Rss

Сладость Удупи-дхамы (прод.)

Алтарь в южно-индийском храме представляет собой помещение, отгороженное стенами от общей части храма. Эта комната, расположенная прямо в центре алтарной, может иметь одно небольшое окно или три (два окошка могут располагаться на боковых стенах алтаря). Чтобы получить даршан Господа, нужно отстоять небольшую очередь и подойти к окну. Через боковые окна особо удачливые души могут наблюдать, как проводят абхишеку или пуджу.

8 1

Раздача милости от Удупи-Кришны

Храмы в Удупи необычные. В них ощущается особое настроение, которое можно охарактеризовать как величавая торжественность и роскошь. В храме Удупи Кришны многие предметы сделаны из чистого золота, а сам Кришна украшен золотыми украшениями с драгоценными камнями. Еще говорят, что у Него в гардеробе имеются в наличии золотой шлем и бриллиантовая кольчуга.

В храме никто не танцует. Это царство айшварьи. Здесь всегда очень тихо и спокойно, и только удары колокола нарушают тишину. Тут же, рядом, у алтаря проводятся ягьи, в том числе и поклонение коровам. Буренку украшают, накрывают ее красивым покрывалом и предлагают различные предметы.

Каждый день для Удупи-Кришны проводятся пуджи. Они сильно отличаются от традиционных исконовских методов поклонения, поэтому мне очень трудно их описать. Удалось лишь запомнить чамара-пуджу, когда главный пуджари храма (его называют Махараджем) с искусностью циркача жонглировал двумя чамарами. За ним стояли совсем юные пуджари и повторяли его движения.

Что особенно поразило – лицо Махараджа при этом выражало целую гамму экстатических эмоций. Он то вздымал руки вверх, и при этом на его лице была мольба, то в его глазах проскальзывала еле заметная улыбка, а через минуту он снова страдал и о чем-то просил. Иногда он закрывал лицо обеими ладонями, и казалось, что он плачет. Для нас все это выглядело очень необычным зрелищем.

Интересно, что Махарадж соблюдает очень высокие стандарты чистоты. К примеру, он не прикасается ни к кому. Также никто не имеет права к нему прикасаться. Когда ему подают данду, то ее чуть ли не кидают. Когда он идет, вокруг него сразу образуется пустое пространство – все свято чтут традиции.

8 2

В храме Удупи Кришны почти всегда полумрак, и лишь маленькие огоньки пляшут в масляных светильниках на храмовых стенах…

Во дворе храма есть небольшая кунда, где проявлена Ганга. Купаться, плавать, а также окунаться традиционными способами здесь не принято. Можно лишь сидеть на каменных ступенях и поливать себя из ладоней, выражая почтение священным водам этой великой реки…

Каждый вечер на храмовой площади проходит Ратха-ятра, когда Кришну везут на колеснице вокруг храма. Люди тянут за веревки и поют традиционный для таких случаев киртан: ведущий кричит «Говинда», и все хором повторяют «Гопала», потом он кричит «Гопала» и все дружно кричат «Говинда». Впереди Ратха-ятры ступает красиво украшенный слон, играет оркестр, танцуют и прыгают мальчики, наряженные ямадутами… Если еще учесть, что все это происходит в темноте (а темнеет в Индии рано), то можно представить себе, какое впечатление все это на нас произвело. Единственным источником света было сияющее лицо Кришны, рядом с которым даже мощные огненные факелы казались жалкими огоньками, теряющими свою привлекательность при свете дня…

После Ратха-ятры Кришну занесли в алтарь, чтобы уложить спать, и возле боковых окошек была сильная давка – слишком много людей желали увидеть это прекрасное зрелище.

8 3

Пока народ толпился у алтаря, получая последний на этот день даршан Господа, Махарадж раздавал нашей группе прасад (как устроителям Ратха-ятры), лично вручая в руки каждого пакетик с чем-то рассыпчатым. Гададхаре Пандиту прабху он вручил и другие подарки, потому что Гададхар Пандит прабху пожертвовал больше всех денег на Ратха-ятру. Потом нас отвели в комнату для гостей и от души накормили прасадом. Прасад в удупинском храме тоже необычный. Похоже, готовят для Кришны по старинным рецептам, без использования современных продуктов. Наверно, именно так питался Кришна почти тысячелетие назад, при Мадхвачарье. Никаких сладостей и выпечки, никаких сабджи и других блюд. Только рис и к нему разные овощные чатни: острые, сладкие, кислые, горькие, соленые. Иногда мы ели дал и соленую пахту. И все. Чтобы так питаться каждый день, нужно быть по-настоящему преданным Божеству Удупи Кришны. Наши желудки, привыкшие к пирам, очень скоро взбунтовались от подобного однообразия.

Кухня в храме – очень большая, она вся была завалена тыквами, круглыми баклажанами (традиционный для Индии сорт) и другими овощами. Возле овощных гор сидели брахманы и прямо на полу резали эти овощи. Для Кришны здесь готовят самые возвышенные преданные…

Удупи не отличен от Двараки. Местные женщины каждое утро вплетают в волосы цветы париджата, которые Кришна по заказу Сатьябхамы принес с райских планет. Сейчас гирлянды из этих цветов продают на каждом шагу. Это считается самым изысканным и модным украшением.

На наше приветственное «Харе Кришна» никто не реагирует. После Вриндавана нам кажется это очень странным, но через пару дней мы уже здороваемся по-местному – «намасте». Искконовских преданных здесь немного, и общение между ними проходит в основном на нама-хаттах, которые мы с удовольствием посетили. Благодаря Гададхаре Пандиту прабху, который прожил в Удупи четыре года, нас везде принимали как почетных гостей. Удупинские преданные – необычайно доброжелательные и очень простые. Они лучатся любовью и радостью, а их гостеприимство не знает границ. Было очень тяжело расставаться с ними, и я до сих пор переживаю, что нам удалось так мало пообщаться с этими возвышенными личностями.

Палящий зной. Ослепительно чистое небо. Пышная экзотическая растительность. Тишина. Мы идем по южно-индийскому лесу, и нам кажется, что время перестало существовать. Цивилизация совсем не ощущается в этом месте, и лишь изредка мелькающие в чаще деревенские дома напоминают нам о том, что здесь живут люди. Похожие на длинные палки и уходящие ввысь стебли бетеля, деревья кешью, бананы, папайя, кокосовые пальмы, деревья карри, лотосы, растущие в деревенских палисадниках – все это похоже на сказочный сон. Мы приближаемся к берегу реки Суварны, по которому 500 лет назад проходил Господь Чайтанья и возможно, совершал здесь омовение.

Вот и бхаджан-кутир Гададхары Пандита прабху Небольшая деревянная хижина, вместо стен – прибитые на небольшом расстоянии друг от друга доски, потому что иначе не спастись от жары. Небольшая, но уютная веранда, огромный глубокий колодец с чистейшей водой и спуск к реке. Мы идем по тропинке, ожидая насладиться прохладным купанием. Однако нас ждет разочарование. Вода в реке почти горячая. Но природа необычайно красива, Кали-юга еще не добралась до этого райского уголка…

На другом берегу шли женщины с горшками на головах. Увидев нас, они остановились и очень долго стояли, не шевелясь. Видимо, увидеть белых людей, купающихся в местной реке – это то же самое, что увидеть говорящего крокодила. Кстати, мы опасались, что эти животные могут побеспокоить наш мирный отдых, но Гададхара Пандит прабху уверил нас, что крокодилов здесь нет.

А к особым взглядам удупинских жителей мы уже привыкли. Европейцы – редкие люди в Удупи (по сравнению с Вриндаваном, Майапуром и Пури), поэтому на нас глазели везде. Еще бы! Ведь мы не просто белые люди. Мы белые люди, одетые в индийскую одежду, а это делало нас еще более странными в их глазах….

О Кришна, как бы мне хотелось жить также просто и возвышенно, как эти люди в южно-индийской деревне! Выращивать рис, кокосы и бананы, повторяя Твои святые имена. Готовить простую пищу и предлагать ее Тебе с любовью и преданностью. Купаться в реке, наслаждаясь тишиной и благостью, вдали от суеты и мрака так называемой цивилизации. Ездить в автобусах, где впереди устроен алтарь с курящимися благовониями, вдыхать аромат цветов париджата, украшающих почти всех удупинских матаджи, и встречать закат на берегу океана, куда специально с этой целью приезжают многие местные жители. Представьте – берег океана и сотни людей, ожидающих, когда солнце скроется за горизонтом, огромные волны и ослепительно золотистый песчаный берег…

Место рождения Мадхвачарьи. Необычайная благодать царит на этом кусочке духовного мира. Кажется, что природа погрузилась в самадхи, а время ушло в тень. Сладостные ароматы доносятся из сада с диковинными цветами и деревьями. Тамариндовое дерево щедро роняет нам под ноги свои плоды. Здесь растет много имбиря и тыквы. На этом небольшом участке земли родители Мадхвачарьи выращивали овощи, фрукты и цветы, чтобы предложить их Господу. В саду Мадхвачарья посадил дерево, под которым стоят Божества нагов, хранителей этой земли.

Храм Вишну, расположенный на том самом месте, где раньше был дом родителей Мадхвачарьи, выходит к небольшой кунде, где явились четыре святые озера. Мать Мадхвачарьи каждый день совершала паломничество к этим озерам, чтобы принять в них омовение. Ее сын, пожалев мать, потому что путь к озерам был неблизкий, призвал в кунду эти озера, и с тех пор его матери не приходилось ходить так далеко…
Рыбки в кунде кусают наши ноги, когда мы заходим в воду для того, чтобы поклониться этому священному месту…

Тут же рядом – храм Йогамайи. Когда ее омывают, то чаранамрита льется из специального отверстия из боковой стены алтаря, и можно подставить руку, чтобы почтить ее. Это традиционно для многих южно-индийских храмов…

Мы видели кухню, где готовила мать Мадхвачарьи. Однажды она попросила сына присмотреть за молоком, но он, не желая стоять возле котла столь долгое время, положил на него огромную тяжелую плиту (нам показали ее). Мать была очень удивлена, потому что эту плиту не могли поднять даже несколько мужчин…

Мы поехали дальше – в храм Парашурамы. Этот храм в детстве любил посещать Мадхвачарья. Он возвышается на огромном зеленом холме, по подножию которого бегают горные козочки. Мы смотрим вниз с вершины холма и вспоминаем, как однажды Мадхвачарья летел по воздуху из храма в родной дом, удивив своим очередным необычным поступком домочадцев…

Необычайны деяния Твоих преданных, о Господь! Хочется слушать и слушать о них, не прерываясь ни на минуту. Мы в почтении склоняемся перед этой великой землей, по которой ходил великий преданный Господа Хануман-Бхима-Мадхвачарья…

8 4

После Удупи Мангалор кажется слишком раджасичным, хотя здесь довольно-таки чисто и уютно. Очень много храмов Шивы, два из которых мы посетили. Один расположен в центре города, а другой – на берегу океана. Прибрежный храм очень маленький, а городской представляет из себя целый храмовый комплекс. В центре возвышается бедлоснежный, с красным куполом храм Шивы, а по бокам – храмы всех членов его семьи. Под солнцем искрится вода в многочисленных кундах для омовения. Торжественно тянется ввысь столб Гаруды. Люди терпеливо стоят в очереди за чаранамритой и махапрасадом.

О Господь Кришна, как ты велик и прекрасен, что дал нам возможность посетить эти чудные места и сохранить их в своем сердце. Южная Индия – это песня любви и преданности Кришне, которую хочется петь снова и снова, находя в каждом звуке чудной мелодии свое необъяснимое очарование…

Говинда Нандини даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No5(8), июнь 2005