взывать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» да имя Господа, сходя вглубь сердца, смирит держащия тамошния пажити змия, душу же спасет и оживотворит. Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два сии во едино». И опять: «Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним, и сердце свое храните всегда с памятованием Господа нашего Иисуса Христа, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет, – да возвеличится Христос в вас» (цит. по: «Добротолюбие», том 5, стр. 337).

Из «Шри упадешамриты» Шрилы Рупы Госвами:

«Все наставления сводятся к следующему: необходимо стремиться все время – двадцать четыре часа в сутки – сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать Его трансцендентный образ, качества и вечные игры, и всегда помнить о них, постепенно занимая ими свой язык и ум» (8).

Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Совершенство йоги»:

«Для того, кто занимается йогой, процесс очищения атмы (ума, тела и души) неизбежно сопряжен со множеством трудностей, однако в нынешний век самым эффективным методом очищения является повторение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Почему? Потому что эта трансцендентная звуковая вибрация неотлична от Самого Кришны. Когда мы повторяем имя Кришны с любовью и преданностью, Кришна находится рядом с нами, а если Кришна рядом, то как мы можем не очиститься?» (стр. 15).

(Окончание следует)

Химавати деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No24, ноябрь 2006