Rss

Прогулки по Дели

Прощание со святой дхамой

Храмовый комплекс ИСККОН «Слава Индии» в Дели поражает своей красотой и масштабностью. Уютные аллеи, фонтанчики, скамейки, притаившиеся в тени цветочных кустов, сад с деревьями туласи, каменные ступени, ведущие к храму Кришны…
Внутри просторно и светло, и так легко дышится, так щемит сердце от ощущения присутствия Верховной Личности Бога. В храме три алтаря – Шри-Шри Гаура-Нитай, Шри-Шри Радха-Партхасаратхи и Шри-Шри Сита-Рама-Лакшман-Хануман. Во время мангала-арати пуджу у одного из алтарей проводил сам Гопал Кришна Госвами, построивший этот замечательный храм и курирующий в настоящее время его деятельность. Гопал Кришна Госвами очень внимателен и добр к преданным, он забоится обо всех и на каждого проливает свою любовь и милость. Когда мы приехали и стояли с вещами у главных ворот храмового комплекса, он сам подошел к нам с теплой, радостной улыбкой и начал расспрашивать о том, откуда мы приехали и нравится ли нам в храме.

19 1

Храмовые алтари огибает небольшая картинная галерея, и на каждой картине сияют Радха, Кришна и гопи. Солнечный свет, просачиваясь через небольшие окна галереи, освещает картины, и они начинают переливаться яркими красками, излучая теплоту и нежность. Преданные любят читать здесь джапу, любуясь на Господа своего сердца и Его энергию наслаждения.

19 2

Храмовый комплекс Лакшми-Нараяна-мандира

Внутренний купол храма также украшен красивыми картинами, и во время пения бхаджанов звуки святого имени возносятся вверх на невидимых крыльях, мгновенно растворяясь в сладостной тишине.

Очень много посетителей храма толпится у входа в музей Бхагават-гиты. Эта экскурсия интересная и необычная. В темноте перед людьми оживают объемные картины с поля битвы Курукшетра, когда Кришна поведал Арджуне бхакти-йогу. Вся философия преданного служения красочно и доступно преподносится гостям храма в виде ярких сцен и оживших образов. Последний зал экспозиции–диарамы – полностью зеркальный. Посетители видят свое отражение в десятках самых разных зеркал, эти отражения мелькают в других зеркалах, и от обилия всех этих спецэффектов начинает кружиться голова. В центре зала на большом мониторе сияет Кришна – Верховная Личность Бога. Он улыбается всем и даже немного посмеивается, но как-то по-доброму, ласково и любовно. Он кажется единственным и настоящим в этом переливающемся чужими лицами пространстве. Он будто говорит: «Смотрите, это материальный мир, такой изменчивый и сумасшедший, а это Я – вечный и постоянный. Мир, в котором вы живете, есть, в конечном счете, отражение вас самих, неужели вам не скучно жить в нем? Приходите ко мне, в Мой мир, полный необыкновенного блаженства и счастья, оставьте иллюзию и перестаньте гоняться за призраками, я жду вас. Я очень скучаю…»
 
Мы выходим из храма и идем куда глаза глядят. А глядят они на огромный белый лотос, сияющий на фоне ослепительной голубизны неба, будто настоящий цветок, плавающий в озерной глади. Это Храм Лотоса, принадлежащий бахаизму, одной из современных религий, проповедующей единство Бога, единство религии и единство человечества. Смыслом жизни по учению бахаи является установление отношений с Богом и стремление достичь Его после смерти. Правда, методы достижения Всевышнего немного отличаются от методов других религиозных направлений. Как говорится, сколько религий – столько и путей постижения Бога.
На территории храма много цветов, зелени и голубых озер, поражающих каждого своей красотой и молчаливостью.
Да, здесь очень тихо, и в самом храме нельзя говорить. Об этом предупреждают всех входящих. Можно только сидеть и молчать, думая о Боге, и глядя, как светит солнце за стеклянными стенами Лотоса, наблюдать за сидящими рядом людьми. Тишина. Кажется, что мы находимся в консерватории, и через несколько мгновений грянет девятая симфония Бетховена, и задрожат стены, и сердце вырвется из грудной клетки куда-то высоко, под самый купол…

Шумит и переливается пестрыми красками майн-базар – пристанище европейских хиппи. Они будто сошли с фотографий 60-х годов, и кажется, что вот-вот к этим молодым людям в странных одеждах и со странными прическами подойдет Шрила Прабхупада, протянет им караталы и скажет: «Пойте Харе Кришна». А пока они покупают флейты и играют на них в своих дешевых гостиничных номерах, где бегают мыши и пахнет марихуаной. В одном из таких «отелей» нам посчастливилось провести ночь, наблюдая за жизнью этих непонятных, живущих своей собственной жизнью людей. Но именно они, разочаровавшиеся во всем и желающие найти истинный смысл жизни, приняли учение Шрилы Прабхупады и помогли распространить сознание Кришны по всему миру. Поэтому у меня к ним особое, трепетное отношение, в котором переплелись понимание, восхищение и благодарность.

Пока они курят марихуану, поют на гитарах, играют на флейтах, копаются в цветных кучах с одеждой и выбирают себе оригинальные «фенечки» в лавках уличных торговцев, но кто знает, что принесет им завтрашний день… Быть может, они обреют головы, поставят на лоб тилаку, наденут вайшнавскую одежду и выйдут на улицу с харинамой. Быть может, они станут преданными Кришны и обретут, наконец, счастье и удовлетворение.

Мы идем через базар, держа путь к храму Лакшми-Нарайаны (Бирла-мандиру). Это шикарный храмовый комплекс, тщательно охраняемый полицией. Даже разуваются здесь по-особому: слева – индусы, справа – иностранцы. Высокая лестница, ведущая в храм, три алтаря – в середине алтарь Лакшми-Нарайяны, а справа и слева – алтари Шивы и Дурги.

Много паломников склоняются в почтительном поклоне перед Господом и Его супругой.

Рядом с главным храмом – храм Ганеши. Очень благостно, тихо и красиво в этом райском уголке. Кругом фонтаны, зеленые аллеи, цветочные клумбы со статуями животных, пещеры страха, скамейки с отдыхающими, кафе.

Рядом с этим комплексом, одним из самых популярных в Дели, расположен храм Будды, но посетителей в нем почему-то не так много.
А еще мы посетили храм Валмики (великого святого, автора Рамаяны), Читра-Гупты (слуги Ямараджа) и один малоизвестный храм Шивы.

Мы узнали, что такое фрукты под названием «люкарт». Внешне они похожи на физалис, а форму имеют как бадари. Иными словами, ярко-оранжевые плоды овальной формы с косточкой внутри, как у сливы. Необыкновенно вкусные и нежные.

Дели похож на лоскутное одеяло, в котором сочетается, казалось бы, не сочетаемое – бедные дома и грязные кварталы с богатыми особняками и строгими правительственными учреждениями, шикарные европейские бутики и шумные базары с крошечными уличными лавками, «крутые» иномарки и традиционные рикши…

Мы шли по улицам Дели в вайшнавской одежде, с четками в руках и тилакой на лбу. Все встречные улыбались нам и говорили «Харе Кришна», «Харе Рама» или «Радхе Радхе». Мой муж шутил, что мы, наверно, уттама-адхикари, раз одним своим видом побуждаем людей повторять святое имя Господа.

А если серьезно, то теперь мне стало понятно, почему садху советуют ходить по улицам с вайшнавской атрибутикой. Люди вольно или невольно вспоминают о Кришне, получая тем самым очень большое благо. Даже если они ничего не знают о сознании Кришны, то, все равно, видя преданного, они получают положительные самскары, Параматма в их сердцах фиксирует данную ситуацию, и, в конечном итоге, множество таких встреч приводит к накоплению агьята-сукрити, неосознанного благочестия, которое когда-нибудь приведет эту дживу на путь преданного служения.

Ночной Дели. Сияющие огни рекламы. Улыбки торговцев и рикш. Аэропорт. И вот, наконец, мы поднимаемся по трапу самолета. До свидания, Индия, мы надеемся, что скоро снова вернемся сюда, в твой теплый и возвышенный мир, где все знают, кто такой Кришна, и помнят о Нем.

Говинда Нандини деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No19, май 2006