Rss

Шукар-тал

…Великий император всего мира Махараджа Парикшит отправляется на охоту. В течение долгого времени он блуждает по лесу. Мучимый голодом и жаждой, он видит хижину, в которой мудрец Шамика Риши находится в глубокой медитации. Полностью погруженный в памятование о Верховном Господе, мудрец не замечает прихода императора и не предлагает ему даже традиционного стакана воды. Не получив подобающего царской особе приёма, Махараджа Парикшит в гневе накидывает на плечи мудреца мертвую змею и покидает его дом. Видя такое поведение по отношению к своему отцу, всё еще находящемуся в медитации, сын мудреца Шринги, совсем еще молодой, но уже обладающий брахманическим могуществом, проклинает Махараджа Парикшита на то, что через семь дней он будет убит укусом мистического змея Такшаки. Выйдя из медитации, Шамика Риши обнаруживает, что случилось непоправимое – великий царь и преданный проклят несмышленым мальчиком на смерть за незначительный проступок. Зная умонастроение преданных Господа, он понимает, что царь не будет применять единственное возможное в этой ситуации средство – проклясть мальчика в ответ и тем самым нейтрализовать его проклятие. Поэтому он посылает Махараджу Парикшиту известие о том, что натворил его сын, чтобы дать ему возможность подготовиться к смерти. Царь, который в это время глубоко раскаивался в своём поступке, получив известие о неминуемой смерти, принимает это как милость Господа, забирающего его к себе, в духовный мир. Он был очень дорог Господу, и потому Кришна в течение всей его жизни лично проявлял заботу о нем. Одно из имен Махараджа Парикшита – Вишнурата, означающее «тот, кто находится под защитой Господа», поскольку Кришна еще в утробе матери защитил его от брахмастры Ашватхамы. Махараджа Парикшит всю жизнь искал встречи с Кришной, помня об удивительно прекрасной форме Господа, пришедшей, чтобы спасти его от смерти. Как и предполагал Шамика Риши, он не пытается противодействовать проклятию. Царь оставляет царство своему сыну, Махарадже Джанаменджайе, и отправляется на берег священной реки Ганги, совершает омовение и принимает решение поститься до самой смерти. В это время великие мудрецы со всей Вселенной приходят на это место, понимая, что сейчас произойдет нечто чрезвычайно важное. Махараджа Парикшит задает им всего два вопроса: «Каковы высшие обязанности, которые должен исполнять каждый?» и «Что должен делать человек в преддверии смерти?», которые оказываются настолько глубокими, что мнения мудрецов разделяются и они не могут дать ему однозначного ответа. В этот критический момент появляется великий мудрец и преданный Господа Шукадева Госвами. Все мудрецы, признавая его возвышенное положение, оказывают ему почтение. Смиренно склонившись перед ним, Махараджа Парикшит задаёт Шукадеве Госвами те же вопросы, на которые мудрецы не смогли дать ответа. Шукадева Госвами, который, получив знание Шримад-Бхагаватам от Шрилы Вйасадевы и благодаря практике преданного служения находится на высочайшем трансцендентном уровне, начинает отвечать на эти вопросы. Несмотря на то, что он старается в точности передать послание, полученное от своего отца, его ответы, описывающие верховное положение Господа Кришны и величие преданного служения Ему, полны глубоких личных реализаций и потому поражают даже присутствующих при этом Шрилу Вйасадеву, его отца и духовного учителя, и Нараду Муни – духовного учителя Шрилы Вйасадевы.

Шримад-Бхагаватам, поведанный Шукадевой Госвами, становится книгой, которая вот уже в течение многих тысяч лет вдохновляет людей со всего мира на служение Господу и развитие любви к Нему. В нем содержится знание, способное возвысить до высочайшего трансцендентного уровня любого человека, независимо от его качеств и способностей, при условии, что он серьезно воспримет его послание и станет следовать его наставлениям под руководством преданных. В нашу эпоху Шримад-Бхагаватам подобно Солнцу освещает путь в духовный мир всем душам, находящимся во тьме невежества и материалистических представлений о жизни. Эта книга чрезвычайно важна для всего человечества, особенно для всех искренних душ, стремящихся к совершенству. Особенно она ценна для вайшнавов, преданных Господа Кришны, поскольку полна описаний трансцендентных деяний Господа, Его удивительных качеств и Его отношений со своими возлюбленными преданными. Поэтому для них важно всё, что связано с этим великим произведением и событиями пятитысячелетней давности, благодаря которым он был поведан.

Наша школа названа «Шримад-Бхагавата Видйапитхам», поскольку в основу изучения поставлен Шримад-Бхагаватам. В течение целого года мы изучали санскрит, глубоко разбирали каждый стих Шримад-Бхагаватам, основываясь на комментариях Шрилы Прабхупады и ачарьев прошлого. Сдав последний в этом году экзамен, мы решили поехать в то самое место, в котором был поведан Шримад-Бхагаватам, чтобы получить благословение на его изучение и углубить своё понимание этого трансцендентного произведения. Около двадцати брахмачари школы вместе с преподавателями, включая Гопипаранадхану Прабху и его семью, в стареньком, но, как оказалось, очень надежном автобусе отправилась в долгое путешествие. Это место, которое называется Шукар-тал, находится примерно в пяти часах езды от Дели. Мы отправились из Говардхана примерно в 10 часов утра, около двух часов дня приехали в Дели, где приняли прасад в храме и взяли с собой еще несколько прихожан. Ещё около 3 часов отняло путешествие в Мерут – город, который находится в непосредственной близости от Шукар-тала, где мы провели программу в пандале для нескольких сотен прихожан и остались, чтобы переночевать.

На следующий день с самого утра автобус отправился в Шукар-тал. Как оказалось, найти его было не так-то просто – нам пришлось долго блуждать по дорогам, проложенным в рисовых полях, пока мы наконец не приблизились к цели нашего путешествия. Шукар-тал, который буквально переводится как «дерево Шуки», оказался небольшой деревней на берегу Ганги. Первое, что бросилось нам в глаза – многочисленные обезьяны. Мы даже подумали, не привезли ли мы их из Вриндавана! Они такие же проказливые, как и на Говардхане. Издалека видна огромная статуя Ханумана, расположенная на холме.

30 1

В самом центре деревни находится огромный храм. В центре этого храма стоит высокое и раскидистое дерево баньян – то самое, под которым сидели Шукадева Госвами, Махараджа Парикшит и все великие мудрецы. Считается, что это дерево – древо желания, на нем повсюду развешены записки с желаниями паломников. На территории храма находится множество маленьких храмов, главным из которых является храм с Божествами Шукадевы Госвами, наставляющего Махараджу Парикшита, между которыми улыбающийся Кришна с флейтой, звуковым воплощением Которого является Шримад Бхагаватам. Рядом находятся Божества Шрилы Вйасадевы, Нарады Муни, Господа Парашурамы и еще несколько Божеств мудрецов, присутствовавших при этой беседе.

30 3

Вокруг храма можно увидеть бабаджи в самых разных одеяниях. Преданные сели в тени этого огромного дерева, спели киртан и после короткой лекции Гопипаранадханы прабху начали декламировать на санскрите Шримал-Бхагаватам. Местные пуджари были очень удивлены – они не ожидали такого от иностранцев, пришедших в их храм. Мы прочитали три главы Шримад-Бхагаватам – 19 главу Первой Песни и первые две главы Второй песни, непосредственно связанные с событиями, произошедшими пять тысяч лет назад. Потом все совершили омовение в священных водах Ганги – тех самых, в которых совершал омовение Махараджа Парикшит.

30 4

Приняв прасад и накормив местных жителей, мы отправились обратно на Говардхан, полные вдохновения и желания полностью погрузиться в изучение Шримад-Бхагаватам, следуя по стопам всех этих великих душ. Поздно ночью, усталые, но счастливые, мы вернулись на Говардхан.

30 2

шримад-бхагаватам пуранам амалам йад вайшнаванам прийам
йасмин парамахамсйам экам амалам гйанам парам гийате
татра гйана-вирага-бхакти-сахитам наишкармйам авишкритам
тач чхринван су-патхан вичарана-паро бхактйа вимучйет нарах

«Шримад-Бхагаватам является безупречной Пураной. Он бесконечно дорог вайшнавам, поскольку описывает чистое и совершенное знание парамахамс, величайших трансценденталистов. Этот Бхагаватам открывает путь к освобождению от всякой материалистической деятельности, постижению трансцендентного знания, развитию отречения и обретению преданности. Каждый, кто серьёзно старается понять Шримад-Бхагаватам, следуя авторитетному методу слушания и повторения его с преданностью, обретает полное освобождение». (Шр.-Бх. 12.13.18).

Сарвагйа дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No30, май 2007