Rss

Слава холма Говардхан

Во время Сатья-юги мудрец Пуластья Муни пришел к повелителю гор Дроначале и потребовал себе его сына Говардхану. Дроначала в горе и слезах уверял мудреца, что не вынесет разлуки с сыном. Муни разгневался и хотел было проклясть Дроначалу, но тут заговорил Говардхана. Он заявил, что пойдет с мудрецом, но с условием, что где бы его не опустили на землю, там он и останется. Пуластья Муни взял Говардхану с собой, и отправился к своему ашраму. Но проходя через Враджа-мандалу, он опустил Говардхану, чтобы справить нужду. Когда же, совершив омовение, мудрец вернулся, то обнаружил, что не может сдвинуть Говардхану с места. Разгневавшись, он проклял холм каждый год уменьшаться на одно горчичное зерно. Когда-то холм Говардхана был очень высок, но теперь от основания до наивысшей точки – всего около 25 метров. В Двапара-югу, когда являл свои игры Господь Кришна, пастухи Вриндаваны готовили жертвоприношение Господу Индре, царю небес и повелителю дождя. Но Кришна убедил их остановить это жертвоприношение и взамен совершить поклонение холму Говардхане, который удовлетворял столько житейских потребностей. Когда пастухи согласились с Кришной и начали поклонение холму Говардхане, царь Индра пришел в ярость и обрушил на Вриндавану проливной дождь. Жители Враджи обратились за помощью к Кришне. Тогда Он поднял гору и использовал ее вместо зонта. Маленький Кришна семь дней держал холм на мизинце левой руки, спасая жителей Вриндаваны от гнева царя небес Индры. «Пусть левая рука Шри Кришны, глаза которого похожи на лепестки лотоса, всегда служит вам защитой. Одной левой рукой Он держал холм Говардхану, точно это была игрушка» (Бхакти-расамрита-синдху 2.1.62). Санатана Госвами каждый день обходил холм Говардхан (что составляет 21 км). В «Говинда-лиламрите» Кришнадас Кавираджа Госвами утверждает, что холм Говардхана напоминает павлина, глазами которого являются Радха-кунда и Шьяма-кунда. В «Шримад-Бхагаватам» гопи восклицают: «Из всех преданных холм Говардхана – наилучший! Он дарует Кришне и Балараме, их друзьям-пастушкам, а также коровам и телятам все необходимое – питьевую воду, сочную траву, пещеры, плоды, цветы и овощи. Тем самым холм выражает свое почтение Господу. Холм Говардхана, которого касались лотосные стопы Кришны и Баларамы, все время ликует!» (Ш-Б. 10.21.18).

33 1Сегодня, 22 октября 2006 года, мы празднуем Говардхана-пуджу. Это на день раньше, чем в вайшнавском календаре, так как преданные пошли на это ради проповеди бриджабаси, которые также отмечают его в этот день. У нас в школе выходной и я решил написать, что происходит в том самом месте, где Кришна проводил эту игру 5000 лет тому назад.

На улицах тысячи людей совершают парикраму. Все поют песни, посвященные Кришне и Гирираджу, отовсюду слышится декламация разных ведических мантр. В храме ИСККОН на Говардхане преданные организовали программу, специально посвященную этому празднику.
Из Вриндавана приехало три больших автобуса с преданными, включая Индрадьюмну Махараджа, Дравиду прабху и многих других учеников Шрилы Прабхупады. Кроме того, в храме сейчас живет несколько Махараджей и учеников Прабхупады. Преданные из нашей школы тоже с самого утра после приветствия Божеств и Гуру-пуджи отправились в Бхактиведанта Ашрам, чтобы вместе со всеми отпраздновать этот замечательный день.

33 2

Когда мы с киртаном вошли в ворота Бхактиведанта Ашрама, программа была в самом разгаре. Дравида прабху, славящийся своей ученостью и способностью декламировать шлоки, которых он знает огромное количество, вёл очень сладкий киртан. Несколько сотен преданных пели и танцевали на крыше храма, с которой открывается замечательный вид на виновника торжества – Гирираджа Говардхана. Причем, в отличие от всех остальных храмов мира, занавес здесь никогда не закрывается – попробуй закрыть огромный холм, который неотличен от Кришны и потому также является Божеством! После почти часового киртана началась лекция. Первым по традиции стал говорить Гопипаранадхана прабху. Он живёт на Говардхане вот уже почти пятнадцать лет, практикуя очень интенсивную садхану. Поистине, он яляется настящим бриджабаси. Я постараюсь передать основные моменты его замечательной лекции, основанной на знаменитом стихе из Десятой Песни Шримад Бхагаватам (10.21.18), где гопи прославляют Говардхан как харидаса-варйа – лучшего из слуг.

Итак, в этом стихе гопи, привлеченные звуками флейты Кришны, начинают прославлять Его и Его возлюбленных слуг, которые бесконечно дороги Ему. Здесь говориться «харидаса-варйа», а не «кришнадаса-варйа». Это включает всех слуг Кришны – как во Вриндаване, так и на Вайкунтхе. И среди всех их Говардхан – самый лучший! Лучше Прахлады Махараджи, Нарады Муни и всех остальных поистине великих слуг Господа! Что же в его служении такого особенного, что оно настолько удовлетворяет Кришну, что гопи, сами искусные в этом, считают его самым лучшим из всех слуг?

Обычно, говоря о слуге, мы подразумеваем того, кто верно и бескорыстно служит своему господину. Это в очень большой степени будет зависеть от того, кому мы служим – к примеру, совершенный слуга вора будет совершенным образом помогать ему воровать. Те же, кто служат Верховному Господу, стремятся удовлетворить Его, исполняя Его самые сокровенные желания. Кришну очень легко удовлетворить, в отличие от полубогов, так как Он сам говорит в Бхагавад-гите «патрам пушпам пхалам тоям…» – достаточно только предложить Ему листок, цветок и немного воды с любовью. И есть преданные, которые, подобно Бали Махараджу, отдают Кришне всё. Тем не менее, Говардхан превосходит всех их!

33 3

В чем же секрет его служения?

Представьте, что какой-то мудрец, к примеру, Дурваса Муни, хочет дать Кришне благословение, ставя при этом условие, что надо просить только что-то одно, но самое сокровенное. Что бы Кришна попросил у него в этой ситуации? Что для Него дороже всего? В этом кроется ответ на вопрос о том, почему служение Говардхана так дорого Кришне. Скорее всего, Господь попросил бы у него, чтобы все преданные Враджи, особенно члены общины пастухов, коровы и телята, были счастливы. Все они очень дороги Ему и потому их счастье – это Его счастье. В отличие от Вайкунтхи, где все тоже служат Господу, стремясь от всего сердца удовлетворить Его, умонастроение преданных Враджи проникнуто особой близостью отношений. Это всегда служение плюс что-то ещё. Именно поэтому их служение не только особенно привлекает Кришну, но, более того, полностью покоряет Его своей любовью. Именно поэтому Гирирадж, который всеми возможными способами служит этим преданным Кришны, настолько дорог Кришне, что Он, в надежде как-то отплатить Гирираджу за всё это служение, устраивает всю эту игру с Говардхана-пуджей и поклонением ему.

В этом стихе перечислено, как Говардхан служит Кришне и Его преданным. В первую очередь гопи говорят – йад рама-кришна чаранах спараша-прамодах – Гирирадж очень счастлив служить Кришне и Его брату, Господу Балараме. И поэтому он старается доставить удовольствие и позаботиться о тех, кто дорог Кришне. В первую очередь это совсем еще маленькие и беспомощные телята, затем – коровы и пастухи. Как Он это делает? Это также описано в этом стихе. Но прежде, чем описать это, надо понять, каковы потребности преданных Кришны, живущих здесь. Они живут настолько простой жизнью и в настолько простых условиях, что для человека, привыкшего к роскоши и излишествам современной цивилизации, это может показаться крайней степенью аскетизма. Однако, на самом деле, они самые богатые! У них есть коровы сурабхи и каждое дерево во Вриндаване – древо желания. Можно подумать – почему бы им тогда не пожелать чего-то «настоящего», того, к чему стремится большинство людей в этом мире? Но мы должны помнить, что желания должны соответствовать месту и времени. Те, кто хотят богатства, женщин, чувственных наслаждений, должны искать их в каком-то другом месте. Здесь же все их желания полностью духовны и связаны со служением Кришне. И не надо пытаться всё это испортить, сделать их «счастливее», чем они есть сейчас. Как часто говорил Шрила Прабхупада, мы не можем есть гайки и болты. Для нормальной здоровой жизни человеку нужна здоровая пища, чистая вода и проживание в благостной атмосфере. Это то, что всё больше становится только мечтой по мере развития современной цивилизации. Но Говардхан даёт всё это!

Во-первых, во множестве водопадов Говардхана очень чистая и прохладная питьевая вода. В настоящее время большинство водоемов загрязнены отходами и потому требуют многоступенчатых систем очистки воды. Грязная вода оскверняет тело и сознание. Эта вода, проходя в процессе очищения через различные химикаты, приобретает сознание химикатов. Но вода с Говардхана несет в себе все необходимые минералы и очищает тело и ум, это лучшая в мире вода.

Во-вторых, на Говардхане в изобилии растет очень сочная и ароматная трава. Именно этой травой мама Яшода накормила своих лучших коров, чтобы сбить для Кришны масло в Дамодара-лиле. Она решила сделать всё совершенным образом, чтобы Кришна больше не воровал масло и йогурт у соседских гопи. Такое молоко несет в себе аромат всех этих трав и потому очень нравится Кришне!

В-третьих, на Говардхане множество пещер, которые дают прибежище в жару, холод и дождь. И не надо никаких кондиционеров, без которых просто невозможно выжить в бетонных джунглях современных городов! Даже сейчас на Говардхане можно увидеть несколько таких пещер.

В-четвёртых, на Говардхане изобилие фруктов, овощей и разных съедобных кореньев. Поэтому здесь никто не голодает! Именно эти слова Кришна в облике маленького мальчика-пастушка сказал Мадхавендре Пури, который в течение нескольких дней жил на берегу Говинда-кунды и был настолько погружен в бхаджан, что не выходил собирать пожертвования. Здесь нет никакой необходимости просить подаяние – Говардхан в изобилии даёт всё необходимое. Более того, очень трудно удержаться, чтобы не переесть – это заметили многие, приезжавшие в это замечательное место. Что же касается попрошаек, которых множество на Говардхане, то большинство из них приезжает сюда на заработки, так как в сезон здесь множество людей и очень легко собрать довольно большую сумму денег. Вне сезона их здесь нет.

Таким образом, Говардхан играет огромную роль в жизни бриджабаси. Поэтому Кришна Сам установил, что мы должны поклоняться ему, показав пример того, как это правильно делать. Это очень просто – предложить Гирираджу огромный пир – анакута-бхогу, раздать прасад всем желающим и обойти вокруг Говардхана. Поэтому тысячи преданных в этот день приезжают сюда и, следуя по стопам Господа, поклоняются этому лучшему из холмов.

Еще один аспект Говардхана – Он создаёт очень благоприятную атмосферу для игр Кришны. К примеру, Кришна никогда не играет на флейте посреди Сахары, так как там те же самые игры не были бы такими же сладкими. Поэтому на Говардхане Кришна проводит Свои самые сокровенные игры. Если вспомнить, что сам Господь Чайтанья и Его вечные спутники, такие, как Госвами Вриндавана, также проводили здесь свои игры, это место становится чрезвычайно важным для всех Гаудийа-Вайшнавов.

Индрадьюмна Свами добавил, что Говардхана-лила – одна из немногих игр Кришны, которая собирает в одном месте всех преданных Кришны, имеющих с Ним отношения в разных расах. К примеру, в Калийа-дамана лиле все бриджабаси тоже собрались в одном месте, переживая за Кришну, находящегося в кольцах Калийи. Они уже были готовы оставить тело, и тогда Баларама попросил своего дорогого брата покончить с этим демоном и спасти преданных от беспокойств. И, как вы помните, Кришна исполнил свой мастерский танец на головах Калийи, выбив из него весь яд и, тем самым, очистив от осквернения. Также все преданные собрались вместе перед уходом Кришны в Матхуру. Они пытались найти какой-то способ остановить Его и оставить во Вриндаване. Но наиболее ярко все отношения с Кришной в разных расах одновременно проявились именно в Говардхана-лиле. Когда пошел всеразрушающий дождь, посланный Индрой, для бриджабаси не было никакого другого места спасения, кроме поднятого Кришной Говардхана. И Кришна отвечал взаимностью на все их трансцендентные эмоции. Он обменивался взглядами с гопи, отчего Его рука начинала дрожать. Пастухи, видя это, пытались помочь ему, поддерживая Говардхан своими посохами. Мама Яшода вытирала пот с лица Кришны и молилась за Него, пытаясь тем самым помочь Ему. Кришна в течение всех семи дней был открыт их взору, чего обычно никогда не происходит, так как Он проводит свои игры с разными преданными в разное время суток в разных местах Вриндавана.

И всё это касается только аспекта Говардхана в качестве совершенного слуги Кришны. Кроме этого, Говардхан – это Сам Кришна. Но это требует отдельного разговора!

33 4

После такой замечательной лекции все преданные направились в сад, где провели пуджу очень красивой белой корове и её маленькому теленку. Им предложили сочную траву, сладости, чистую воду, украсили цветами, предложили арати и обошли вокруг них с киртаном. После этого все направились к подножию Говардхана. Под звуки киртана Дравиды прабху преданые омывали Говардхан водой, молоком, йогуртом и другими благоприятными жидкостями. Потом Ему предложили чапала-бхогу – традиционное подношение из 56 блюд. Это была поистине целая гора самых разных изысканных блюд. После этого провели праздничное арати и раздали махапрасад всем многочисленным бриджабаси, с энтузиазмом принимающим участие в поклонении. Не забыли и про лучших друзей Кришны – обезьян. И потом был пир на весь мир! Каждый, кто так или иначе оказывался в пределах Бхактиведанта Ашрама, был накормлен замечательным прасадом. Преданные в полном экстазе вкушали прасад, прославляя Кришну и Его совершенного слугу, Гирирадж Говардхан. И потом все отправились на парикраму.

33 5

деве варшати йагйа-виплава-руша ваджрасма-варшанилаих
сидат-пала-пашу-стрий атма-шаранам дриштванукампй утсмайам
утпатйаика-карена шаилам абало лилоччхилиндрхрам йатха
бибхрад гоштхам апан махендра-мада-бхит прийан на индро гавам

«Индра, разгневанный тем, что проводимое для его удовлетворения жертвоприношение было остановлено, навлек дождь и град на Гокулу. Сопровождаемый молниями и ураганным ветром, этот дождь принёс огромные страдания пастухам, женщинам и животным. Кришна, будучи очень сострадательным по природе и видя страдания тех, кто во всём зависит только от Него, улыбнулся и одной рукой поднял холм Говардхана, подобно тому как маленький ребёнок срывает гриб, чтобы поиграть с ним. Держа над головой холм, Он спас всю общину пастухов. Пусть же Говинда, Господь пастухов и разрушитель гордыни Индры, будет доволен нами». (Ш.-бх. 10.26.25).

Сарвагйа дас

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No33, сентябрь-октябрь 2007