Rss

Трансцендентные ветры Кучугур

Когда наступает август, и все в природе исподволь говорит о приближении осени, в жизни преданных начинается ажиотаж особого рода. Покупаются билеты, формируются группы, шьются одежды, и много-много других радостных предпраздничных хлопот. Ожидание праздника – уже праздник. Этот праздник – наш ежегодный вайшнавский фестиваль «Садху-санга», который в этот раз проводился на берегу Азовского моря, в курортном поселке Кучугуры.

Удача побывать на фестивале мне лично выпадает один раз в два года. Но зато каждый раз – на новом месте. Такое счастье – увидеть всех, кого люблю и о ком скучаю, хотя бы чуть-чуть пожить «вриндаванской» жизнью с мангала-арати, утренними лекциями по «Шримад-Бхагаватам», прасадом в обществе преданных. Хорошо, что есть записи в дорожной тетрадке – без этого многие «мелочи» стираются из памяти, прячутся в сердце, иногда проявляясь, чтоб напомнить о том счастье.

На фестиваль преданные добираются самыми различными средствами. Самолетами, поездами, автомобилями, паромами. Рассказывали об одном преданном из Рыбинска – он доехал до Кучугур на мопеде, без перерывов на отдых. Только однажды улетел в кювет, отделавшись небольшими ушибами… Из Пскова я поехала поездом до Москвы, потом на другом поезде до Воронежа только затем, чтобы встретиться с дорогими моему сердцу Васуки прабху и Линой в Воронеже, и с ними доехать до Кучугур на их автомобиле.

….На подъезде к Кучугурам за окном машины промелькнул странного вида образ, и мы затормозили. Ну кто еще так может путешествовать? В руках-четки, на голове полубандана, полушарфик камуфляжный, все это причудливо перевито косичкой из длинной заплетенной шикхи. Жизнерадостный вид, бодрая походка – преданный путешествует автостопом по всему Таманскому полуострову. По дороге рассказал нам, какой ураган с ливнем прошел здесь перед нашим приездом. «Ну а как же? Атмосфера должна быть очищена после курортного сезона, фестиваль не может проходить в загрязненной атмосфере, вот природа и старается», – это его версия таких катаклизмов. Мы с ним радостно согласились, надеясь на хорошую погоду.

Надежды сбылись отчасти. Первые три дня дул такой ветрище, и было так холодно, что весь поселок заполнялся странного вида созданиями – замотанными, закутанными, иногда даже какими-то бесполыми. Чтобы не замерзнуть, преданные так причудливо наряжались… Да еще наш фестиваль «пересекся» со славянским фестивалем…. Бедные местные жители – они с опаской смотрели на все это и молча ждали, что будет дальше.

А дальше наступил день открытия фестиваля. Приехали почти все Махараджи и почетные гости.

Пандал стоял, напоминая огромную белую теплицу, и вмещал неимоверное количество людей. Вечером он светился как фантастический фонарь. Ветер подул еще какое-то время и постепенно затих, спрятавшись под обрывом на морском берегу.

Выглянуло яркое солнце, и засияло, приветствуя всех нас. Программа фестиваля и время семинаров уже были известны, нам только оставалось наслаждаться всем этим и умудряться везде успевать.

Ранним-ранним утром, в непроглядной темноте несколько машин с преданными выехали в Анапу, встречать поезд, с которым приехали Чайтанья Чандра Чаран прабху и матушка Гоуричандрика. Они были в пути уже три дня, выглядели очень уставшими, но для каждого из нас у них нашлось приветливое слово и теплый взгляд. Перед приходом поезда устроили танцы на перроне и киртан. Харинаму, одним словом. Мне вдруг вспомнилось, как мы встречали Гуру Махараджа у себя в Пскове, и как будто ветром понесло меня вдоль вагона в поисках нужного купе. Гуру Махарадж услышал мой стук в окно, и, увидев, как окно в одну секунду было облеплено руками и лицами всех преданных, кажется, очень изумился…

Из домика, где размещали почетных гостей, Гуру Махараджа переселили в уютную новую гостиницу, подальше от штормящего моря и сильных ветров. Семинар его назывался «Духовный прогресс». Кто был на лекциях Гуру Махараджа, тот знает, что это такое, а кто не был… ну, тому следует побывать. Чтобы почувствовать и услышать, как беззвучно слушает огромная аудитория одного человека, потому что он – Вайшнав, посланник ведического знания.

Много лет слушаю лекции Гуру Махараджа и не перестаю удивляться его проповедническому гению, его человеческим качествам и непостижимости его личности. Ни одного случайного, ненужного, неосторожного слова, пустого, неверного выражения. Благодаря его лекциям, для нас, неофитов, с легкостью раскрываются сложнейшие темы, кажется – да, именно так и должно быть, я и сам об этом думал. Сколько людей становятся преданными благодаря лекциям Его Милости Чайтанья Чандры Чарана прабху! Он проповедует всю жизнь, вся жизнь отдана Богу и людям, и теперь вот, еще нам, ученикам. Лекции Гуру Махараджа, его чистота и его бхакти так действуют на людей, что каждый раз одна наша матаджи, выходя из пандала после лекции, говорила: «Все, выхожу замуж за богатого и строю дом, чтоб Чайтанья Чандра прабху жил у нас в Пскове».

44 3

Перед каждой лекцией матушка Гоуричандрика садилась на сцене за гармонь, рядом с вьяса-асаной, и они пели вдвоем. И весь пандал пел вместе с ними, и молодые матаджи влюблялись в Гоуричандрику, и не стеснялись говорить об этом.

Учеников и кандидатов в ученики Гуру Махараджа приехало так много, что иногда казалось, будто весь фестиваль состоит из них. Мои духовные братья и сестры приехали из Сибири, Урала, Дальнего Востока, Украины, Беларуси, одна матаджи даже из Бельгии. На инициации 27 человек получили посвящение, и почти столько же – пранама-мантру. На общем даршане, обращаясь к тем, кто готовился к инициации, Гуру Махарадж говорил о таких вещах, что даже становилось стыдно. О повышении стандартов чистоты, о том, как мыться, как одеваться… Видимо, есть причины для таких наставлений – Гуру Махарадж ездит по разным городам, и видит, в каких гунах мы живем. «Без повышения стандартов чистоты не разовьются брахманические качества», – это его слова. На лекциях много говорилось о взаимоотношениях гуру и ученика. «Квалифицированный ученик не ждет, когда гуру обратит на него внимание, даст наставления лично ему. Такой ученик уже читает мысли своего духовного учителя, и знает, что гуру хочет от него». Есть что-то мистическое в этих ожиданиях Гуру Махараджа, но разве преданных мистикой удивишь! Да и каждый в сердце чувствует – да, так и должно быть.

Как-то так получалось, что после каждой лекции Гуру Махараджа на сцене оказывалась целая толпа преданных – кто с пожертвованием, кто с вопросом, каждый хотел услышать что-то для себя важное, перехватить взгляд, дающий силы для духовной жизни и служения. Потом еще долго целая процессия сопровождала Гуру Махараджа до машины, а то и до гостиницы.

Мне посчастливилось готовить для Гуру Махараджа и Гоуричандрики в течение целого дня, и это было так радостно! Усталости почти не чувствовалось, а когда я поняла, что Гуру Махарадж остался доволен прасадом, она и совсем исчезла.

Буквально за один день силами учеников Чайтаньи Чандры Чарана прабху был подготовлен замечательный концерт с танцами, песнями, спектаклями, стихами. Жаль, что ни у кого нет полной записи этого концерта, но, как сказала наша «конферансье» Ирина из Евпатории, пусть этот концерт сохранится в сердцах всех, кому он понравился, а мы подготовим еще лучше.

44 4

Таруни Джахнави д.д., Лакшалата Бхакти д.д., Маллика Мала д.д.

На фестивале мы учились друг у друга служению, благости, терпению и любви. О каждом преданном можно написать целую поэму, каждый преданный как удивительный редкостный цветок. Чтобы узнать поближе человека, полезно пожить с ним рядом какое-то время. Для меня совместное проживание с еще тремя девушками из нашей ятры стало источником неиссякаемого наслаждения, не побоюсь этого слова. Молодые, красивые, энергичные, они были полны духа служения и заботы друг о друге, с ними было очень весело и интересно. Надя, немногословная и почти всегда сосредоточенно-серьезная, как-то незаметно умудрялась поддерживать чистоту в наших «апартаментах»; Ирина, один раз посмотрев, как правильно одевать сари, делала это гораздо лучше, чем тот, кто ее учил. Маша покоряла своей неподражаемой улыбкой и удивительным чувством такта. Вспоминаю о них в тех фестивальных мелькающих днях и понимаю, что только с преданными можно так замечательно общаться. Как говорит Гуру Махарадж в своих лекциях, мы все разные, но святое имя нас объединяет и сближает.

По установившейся традиции каждый день на фестивале дежурил отдельный регион. Наш Северо-Запад тоже был не исключением, жаль вот только, что мне не пришлось поучаствовать. Наш региональный секретарь Ванамали Кавирадж прабху милостиво разрешил мне в этот день заниматься только служением Гуру Махараджу и моим духовным братьям и сестрам.

Атмосфера курортного поселка напоминала Вриндаван, несмотря на холод. Совершенно беззлобные лица местных жителей, привыкших к разного рода публике, улицы совсем немноголюдные, несколько магазинов, небольшой рынок у самого моря, сады и виноградники во дворах и много-много цветов. Красота гирлянд, которые каждый день изготовлялись умелыми руками наших матаджи, просто изумляла. А вырастили цветы обычные люди, даже не догадывающиеся о своем неосознанном агьята-сукрити.

44 5

Шачидулал прабху из Челябинска (слева)

Хозяева домика, где мы жили, оказались людьми совершенно потрясающей доброты и гостеприимства. У них поселились преданные из челябинской ятры и, благодаря заботам их Шачидулала прабху, наша псковская ятра почти в полном составе тоже поселилась там. Условия отличные, все удобства, разные комнаты на выбор. Наш номер был уютным и теплым. Все жили весело и дружно, никто никому не мешал, хозяева пребывали в настроении служения, и даже просили записать, если у кого будут какие-то пожелания, что нужно улучшить на будущее… Я даже не придумала, что бы такое написать. Когда они на несколько дней уехали в Сочи к своим знакомым, Шачидулал прабху был нашим добрым «комендантом».

…Солнышко посветило, и скрылось. Ветер снова начал гонять сорванную листву и лепестки петуний по дорожкам. Море шумело и неприветливо катилось на берег мутными волнами. Кое-кто пытался загорать и даже плавать. Не сезон, и…. не Черное море. Но на это уже никто не обращал внимания. Каждый день перед главным корпусом воспевание, воспевание, воспевание. Такая непрекращающаяся харинама. Нрисимха Шалаграм прабху из Рыбинска приехал с самодельным громкоговорителем, который оставлял руки свободными и не мешал ему передвигаться с гармонью в руках. Киртан не прекращался и в пандале. Группа киртана включала в себя самых талантливых музыкантов, и, мне кажется, Ананда Говардхан прабху из Санкт-Петербурга был там одним из самых-самых. Наверное потому, что он играет на всех инструментах, и вообще он мой духовный брат.

44 6

Ананда Говардхан прабху из Санкт-Петербурга

Как всегда, насыщенная программа, несколько лекций в день, прасад, культурные программы.

Прасада было очень много. До ночи работали два кафе, общий прасад в пандале, продажа с лотков и «Пища жизни» на улице. Очень вкусно, очень разнообразно и душевно!

На лекции Гуру Махараджа одна женщина прислала записку: «Приехала первый раз с мужем-преданным. Все хорошо, но чего-то все равно не хватает». Гуру Махарадж ответил: «Не ждите чего-то особенного от фестиваля. Просто, когда сядете в поезд, почувствуете разницу». Весь пандал весело зааплодировал, соглашаясь с Гуру Махараджем и поддерживая ту женщину.
Семинаров было много и все такие разные и интересные, что попасть на все было просто нереально. Хорошо, что хотя бы в записи можно их послушать. Полностью смогла попасть на семинар Маллики-малы деви даси, моей духовной сестры. После тренингов на этом семинаре долго не покидало чувство, что только ради одного этого семинара стоило приехать на фестиваль. Я даже и не представляла, как важно было для меня решить некоторые проблемы во взаимоотношениях с родственниками, и как помог мне в этом семинар Маллики-малы «Психология обиды». Удивительно, как за три дня занятий можно получить решение проблем всей жизни. Горжусь, что у меня такая духовная сестра.
Шрила Прабхупада сказал: «Сознание Кришны – это система отдыха». На фестивале чувствуешь это особенно. Каждому здесь было так хорошо и уютно, каждый занял «нишу», для него отведенную. Каждый приехал со своим заветным желанием, и потом, перед отъездом, выяснилось, что все желания сбылись.

А между тем окончание фестиваля приближалось. Кто-то в нашей уютной комнате сидел и плакал, боясь возвращения домой, в тот «невайшнавский» мир. Да я и сама стала ловить себя на том, что за десять фестивальных дней стала бояться людей без кантхимал. Но они такие же души. И еще успеют стать преданными, если повезет. А нам уже пора было собираться в дорогу.
Накануне отъезда ветер угомонился, установилась ясная погода. Мы шли с церемонии закрытия фестиваля, смотрели на яркие южные звезды. Большая Медведица, непривычно огромная, склонилась над поселком, прислушиваясь к тому, как разносится звук каратал и мриданг далеко в чистом безветренном воздухе.

Разъезжались друг за другом, постепенно. Последними уехали челябинские преданные на своих машинах. Я осталась одна, с нашими хозяевами. Тишина в доме, все двери номеров нараспашку. И везде преданные оставили что-то после себя – где календарик, где книгу или журнал, где просто запах благовоний…

На территории базы «Искра» еще полным ходом шла своя фестивальная жизнь, но постепенно все убирали, Божеств уже увезли, и было грустно и как-то неприкаянно. Я зашла в пандал, людей совсем немного, тихо звучит киртан. Мурти Шрилы Прабхупады уже унесли. На отдельном столике остались лежать его вещи: четки, чадар, шапочка, теплый шарф. И рядом две красные розы. Казалось, Прабхупада вышел на минутку, и сейчас вернется, чтобы поприветствовать преданных. И подарить розы кому-нибудь. В это время в пандал вошла красивая молодая матаджи, скромно села, и тихонько заиграла на караталах. Не знаю, как людям удается так мастерски играть. Она сидела на полу, среди зрителей, а звон ее каратал вплетался в киртан, расцветив его новыми красками. Необычный был киртан, душа пела, и я почувствовала, что Прабхупада здесь, с нами, и что он с нами всегда, и мы всегда его дети и внуки.

Позвонила мужу. Он сказал, что по ТВ показывали репортаж с кучугурского фестиваля, что кришнаиты «оккупировали» весь полуостров, и что какая-то бабушка особенно была недовольна. Я спросила у Надежды, хозяйки, ее мнение о преданных. Она сказала, что таких чистоплотных жильцов, как кришнаиты, она еще не видывала у себя. Ее муж вхож в административные круги, и у него тоже спрашивали его мнения. Он сказал, что свои «единоверцы» пьянствуют все время и такую грязь после себя оставляют, а преданные с их принципами – ну никаких от них проблем.

Уже после фестиваля Шачидулал прабху звонил им, Надежде и Николаю. Они сказали, что весь поселок живет разговорами о кришнаитах и жители уже ждут нового фестиваля. Будьте уверены, дорогие, мы вернемся, а сейчас пора в путь-дорогу, ведь нам есть куда возвращаться!
…В день отъезда шел дождь. Небожителям не жалко было сыпать цветы на Кучугуры и превращать их в потоки воды. Значит, ягья удалась.

Так вот и проходит жизнь – от фестиваля к фестивалю, от встречи до встречи. Когда начинается новый фестиваль, то кажется, что жизни между фестивалями и не было. Они, вайшнавские праздники, нанизываются, как бусинки на нить, и, оглядываясь назад, представляешь свою жизнь, как ожерелье из таких праздничных самскар.
Псков. Декабрь 2009 г.

Лакшалата бхакти деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No44, октябрь-декабрь 2009