Rss

Увидев эти глаза, невозможно оставаться материалистом…

Всю ночь перед Гаура-пурнимой лил дождь…Сильный ливень был настолько внезапным на фоне последних теплых и солнечных деньков, что мы немного растерялись. С подоконника капала вода, просачиваясь сквозь деревянные оконные рамы, купол Джаганнатха-мандира еле просматривался в белесой туманной дымке дождя.

А утром… Утром яркое и жаркое солнце заглянуло в отсыревшее за ночь окно, чистый, умытый город засиял новыми и неожиданными красками, а купол храма стал похож на луну, плывущую по голубому раздолью неба.

Гаура-пурнима… День явления в этот мир господа Чайтаньи… Все вокруг казалось необычным и праздничным. И уличные торговцы улыбались как-то особенно, и простые прохожие были более радостными, чем вчера, и даже всегда шумный океан немного присмирел, вспоминая игры Господа и тоскуя по давно ушедшим временам…

Мы решили совершить небольшую парикраму по святым местам Джаганнатха-Пури, и для начала отправились в храм Тота-Гопинатха.

Это один из самых древних храмов на земле, а Божество, царящее здесь, – одно из самых прекрасных. Древние стены храма хранят множество тайн и воспоминаний…Двор храма – тоже очень старинный, помнит, как приходили сюда великие вайшнавы вместе с Господом Чайтаньей поклониться необыкновенно прекрасному Божеству…

Самое прекрасное в Божестве Тота-Гопинатха – это необыкновенные глаза, живые и полные Любви. Это глаза Самого Бога, и если раньше я только слышала об этом, то сейчас смогла убедиться и поверить, потому что увидев эти глаза, невозможно оставаться материалистом. Увидев эти глаза, понимаешь, что Господь – это Личность, полная настоящей Любви к людям, святым и падшим, преданным и непреданным.

Кажется, что эти глаза смотрят откуда-то из-за границ нашей материальной Вселенной, оттуда, где нет смерти, страданий, болезней и страха. Они будто зовут нас с собой, просят оставить все ненужное и бесполезное, потому что там, куда они зовут, нам понадобится только любовь…

15 1Божеству Тота-Гопинатха, как известно, служил Гададхара Пандит по наставлению Господа Чайтаньи. Он служил Ему до самой своей смерти, и, будучи уже дряхлым стариком, старательно тянулся вверх, силясь надеть любовно приготовленную гирлянду на шею Господа. И Божеству стало очень жаль Гададхару Пандита… Господь ведь очень любит своих преданных и желает облегчить им участь. Однажды Гададхара Пандит пришел в храм и опешил – Тота-Гопинатх сидел! Теперь старику не нужно было прикладывать усилий, чтобы дотянуться до головы Господа – Господь сам сел перед ним! Это единственное в мире сидящее Божество Господа Кришны.

Говорят, что Господь Чайтанья закончил игры на нашей планете, войдя в Божество Тота-Гопинатха, оставив на Его колене золотой след. Пуджари за 50 рупий может показать тоненькую золотую жилку, подняв одежды Божества.

Однако, существует еще две версии, как Господь Чайтанья оставил этот мир. Одна из этих версий гласит о том, что Господь вошел в море и не вернулся, а вторая версия утверждает, что Он вошел в Божество Господа Джаганнатхи.

Мы не знаем, конечно, как было на самом деле, но золотая жила на колене Тота-Гопинатхи откуда-то ведь появилась?

В этот храм постоянно приходят преданные Тота-Гопинатхи, приходят целыми семьями, неся с собой фитили, масло, лампаду, благовония и цветы. Они проводят арати, предлагают Господу сладости и долго сидят на полу, молясь и общаясь с Ним в своем сердце.

Мы обратили внимание на одного старика, который все время находился в храме, что-то делал, убирался, повторяя при этом непрестанно мантру Харе Кришна без четок. Мы попросили у него маха-прасада, и он вынес нам сладкие шарики, вкус которых был бесподобен и ни на что не похож.

Очень часто приходят в этот храм и европейские преданные, которым нравится читать здесь джапу. Они говорят, что святое имя в этом месте произносится особенно сладостно и нежно…

Я тайком сфотографировала Божество, потому что в храме запрещается это делать, но я не могла пройти мимо Этих глаз и не запечатлеть Их. Зато теперь Вы можете любоваться красотой Тота-Гопинатхи и Его вечных спуников.

Мы кланяемся Божеству и мысленно благодарим Его за чудный даршан, который подарил нам множество новых чувств и впечатлений. Дорогой Господь Тота-Гопинатха, сделай так, чтобы мы всегда могли лицезреть Твои лотосные стопы!

Далее мы держим путь в бхаджан-кутир Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Это место чем-то напоминает ботанический сад – красивые раскидистые деревья, цветники, домики, в одном из которых он жил, и здесь до сих пор стоят его стол и кровать. Сейчас эта территория принадлежит одному из Гаудиа-матхов, и преданные с любовью ухаживают за растениями, следя за чистотой в зданиях и на территории. Здесь также есть гостиница для приезжих.

Мы идем дальше, теряясь в узких улочках города, расспрашивая у словоохотливых индусов, как найти дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Оказывается, дом расположен почти рядом с храмом Господа Джаганнатхи, если идти по главной храмовой дороге прямо к океану.

Это одно из немногих строений, сохранивших свою первоначальную архитектуру, без всяких реставрационно-отделочных работ. Выглядит здание, конечно, очень ветхим и старым, но это и является его преимуществом, потому что для преданных важно не архитектурное совершенство линий, а тот дух, который хранит в себе этот дом, ставший на какое-то время прибежищем для самого Господа.

Когда Господь Чайтанья впервые пришел в Джаганнатха-Пури и увидел Господа Джаганнатху, он потерял сознание от волнения и избытка чувств. Сарвабхаума Бхаттачарья с помощью других преданных отнес Господа в свой дом, приготовил для Него маха-прасад, и Господь вкусил его вместе с другими преданными.

15 2Помните историю о том, как Гауранга принес только что проснувшемуся Сарвабхауме Бхаттачарье маха-прасад от Господа Джаганнатхи, и Сарвабхаума Бхаттачарья принял его немедленно, даже не умыв лицо и не сполоснув рот? Он поступил так потому, что когда преданному предлагают маха-прасад, он должен тут же принять его, не размышляя о том, умылся он или нет, сыт он или голоден. Потому что если вам предлагают маха-прасад, вы тут же должны почтить его, не задумываясь о том, что говорят на этот счет традиционные ведические правила. Иначе вы совершите оскорбление маха-прасада Господа.

После фестивалей Ратха-ятры в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи Господь Чайтанья устраивал удивительные праздники, для которых преданные готовили сотни блюд, поражая Господа Гаурангу их разнообразием и нектарностью.

Сейчас в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи находится Божество Шад-Бхудж – шестирукий Господь Чайтанья, в котором слились Кришна, Рама и Гауранга.

На той же храмовой дороге, ведущей к океану, недалеко от Львиных ворот Джаганнатха-мандира, расположен знаменитый дом Каши Мишры с комнатой Гамбхира, в которой 12 лет прожил Господь Чайтанья. В этой комнате до сих пор стоят деревянные сандалии Гауранги, горшок для воды и кровать.

Именно здесь Господь днями и ночами воспевал Харе Кришна мантру, а потом, впадая в экстаз разлуки с Кришной, ударялся о стены комнаты, не замечая крови, стекавшей с Его израненного лица. Однажды Сварупа Дамодара перестал слышать голос Господа, повторяющего святые имена, и в волнении зайдя в комнату, обнаружил, что Господа в ней нет, хотя на пороге комнаты всегда лежал верный слуга Гауранги Говинда дас.

Именно здесь, в Гамбхире, Господь Чайтанья дремал после бессонных ночей, положив ноги на Шанкару Пандита, который получил за это служение прозвище «подушка Господа Чайтаньи».

Преданные очень тревожились за своего возлюбленного Господа, и Он перестал покидать комнату ночью и больше не ранил Свое лицо о стены комнаты, чтобы доставить радость своим возлюбленным слугам. Господь всегда отвечает взаимностью на любовь и заботу Своих преданных.

Мы снова плутаем по маленьким улочкам прихрамовых кварталов и внезапно выходим к большой и красивой кунде, вдоль берегов которой толпятся и суетятся люди. Матаджи стирают белье на каменных ступенях, ведущих в воду, завязав сари на коленях и весело переговариваясь между собой. Некоторые моются с мочалкой и мылом. Дети брызгаются водой и громко хохочут. Старики неподвижно сидят, вытянув ноги в темную воду, так похожую на цвет кожи неугомонного Шьяма.

Нам сказали, что эта кунда называется Швета-ганга кундой и что она не отлична от Ганги. Мы совершили омовение в озере и медленно пошли к храмовой дороге, оглядываясь на улыбающихся ребятишек, плещущихся в бенгальской Ганге.

Приближалась Гаура-Пурнима… На небе появилась полная луна, в храмах зазвенели караталы, застучали мриданги и начались сначала тихие, но постепенно нарастающие и смелеющие киртаны. «Киба джайя джая гаурачандер аротико шобха…»

В небольшом храме ИСККОН, расположенном на нижнем этаже гостиницы, где мы жили, началось гаура-арати и абхишека Божеств Шри-Шри Гаура-Нитай. Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду поливали жидкостями из большого количества глиняных горшочков – это были соки диковинных плодов, медовая вода, гхи и йогурты. Киртан нарастал, и преданные стали танцевать. Множество индусов заходили в храм с улицы и присоединялись к празднику. Казалось, что время куда-то исчезло, будто все это происходит во время пребывания в Джаганнатха-Пури Господа Чайтаньи, и преданные точно такие же – радостные, чистые, счастливые, и слова киртана нисколько не изменились, и кажется, что вот-вот в храм войдет Сам Господь и пустится в пляс!

…Преданным раздали нектарную чаранамриту, и начался пир на весь мир!

Весь Джаганнатха-пури танцевал и пел в праздничном экстазе, а полная луна сияла на небе, напоминая преданным необыкновенно красивое лицо Гауранги, обрамленное нежно-мерцающими звездами, плавающими вокруг Него и не решающими приблизиться к Нему, замирающими от восторга и упоения…

Говинда Нандини деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No15