Rss

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Точнее, из Пскова в Санкт-Петербург, потом в Казань, затем в Москву и обратно в Псков.

38 4

Бхакти Бхринга Говинда Свами  и питерские пуджари предлагают кокосы с фитильками Господу Джиганнадхе. 07.2008

Бхакти Бхринга Говинда Свами не был в Питере уже 7 лет. Встретить его собрались ученики из Санкт-Петербурга и других городов. И вот, 18 июля Махарадж приехал на программу в «ДК Железнодорожников». Он рассказал о своих путешествиях и извинился, что так давно не приезжал в Санкт-Петербург. Недавно чиновники запретили ему въезд в Казахстан на 5 лет. Так что теперь он, наверное, будет больше путешествовать. Бхакти Бхринга Говинда Свами приехал в Питер со своей музыкальной труппой. Ах, какие они давали киртаны! Весь зал чуть не улетал в небеса! Махарадж опять пел на ту мелодию, с которой он до этого был в Москве. Это новая мелодия, они только недавно записали киртан с ней на CD. Там же после программы помощники Махараджа продавали эти диски, собирая средства на поддержку преданных в Казахстане.

На следующий день резко похолодало, и все утро шел дождь. Но самые решительные преданные еще загодя стали подтягиваться в ЦПКО на Крестовский остров, где должна была состояться Ратха-ятра. Вскоре привезли колесницу, и преданные начали киртан под дождем. За 17 лет это была, наверное, первая Ратха-ятра под дождем. Приехал Бхакти Чайтанья Свами. Когда он выходил из машины, ему предложили непромокаемый плащ-накидку. Махарадж послушно одел, но, поняв, что ему будет так неудобно, предпочел остаться в своей известной на весь ИСККОН парикрамной панаме. Но, когда ему передали микрофон, и он запел, дождик кончился. Так что наши молитвы и сила чистого преданного сделали свое дело – шествие прошло хоть и по лужам, но без дождя. Молодая, очень красивая танцовщица Вриндарани даси исполнила для удовольствия Господа традиционный индийский танец, во время которого она подносила Господу лепестки роз. И, наконец, колесница тронулась.

Колесницу с Господом Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой преданные тянули за 2 каната. Спереди двое или трое преданных управляли ею с помощью металлического буксира. Канаты были не длинные, а преданных, желающих везти Господа во Вриндаван, было много, так что возле канатов всегда была толчея и конкуренция. Во вступительном слове Бхакти Чайтанья Свами сказал, что даже если человек одно мгновение подержит канат колесницы Ратха-ятры, у него есть возможность быстро вернуться домой, обратно к Богу.
Еще у всех была возможность по несколько минут помести метлой дорогу перед колесницей. Делали это все с удовольствием, ведь эта традиция идет от царей Джаганнатха Пури.

Иногда колесница останавливалась, преданные танцевали вокруг, а пуджари предлагали Господу арати. Такие праздники, как Ратха-ятра, собирают вайшнавов всех возрастов и духовных уровней. Можно было видеть, как радостно танцевали новички, может быть, даже впервые пришедшие на подобное мероприятие. И как рядом степенно и сосредоточенно шли старые опытные преданные, но, не утратив энтузиазма, и они пускались в пляс под киртан Бхакти Чайтаньи Свами и Видагдха Широмани прабху.

Из-за плохой погоды гостей было мало. Но все же люди в парке и продавцы в лавочках и кафешках с интересом рассматривали шествие, фотографировали. Некоторые даже подпевали и пританцовывали.

Наконец, колесница подъехала к открытому театру, и Божеств перенесли на сцену. Еще утром Ачьютатма прабху, поняв, что солнышко нам сегодня не светит, закупил несколько тентов, и теперь они защищали Божеств и преданных, выступающих на сцене.

Пока Бхакти Чайтанья Свами рассказывал со сцены о Господе Джаганнатхе, приехал Бхакти Бхринга Говинда Свами. Какой мощный киртан он дал вместе со своими музыкантами! Преданные так вдохновились, что уже не обращали внимание на погоду. Опять пошел дождь, но многие продолжали свой танец.

Усилиями Бала Гопала прабху и его помощников был приготовлен прасад и накормлено человек 500 гостей и участников праздника. Все было настолько вкусно, что мы потом подходили еще и за второй порцией. А потом еще пуджари стали раздавать фрукты с алтаря. В этом году было что-то невероятное – Господь прямо утопал в горах винограда, бананов, груш, яблок, персиков и черешни.
Уже вечерело, а дождь не думал прекращаться. Пришлось нам вылезать из-под навеса и идти домой по лужам. Все были мокрые и счастливые.

38 5

Кришна Киртан прабху и Бхакти Бхринга Говинда Свами на утренней программе в кафе «Гауранга»

Вечером пришла смс-ка, что на следующее утро Бхакти Бхринга Говинда Свами будет давать лекцию в кафе «Гауранга». Утром я пошел туда. Там уже был Махарадж. Кришна Киртан прабху пел, а потом вести стал Махарадж. Затем он стал рассказывать о Господе Чайтанье и Ратха-ятре. И, конечно, опять были те удивительно сладкие киртаны Махараджа.

В конце программы Ачьютатма прабху прославил хозяина кафе, Кришна Киртана прабху. Кафе расположено в полуподвальном помещении, и вчерашний дождь полностью его залил. И Кришна Киртан прабху самоотверженно до 3-х часов ночи убирал эту воду, чтобы утром вайшнавы могли тут нормально разместиться. Бхакти Бхринга Говинда Свами трижды воскликнул: «Кришна Киртан прабху ки – джая!» А Кришна Киртан, сидевший в другом конце помещения, сказал: «Бхакти Бхринга Говинда Свами ки – джая!» и проиграл фанфары на синтезаторе, которые через колонки разнеслись по всему кафе. Все сказали: «Ого!» – и рассмеялись.

А на следующий день я уже был в Казани, где начинался фестиваль учеников и доброжелателей Бхакти Викаши Свами. Еще в поезде чувствовалось хорошее отношение к преданным. Проводница мне подробно рассказала, где надо выйти, чтобы дойти до храма Харе Кришна в Юдино. К счастью, поезд остановился неподалеку от храма (хотя по расписанию он тут не должен останавливаться), и я удачно выпрыгнул из вагона. Искупавшись в реке, я пришел в храм, где уже собралось сотни полторы преданных из Казани и из других городов.

Всех приезжих разместили в храме, для чего еще специально отремонтировали большую комнату на 3-м этаже (для прабху). Из наших псковичей в Казани были уже матаджи Манджумедха с мужем. Владимир Григорьевич вместе со всеми переносил тяготы и лишения ашрамской жизни, ночуя на полу на спальнике. Да, все спали именно на спальниках, а не в них, так как почти все дни стояла страшная жара, и даже уснуть первое время было очень тяжело.

Преданных было много, а служения не очень много, так что было время сходить на речку или на лекцию. Утром была лекция по Шримад-Бхагаватам, потом завтрак, 2 семинара, потом еще семинар после обеда, в 17-00 лекция Бхакти Викаши Свами, а потом вечерняя служба и харинама. Вечернюю службу тут называли «сандхья-арати», потому что Махарадж сказал, что «Гаура-арати» называть неправильно, так как любые арати, по сути, это и есть Гаура-арати. А «сандхья» – значит вечерняя.

На кухне уже образовалась постоянная команда преданных, но по утрам объявляли, что требуется помощь в чистке и резке овощей, так что была возможность послужить. Лекция из алтарной транслировалась на весь храм, кухню и двор, так что никому не было обидно.
Во дворе и коридоре храма продавали книги и атрибутику, пирожки и джаганнатхи.

Постоянно в больших пластмассовых бидонах была родниковая вода, так что у преданных на такой жаре не было недостатка в воде.
Есть почти не хотелось, но кормили отменно. Почти на каждый прием пищи было по 5-10 блюд. Вечером давали горячее молоко.
Все бесплатно. Никто ни разу не просил пожертвования. Хотя ящичек для пожертвований перед Божествами постепенно наполнялся сам собой. Вообще, хочется поблагодарить казанских преданных за прекрасную организацию, заботу о Махарадже (для него даже специально маленький домик построили возле храма) и о преданных.

Из семинаров мне больше всего понравился семинар Рохини Кумара прабху о способах презентации сознания Кришны. Он рассказывал о том, как надо вести себя в дискуссиях, как общаться с представителями других религий, как вообще позиционировать себя в обществе. Основной мыслью было то, что не надо скрываться, маскироваться. Надо говорить прямо и открыто о том, что мы представляем ИСККОН. Это же подтверждал Бхакти Викаша Свами в своих лекциях.

38 6

Бхакти Викаша Свами на харинаме в Юдино

Махарадж был открыт и доступен. В один из дней мы, псковские бхакты, пошли к нему на даршан. Бхакти Викаша Свами подробно расспрашивал о наших делах, о программах и проповеди в нашем городе. Он был удивительно внимателен к каждому. Когда даршан подошел к концу, он спросил меня: «Вчера на лекции ты хотел что-то спросить, но не успел. Можешь сейчас спросить». Мне было очень приятно такое внимание Махараджа.

38 7

Лекция Бхакти Викаши Свами в лесу

Каждый вечер мы ходили на харинаму по Юдино. Такие массовые харинамы редко бывают даже в крупных городах. Не меньше сотни преданных во главе с Бхакти Викашей Свами пели святые имена, обходя дворы и дороги этого пригорода Казани. Местные жители очень хорошо все воспринимали. Выходили из домов или выглядывали из окон. Кто посмелее, подходил ближе, подпевал и пританцовывал. Чувствуется, что преданные оставили здесь хорошее впечатление. Когда мы потом ходили по городу, люди здоровались с нами. Я видел, как однажды какие-то девочки подошли и подарили одной матаджи цветы, сказав: «Какие вы красивые!» А в магазине, когда мы покупали фрукты, продавщица сказала: «Обычно мы фрукты не моем, но для вас я помою». А Махараджу соседи подарили арбуз и дыню.
В один из вечеров программу решили провести на природе. Неподалеку, в сосновом лесу, есть очень красивое озеро. Мы пошли туда с харинамой. Там расстелили ковры, установили колонки. И Бхакти Викаша Свами дал лекцию подобно тому, как он это делает на парикраме в святой дхаме. Иногда подходили люди с пляжа, присоединялись к киртану или оставались послушать лекцию.

К сожалению, мне надо было уезжать, так что я не смог остаться на последний день фестиваля, когда была инициация. Но зато я попал в Москве на лекцию Притху прабху, ученика Шрилы Прабхупады.

Лакшмана Прана дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No38, август-сентябрь 2008