Rss

Погрузитесь в сознание Кришны

Если мы глубоко задумаемся, то увидим, что Движение сознания Кришны – это большой духовный университет, где мы учимся погружаться в размышления о Кришне. Суть в том, чтобы направить свои мысли с материального плана на духовный. В течение жизни мы постепенно овладеваем этим искусством.

50 9

Давайте вспомним, что весь смысл различных духовных практик, действий и правил в сознании Кришны заключается в том, чтобы всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем. Из сострадания к живущим в этом мире людям, безгранично милостивый Господь являл прямо на глазах у всех Свои исполненные блаженства игры. Он делал это только для того, чтобы помочь нам сосредоточить на Нем свое сознание.
«Господь приходит в этот мир, чтобы явить во Вриндаване Свои исполненные счастья игры. Когда Господь Кришна жил во Вриндаване, Его игры с мальчиками-пастушками, Его отношения с девушками-пастушками, с другими обитателями Вриндавана и с коровами были проникнуты блаженством. Для жителей Вриндавана не существовало ничего, кроме Кришны» («Бхагавад-гита», Введение).

«Нарада Муни советует каждому, прежде всего, обусловленным душам, так или иначе сосредоточить свой ум на Кришне, ибо это защитит их от всех опасностей материального бытия. Полностью погрузиться в мысли о Кришне – значит достичь высшей ступени бхакти-йоги» («Шримад-Бхагаватам», 7.1.27, комм.).

Погружение в майю

Сейчас наша главная проблема заключается в том, что мы не способны связать свою жизнь с Кришной и видим мир, отделенным от Него. В результате нас охватывает страх. В «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что страх появляется, когда сознание живого существа погружается во внешнюю иллюзорную энергию Господа, и оно начинает ошибочно отождествлять себя с материальным телом. Таким образом, оно отворачивается от Верховного Господа и забывает свое изначальное положение Его слуги. Это полное страха состояние забвения возникает под влиянием иллюзорной силы майи.

«Поэтому разумный человек должен непрерывно заниматься чистым преданным служением Господу под руководством истинного духовного учителя, которого он должен считать своим почитаемым Божеством и самой своей жизнью» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.37).
Давайте подытожим. Страх возникает, когда сознание направляется на неверный объект. В результате человек начинает воспринимать временное материальное тело за себя самого, хотя это всего лишь оболочка, покрывающая настоящую личность. Из-за этого заблуждения он сосредотачивается на незначительных и несуществующих вещах, а затем, под влиянием майи, в его уме развиваются всевозможные ложные представления и страхи.

Один юмористический случай показывает, как восприятие вещей в отдельности от реальности порождает страх. Как-то раз один молодой человек приехал в Трансильванию, на родину легендарного графа Дракулы. Он остановился на ночлег в одинокой гостинице в румынском лесу. Уставший, он лег спать, чтобы провести ночь в ужасном кошмаре.

Около полуночи на улице раздался ясный пронзительный крик вампира, от которого задрожали стекла. Чуть позже юноша услышал человеческие шаги по скрипучему деревянному полу недалеко от своей комнаты. Когда дверь неожиданно распахнулась, он увидел пару красных глаз, кровожадно взиравших на него. И через мгновение он почувствовал, как острые зубы вонзаются в вену на его шее. Сначала он не мог пошевелиться от страха, но потом все-таки вскочил с постели, упал на пол и увидел озабоченное лицо своей полнотелой хозяйки, которая включила свет.

– Молодой человек, что с Вами? Успокойтесь! Все хорошо, – проговорила она.
Но все, что мог ответить юноша, было:
– Дракула, Дракула, здесь Дракула. Он пришел за мной.
– Здесь нет никакого Дракулы, – спокойно сказала женщина.
– Но крик…
– Это наша козочка наконец-то родила козленка.
– Нет, шаги перед дверью… Я слышал скрип половиц.
– Это деревянный пол скрипит от холода.
– Но дверь и те глаза, глядевшие на меня… Да, и посмотрите на мою шею – вампир уже начал пить мою кровь.

Женщина только рассмеялась:
– Порыв ветра открыл дверь в Вашу комнату. И поскольку Вы так метались, наша кошка, которая спала у Вас в ногах, должно быть, проснулась и от испуга прыгнула на Вас и оцарапала Вам шею. Ничего страшного не случилось, успокойтесь.
Потом хозяйка гостиницы обнаружила на его ночном столике книгу, которая называлась «Дракула – кровожадный вампир».
Под влиянием майи подобным же образом искажается и наше восприятие вещей. Мы отождествляем себя с чем-то, чем мы не являемся, и из-за этой путаницы возникает множество проблем.

Погружение в Кришну совершенно естественно

Мысли о Кришне могут казаться принудительными и неестественными только когда ум покрыт чужеродной материальной энергией. Но в действительности погружаться в размышления о Господе – это самая естественная вещь. Не думайте, что это искусственная для ума деятельность.

Нет, это совершенно естественно.

«Для железа естественно притягиваться к магниту, а для всех живых существ естественно тянуться к Кришне. Кришна — это изначальное имя Господа, которое означает «тот, кто влечет к Себе все сущее». Самые яркие примеры этого влечения можно найти во Вриндаване: там все и вся тянутся к Кришне. Его родители Махараджа Нанда и Яшодадеви; друзья, такие как Шридама, Судама и другие мальчики-пастушки; гопи — Шримати Радхарани и Ее спутницы, и даже коровы, телята, лесные птицы и звери — все тянутся к Кришне. К Нему тянутся цветы и плоды в садах, воды Ямуны, земля, небо, деревья и другие растения, животные и все остальные существа. Такое влечение к Кришне свойственно всему, что есть во Вриндаване» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.14, комм.).

Кто-то может спросить: «В самом деле? Если думать о Кришне – так естественно, почему же мысли о Нем не возникают в уме сами собой? Почему для этого требуется так много практики?» Причина проста: мы стали неестественными. Давайте посмотрим на приведенный Шрилой Прабхупадой пример с железом, которое естественно притягивается к магниту. Это происходит, только если железо не покрыто ржавчиной. Иначе оно не сможет ответить на силу притяжения магнита. Сначала нужно удалить ржавчину. Так же и мы должны освободиться от неестественного налета, покрывающего наши сердца, а для этого требуются прилежные занятия духовной практикой.

Могущественный метод погружения в Кришну

В этой короткой статье я хотел бы обратить ваше внимание на один очень могущественный метод погружения в Кришну. Можно назвать его «лечебное слушание». В «Шримад-Бхагаватам» есть множество мест, где говорится о совершенно удивительном эффекте слушания или чтения о Кришне (например, в «Бхаг.» 3.9.11 или «Бхаг.» 2.8.4-5).

50 10

Также существует много советов, благодаря которым слушание может стать непосредственной встречей с Господом, такие как слушать с непрерывным вниманием, с верой, регулярно и с искренним усердием. Здесь я хотел бы выделить один метод, который сразу же приносит ощутимый результат. Когда вы будете читать книгу, постарайтесь пройти следующие четыре шага:

  1. Начните просто с чтения или слушания. Сосредоточьте свое внимание на тексте. Этот шаг можно сравнить с тем, что вы кладете кусочек пищи в рот.
  2. Размышление. Глубоко подумайте над текстом. Проанализируйте его и почувствуйте его влияние на вас. Спросите себя: «О чем же здесь говорится? Какой смысл, какая истина заключена в этих словах?» Раскройте, обнаружьте ее. Этот процесс сходен с пережевыванием пищи. Мы начинаем ощущать ее воздействие.
  3. Медитация. Начните глубоко медитировать на прочитанный текст. Почувствуйте радость от соприкосновения с Господом. Эту стадию можно сравнить с наслаждением от вкуса пищи, который освежает нас и наполняет радостью и энергией.
  4. Молитва. Обратите свое внимание к личности Бога, о котором этот текст повествует либо произнесен Им самим. Излейте свое сердце, как нищий, который просит воды. Ответьте Господу, выразив Ему свою благодарность, раскаяние, сожаление, любовное восхищение и т.д. Позвольте сердцу воспламениться. Эту стадию можно сравнить с тем, что вы едите пищу в своем сердце. В это время человек уже не думает о конкретной еде, а о личности, с которой эта еда связана: о поваре, или о хозяине, или о ком-то еще. То есть ваше внимание целиком направляется на Господа. Полная связь!

Те, кому сложно так глубоко размышлять над прочитанным, могут обрести равноценное благо, если будут применять полученное знание в жизни. Так они встретят доказательства и подтверждения его истинности, и им раскроется новое видение вещей, то есть они приобретут определенный опыт в сознании Кришны.

Кришна-лила: когда внимание направляется на Кришну

В то время как я пишу эту статью, меня прерывает срочный телефонный звонок. В одном из храмов разгорелась ссора между преданными: они имеют абсолютно различные мнения на предмет, который глубоко влияет на их духовную жизнь. Пока я слушаю описание конфликта, у меня возникают опасения, что эта проблема может разбить всех обитателей храма на два лагеря. Завтра я лечу в Индию. Как я смогу помочь за такой короткий срок? Сказав то, что я должен был сказать, я кладу трубку и сразу вспоминаю одну вещь, которую читал о проблемах в обществе преданных. Дайте-ка я посмотрю. Возможно, это поможет на трансцендентном уровне. В любом случае особо выбирать не приходится.
Я читаю у Бхактивинода Тхакура, как однажды Господь Кришна проглотил и потушил лесной пожар, угрожавший Его дорогим преданным. Лесной пожар олицетворяет ссоры между преданными, которые придерживаются различных мнений. Я решаю принять прибежище у Кришны в точности как мальчики-пастушки молили: «О Кришна! Ты и Баларама – так могущественны! Нас обжигает огонь бушующего пожара. Пусть Ваши лотосоподобные стопы станут для нас убежищем. Мы знаем, Вы можете уберечь нас от этой беды. Дорогой Кришна, мы – Твои близкие друзья. Несправедливо, чтобы мы так страдали. Мы целиком зависим от Тебя, Тебе же известны все заповеди религиозной жизни. Кроме Тебя, у нас никого нет!»

Я добавил про себя: «Мой Господь, эти молитвы произнесли Твои дорогие друзья. Хотя я – падший, сегодня я тоже прошу Тебя помочь потушить пожар между преданными этого храма».

Затем я открываю «Книгу о Кришне», в которой Шрила Прабхупада описывает эту игру.

«Верховный Господь услышал просьбы Своих друзей и бросил на них благосклонный взгляд. Этим взглядом Кришна дал понять, что им нечего бояться. Вслух Он сказал: «Ни о чем не беспокойтесь!» Затем Кришна, верховный мистик, могущественная Личность Бога, в мгновение ока проглотил пламя пожара. Так пастушки и коровы были спасены от неминуемой гибели. От страха мальчики почти лишились чувств, но теперь, придя в себя и открыв глаза, они обнаружили, что снова находятся в лесу Бхандира вместе с Кришной, Баларамой и коровами. Они были поражены, увидев, что пылающий огонь исчез без следа, и что коровы целы и невредимы. Про себя они подумали, что Кришна, должно быть, не обычный мальчик, а один из полубогов» («Книга о Кришне», гл. 19).

Мой ум сразу же чувствует удовлетворение и успокаивается. Обратив свое сознание к Господу Кришне, я понимаю, что только Он один может решить любую проблему, ведь Он совершает чудеса и особенно защищает Своих преданных. Он – истинная движущая сила, единственный управляющий, верховный контролирующий.

Вы спросите, что произошло дальше с нашей проблемой? Когда на следующий день я отравился в Индию, я погрузился в совершенно иную жизнь. Только спустя неделю я позвонил в Германию, чтобы узнать, что стало с конфликтом. Он сказочным образом погас, как проглоченный Кришной пожар. Трудно сказать, что помогло разрешить эту ситуацию. Может быть, молитва? А может быть, мой совет преданным обратиться к Кришне и пересмотреть свое мнение с другой точки зрения? А может быть что-то совсем иное? Так или иначе, угроза исчезла и преданные почувствовали облегчение. А разве не это главное?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что в мире существует только одна проблема: люди забыли о Кришне. Нет других проблем. Все проблемы можно разрешить погружением в Кришну. Конечно, большинство проблем требуют также решения на том уровне, на котором они возникают. Я не предлагаю обращаться к Господу по любому поводу, ожидая, что Он станет исполнителем наших желаний. Нет, мы должны делать свою часть, но при этом всегда понимать, где наше высшее прибежище.

30 ноября 2003 года

Шачинандана Свами

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No50 ,апрель-декабрь 2012