Rss

Революция бхакти-врикши по всему миру приблизит приход Золотого Века

40 9

Ангира Муни прабху

– Ангира Муни прабху, расскажите, пожалуйста, какова роль Джаяпатаки Свами в продвижении программы бхакти-врикши?

– Джаяпатака Махарадж, в каком-то смысле, основатель-ачарья этой программы, по крайней мере, в современном ИСККОН. Истоки этой программы восходят еще к Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде. Основы бхакти-врикши были разработаны в трудах Бхактивиноды Тхакура, например, его известная поэма «Годрума Калпатави», которая во всех подробностях описывает рынок Святого Имени, или его известный бхаджан «Далалера-гита», в котором говорится о том, что, если мы приводим кого-то к Господу Нитьянанде, и Тот продает ему Святое Имя, то мы получаем проценты в виде милости Господа Нитьянанды. Это и есть тот самый принцип сетевого маркетинга, который положен в основу бхакти-врикши.

А в наше время основоположником системы бхакти-врикши является Джаяпатака Махарадж, который, разрабатывая эту систему, опирался, с одной стороны, на вышеупомянутые работы Бхактивиноды Тхакура и, с другой стороны, на очень успешный опыт христианских ячеечных церквей, которые во второй половине двадцатого века развивались в высшей степени удачно. Классический пример – это пастор из Южной Кореи, который, начав в семидесятые годы с небольшой церкви из нескольких десятков человек, следуя этим принципам маленьких делящихся групп, создал крупнейшую церковь в истории христианства, которая сейчас насчитывает около миллиона человек, тридцать пять тысяч групп только в Южной Корее. То есть, фактически, Южная Корея стала христианской страной за последние несколько десятилетий.
Вот, собрав этот опыт, Джаяпатака Махарадж предложил основные идеи программы бхакти-врикши, как программы заботы о преданных, живущих в городах. Эта программа заключается в заботе о преданных через систему обучения их в маленьких группах и вовлечении их в проповедническую миссию.

– Как давно это началось?

– В качестве подношения к столетию Шрилы Прабхупады в 1996 году Джаяпатака Махарадж провел семинар по бхакти-врикше в 100 странах мира. Тогда же он впервые приехал и в Москву. Я помню этот его первый семинар в Сухарево, который вызвал большой интерес, в том числе и среди лидеров ИСККОН того времени. С этого момента в разных странах, в том числе и в России, преданные стали пытаться воплощать эти принципы. Тогда же появился учебник «Ветви Бхакти», который написал Каунтея прабху, ученик Джаяпатаки Махараджа, где содержались основные принципы этой программы. В разных странах преданные стали пытаться делать что-то, в том числе и в России. В Москве, Петербурге, Тюмени, Барнауле появились группы бхакти-врикши, и это было, в каком то смысле, движение на ощупь. Что-то получалось, что-то не получалось, поскольку были изложены только основные идеи, но реального опыта еще не было. Какие-то группы были успешными, какие-то группы делились, в том числе в Москве, в те 1990-е годы. Но наибольшего успеха эта программа достигла в Омане, в общине, которую возглавляли ученики Джаяпатаки Махараджа Виджай Венугопал прабху и матаджи Према Падмини. Они приехали в Оман в конце 1980-х годов. Они были двумя первыми ИСККОНовскими преданными в этой стране, в которой было много индийских служащих, работающих по контракту. Они нашли проповедников среди этих индийцев и к 1995 году у них возникла большая нама-хатта, порядка 150-200 человек. Затем по просьбе Джаяпатаки Махараджа они преобразовали эту большую нама-хатту в систему нескольких бхакти-врикш. Эти бхакти-врикши начали расти и делиться очень эффективно. Через полгода у них было 10 групп, еще через полгода 20 групп, еще через полгода 40 групп, еще через полгода 80 групп, то есть возник тот самый взрывной эффект, который и предполагается в этой программе. Затем рост затормозился, потому что все индийцы в этой стране работают по контракту и через какое-то время должны уехать, поэтому количественно они примерно сейчас находятся на одном месте, на уровне 130 групп, но при этом каждый год они выращивают новое поколение лидеров, которые приходят на смену уезжающим из страны преданным.

Новый виток развития бхакти-врикши в России начался 2 года назад, когда Виджай Венугопал прабху и матаджи Према Падмини начали приезжать сюда. К тому времени они уже уехали из Омана, их рабочий контракт истек, они переехали в Бангалор, и теперь они путешествуют по всему миру как официальные представители Министерства нама-хатты ИСККОН и обучают преданных своему успешному опыту. Отличие того, что сделали они, заключается в том, что они разработали очень целостную систему, методику, то есть сейчас они предлагают уже не просто идеи и концепции, а готовый набор учебных пособий, материалов, в которых уже есть расписанные по урокам занятия на 64 недели, вопросы, рекомендации и т.д., что позволяет намного легче вести группы даже для не очень опытного преданного. И вот, имея этот опыт, и эти материалы, они путешествуют по всему миру. Они начали приезжать в Россию два года назад, и с тех пор здесь начался новый виток, возобновилась вера в бхакти-врикшу.

– А какой, примерно, объем преданных в России уже охвачен программой бхакти-врикши?
 
– Сейчас есть определенный успех, есть группы, которые работают по методике Виджай Венугопала прабху и матаджи Према Падмини во многих городах России: в Москве, Петербурге, Тюмени, Барнауле, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Самаре, Ростове. В Москве те группы, которые серьезно следуют этому курсу, очень успешно развиваются, растут и количественно, и качественно, то есть увеличиваются в объеме, приходят новые люди и остаются в этих группах. Люди в этих группах быстро выходят на уровень 16-ти кругов, 4-х принципов, принятия духовного учителя. Решающая точка будет поставлена в ближайшие месяцы, когда эти группы впервые в Москве должны делиться, если это будет успешно, то можно будет сказать что, бхакти-врикша в России заработала.

– Какие есть моменты, которые тормозят это движение и какие, наоборот, способствуют его развитию в России?

– Тормозит некая общая инерция преданных. Хотя преданных много и они все хорошие, но вот это понимание того, что грихастхи, прихожане, должны принимать на себя какую-то ответственность в движении Господа Чайтаньи, далеко еще не стало довлеющим в нашем обществе. Пока это делают только единицы энтузиастов. Шрила Прабхупада ожидал, что все грихастхи будут активно проповедовать. А бхакти-врикша – это и есть реальная программа того, как грихастхи могут это делать. Поэтому главный тормоз – это то, что большинство преданных пока не понимают важности и эффективности бхакти-врикши, пока это дело энтузиастов разных ятр, но так бывает всегда с любой программой. Поэтому, если в предыдущие годы я больше тратил усилия на проповедь идеи, то сейчас я трачу больше усилий на то, чтобы вырастить несколько успешных групп в Москве, которые потом могут передавать свой опыт всем желающим.

Ну, а что благоприятствует? Во-первых, всегда очень помогают Виджай Венугопал прабху и матаджи Према Падмини, которые приезжают в Россию и которые приняли ответственность за то, что происходит в российской бхакти-врикше. Они готовы и дальше приезжать и помогать всем, кто желает серьезно это делать. Их вера, энтузиазм, их духовная сила – очень важный фактор.
Второй фактор: настает очень благоприятное время для бхакти-врикши, я это вижу по притоку новых хороших преданных в группы, в Москве это особенно хорошо заметно.

– Каковы перспективы бхакти-врикши в больших городах и в маленьких, преимущества и тех и других?

– В больших городах легче, опыт Москвы показывает это, потому что есть из кого делать бхакти-врикшу. По крайней мере, в Москве все идет удачно. Сейчас настало хорошее время, идет приток новых людей хороших, молодых, разумных, серьезных. У Кришны есть какие-то планы дальнейшего развития нашего движения, и все, что от нас требуется, это позаботиться об этих людях и помочь им найти свое место в движении Господа Чайтаньи, то есть реально стать лидерами. И они готовы к этому. Поколение, которое мы сейчас видим, это люди, которые склонны принимать на себя ответственность. Не видно никаких причин, по которым они через несколько лет не могли бы стать лидерами бхакти-врикши.
В маленьких ятрах несколько сложнее, потому что там нет такого стабильного притока людей, как в Москве. Но, тем не менее, надо пытаться. Я думаю, должна быть какая-то проповедническая программа, потому что бхакти-врикша работает с новичками. Если уже несколько новых человек есть, ну скажем, за год пришло несколько человек в ятру, их надо взять и сделать из них бхакти-врикшу. Если новых людей нет, надо придумать, где их взять. Что здесь можно придумать? Может быть, какие-то проповеднические программы, лекции в городе устроить по психологии, аюрведе, йоге, по чему угодно. Показывает опыт, через эти каналы сейчас приходит наибольшее количество людей. В Москве некоторые приходят прямо в храм, либо привлекаются санкиртаной, харинамой. Но если ничего такого в городе нет, тогда наиболее реально – это ведические лекции, так как обычно они привлекают хороших людей. И затем, как только появляется какая-то группа, надо начинать с ней работать. В свою очередь, преданные из группы могут приглашать своих знакомых, друзей, родственников. Группа может расти и появится новый поток людей в ятру.

40 10

Виджай Венугопал Прабху и матаджи Према Падмини

Что касается старых преданных ятры, то они могут смотреть на это и вдохновляться, и через какое-то время тоже могут открывать бхакти-врикши. Эта программа универсальна в том смысле, что она дает возможность роста для всех: для новичков, благодаря тому, что они получают систематическое обучение и заботу в группе, и для “старичков”, потому что позволяет им найти миссию, став лидерами групп и продвигаться дальше.

– Можно ли начать заниматься бхакти-врикшей по учебникам или нужен пример?

– Желательно иметь и то, и другое. Учебники хороши, но чтобы почувствовать настроение, энергию, хорошо иметь перед глазами пример каких-то успешных групп. Идеально, если они уже есть в этом городе. Но, если нет в городе, то надо их найти, где они есть, возможно, в другом городе, съездить туда за опытом.

– Видите ли Вы альтернативу бхакти-врикше в развитии проповеднических программ и занятиях прихожан?

– Я не вижу лучшей системы, чем бхакти-врикша. Она наиболее гармонично сочетает в себе все, что нужно: а) обучение, б) заботу, в) вовлечение преданных в проповедь. Это наиболее комплексная программа и при этом наиболее сбалансированная и хорошо разработанная благодаря усилиям матаджи Према Падмини.

– Какими Вы видите перспективы развития бхакти-врикши в России и по всему миру?

– Я просто процитирую матаджи Према Падмини и Виджай Венугопала прабху. Они не сомневаются в революции бхакти-врикши по всему миру, которая и приблизит приход Золотого Века, предсказанный Господом Чайтаньей. А как иначе это может произойти? Если мы будем ориентироваться на привычную модель (храмы, брахмачари), то мы не сделаем весь мир преданными. Все люди не могут поселиться в храмах. Чтобы это движение стало по-настоящему массовым, это должно быть движение проповедующих грихастх. И если это случится, если бхакти-врикша заработает, грихастхи станут активными, то ожидаемые нами замечательные события могут стать реальностью в плане преобразования этого мира. Бхакти-врикша есть реальный механизм того, как это может происходить в ближайшие годы.

Что касается перспектив, по мнению Виджай Венугопала прабху и матаджи Према Падмини, самая перспективная страна – это Россия. Они ездят по разным странам и говорят, что, на самом деле, в России перспектив для бхакти-врикши больше, чем в Индии. Может быть, это удивительно слышать русским преданным, которые часто говорят, что бхакти-врикша только для Индии, но Россия больше годится для бхакти-врикши, так как индусы более испорчены в смысле того, что они привыкли к более расслабленной жизни в сознании Кришны – в храм приходишь-уходишь. А русские люди борются, сражаются за свое сознание Кришны. Русские преданные в большей степени революционеры, чем индусы. Поэтому говорят, что первой в массовом порядке бхакти-врикшу примет Россия, затем Индия, а затем весь мир. Таков их план.

Вопросы задавал Лакшмана Прана дас

Ангира Муни прабху, лидер программы развития нама-хатт в России,
отвечает на вопросы газеты “Садху-санга” о бхакти-врикше

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No40, декабрь 2008-февраль 2009