Rss

Шри Шачинандана Свами Кумертау – Башкирия лила-виласа (прод.)

(продолжение. Начало см. в №37)

Часть вторая

Каждое деяние высоко-духовных личностей наполнено смыслом, и поэтому вот уже с незапамятных времен существует традиция записывать истории святых. Такие повествования, словно путеводным светом взошедшей на небосклон полной луны, высвечивают путь восхождения для искателей духовного совершенства.

Пребывая подле нас, Шачинандана Махарадж совершил много чудес – выдающихся и повседневных. В течение долгой практики духовной жизни к нам приходит понимание, что главное чудо случается внутри, в сердце. Если сердце раскрывается и наполняется любовью – это и есть самое восхитительное из всех чудес. Я постараюсь рассказать о некоторых наиболее волнующих моментах общения с Махараджем, учитывая также то, что многие из них стали для нас очень поучительными.

38 1

Шачинанда Свами в Кумертау. 03.2008. Киртан

Господь послал нам в ИСККОН много духовных учителей, способных своим личным присутствием озарять и одухотворять десятки и сотни последователей, но, тем не менее, я думаю, многие преданные со мной согласятся, что Шачинандана Свами по природе или от Бога наделён неким особым очарованием. По этому поводу я решил для себя, что у Махараджа есть какой-то секрет, который позволяет ему пользоваться столь необычайным успехом на стези проповеди сознания Кришны. Как бы то ни было, прямо или косвенно, я подсмотрел или узнал у него пару полезных принципов, следование которым помогает одухотворить свою жизнь, а общение с вайшнавами в результате становится экстатичным.

Любовь и внимание к ближнему

Каждый может чувствовать, что, когда идут праздники и фестивали, очень легко парить на крыльях духовного энтузиазма, но не всегда это удается в повседневной жизни. Иногда бывает не до веселья, и самые разные мысли могут возникнуть в уме у человека, лишенного духовной зрелости. Однако в общении с Шачинанданой Свами происходит нечто удивительное, Махарадж своим вниманием и приветливостью словно берёт в руки сердце человека и заботливо наполняет его позитивными эмоциями и радостью жизни. Вот, оказывается, в чём кроется тайна духовной жизни!

38 2

Божества Шачинанды Свами

Пожалуй, самый важный секрет плодотворного духовного общения Махарадж рассказал прямо на лекции перед нами, неофитами. Он объяснил, что все мы, придя к духовной жизни, начали процесс внутренней работы над собой – процесс очищения. Преданный может быть успешен на этом пути в большей или в меньшей степени. Мы можем оставаться свидетелями недостатков в других, преодоление которых растягивается на долгие годы. Однако добрый совет Шачинанданы Махараджа таков – следует настроить своё внутреннее видение так, чтобы воспринимать находящегося рядом человека в том свете, в каком он мог бы сам представить себя в идеале.

Препятствием здесь становится то, что недостатки других сразу же бросаются нам в глаза. В действительности в этом зачастую проявляется наша эгоистическая склонность искать пороки в ближнем и не замечать свои собственные. Этот простой метод Махараджа однако помогает преодолеть барьер ложного эго и научиться видеть мир вокруг духовными глазами, потому что с духовной точки зрения всё и вся действительно совершенным образом устроено Господом Кришной.

Это удивительно было видеть – с каким вниманием и участием Махарадж относится к людям вокруг. Как он объяснил однажды, в этом проявляется важнейший аспект духовного лидерства, некогда преподанный Бхакти Тиртхой Свами: «При встрече с человеком следует медитировать, что весь успех моей собственной духовной практики целиком и полностью зависит от того, насколько эта встреча станет плодотворной, насколько сердца раскроются и озарятся искренностью и любовью». Это естественно, что человек чувствует себя глубоко поощрённым таким вниманием. Он чувствует, что на него ниспослана милость Кришны и вдохновляется на спонтанное и бескорыстное служение.

В дни лечения у Кришна Прийи, Махарадж ходил на оздоровительные прогулки в парк. Интересным было то, что, даже просто встретив его на лесной тропинке среди снежных сугробов, некоторые прохожие привлекались к нему и проявляли желание прийти получить общение или послушать его лекции. Однажды Махарадж как авадхута, несколько небрежный к своему внешнему виду, шел по городу из бани в спортивном костюме и при этом по обыкновению своему блаженно улыбался. Я подметил тогда, что в таком виде люди могут принять его за принявшего алкоголь. Махарадж несколько смутился и ответил: «Ну да, как жаль, погруженные в мирское люди не ведают о том, что счастье – это естественное состояние души, и потому бродят по городу с хмурыми лицами».

38 3

Шачинанда Свами и башкирские преданные. о3.2008

Один из полезных принципов вот какой – Шачинандана Махарадж всегда старается запомнить имена всех преданных и людей, с которыми ему приходится соприкасаться. В этом проявляется его личностное отношение ко всем. Во время лекции он время от времени называет по имени кого-то из слушателей, словно подбадривает. Так он поддерживает очень тесный контакт с аудиторией. Однажды на лекции был мальчик по имени Шачинандана. Увидев, что тот устал слушать философскую беседу взрослых, Махарадж вдруг сказал: «Ну, прости нас, Шачинандана, слушать все это для тебя было нелегко, с твоего позволения, мы уже скоро закончим, и будет компенсация в форме прасада!»

Выходит так, что эмоциональная компенсация – это нормальное явление. Пару раз я был свидетелем того, как после интенсивной проповеди и общения с вайшнавами Махарадж обращался к слуге Гаура Хари со словами: «Могу ли я получить сегодня на ужин компенсацию в форме сладких блинчиков?!» Гаура Хари прабху по происхождению – швейцарский француз, родители его очень любят и периодически звонят ему, в каком бы уголке мира он ни находился вместе с Махараджем. Он поведал мне, что готовить прасад – это не его любимое дело, но он принял это служение на какой-то период ради удовлетворения Махараджа. Вот это преданность! Он старался всегда приготовить что-нибудь новенькое и необычное, а маха-прасада оставалось вдоволь. Так попутно мы получили знание о том, что из себя представляет «макробиотическая» диета Махараджа, основанная на цельных зернах, зелени и орехах. Я до сих пор вспоминаю приправу чатни, приготовленную из турецкого горошка, включающую в себя молотые миндаль и тыквенные семечки, это было вкусно и необычно. Большей же частью, как говорят в Индии, для здоровья нужна пища из хорошо известных блюд, вкушение которых не является испытанием на крепость организма.

Работа с аналогиями

Однажды Махарадж сказал мне, что для того, чтобы лучше донести духовную философию до слушателей, он уделяет большое внимание работе с примерами-аналогиями. Шрила Прабхупада был в этом очень искусен, и Шачинандана Свами так же умело использует этот метод. В одной из своих лекций он рассказал про человека, который в течение всей жизни пытался выбить входную дверь, чтобы вырваться из заточения. Ему так это и не удалось, и, когда он стал старым и немощным, он из последних сил потянулся и взялся за ручку двери. К удивлению, дверь сама легко открылась внутрь комнаты. Подобно этому, в этом суетном мире мы стремимся обрести свободу посредством самоутверждения, пытаясь одерживать победы в беспрестанной борьбе за существование. Таков закон природы, в конце концов мы выбиваемся из сил и осознаём, что не способны больше сражаться. В этот момент человека может осенить, что истинная свобода заключается в другом – ему следует заглянуть внутрь, в собственное сердце и увидеть, что там есть безграничный простор (вечная свобода души) для развития любовных взаимоотношений с Богом! Хорошо, если он поймет этот важный урок не слишком поздно, не в последние минуты жизни, когда времени для совершенствования в духовной практике уже не останется!

В этом рассказе Шачинанданы Махараджа можно увидеть, каков его творческий подход к размышлению о вечном. Он показал себя здесь настоящим поэтом. Ведь поэзия означает, что человек с помощью обычных слов способен выразить больше смысла, который проникает сразу в сердце. В этом превосходство поэтического взгляда на мир над сухими логическими размышлениями. Поэт-вайшнав вкладывает в слова свой духовный вкус, который иным путём невозможно ощутить, ибо материалистичные люди лишены такого вкуса; и как же они пробудят его иначе, чем через слушание вдохновенных речей святого человека?

Гададхара Пандит дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No38, август-сентябрь 2008