Rss

«Весь мир – мой дом…»

3 2

Этот удивительный преданный приехал в Псков ненадолго – всего на три дня. Но когда мы общались с ним, казалось, что мы знаем его вечно. Он был прост в общении, добр и очень смиренен. Нам было с ним легко и интересно. Он научил нас готовить вкусные блюда, устроив роскошный воскресный пир. Он рассказывал столько интересного, чего мы не знали раньше. Он говорил, как важно общение с преданными, как бережно и тепло мы должны относится друг к другу. Он веселил нас смешными историями из брахмачарской жизни, после которых мы лежали на полу от смеха. Он призывал нас жертвовать деньги на строительство Московского храма, выполняя наставление Бхактивигьяны Махараджа…

Шри Джишну прабху путешествует из города в город, из храма в храм. Можно сказать, что нет у него постоянного пристанища. Весь мир – его дом, и он чувствует себя в этом доме очень уютно и уверенно, потому что никогда не расстается с Господом, живущим в его сердце. В силу природной скромности он не признается в том, что путешествует в целях проповеди. «Я больше ничего не умею делать, вот и приходится этим заниматься, – улыбаясь, объяснил он. – По своей милости преданные меня до сих пор терпят, но это, скорее, проявление их возвышенных качеств, а не моих. Мой гуру, Радханатха Свами, в момент инициации дал мне наставление всегда говорить преданным об их взаимоотношениях друг с другом, о преданном служении. Это моя любимая тема, я готов говорить об этом 24 часа в сутки, но боюсь, что всем надоем…»

Тем не менее, удалось разговорить нашего дорогого гостя и на другие темы. А их было очень много…

Я сидел в позе лотоса и читал мантру на маминых бусах

До Сознания Кришны я был самым обычным парнем, учился в школе, потом работал на заводе в Нижегородской области. Одновременно с этим я искал смысл жизни, ходил в какие-то клубы по эзотерике, читал множество книг на эту тему. Однажды друг сказал мне, что видел в парке странно одетых лысых людей, которые пели «Харе Кришна». Было это в 1991 году. Через две недели я встретился со своим другом, и меня очень удивило, что во время нашей прогулки он повторял мантру «Харе Кришна». Мне почему-то показалось, что он таким образом шутит, я стал смеяться, а он на меня обиделся…

В общем, я решил выяснить, что случилось с моим другом. Оказалось, что у него на работе был преданный, который очень много проповедовал ему, разбив все его сомнения относительно правильности бхакти-йоги, и благодаря этому мой друг купил Бхагавад-гиту, посетил нама-хатту и отведал прасада. Съев один маленький шарик, он получил такой заряд энергии, что ему целую неделю не хотелось есть. И мой друг начал проповедовать мне, рассказывая о философии Сознания Кришны и строении мироздания. Все это происходило во время одной единственной прогулки, после которой я тут же купил Бхагавад-гиту и стал вегетарианцем.

Я любил подолгу рассматривать обложку Бхагавад-гиты, думая о том, что Кришна очень красивый. Почему-то меня привлекала именно красота Господа…

Потом я познакомился с преданными. Однажды в общежитии мой друг привел меня в одну комнату, где жили муж и жена-преданные. Прабху тут же начал рассказывать о философии сознания Кришны и вегетарианстве, а матаджи Илавати раздавала прасад. Илавати с мужем показались мне неземными личностями, от которых исходило сияние, они были в вайшнавской одежде и с тилакой на лбу.

Помню, с каким благоговением я впервые вкушал прасад. Клал в рот по крошке и долго жевал. Ушел я совершенно счастливый…

Второй мой визит в эту комнату был результатом умопомрачительного запаха, который исходил из комнаты преданных и распространился по всему общежитию. На программе присутствовало 30-40 человек. Сначала была лекция, потом киртан, а под конец – пир. Меня очень поразило, что все преданные стремились послужить другим. В ванной комнате было целое сражение за право мыть посуду после еды, потом преданные чуть не разорвали тряпку за возможность помыть пол. А мой друг после программы сказал: «Представляешь, чтобы быть кришнаитом, не нужно делать ничего сверхъестественного. Достаточно лишь три вещи – есть прасад, повторять мантру и читать книги Шрилы Прабхупады».

В тот момент я подумал, что все это мое, потому что мне очень нравятся эти занятия. Итак, я пришел домой, повесил на стену плакат с изображением маленького Кришны и с этого момента стал читать мантру на маминых бусах. Помню, я сидел в позе лотоса и упорно уговаривал себя, что не встану, пока не прочитаю 16 кругов. На один круг у меня уходило около 25 минут. Я очень мучался и страдал, но 16 кругов прочитал! Стал готовить прасад…

Потом преданные подарили мне четки, и я сам сшил к ним мешочек. Вскоре после этого я обрил голову наголо, причем, брил меня папа и даже оставил шикху, решив, что это новая мода такая.

Так я стал кришнаитом!

Если что-то по-настоящему хочешь, то найдешь возможность это сделать

Сначала мне было очень трудно читать мантру, у меня на это уходило много времени, и я пожаловался своему другу, что ничего не успеваю. В ответ он сказал мне одну очень мощную фразу, которая изменила всю мою жизнь: «Если ты что-то по-настоящему хочешь, то найдешь возможность это делать, а если нет, то всегда найдешь себе оправдание».

И я стал прилагать все усилия к тому, чтобы читать 16 кругов мантры. Интересно, как только я стал соблюдать все четыре регулирующих принципа, у меня стало все получаться, я успевал очень многое, у меня даже появилось свободное время. Я работал, учился, занимался спортом, изучал эсперанто, читал 16 кругов, распространял книги и был счастлив.

А потом я решил бросить работу и посвятить себя распространению книг. Как раз одна матаджи предоставила преданным квартиру и предложила там устроить ашрам. И примерно в это же время мой брат отказался помогать мне деньгами, утверждая, что я должен работать. Так что складывались такие условия, чтобы я ушел жить в ту квартиру. Из дома я взял мешковину, которую мы покрасили в розовый цвет и превратили в подобие дхоти, а один преданный подарил мне военное нижнее белье, которое я использовал вместо курты. Можете представить, какой жуткий у меня был вид! В этой одежде я распространял книги и проповедовал.

Жизнь в ашраме была очень аскетичная. Я рано вставал, протирал пол, выливал на себя ведро холодной воды, проводил пуджу, потом бежал на кухню готовить рис (больше ничего готовить не умел), ел невкусный суп с хлебом, похожим на кирпич.

Приходили гости, я пытался прочитать им лекцию и кормил прасадом. Потом шел на улицу распространять книги, пугая людей своими криками. В то время я был помешан на мистике, поэтому вокруг меня постоянно крутились всякие колдуны и экстрасенсы. Так что мои первые годы в Сознании Кришны были очень даже веселыми.

Байки из брахмачарской жизни

В Нижегородском ашраме, где я жил какое-то время, находились около 80 брахмачари! Поэтому не только попасть в туалет или помыться было трудно, также невозможно было нормально выспаться. Помню, что я практически все время спал. Во время мангала-арати я поднимал руки вверх и закатывал глаза, а во время чтения джапы, несмотря на то, что я ходил, я тоже засыпал. За два часа удавалось прочитать всего четыре круга. Во время лекции мне и еще одному преданному не давали сидеть, потому что мы всегда засыпали. И однажды во время киртана один преданный закричал «Ловите, ловите их!». Оказывается, мы одновременно начали падать…Даже во время прасада я умудрялся заснуть.

Я трижды был свидетелем, как во время лекции засыпали сами лекторы. Есть даже такой анекдот: «Читаю лекцию, засыпаю, вдруг просыпаюсь и вижу – все спят»!

В храме на Колхозной у нас был особый шкаф, очень необыкновенный шкаф, потому что каждое утро преданные, читающие джапу, проходя мимо этого шкафа, куда-то исчезали. Однажды Випинапурандара прабху, который был тогда президентом храма, услышал храп, причем, этот храп исходил из шкафа. Он очень удивился, потому что преданным категорически запрещалось спать во время джапы. И когда Випинапурандара прабху открыл шкаф, оттуда вывалился преданный, не менее удивленный, чем сам президент. Закрыв шкаф, Випинапурандара прабху вдруг снова подозрительно прислушался – оттуда продолжал раздаваться храп. Под несколькими наваленными друг на друга спальниками был обнаружен еще один преданный, сладко спавший и ничего не подозревавший о своем разоблачении. А потом еще выяснилось, что оба спавших в шкафу преданных даже не догадывались, что спят в шкафу не в одиночку!

В доме, где мы жили, в углу были деревянные квадратные полки размером примерно 80х80 см. Эти полки были расположены от пола до самого потолка, и у каждого преданного была своя полка для личных вещей. Однажды один преданный внезапно куда-то исчез. Мы искали его везде, но не могли понять, куда он мог деться. Впоследствии выяснилось, что он забрался на самую верхнюю полку, втиснулся в нее (никто не мог понять, как такой большой человек мог уместиться на такой маленькой полочке, к тому же расстояние между полками было около 20 см), замаскировался и проспал всю утреннюю службу.

Потом тот же самый преданный как-то залез в спальнике под полку с туласи в алтарной комнате, причем, он залез туда в сонном состоянии, ничего не подозревая об этом. И в ту ночь ему снился сон, как его заживо похоронили в гробу. В этот момент он проснулся, открыл глаза и увидел перед собой…доски! Можно представить его состояние, он чуть не умер от ужаса. И в этот момент его кто-то стал тащить за ноги. Ему пришло в голову, что это ямадуты. Он стал отчаянно кричать: «Кришна!!!!! Спаси меня!!!!!» А тащили его преданные, которые увидели, что из-под туласи торчит чей-то спальник. Вот так, с криками, они вытащили на свет этого преданного, а потом все очень-очень долго смеялись…

Как-то в питерском храме один бхакта лег спать и в сонном состоянии закатился под вьясасану. Там он благополучно проспал всю утреннюю службу. После джапы Бхактивайбхава Махарадж сел на вьясасану читать лекцию, и вдруг во время лекции послышался очень сильный храп. Махарадж (а он очень не любит, когда спят на лекции) внимательно осмотрел аудиторию и убедился, что спящих нет. Но храп, несмотря ни на что, продолжался! И вдруг Махарадж понял, что храп раздается из-под вьясасаны. Он взял данду и постучал по вьясасане. Раздался странный звук, похожий на стон, и храп продолжился. Все преданные лежали на полу от смеха. И вдруг этот преданный проснулся и осознал, во что он влип. Махарадж ему говорит: «Вылезай», а он отвечает: «Не вылезу!». Тогда Махарадж взял с подноса шарик и говорит: «Возьми маха-прасад», и тут же из-под вьясасаны вылезла рука, за которую Махарадж схватил, вытащил преданного, сунул ему в рот шарик и затолкал обратно под вьясасану. Хохот в алтарной был такой, что, наверно, было слышно на улице…

А какие аскезы мы совершали при вкушении прасада! Однажды в храме был пир, и я очень объелся, причем, объелся так, что на пищу вообще смотреть не мог. Так получилось, что после одной программы мы поехали сразу же на другую программу, а там опять был пир! И мне опять пришлось есть, после чего я ходить уже не мог и мне пришлось ползти к своим ботинкам, которые я даже не был в состоянии одеть, потому что физически не мог наклониться из-за переполненного желудка…

Пир на весь мир!

3 3

Если в самом начале пребывания в движении Сознания Кришны я мог готовить только рис и невкусный суп с хлебом, похожим на кирпич, то сейчас я кое-чему научился и готов поделиться с вами своими реализациями.

Мне очень нравятся картофельные котлеты, которые стали коронным блюдом в кафе г.Днепродзерджинска, посетители просто обожают их. Возьмите 2 кг очищенной картошки, отварите ее в соленой воде, очень тщательно слейте воду и поставьте остывать. Натрите на крупной терке 500 г панира или адыгейского сыра, нарежьте кубиками три помидора, мелко порежьте зелень (чем больше, тем лучше – можно около пяти пучков). Смешайте сыр, помидоры и зелень, посолите и поперчите черным перцем. Далее помните картошку так, чтобы не было комков и добавьте в нее три горсти (с горкой) муки. Из получившегося картофельного теста сформируйте шарики. Насыпьте на стол муки. Каждый шарик обваляйте в муке и сформируйте из него лепешку толщиной около 4 мм. В середину лепешки положите 1 ст. л. начинки и накройте сверху второй лепешкой, защипав тесто по краям. При этом можете помогать себе лопаточкой, чтобы лепешки не развалились. Жарьте котлеты в масле как оладьи.

А теперь натрите на крупной терке сырую картошку, отожмите из нее сок, посолите, добавьте асафетиды и какой-нибудь масалы. Все! Можете жарить на сковородке эти восхитительные драники. И никакой муки не надо…

Халаву я делаю по особенному рецепту, только пропорций, честно говоря, не знаю – всегда все кладу на глаз. Растопите масло в сковороде, пока от масла не начнет отставать белок. Добавьте в масло манную крупу в соотношении 1:1 и жарьте ее до румяного цвета. Затем добавьте в массу кокосовую стружку (на 1 кг манки около 150 г стружки), жарьте еще 3-4 минуты и положите около 250 г. сухого молока (расчет на 1 кг манки) и мешайте, мешайте, мешайте…Пока масса не станет по цвету напоминать вареную сгущенку. В это время можете растопить около 500 г сахара до светло-коричневого цвета, затем залейте его водой, оставьте кипеть, пока карамель полностью не растворится, и в получившийся сироп добавьте оставшийся сахар – тоже около 500 г. Дело в том, что при карамелизации сахар становится менее сладким, поэтому лучше всего часть сахара использовать в обычном виде. Количество воды для сиропа определяется следующей формулой: количество сиропа должно быть в 3 раза больше смеси манки и масла.

Смешав обе смеси, продолжайте варить массу до загустения. После этого в халаву можно добавить нарезанные дольки яблок, банана и ванилин.

Для ласси кефир разбавляется чистой родниковой водой 1:1, в него добавляется сахар (чем больше, тем лучше), ванилин, любое варенье, сок (особенно манговый хорош), размятые спелые бананы. Все тщательно сбивается и… предлагается Кришне.

Эти красивые многослойные бутерброды делаются так. Кусочек домашнего хлеба мажется маслом, сверху кладется докла (паровой дал с йогуртом, рецепт есть в книге «Ведическое кулинарное искусство»), потом – кружок помидора и… все, что, что у Вас есть: оливки, зелень, огурец… Проявите фантазию, а результат будет очень вкусным, поверьте мне (мы поверили и проверили – это изумительно вкусно!)

Рецепты этих двух сабджи (одно со сметаной, другое – с томатным соусом) и риса я говорить не буду, это блюда традиционные и всем известные (вкусным было все!)

Путь к сердцу преданного лежит через прасад

3 4

Почему я так много говорю в своих лекциях о прасаде? (смеется) Потому что все знают: путь к сердцу преданного лежит через прасад! Недаром нашу религию называют кухонной, сложно себя представить в движении Сознания Кришны без прасада. Это вообще самая любимая тема для преданных…

Однажды Шрила Прабхупада сказал Тамал Кришне: «Ты должен стать таким, как Брахмананда». Тамал Кришна был невысокого роста, а Брахмананда был очень высоким и толстым. Тамал Кришна воспринял наставление Шрилы Прабхупады буквально и стал кушать много раз в день. Когда в следующий раз Шрила Прабхупада приехал в Нью-Йорк, он спросил: «А где Тамал Кришна?» Ему ответили: «Он болеет». «А что с ним случилось?» – удивленно спросил Прабхупада. «Но Вы ведь ему сказали, чтобы он стал таким, как Брахмананда, он начал много есть и заболел». Прабхупада еще больше удивился: «Я имел в виду, чтобы он проповедовал как Брахмананда, а не ел, как он!»

«Какая у тебя любимая еда?» – спросил как-то Прабхупада у Тамала Кришны. «Самосы», – ответил он. «А сколько самос ты сможешь съесть за один раз?» «Штук сорок», – ответил Тамал Кришна.

Прабхупада воскликнул: «Ты же саньяси, ты не должен так много есть!»

Тамал Кришна Госвами был идеальным президентом нью-йоркского храма и один решал очень много проблем. Кроме того, он был членом ДжиБиСи и личным секретарем Шрилы Прабхупады. И когда, решая различные вопросы в течение дня, Тамал Кришна уставал, он выдвигал один из ящиков своего стола, который был заполнен самосами, закидывал в себя несколько самос и продолжал работать…

Однажды одна матаджи приготовила прасад для Шрилы Прабхупады. Она делала это впервые и очень волновалась. После еды Прабхупада сказал ей: «Спасибо, было очень вкусно!», а преданные удивились, потому что в этом прасаде было столько соли, что есть было практически невозможно. Никто не смог прожевать больше одного кусочка. Чуть позже преданные спросили у Прабхупады, почему он так ответил матаджи, пересолившей прасад. «Я ел бхакти», – просто ответил он.

Для нас важен вкус и внешний вид прасада, мы не едим то, что кажется нам невкусным. И Прабхупада в этой ситуации показал нам, что форма и содержание не всегда совпадают друг с другом, он продемонстрировал качества чистого преданного, который не просто вкушал какую-то пищу, а ел чистую бхакти. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что принятие прасада – величайшее из всех жертвоприношений…

Когда я был в храме Чоупати, то наблюдал, как медитативно там вкушают прасад. Во время принятия прасада преданные не разговаривают друг с другом, а слушают «Источник вечного наслаждения» или «Прабхупада Лиламриту». Это создает очень удивительную атмосферу. Хотелось бы научиться принимать прасад также, как они…

(продолжение в следующем номере)

Записала Говинда Нандини деви даси

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No3, декабрь 2004