Rss

Продолжение лекций Его Милости Чайтаньи Чандры Чарана прабху

ВОПРОС: Как стать совершенным сосудом? Вот, кажется, и милости много, а квалификации не хватает, чтобы эту милость использовать на благо преданных. И, вроде, пытаешься служить, потом смотришь – то там «припоганил», то там «срезал», лучше бы по-другому всё сделал, или вообще бы молчал, в углу сидел. Каким образом квалификацию свою повысить, стать чем-то лучшим?

ОТВЕТ: Это хороший вопрос. Сейчас важно для многих из нас подумать об одной очень важной вещи: как стать полезным для движения Шрилы Прабхупады. Составьте план своей жизни. Что мы хотим оставить после себя? Нужно попытаться решить этот вопрос раньше, чем придет старость, или болезнь, или смерть какая-то придет. Что мы после себя оставим? И всё, и будете наполняться всем необходимым. Принцип очень простой: мы строим планы служить Кришне, а Кришна дает нам силы для этого. Просто конкретно выясните для себя: что вы хотите сделать в Движении, чтобы вас помнили. Это очень важно, чтобы преданные о нас помнили. Чтобы шли по стопам, брали пример. Что-то хорошее необходимо сделать, традицию заложить какую-то. Это не ложная гордость, это ответственность. Необходимо, чтобы другие вдохновлялись нашим примером, тогда они пойдут этим путем. Если они подумают: «Тут у нас миллионы преданных, а что они сделали? Никого не видно…» Сложная ситуация для потомков будет. Да, миллионы, а где они? Кто бизнесом занимается, кто чем. Нужно, чтобы мы не исчезли, как мыльный пузырь. Вот, был такой преданный, съел тонну прасада, и исчез… Или хотел получить данду, но так и не получил…

Если вы не знаете, нужно просить Кришну, чтобы проявилась конкретная польза от вашей деятельности. Возможно, вы хотите что-то большое сделать, возможно, не очень большое, возможно, что-то очень хорошее. Почему мы издаем эти книги с письмами преданных? Чтобы люди не думали, что это всё куда-то ушло. Даже уход преданных из жизни важен. Нужно, чтобы люди видели, знали, понимали нашу жизнь, чтобы было все открыто. Тогда нам легко будет находиться в сознании Кришны, ведь через эти письма, через эти откровения мы получаем много знаний друг о друге. Это нас сближает.

Миссия безгранична, здесь для каждого есть свое особое место, но мы должны просить Кришну об этом. Все по милости Кришны происходит. Человек не должен быть этаким самозванцем, Кришна должен помочь отдать Ему правильным образом весь незадействованный потенциал. Когда мы хотим быть полезными, мы не должны вредить друг другу при этом – соперничать, толкать локтями, ходить по головам. Самое главное – мы должны вдохновлять друг друга.

* * *

С помощью духовного разума, который мы получаем по милости духовного учителя, мы можем различать шесть врагов и шесть друзей. И затем, когда все благоприятное мы применяем для преданного служения, то начинаем различать уровни преданных. Так же, как материалисты, когда различают уровни материального богатства, благополучия, власти, они естественно ориентируются с помощью их этикета и материального знания, направленного на материальное достояние. Тогда как разум преданного направлен на духовное достояние. Преданные обретают способность различать количество духовного знания в других людях. Отсюда будет его отношение к младшим, к равным, к старшим. И, умело строя отношения с преданными, занимаясь практикой преданного служения, обуздывая язык, желудок, гениталии, ум, речь и гнев, занимая все в служении Кришне, человек постепенно достигает совершенства. И далее описывается, что он может достичь Вайкунтхи. Но лучше Вайкунтхи есть еще многие вещи, существует еще более высокая обитель – это обитель Вриндавана, которая возвышается над всеми Вайкунтхами. И во Вриндаване лучшее и высшее место – Говардхан, потому что он – лучший из трех Харидасов. Трое лучших слуг Кришны – это Уддхава, Махарадж Юдхиштхира и Гири-Говардхан. «Харидас» означает, что он способен вызвать у любого человека слезы разлуки по Кришне. Таково влияние Харидаса. Дается пример Махараджа Юдхиштхиры , который не мог отпустить Кришну, когда Кришна приезжал к ним в Индрапрастху, или в другое место. Юдхиштхира не хотел, чтобы Кришна покидал их, и он думал: «Если я выйду, я не остановлю Его. Он не послушает меня». Поэтому он обращался к жителям города: «Идите на дорогу, плачьте, стойте перед Ним и лейте слезы. Если Он увидит ваши слезы, Он никуда не уедет. Если я попрошу как царь, Он может отказать мне. Если выйдите вы все на дорогу, Он не сможет отказать вам». Таким образом вызывает слезы по Кришне Харидас.

Гирирадж исполняет все желания – и духовные, и материальные, причем очень быстро, иногда мгновенно. Сейчас Говардхан не такой высокий, хотя эта гора – часть Гималаев, перенесённая сюда.

32 5

На Радха-кунде

Это отдельная история. Мудрец Пуластья-муни искал пещеру для медитации в горах, и не мог найти. Он обратился к Гималаям, чтобы они дали ему гору. Гирирадж – это сын Гималаев. Такой высокий, красивый – четырнадцать миль вверх, шестьдесят четыре на сорок миль – такие его размеры. Изначально он был цельным, не таким, как сейчас, как будто сложенным из камней и кирпичиков. И мудрец взмолился, обращаясь к Гималаям: «Дайте мне вашего сына! Пожертвуйте мне его!» Гималаи стали плакать – жаль расставаться с таким сыном. Но Говардхан сказал, что нужно сделать это пожертвование, но у него одно условие есть: «Я буду перемещаться туда, куда мудрец скажет, до тех пор, пока он будет чист. Как только он осквернится и поставит меня на землю, я больше не сдвинусь с места. Таков мой обет». На таких условиях Гирирадж был пожертвован мудрецу Гималаями.

И когда Говардхан и мудрец Пуластья пролетали над Враджем, Говардхан узнал это место – место игр Кришны, потому что он – чистый преданный Кришны. И под его влиянием Пуластья  захотел в туалет. Это осквернило его, и Говардхан сказал, что дальше не пойдет. Это была такая хитрость, тактика Говардхана, чтобы остаться здесь, в этом месте. И мудрец проклял его, сказав: «Каждый год ты будешь погружаться под землю на одно горчичное зерно, и становиться все ниже и ниже, пока совсем не исчезнешь с лица земли». Вот такая в Пуранах есть история. Говардхан сейчас не такой высокий, но чистые преданные так его и видят – 14 миль. Вы также увидите красоту Говардхана и, несомненно, оцените ее. Говардхан имеет форму павлина. Самое красивое место – это хвост павлина, мы будем постепенно приближаться к «хвосту», а Радха-кунда – это «голова павлина» и два эти озера – Шьяма-кунда и Радха-кунда – «глаза» павлина. Местные жители иногда заходят на вершину Говардхана, мы не заходим туда. Там, на гребне, есть русло небесной Ганги, из кристаллов белых, вдоль всего Говардхана.

32 6

Обход вокруг Гавардхана, последний километр

Мы будем поклоняться Говардхану с помощью ног, это парикрама. Мы будем обходить его, останавливаться для отдыха, для принятия прасада и чтобы послушать истории о Говардхане. Лучшая часть Говардхана – это Радха-кунда и Шьяма-кунда. Мы пойдем по часовой стрелке вокруг Говардхана, нас вначале очистит Гири-Говардхан, прежде, чем мы дойдем до Радха-кунды и Шьяма-кунды и примем там омовение. Здесь, где мы сейчас находимся, мы и завершим парикраму. Это озеро Кусум-Саровара, Кусум – означает «цветок». Это озеро очень глубокое, здесь можно плавать, прыгать, нырять. Рядом есть храм, где плафон расписан изображениями игр Кришны. Это настоящее произведение искусства. Там больше ничего нет. Там мы отдохнем. Нам повезло сегодня – нет сильной жары, и, кажется, собирается дождь. Видите, гроза идет прямо на нас. Во Вриндаване, если идет дождь, это приравнивается к цветам, которые сыплют полубоги, это очень сильное очищение.

Манаси-Ганга. Здесь недалеко храм Манаси-деви, нужно быстро пройти через него, предложить поклоны, получить даршан Харидева. Это божество со времен Кришны установлено, ему пять с небольшим тысяч лет. Парикрама не будет успешной, если мы не получим даршан Харидева.

Однажды Нанда-махарадж, отец Кришны, собрался в паломничество. Маленький Кришна не хотел, чтобы он уходил: «Нет, Ганга здесь!» И Ганга произошла из ума Кришны – Манаси-Ганга. «Манаса» означает «ум». И когда Нанда-Махарадж принял омовение в этой Манаси-Ганге, он очистился. Она приравнивается к могуществу Ганги. Есть история из Пуран о Гаруде, который поймал недалеко отсюда змею, схватил ее за горло когтями и поднял в воздух. Змея уже оставляла тело, умирала. Когда она умирала, она хвостом коснулась Манаси-Ганги и получила освобождение. Санатана Госвами в этом месте писал свои книги, совершал бхаджан, и ему очень досаждали комары. Он собирался уже покинуть это место, но потом обратился к Господу Шиве (видите, на той стороне храм, это храм Господа Шивы). Господь Шива явился и сказал: «Я благословляю это место. Больше здесь не будет ни одного комара». И Санатана Госвами мог продолжать свой бхаджан. Комаров на самом деле здесь больше не было, хотя озеро рядом, но комаров нет.

Говардхан – самый лучший из трех Харидасов, потому что, имея форму горы, он дает прибежище для самых сокровенных игр Радхи и Кришны. Порой трудно понять Кришну непосредственно, но, обратившись к Его слуге, можно понять, потому что он является свидетелем самых сокровенных игр. Здесь есть пещеры для Радхи и Кришны, с естественными зеркалами, с естественным убранством. Там много ручьев, образующих кунды с прозрачно-чистой водой Говардхана. Очень много мягкой травы, дающей пищу коровам. Камни Говардхана, когда на них садятся Радха и Кришна, образуют троны, очень удобные сиденья, они размягчаются под Их влиянием. Таким образом, Кришна и Радхарани чувствуют себя очень комфортно на Говардхане, где много возможностей укрыться от чужих глаз. Есть прекрасные кунджи, деревья калпа-врикша, чистая атмосфера, где сам Говардхан свидетельствует о тайных играх Радхи и Кришны. Об этих играх не догадываются даже жители Вриндавана, они скрыты. 

Много игр Радхи и Кришны происходит на Говардхане. Это место Их встреч, одно из самых сокровенных мест. Когда Радха и Кришна встречаются здесь, Они чувствуют разлуку в присутствии друг друга. И чувствуя, что придется разлучаться, Они начинают плакать. Плачет Радхарани, и плачет Кришна. Вот эти кунды – они наполнены Их слезами. При этом Радхарани так погружена в мысли о Кришне, что Она забывает о себе. Ей кажется, что Она уже Кришна. И Она ищет Радхарани… Ищет – где Радхарани? Радха, Радха, Радха … Радхарани ищет Радхарани, а Кришна ищет Кришну. Они смотрят друг на друга и не узнают. Кришне нужен Кришна, а Радхарани нужна Радхарани, поэтому Они не могут найти друг друга. Они обречены так плакать постоянно. Тогда один мудрец говорит Им: «Пожалуйста, омойтесь в этих кундах, которые Вы образовали сейчас, и все станет на свое место». Тогда Радхарани окунается в Радха-кунду, и снова вспоминает Кришну. А Кришна окунается в Шьяма-кунду, и снова вспоминает Радхарани. Также говорится, что это место было вырыто гопи гребнями для волос и наполнено всеми святыми реками Вселенной. Призваны были все святые реки Вселенной сюда. Это было после убийства быка – Ариштасуры. Кришна убил быка-демона, Он должен был смыть осквернение после убийства. В этой кунде смываются все грехи, гарантируется према-бхакти в этой жизни, если человек совершит омовение здесь. Если человек обуздал чувства, контролирует чувства, в совершенстве служит Кришне и преданным, его обязанностью становится жить на берегах Радха-кунды и никогда не покидать ее. И как можно больше сделать омовений. Это и есть совершенство жизни. Больше ничего не описывается.

Выше во Вселенной места не существует, кроме того, где мы сейчас находимся с вами, на берегах Радха-кунды. Это настолько сокровенное место, что даже великие мудрецы, такие, как Нарада Муни, не могли постоянно жить здесь. Они могут лишь иногда посещать его. Местные садху, вы увидите, будут просить у вас не деньги, а рис. Деньги не нужны, дайте хотя бы рис! Здесь есть определенный закон, я слышал. Задача местных  садху – никогда не покидать Радха-кунду, никогда не выезжать за ее пределы. То есть эта ягья тогда считается непрерывной. И, поскольку экономическое положение сейчас сложное на Радха-кунде, то власти говорят, что вы можете жить безвыездно, но вы должны тогда платить пошлину, потому что вы не работаете. То есть нужно тогда уезжать куда-то на заработки, привозить сюда деньги или рис, платить пошлину, поддерживать каким-то образом экономическое благосостояние. Здесь очень много садху. И никто не работает. Пэтому они будут просить у паломников деньги, чтобы вложить сюда, чтобы не покидать Радха-кунду, не разлучаться с Радха-кундой. Их задача в этом. Поэтому они будут предлагать пуджу, просить что-либо взамен. Один русский преданный тут раздавал пожертвования бабаджи местным. Просто приезжал сюда, раздавал деньги, какой-то богач.

Также здесь есть необычные сампрадайи, сиддха-пранали распространено здесь, на Радха-кунде. Здесь даже дети знают свою сиддха-сварупу. Но это не в буквальном смысле нужно понимать. Здесь есть их гуру, который дает им сразу их сиддха-сварупу, посвящение, и дает им как бы духовное тело – сиддха-деха. Бхактисиддханта Сарасвати говорит, что это авторитетная практика, но она утрачена в наши дни. Мы не следуем ей сейчас. Иногда преданные думают, вот, живя на Радха-кунде, я узнаю свою сиддха-сварупу… Можно узнать от гуру, что я, например, павлин в духовном мире… или теленок… И вот, подражая этим действиям, человек пытается войти в сиддху. Некоторые попадают под это влияние.

С левой стороны самадхи Рагунатхи даса Госвами. Здесь также есть пять основных калпа-врикш, пять деревьев, стоящих вокруг. Это пятеро Пандавов, которые никогда не покидают Радха-кунду. Здесь находятся все самые сокровенные слуги Кришны. Здесь есть место, где Кришнадас Кавирадж Госвами писал Чайтанья-Чаритамриту. Здесь есть Пушпа-самадхи Бхактисиддханты Сарасвати. Здесь есть ИСККОНовский храм, недавно появился. Чтобы принять омовение, нужно перейти вон на тот перешеек, потому что порядок таков: сначала нужно омыться в Радха- кунде, потом, через перешеек, в Шьяма-кунде, потом снова вернуться в Радха-кунду. Поэтому мы можем сейчас пройти через самадхи Рагунатхи даса Госвами, принести поклоны, оставить там пожертвования. Мы можем обойти Радха-кунду справа, парикраму сделать, и выйти с другой стороны. Только нужно вести киртан, если будем идти на парикраму, иначе к нам будут приставать дети, выпрашивать что-нибудь…

Короткая остановка на берегу Сурабхи-кунды. Процесс практики преданного служения Гуру и Кришне неразрушим, он накапливается и сохраняется из жизни в жизнь. Если мы в этой жизни достигли определенного духовного уровня, но нам приходится родиться еще раз, то мы начнем в следующей жизни с того уровня, где мы завершили прошлую жизнь. То есть, нет потерь на этом пути. Все материальное остается здесь, все духовное уходит вместе с нами. Единственная вещь, которая может разрушить все, это оскорбления, которые человек может совершить при воспевании Святого Имени. Существует десять видов оскорблений. Бхактивинода Тхакур насчитывает даже одиннадцать видов оскорблений. Каждое утро в храме преданные перечисляют эти оскорбления, чтобы помнить о них перед повторением джапы. И самое большое оскорбление, которое может разрушить до основния все достигнутое на духовном пути – это оскорбление вайшнавов, посвятивших свою жизнь воспеванию Святого Имени, распространению Святого Имени. Это вайшнава-апарадха.

Индра в этой Кришна-лиле совершает вайшнава-апарадху, он хочет навредить жителям Вриндавана, которые дороги Кришне, как Его собственная жизнь. Он вообще хочет уничтожить Вриндаван. В гневе Индра забывает положение Кришны, свое положение, он теряет память, и совершает вайшнава-апарадху. Но, в конце концов, он убеждается, что Кришна – это Верховная Личность Бога. После совершения апарадхи Индра чувствует страх, и он ищет возможность, как удержать свою духовную жизнь, как защитить ее. И он омывает Кришну молоком Сурабхи, приносит поклоны Говардхана-шиле, просит прощения, возносит молитвы. Но по виду Кришны невозможно понять, доволен Он молитвами Индры, или недоволен. Кришна думает больше о Своих преданных, чем об Индре. И тогда Индра приходит в это место-это Сурабхи-кунда, где смываются следы всех апарадх, которые не может смыть даже Ганга. Ганга смывает грехи, но не смывает оскорбления. Эта кунда смывает все оскорбления, которые мы совершаем вольно или невольно. Если мы совершим здесь омовение, мы тоже почувствуем очищение.

Записала Любовь Антонец

Продолжение лекций Его Милости Чайтаньи Чандры Чарана прабху,
прочитанных им во время Вриндавана-парикрамы в октябре 2006 года.
Начало см. в номерах 30 и 31.

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No32, июль-август 2007