Rss

Рина-мочана-стотра Молитва Господу Нрисимхе, освобождающая от бремени долгов

Шриман Гададхара Пандит прабху продолжает свое служение по переводу с санскрита важных для вайшнавов священных текстов, жизнеописаний и молитв. Предлагаем вашему вниманию отрывок из его новой книги «Молитвы, дарующие защиту»:

Введение.

Если человек становится должником, то на него наваливается тяжелое бремя, не позволяющее ему быть счастливым. Его могут арестовать представители власти и наказать, отобрав все его богатства. Кроме того, рано или поздно должник вынужден будет страдать по закону кармы или судьбы, установленному Богом.

Из священных писаний мы знаем, что жизнь человека в этом бренном мире подчинена строгим законам кармы. В Ведах сказано, дживо дживасья дживанам – «одно живое существо является пищей для другого». Таково устройство мира: каждый вынужден поддерживать свою жизнь за счет других существ. В этом законе, однако, есть свои разграничения. Души, принявшие рождение в животных формах жизни, не имеют свободы в выборе действий. Они могут руководствоваться только инстинктами и не способны различать, какие действия являются правильными, а какие неправильными. Поэтому они не несут наказания за свои поступки. Например, тигр, будучи хищником, может напасть на жертву и растерзать ее. За это он не понесет наказания. Однако человек находится на более высокой ступени развития сознания. Человеку дан от Бога особый дар – разум, с помощью которого он способен оценивать, как ему следует поступать и как не следует. Если человек нарушает законы государства, то он становится преступником, которого ожидает наказание. Подобным же образом, если человек нарушает законы Бога, описанные в священных писаниях, то он будет наказан по законам Бога, то есть получит плоды своей греховной кармы, и будет страдать волею неумолимой судьбы.
Как же не накликать на свою голову нежданных бед? Во второй мантре «Ишопанишад» для этого предписывается несложный метод: курван эвеха карм…Ји джидж‡вешеч чшата˜ сам…® – «чтобы достойно прожить свой век (сотню лет), человек должен быть занят созидательным трудом согласно своей природе». Так он обретет многие благие плоды, и далее, правильно распоряжаясь ими, он сможет рассчитаться с неизбежными долгами, сопряженными с жизнью в материальном мире.

В Ведах говорится, что каждый человек, живя на Земле, становится обязанным многим живым существам. Существуют два основных вида долга – мирской и религиозный. Мирской долг – это долг перед родителями, детьми, доброжелателями и всеми живыми существами, кому мы обязаны в жизни. Этот долг человек отплачивает служением всем вышеуказанным членам общества, причем ведическая культура подразумевает, что домохозяин должен служить не только окружающим людям, но и даже находящимся в его ведении животным, насекомым и растениям. Таким образом отдается долг благодарности. Практическое воплощение этого принципа до нынешних дней можно увидеть в некоторых древних храмах в Индии. Например, в храме Кришны в Удупи во время полуденной службы настоятель не только подносит пищу Господу, но и после этого он еще кормит прасадом всех приезжих гостей, коров, слона и рыб в священном пруду Мадхва-сароваре.

Второй вид долга религиозный. Хотя он также важен для каждого человека, но о нем знают не все. В основном ему способны следовать лишь люди, следующие брахманической культуре. Этот долг делится на три составляющие:

  1. Долг перед Господом и Его представителями – полубогами, управляющими различными стихиями во вселенной. Наша жизнь находится в естественной зависимости от милости Бога и от полубогов, управляющих силами природы. Этот вид долга отдается через поклонение в храмах и совершение различных видов жертвоприношений.
  2. Долг перед мудрецами риши, которые ниспослали нам послание Бога в форме гимнов священных Вед, доступ к которым они получили посредством аскез и медитации. Этот долг отдается через следование в юности брахмачарье (целибату) во имя познания духовных наук, а также через изучение и распространение ведического знания.
  3. Долг перед предками – питри, в династиях которых мы принимаем рождение. Этот долг отдается через зачатие достойного потомства во имя продолжения рода.

Долг перед питри также относится к сфере религии, поскольку предполагается, что благочестивые потомки будут поддерживать предков на небесах своими жертвами и добрыми деяниями. Кроме того, те, кто желают, после смерти смогут вознестись в небесную обитель предков питри-локу через соблюдение благочестивого уклада жизни.

40 8Первые упомянутые здесь два религиозных долга важны для всех членов общества, как для семейных людей, так и для отрешенных. Тогда как долг перед предками в первую очередь актуален для семьянинов. В «Махабхарате» есть известная история о Махарадже Панду, который был семейным человеком, но следовал духовной практике в обществе святых отшельников, живших на склонах Гималаев. Достигнув зрелости на духовном пути, Панду уже надеялся в скорости вознестись в высшие миры. Однако мудрецы предостерегли его, что он не сможет проследовать по пути мистического совершенства, не выплатив оставшийся у него долг перед предками. Таким образом, прежде чем оставить жизнь на Земле, Панду был вынужден найти способ для того, чтобы у него появилось достойное потомство. В результате его благонравных усилий в мире приняли рождение великие герои – пятеро братьев Пандавов, которые впоследствии прославились как праведные цари, безраздельно преданные Господу Кришне.

Таковы несколько основных видов долга, стоящего перед рожденным на Земле человеком. В представленной здесь молитве Господу Нрисимхе святой Вадираджа Тиртха обещает, что воспевающий ее человек быстро освободится от бремени долгов. Возникает вопрос: если законы кармы, связывающие живое существо, столь строги, то каким образом мгновенное освобождение от долгов может стать возможным? Ответ на это можно найти в «Шримад-Бхагаватам» (11.5.41), где говорится:

дева-рши-бх-т…пта-н¦Ј…˜ пит¦Ј…˜
на ки™каро н…йам ¦Ј‡ ча р…джан
сарв…тман… йа® ±араЈа˜ ±араЈйа˜
гато мукунда˜ парих¦тйа картам

«Дарующий освобождение из круговорота рождений и смертей, Господь Мукунда является истинным прибежищем для каждого. О царь, если человек оставил мирские дела и всей душой решился предаться Господу, то в таком случае он сразу же освобождается ото всех долгов и обязательств перед полубогами, мудрецами, предками, родственниками, друзьями и прочими живыми существами».
Разъясняя этот стих в комментарии, Вишванатха Чакраварти Тхакур цитирует другой стих из «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14), в котором сказано:

йатх… тарор м-ла-нишечанена
т¦пйанти тат-скандха-бхуджопа±…кх…®

«Подобно тому как, поливая корень дерева, можно легко напитать влагой все его ветви и листья, так, служа Верховному Господу, человеку быстро удается удовлетворить все другие живые существа, ибо Господь присутствует в сердце каждого как Высшая душа».

Поэтому Вадираджа Тиртха для тех, кто очень крепко запутался в сетях материальных обязательств, предлагает самое действенное средство для освобождения от долгов. Он советует с преданностью возносить молитвы Господу Нрисимхе, который очень сострадателен к искренне взывающим о помощи душам. В стихах стотры поэтично описана божественная сила Господа, с помощью которой Он сокрушает все неблагоприятное на пути преданных. Как сказано в последнем стихе, в результате воспевания этой молитвы человек не только освобождается от бремени долгов, но и становится богатым как духовно, так и материально. Чтобы сполна вкусить сладость этой молитвы, следует воспевать ее целиком от начала до конца на санскрите, как это было задумано великим святым-поэтом Шри Вадираджа Тиртхой Свами.

1. деват…-к…рйа-сиддхй-артха˜ сабх…-стамбха-самудбхавам
±р‡-н¦си˜ха-мах…-в‡ра˜ нам…ми ¦Ја-муктайе

«Для того чтобы помочь небожителям достичь успеха в их божественной деятельности, Господь Нрисимха явился из колонны в зале собраний во дворце демона Хираньякашипу.
Ради освобождения от бремени долгов я склоняюсь перед Махавирой – могучим Господом Шри Нрисимхой, чья верховная сила искореняет все неблагоприятное!»

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No40, декабрь 2008-февраль 2009