Rss

Сознание Кришны сильнее астрологии

26 9

Яшоматинандана прабху – руководитель отдела развития Московского храма, астролог, автор учебников «Философия вайшнавов», «Духовная практика вайшнавов», «Культура вайшнавов» и автор замечательной, недавно изданной книги «Истории для Нароттама». Также он в прошлом – ученый-химик, оставивший науку ради служения гуру и Кришне. А еще он возвышенный преданный и просто хороший человек с необыкновенным чувством юмора…

– Яшоматинандана прабху, как Вы пришли в Сознание Кришны?

– Я по своей природе ученый, и к религии никогда не имел никакого отношения. Не то, чтобы я был сознательным атеистом, просто не задумывался никогда на эти темы. Бог мне особо не был нужен, потому что в жизни меня все устраивало и без этого. Но наверняка в прошлой жизни я занимался какой-то духовной деятельностью, потому что примерно с 3 лет я стал задумываться о смерти. У меня была твердая убежденность, что я не умру, а буду жить вечно. Во 2 классе я нашел у папы какую-то книжку по йоге (в то время это была запрещенная литература) и пробовал самостоятельно заниматься медитацией.

А на 2 курсе МГУ я почему-то был твердо уверен, что когда-нибудь я встречу человека, который возьмет меня за руку и поведет в какое-то хорошее место, к Богу.  В то время стало появляться много религиозно-эзотерической литературы, которую я жадно читал, а в 1990 году на улицы стали выходить преданные с книгами Шрилы Прабхупады. Я долго ходил мимо них и думал, что они продают эротическую литературу, да еще с названием «Источник вечного наслаждения».

Но однажды осенью 1990 года я приехал с практики из Германии, пришел в университет, получил стипендию 45 рублей  и собрался ехать домой. Подошел к станции метро и увидел, что большая толпа обступила столик с книгами: все толкаются, торопятся, в общем, ажиотаж был какой-то.  Я подошел и увидел, что продают Бхагавад-гиту стоимостью в половину моей стипендии. Я просил книгу, а мне стали что-то непонятное рассказывать про парампару, причем, такие вещи, которые новичкам не говорят. Я уж не знаю, но каким-то чудом я все равно купил книгу, несмотря на то, что информация мне была непонятна и даже немного раздражала. А потом преданный за столиком (увы, не знаю, кто он, но тогда его кто-то называл «дядя Юра») сказал: «Вы знаете, Шрила Прабхупада говорил, что Гиту нужно читать по утрам, а по вечерам нужно читать «Источник вечного наслаждения»». Я ответил: «Куплю когда-нибудь в следующий раз» и пошел в метро.
А потом случилось что-то странное. Я стал спускаться вниз на эскалаторе, и вдруг в какой-то момент я почувствовал, что мне нужно вернуться. Я спустился вниз, потом снова поднялся, вышел из метро, подошел к столику и купил «Источник».

В Бхагавад-гите я не разочаровался и даже наоборот был потрясен этой книгой. В ней доступным языком очень убедительно и научно излагались основы жизни, даже моя фундаментальная наука в эту систему вписалась!

Через пару месяцев я снова встретился с преданными. Прабхавишну Свами давал лекцию в университете. Встреча проходила в традиционном вайшнавском стиле: все пели Харе Кришна и танцевали. Мне все это ужасно не понравилось, но за компанию я тоже немного двигал ногами и что-то бубнил себе под нос. А потом на выходе всех угощали слоеными палочками, такими вкусными, что я потом долго в недоумении пытался понять, как они такое тесто делают, потому что я очень любил готовить. Потом я узнал, что это были знаменитые «палочки с корицей», которые все в шутку называли «палочки с курицей». После этого я стал приходить в храм на Колхозную, и един-ственное, что мне было более или менее понятно – это лекции Вишвамитры прабху. Все остальное я считал для себя неприемлемым, хотя интерес к философии помогал мне как-то удержаться в то время в этом движении.

А потом я попал на лекцию Гопала Кришны Госвами, который стал впоследствии моим гуру. Не могу сказать, что мне как-то особенно запомнилось то, о чем он рассказывал, но после лекции все куда-то помчались, звучало непонятное слово «даршан», и получилось как в фильме «Джентельмены удачи» – все побежали, и я побежал.

В маленькой комнатке, наполовину заваленной книгами, сидел Махарадж в окружении преданных. Он что-то спрашивал меня, я что-то отвечал, а поскольку английский язык я знал не очень хорошо, кое-что не понимал и иногда чувствовал себя идиотом. Единственное, что я сразу осознал: Махарадж – это тот человек, которого я ждал со второго курса. Именно он должен был взять меня за руку и привести куда-то в правильное и нужное место – к Богу.

Гопал Кришна Госвами спросил меня, почему бы мне не начать читать 16 кругов мантры, и с того момента я стал воспевать святое имя. Через год я закончил МГУ и остался работать на кафедре. Но через некоторое время компьютер, на котором я работал, сломался, и мне стало скучно. Пить кофе и трепаться с сотрудниками мне надоело, и я вообще перестал ходить на работу. Сидел дома и по наставлению Гуру махараджа по 8 часов в день учил английский язык. А потом, когда Гопал Кришна Госвами приехал в Москву, выяснилось, что у него нет секретаря и переводчика (в то время мало кто знал английский) и меня пригласили на это место. Я уехал из Москвы с Гуру Махараджем и с тех пор в университет больше не возвращался. Я даже за зарплатой туда не являлся, пришел только через два года, когда меня попросили, в конце – концов, написать заявление об уходе по собственному желанию. Так я в течение 10 лет сопровождал своего духовного учителя в поездках.

– Вы являетесь профессиональным астрологом. Скажите, какую роль в нашей жизни играет астрология?

– Астрология играет самую незначительную роль в нашей жизни. А главное в жизни преданного – повторение святого имени Господа. И одним из критериев нашего духовного прогресса является то, насколько мы привязаны к святому имени Кришны.
Астрология – обычная материальная наука, такая же неточная, как другие материальные науки.

– Как Вы стали астрологом?

– В 1998 году Госвами Махарадж попросил меня пройти обучение у авторитетного астролога – Санджаи Радхи прабху. И хотя у меня не было интереса к этой науке, я изучил ее, чтобы по совету старших преданных использовать  астрологию в интересах сознания Кришны. Несмотря на то, что астрология кажется мне слишком имперсональной и не имеющей ничего общего с духовностью, мне пришлось получить статус джьотиш-гуру, и сейчас у меня даже есть несколько учеников.

– Какие советы Вы можете дать родителям для зачатия благочестивого потомства?

– Астрология хорошо вписывается в нашу жизнь, если она является частью культуры, если ее уважают и соблюдают исходящие от нее рекомендации. В наших условиях, когда люди ходят на работу и ведут образ жизни, далекий от ведического, существует много факторов, которые вообще никак не соотносятся с понятиями благоприятного и неблагоприятного. В нашей жизни все неблагоприятно…
Вообще очень сложно выбрать какое-то время для совершения тех или иных действий. В кали-югу, когда вокруг много беспокойств, это практически невозможно.

Что я могу посоветовать, учитывая все эти факторы? В момент зачатия у родителей должно быть хорошее физическое, эмоциональное и духовное состояние, если они хотят, чтобы в семью пришел преданный. Все знают, что подобное притягивается к подобному, отсюда такая рекомендация.

В день зачатия очень хорошо совершить какое-то служение для преданных, к примеру, устроить пир для брахмачари! Можно выбрать день перед каким-нибудь праздником или явлением ачарьи. Во многих книгах не рекомендуют проводить зачатие в какие-то дни недели и какие-то дни женского цикла.  Я думаю, нужно смотреть по ситуации, учитывая не только время, но и место, и обстоятельства. Потому что самое благоприятное время может быть неудобным родителям из-за каких-то жизненных обстоятельств.

Если учитывать все астрологические моменты в этом вопросе (а их гораздо больше, чем просто дни недели и месячный женский цикл), будет столько беспокойств… Да и нужно ли это? Просто выберите подходящий день (кроме экадаши), прочитайте 50 кругов мантры… Нужно просто понять принципы – хорошее физическое, эмоциональное и духовное состояние – и следовать им. А все остальное… Просто примите прибежище у Божеств и вайшнавов. Сознание Кришны сильнее астрологии!

– Яшоматинандана прабху, не могли бы Вы как главный руководитель отдела по сбору пожертвований Московского храма прояснить ситуацию со строительством храма? Многие люди перестали жертвовать деньги на этот проект, потому что не знают, куда они идут – храм-то ведь так и не начали строить?

– Проект этот очень сложный, и слишком много людей в нем завязано, к тому же физически этот проект еще не воплотился. Можно сказать, проект на пятом месяце беременности – он еще не функционирует отдельно от его создателей, но вполне развивается и имеет «человеческий» вид. На четвертом году существования нашего проекта власти должны были дать нам землю, но этого не произошло. Конечно, мы переживали, у многих  опустились руки, но, тем не менее, титанический и самоотверженный труд преданных вместе с той поддержкой, которую нам оказала международная общественность, принесли свои плоды. После визита мэра Дели в конце весны прошлого года лед тронулся, и ситуация сдвинулась с мертвой точки. Сразу нашелся подходящий участок земли, и хочется надеяться, что больше серьезных проблем не будет.

На деньги, пожертвованные преданными для храма, недалеко от района Митино построен ашрам для брахмачари, которые посвятили свою жизнь проповеди и санкиртане. Шрила Прабхупада говорил, что чистота – наша сила, и в этом ашраме сосредоточена вся чистота ИСККОН, и эта чистота постоянно и строго поддерживается.

Все остальные собранные деньги пойдут только на строительство и нужды храма.

Записала Говинда Нандини д.д.

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No26, январь 2007