Rss

Принимать участие в фестивале нужно телом, речью и умом

«Всякий раз, попадая в очередное тело – тело человека, животного, растения или полубога – душа обретает новых отца и мать. Это не сложно. Гораздо сложнее обрести истинного духовного учителя и Кришну. Поэтому долг каждого человека – найти и бережно хранить возможность общения с представителем Кришны, истинным духовным учителем» (Шримад Бхагаватам 6.16.6)

Именно с такой целью – послужить духовному учителю Бхакти Викаше Свами и поучиться, как служить Господу и преданным, мы отправились на очередной фестиваль в Набережные Челны. Несмотря на то, что мы приехали за два дня до открытия фестиваля, наш Гуру Махарадж уже был там. По милости хозяйки дома, в котором проходил фестиваль, возвышенной преданной Враджа Йогини деви даси мы сразу же включились в служение. А служения было много: гладить одежду для духовного учителя и украшать цветами алтарь Шрилы Прабхупады и Шри Шри Гаура-Нитай. Это мое любимое служение, которое нужно совершать каждый день, и которое дает возможность ощутить нектар от очень близкого общения с Божествами. Они всегда управляют этим процессом, и остается только удивляться и радоваться, как Божества Сами выбирают цветы, подсказывают, как лучше расположить композиции на алтаре. С каждым годом все больше матаджи желают помочь мне в этом служении. Поскольку алтарная комната находилась на самом верхнем этаже, требовалось преодолеть не менее пяти лестниц, чтобы доставить букеты Божествам. Поэтому помощь была просто необходима.

Еще нужно было подготовить цветы для комнаты Махараджа, а когда он выходил из комнаты на улицу читать джапу, нужно было успеть передать цветы слуге Махараджа. Теперь я знаю, какие цветы любит Махарадж, старюсь использовать именно их, а также приношу махапрасадные цветы от Шрилы Прабхупады.

Иногда Гуру Махарадж просил не менять цветы в какой-то день, а новый букет предложить Божествам.

Теперь о самом фестивале.

23 5

Я не могу забыть это удивительное время… Каждое утро начиналось с того, что мы могли видеть Гуру Махараджа и наблюдать, как он кланяется своему духовному учителю, с каким благоговением он приветствует каждое Божество, а Их было на фестивале семь пар! Из них шесть пар – Гаура-Нитай, от самых маленьких до самых больших, и Шри Шри Кришна-Баларама. Многие преданные привезли с собой Божества и поклонялись Им в своих комнатах.

Затем Гуру Махарадж проводил пуджу Туласи Махарани, а после чтения джапы – пуджу Шриле Прабхупаде. Однажды на гуру-пуджу пришел мой муж Владимир Григорьевич, он пел вместе со всеми, а затем, когда стали подносить лепестки Шриле Прабхупаде, он тоже преподнес лепестки, а потом упал перед Прабхупадой в полный дандават. Я заметила это, и мое сердце чуть не выпрыгнуло из груди от радости.

23 6

На первой лекции Гуру Махарадж запел бхаджан Нароттама Даса Тхакура «Нама санкиртана» и объяснил, что в этом бхаджане скрыт ключ для ответа, зачем мы приехали на фестиваль. В этих стихах изложена суть фестиваля. Еще он сказал, что в предстоящие пять дней мы должны полностью погрузиться в сознание Кришны.

Махарадж просил нас: «Не говорите ни о чем, только о Кришне!» Также он вдохновлял нас стать лучшими преданными, помогал укрепить нашу веру и энтузиазм. Он говорил, что принимать участие в фестивале нужно телом, речью и умом.
Итак, перед нами были поставлены вполне понятные цели, и мы получили возможность полностью реализовать их на этом фестивале.
Служение телом стало для меня самым легким, казалось, никакая усталость не могла подступить ко мне. Мы поднимались раньше 4 часов утра и засыпали позже 22 часов. Кроме занятий цветами мне удавалось послужить на кухне. Там служишь телом – моешь, чистишь, режешь овощи и фрукты – и речью – общаешься с преданными, прославляешь их всем сердцем, узнаешь, как живут другие ятры, рассказываешь о преданных из нашего города. Это очень захватывает!

Также я успела побывать и на семинарах, которые устраивали преданные. Это семинар моего сына Гададхары Пандита прабху о Двадаша-стотре и семинар Гаури деви даси о семейной жизни. Вечером я обязательно посещала лекцию Гуру Махараджа, которая называлась «Вопросы и ответы». «Можно спрашивать обо всем и получите исчерпывающий ответ», – говорил Махарадж.
Эти лекции были очень интересные, я узнала много нового для себя. Оказывается, если просто читать книги Шрилы Прабхупады по часу в день, можно обрести видение вечности. А чтобы возвыситься в материальном плане, нужно просто стать стабильным, и так по милости Кришны можно одухотворить свою материальную жизнь.

«А зачем женщине покрывать голову?» – спросил кто-то.

«Это знак почтения и уважения», – ответил гуру.

За пять вечеров все преданные получили ответы на свои вопросы.

Еще хотелось бы рассказать о наших замечательных харинамах.

Однажды выдался чудесный день, и преданные, красивые, нарядные, улыбающиеся, отправились на улицу прославлять Кришну. Впереди перед процессией танцевали наши красавицы – молоденькие матаджи в ярких сари.

За ними шли прабху с мридангами, караталами и баянами, а за прабху – снова матаджи, поющие и пританцовывающие. Шли мы по улицам, и харинама наша напоминала длинную цветную ленту, опоясывающую улицы и проспекты. Люди выглядывали из трамваев и махали нам руками, автомобилисты сигналили нам в знак приветствия. Было очень весело!

Возле городского рынка состоялся настоящий праздник. Матаджи и прабху танцевали, и их танцы просто ошеломили местных жителей. Люди останавливались, ставили на землю свои сумки и смотрели, смотрели, смотрели… Сначала их лица были напряженными, потом на них появлялся какой-то интерес, и под конец люди, уже улыбаясь, говорили преданным: «Какие вы молодцы! Вот это праздник!»
Одна женщина начала даже записывать в блокнот слова маха-мантры, и ей тут же показали книги Шрилы Прабхупады, в которых, как ей объяснили, есть вся необходимая информация. Всего на харинаме было распространено около 400 книг.

Вечером Махарадж спросил: «Не желаете ли завтра повторить все, что было сегодня?»

«Харибол!!!» – радостно закричали преданные.

Я думала, это шутка, но на следующий день снова состоялась харинама, и счастью преданных не было конца…

Кульминацией фестиваля стал праздник Радхаштами. В этот день преданные прославляли Шримати Радхарани, пели для Нее бхаджаны, провели ягью, на которой бхакты из разных городов получили инициацию. А вечером нам показали два спектакля: маленькие дети изображали сцены из жизни Радхи и гопи во Вриндаване, а взрослые преданные продемонстрировали сцены, рассказывающие о реинкарнации души.

А потом был праздничный пир!

В этом году особенно хочется порадоваться за организацию служения на кухне. Были сформированы три группы поваров во главе с опытными преданными. Благодаря тому, что преданные постоянно сменялись, они могли с большим вдохновением готовить, больше отдыхать и участвовать в разных семинарах и программах.

Кухня была перенесена на улицу, в пяти больших и пяти маленьких котлах постоянно что-то варилось и жарилось. Фантазия поваров, казалось, была беспредельной, даже на завтрак готовили 5-7 блюд, не говоря об обеде.

Мне повезло присутствовать при приготовлении плова и особого соуса под руководством брахмана Джаганнатхи Кара прабху. Он говорил, что если хотите чему-то научиться – стойте, смотрите и помогайте. Поэтому мы в течение трех часов следили за действиями прабху, записывали его советы и пытались все запомнить, чтобы потом дома воспроизвести хотя бы что-то, отдаленно напоминающее его шедевры.

Также мы всей семьей ходили на даршан к нашему дорогому Махараджу: наш сын Гададхар Пандит прабху с женой Кришнаприей, мой муж Владимир Григорьевич и я. Мы передали Гуру Махараджу поклоны от наших преданных, рассказали о своем служении. Махарадж каждого очень внимательно выслушал и дал совет или ответ на интересующий его вопрос.

На одной из своих лекций он сказал, что нет необходимости все время просить у него наставлений при личной встрече и тем более – каких-то особых наставлений. Я это запомнила и теперь стараюсь этому следовать.

Наконец, расскажу о самом удивительном. Мы планировали уезжать домой рано утром, сразу после закрытия фестиваля. Но машина никак не хотела заводиться. Мы с моей невесткой сидели сначала на сумках и ждали, потом пошли на завтрак. Многие преданные давали нам разные советы по поводу машины, в результате мы оказались на станции техобслуживания, и машину починили только к 3 часам дня. Это была последняя милость Кришны, потому что мы не поехали в тот день домой, а вернулись в Набережные Челны и вместе с другими преданными провожали Гуру Махараджа. Он уезжал где-то в 6 часов вечера, так что мы успели подготовиться.

Пришли многие местные преданные, образовали коридор и кидали лепестки к стопам нашего духовного учителя, а он смотрел в глаза каждому, давал прасад и благословлял.

Мы испытывали ощущения вечности и блаженства, и самое удивительное – не было никакой горечи расставания. Дорогой Махарадж всегда с нами! Харибол!

А вот рецепты, с которыми поделились мои духовные братья и сестры.

Майонез

Дамаянти деви даси, г Москва

250 г. раст. масла охладить в морозилке
сок 1 лимона
1 ч. л. морской соли
1 ч. л. горчицы, готовой к употреблению
0,5 ч. л. сах. пудры
1 – 2 ст. л. сухого молока или деревенских сливок

В охлажденную посуду влить масло, взбить, капая помаленьку сок лимона, а потом добавить остальные компоненты.

23 7

Плов

Джаганнатха Кар дас, г. Казань

Так готовят рис в Средней Азии.

На 1 кг риса (круглого краснодарского):
1,5 кг моркови, нарезанной тонкой соломкой
200 г. растительного масла
1 ст. л. соли
1 ст. л. цельного кумина
молотые специи: 1/8 ст. л. кумина,1/4 ст. л. кориандра, 1/4 ст. л. барбариса

В толстостенной посуде нагреть масло до кипения и жарить морковь и кумин до румяной корочки. Засыпать чистый и перебранный рис, не перемешивать, посолить, залить водой. Причем, воды не должно быть много, она должна быть чуть выше риса.

Слегка перемешивая рис сверху (морковь не трогать), варить до полуготовности.

Сделать из риса холмик или, как говорит Джаганнатха Кар прабху, «сделаем юрту». Проколоть в «юрте» дырочки, посыпать ее молотыми специями, плотно накрыть крышкой и держать без огня еще 20 минут (можно укутать посудину в теплое одеяло).
Выложить холм на широкое блюдо, морковная макушка должна оказаться вверху. Этот рецепт особенно подходит для приготовления риса на большую компанию.
Получается очень-очень вкусно!

Манджумедха деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No23, октябрь 2006