Rss

Смирение в невежестве

Наблюдения за жизнью алкоголика

В силу обстоятельств довольно долго наблюдаю жизнь одного алкоголика. Раньше думала, что алкоголики – это что-то вроде особой формы жизни, но однажды стало ясно, что это та же самая иллюзия, что и у нас, только в более сгущенном виде.

Мы знаем, что для того, чтобы выйти из круговорота рождений и смертей, нужно развить отречение и нужные качества. Для этого нужны регулирующие принципы, повторение имен Бога, общение с преданными, служение. Все предельно ясно, но совершенно невозможно для большей части людей. Нам говорят: «Следуйте наставлениям гуру и обретете совершенство». Эти слова звучат так привычно, что часто не достигают сердца.

Размышляя о жизни бывшего мужа и природе его болезни, мне казалось непонятным, почему он так упорствует в своем нежелании решительно действовать под моим доброжелательным руководством. Я просто чувствовала: действуй он так, как я советую, все наладится, он очистится и страшная болезнь отступит. Но однажды поймала себя на том, что сама не в состоянии проявить решительность в следовании наставлениям своего гуру в той степени, в которой хотелось бы. Стала думать – почему? Любой преданный знает, что материализм – страшная болезнь, сопровождаемая отвратительными последствиями: рождением, болезнями, старостью и смертью. Любой алкоголик знает, что алкоголизм – болезнь с не менее отвратительными последствиями: болезнями, нищетой, унижением, потерей человеческого достоинства. Почему же мы так держимся за эти болезни? Почему мы меняем общение с Богом на временные, несущие страдания, сомнительные удовольствия материального существования, как меняет алкоголик нормальную жизнь на кратковременный кайф от выпитого? В чем причина этой слабости и у нас, и у них? Измененное сознание, а попросту глупость. Мы просто глупы до последней степени. У нас мозг отравлен алкоголем материального существования, и мы не в состоянии сделать решительный выбор – Бог или мой болезненный мирок, пребывание в котором замучило меня до невозможности, но как только появляется новая возможность наслаждаться, мы опять делаем попытку, чтобы снова и снова остаться у разбитого корыта со страшной головной болью с похмелья.

Недавно я шла на программу по скверику, и на скамейке сидела стайка алкашей. Трое мужчин и женщина. Лица у всей одинаковые – багрово-синюшные, опухшие. Женщина что-то ела из коробочки, а мужчины беседовали. Проходя мимо, услышала их разговор: «Встал утром, как курить было охота…» Я подумала, что и все наши разговоры, если они не о Боге, носят такой же характер рабской зависимости, зависимости от своего тела, от родственников, от начальства на работе и т.д.

Мой бывший муж допился до смиренного состояния. Переночевав под дверью квартиры, утром, подняв желтое в синяках лицо, покорно дал проверить свои карманы на предмет бутылки. Горделивый, всегда во всем правый человек теперь похож на искалеченную собаку. Смирение в невежестве. Иногда наше смирение носит такой же характер – загнанные в угол жизнью, превращаемся в побитых собак, но только дай нам передышку, тут же все забудем и опять нос кверху. Не хотим стать смиренными в благости, становимся смиренными по-собачьи.

Жизнь алкоголика трудна, позорна и полна лишений. Наше существование в материальном мире очень похоже. Но попробуй отними у него бутылку, попробуй тронь наше тело, наших родственников. Реакция будет одна и та же. На самом деле, нас всех это ждет не в этой жизни, так в другой – алкоголизм или наркомания, если мы не пойдем к Богу. Потому что нас манит слишком легкий способ получения удовольствия и возможности забыться от боли материальной жизни. Мы же любим получать все легко, по дешевке. А путь к Богу – трудный, тонкий путь. Взывай к Всевышнему, да еще зорко смотри, не поднимет ли голову змея по имени «гордыня», которая только и ждет, чтобы ее накормили и тогда она наберется сил и поглотит все плоды наших усилий.

Наблюдения такого рода прояснили мое положение и, надеюсь, укрепили решимость в духовной жизни, веру в процесс и духовного учителя, но самое главное, я перестала обижаться на Кришну, что Ему не интересно общаться с нами, пока мы в этом сумасшедшем доме. Мне ведь не интересно с алкоголиками. От них дурно пахнет, у них мерзкие привычки, отвратительные занятия. Кришна, прости меня, пожалуйста. Я так долго предъявляла к Тебе претензии, что Ты не проявляешься в звуках моего бормотания во время повторения мантры. Сейчас я удивляюсь другому – милости Его. То, что Он позволяет мне пытаться повторять имена Бога, общаться с преданными. На самом деле это чудо из чудес.

Брошена крепкая веревка, по которой мой гуру вытащит меня из «слепого» колодца. Я верю в это, потому что очень этого хочу, а мой духовный учитель хочет этого еще больше.

Как Кришна может интересно действовать… Поставив меня в положение, где я наблюдаю жизнь пьющего человека, Господь показал мне мое положение и величину Своей милости и милости Своих преданных. Я боюсь страданий, но невольно вспоминаются слова царицы Кунти: «Пусть несчастья приходят вновь и вновь. Они позволяют видеть Тебя, мой Господь». Я не царица Кунти и Господа я не вижу, но Его милость и милость гуру все отчетливей видна в моей жизни…

Мяконькина Елена

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No16