Rss

У нас нет причины не вернуться к Богу

Недавно к нам приезжал Ванамали Кавирадж прабху, наш региональный секретарь. В первый свой приезд он с необыкновенной сладостью говорил о служении преданным и делился своим опытом, во второй раз он вдохновил преданных нашей ятры на совместную санкиртану, а сейчас он дал потрясающий семинар о святом имени. Ванамали Кавирдаж прабху говорил о служении вайшнавам и святом имени так сладко, что невозможно было не заразиться этим настроением. Мы все надолго задумались о том, а как же мы повторяем святое имя и не пора ли улучшить качество своей джапы. Мы анализировали, наши отношения в обществе преданных, осознавая, что нужно больше служить другим, дарить им любовь и понимание.

7 2

Впрочем, предоставим слово самому Ванамали Кавираджу прабху. Мне удалось побывать лишь на одной лекции по святому имени, но кое-какие моменты, которые мне показались интересными, я хотела бы поместить в газете. Помимо этого, я с удовольствием приведу некоторые цитаты из его семинара по общению с преданными.

Шрила Прабхупада говорил: «Любой, кто считает, что сможет прогрессировать без общения с преданными – безумец, и неважно, находится ли он на начальном этапе преданного служения или на самом возвышенном».

Общение с преданными на начальном этапе защищает нас от падения в майю, на возвышенном этапе оно питает и обогащает нашу расу.

Бхактивинода Тхакур утверждал: «Наше сердце должно всегда быть у стоп вайшнавов».

Автор «Чайтанья-Чаритамриты» писал: «Идя по пути бхакти, я подобен хромому и слепому. Единственное, что позволяет мне продолжать путь – посох милости других вайшнавов».

Эта фраза подтверждается словами Шрилы Прабхупады, обращенными к его ученикам: «Все Ваше поклонение Божествам – сплошная апарадха. Единственная причина, по которой Божества принимают это служение, в том, что я прошу Их об этом».

Рупа Госвами утверждал, что нам необходимо смирение и глубокое осознание своей полной зависимости от Кришны и общества преданных.

А Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур неоднократно подчеркивал: «Мы не праведники, мы не грешники. Мы носители пыли с лотосных стоп вайшнавов».

Поклонение пыли с лотосных стоп вайшнавов – высшая ступень поклонения. Господь Чайтанья всегда кланялся своим преданным. Если Сам Господь так поступал, то как же мы должны служить Его слугам!

Кришна говорит в «Шримад Бхагаватам»: «Есть правила, которым я никогда не изменяю. Одно из них таково: Я даю Себя только через своих преданных».

Шридхара Свами: «Это не мы милостивы, что служим вайшнавам, это они так милостивы, что позволяют нам служить им».

А вот слова Господа Чайтаньи: «Мы не знаем, достигнет ли Бога тот, кто служит непосредственно Кришне. Но нет сомнения в том, что, просто служа преданным, мы обретем Кришну».

Джива Госвами: «За любым откровением в духовной жизни, за любым всплеском энтузиазма стоит милость какого-то вайшнава».

Бхактивинода Тхакур дает такое определение вайшнава: «Вайшнав – это тот, кто видит в других лишь качества, достойные похвалы, и не акцентируется на недостатках».

Господь Чайтанья дополняет это высказывание: «Любого, кто проявляет интерес к воспеванию святого имени, следует считать вайшнавом».

А вот что говорит Господь о том человеке, который оскорбляет преданных: «Такой человек рубит Меня на куски и своим поклоном сжигает Мое тело».

Если мы одной рукой служим Господу, а другой – причиняем боль Его детям, Господь не примет наше поклонение. Бог отворачивается от такого человека в отвращении. Это поклонение называется поклонением в материализме.

Господь Чайтанья уточняет: «Это как одной рукой служить стопам брахмана, а другой рукой бить его палкой по голове».

Господь Чайтанья считает Себя должником тех, кто служит Его преданным, и обещает: «Я принимаю такого человека Своим слугой».

Если даже плохо подумать о преданном, святое имя отворачивается от нас. Но как быть, если мысли сами возникают в уме?

Бхактисиддханта Сарасвати писал, что причина таких мыслей – зависть к преданным. Но есть способы уничтожить эту зависть.

1. Начать служить преданным.
2.
3. Найти пять хороших качеств в этом человеке.
4.
5. Прославить вслух этого человека.
6.
7. Подарить ему подарок.
8.
9. Служить этому человеку в уме. Можно мысленно провести пуджу этому человеку, надеть на него гирлянду, омыть стопы.
10.
Важно помнить: когда мы видим что-то хорошее в других, это проявится и в нашем сердце. Когда мы видим в других плохое, это качество непременно перейдет к нам. Таков закон.

Муха всегда ищет грязь, а пчела ищет прекрасные благоухающие цветы. Мы должны быть похожи на пчел, а не на мух.

Шрила Прабхупада говорил: «Великий человек тот, кто даже посреди океана недостатков найдет крупицу хорошего качества».

Когда мы повторяем святое имя не в одиночку, а вместе с преданными, оно имеет гораздо большую силу. Поэтому мы должны стремиться к совместной санкиртане. Именно этот метод воспевания проповедовал Господь Чайтанья для Кали-юги.

Часто нам кажется, что мы повторяем святое имя вполне сносно. Но если мы попробуем записать свою джапу на магнитофон, мы можем испытать шок. Со мной такое было. Такой совет дал в одной из своих лекций Локанатха Махарадж. Когда я послушал, как на самом деле воспеваю святое имя, мне показалось, что так может читать джапу только демон.

Шрила Прабхупада говорил: «Проповедь – это когда мы счастливы в Сознании Кришны». Если люди видят счастливого проповедника, у них спонтанно возникает любопытство – почему этот человек счастлив? В чем его секрет?

Однажды Ниранджана Свами летел в самолете в бизнес-классе. Рядом с ним сидел человек в очень дорогой и стильной одежде, и по его виду было видно, что он занимает высокое место на социальной лестнице. Пуговицы на его костюме гармонировали с запонками и ботинками. В общем, все было безупречным и красивым. А Ниранджана Свами сидел в дхоти и кроссовках. Богач долго наблюдал за Махараджем, а потом не выдержал и спросил: «Я богатый человек, у меня есть все, но я не счастлив. Вы так ужасно одеты, но при этом счастливы. Скажите, в чем Ваш секрет?» Он искренне недоумевал, как можно быть счастливым в старых кроссовках…

Наш духовный прогресс определяется тем, какое место в нашей жизни занимает святое имя. И мы никогда не должны быть удовлетворены тем, как мы читаем джапу. Эта постоянная неудовлетворенность будет побуждать нас постоянно совершенствоваться в этом процессе.

Когда Шрилу Прабхупаду спрашивали, повторяют ли преданные святое имя, попав в духовный мир, он отвечал: «Да, в духовном мире все живые существа постоянно повторяют маха-мантру и славят Господа».

Не стоит откладывать достижение совершенства на следующую жизнь, нужно поставить эту цель во главу нашей нынешней жизни. Неужели мы забыли, в каких муках рождались на свет? В «Шримад Бхагаватам» описаны невыносимые страдания живого существа в утробе матери. Планируя следующую жизнь, мы должны запланировать и эти страдания, а это является самым настоящим мазохизмом. Бхактивинода Тхакур говорил, что у нас нет причины не вернуться к Богу в этой жизни. Не вернется к Богу только тот, кто не хочет.

Святой – это тот, кто не критикует других и не дает повода для критики.

Намабхаса – это когда мы прикладываем усилия к тому, чтобы внимательно повторять святое имя и не совершать оскорбления. Если мы будем просто прилагать эти усилия, мы совершим колоссальный прогресс в нашей духовной жизни.

Записала Говинда Нандини даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No4(7), май 2005