Rss

Визит Гаргачарьи прабху в Петрозаводск

Недавно наш город в очередной раз посетил Гаргачарья прабху (думаю, те преданные, которые живут в Северо-Западном округе, прекрасно знают его).

Так как к нам ни разу не приезжал ни один духовный учитель, то визит такого преданного сравним для нас с визитом, например, в Санкт-Петербург духовного учителя.

Мы знаем, что Гаргачарья прабху имеет привычку ездить только туда, где его ждут и готовы с удовольствием слушать, и мы рады, что он не забывает о нас, приезжает по нескольку раз в год, давая свое общение.

Как всегда, он проводил удивительные киртаны, погружаясь в которые, забываешь об окружающей реальности, и все проблемы и заботы на время уходят из нашего ума, вытесненные звуками святого имени.

Гаргачарья прабху был у нас три дня, и в один из этих дней в Петрозаводске проходил День города.

Он сразу же высказал мысль: пройти с харинамой по городу или, в крайнем случае, устроить сидячую харинаму.

Даже вспомнил, как где-то в 1994 году – в самом начале развития сознания Кришны в Петрозаводске – он так ходил в День города у нас на харинаму с местными и питерскими преданными…

Но так как с тех пор в праздновании Дня нашего города произошли сильные перемены, не способствующие развитию открытой проповеди, то эта идея растворилась в воздухе, не претворившись в реальность…

Гаргачарья прабху пошутил: «Я бы не хотел сидеть в КПЗ… Мое дело – вдохновить вас туда сесть». И он прав: ведь это нам в первую очередь нужно, чтобы  в нашем городе развивалось сознание Кришны, и мы, а не приезжие проповедники, должны прилагать к этому свои усилия.

Лекции Гаргачарьи прабху – не только философски глубокие, но обычно он связывает теорию с реалиями нашей повседневной жизни.
Много чего интересного и полезного он нам говорил, но я для себя выделила несколько моментов (как известно, мы воспринимаем лишь то, к чему готовы и что можем «вместить» в себя, остальную же «ненужную» информацию благополучно пропускаем мимо ушей).

Первый момент.

В системе проповеди должна быть выстроена «цепь преемственности», высшим звеном которой являются наши духовные учителя, дающие чистое, непогрешимое знание. А самым последним – обычные люди, может быть, даже не способные следовать всем принципам бхакти-йоги, но испытывающие энтузиазм в том, чтобы развивать (с той скоростью, на которую они пока способны) свое сознание Кришны и делиться им с другими.

Смысл в том, чтобы передать по этой цепочке духовный вкус до самых периферийных областей человеческого социума, где еще и не задумывались о смысле своей жизни (подобно тому, как сердце гонит кровь до самых дальних частей нашего тела – это уже мое сравнение).
Потому что большинству обычных людей очень сложно воспринимать то чистое, незамутненное знание, которое несут гуру; на их лекциях такие индивидуумы только борются со сном, но не могут как следует вникнуть, о чем и к чему это все…
А если им то же знание передаст человек примерно одного с ними уровня, то им гораздо легче будет его воспринять; они видят на реальном примере, как такой же, как и они, человек может постепенно развиваться духовно.

Главное в этой системе – передать именно этот чистый, незапятнанный вкус духовной жизни, чтобы каждый в этой цепи смог его прочувствовать и так наполниться энтузиазмом продолжать свой путь назад к Богу.

Вот такая духовная электрическая цепь, где в качестве тока присутствует духовный вкус.

Надо только понять, какое место я сам занимаю в этой «парампаре»: получать знание и вкус сверху и передавать их дальше. Ведь всегда есть люди, которые знают о сознании Кришны еще меньше, чем мы, и которых мы можем вдохновить на то, чему следуем сами.

Я задала вопрос:
«Но ведь чтобы передавать этот вкус, все эти «звенья цепи» должны быть очень милосердны… Тут надо жертвовать собой!»

На что Гаргачарья прабху ответил:

«Да, конечно. Поэтому мы так и уважаем духовных учителей и стараемся служить им, что они жертвуют собой, всей своей жизнью ради нас».

Но многие ли из нас способны на это?

Надо думать, что, чем дальше от начала этой «цепи преемственности», тем меньше там можно встретить способности жертвовать своими удобствами ради других.

Каждый для себя может решить, в какой части цепи он находится.

Да хотя бы просто поговорить по-человечески с гостем, который пришел на нашу программу…

Лично я про себя подумала, что недалеко ушла от «периферии»…

Второй момент.

Гаргачарья прабху реализованно рассказал, какая, в идеале, должна быть проповедь у тех, кто причисляет себя к ашраму брахмачари: лучше им стараться быть погруженными в гуну благости – то есть не стоит им увлекаться разнообразием музыкальных инструментов, разными веселенькими, нетрадиционными мелодиями, проповедью женщинам, посещением мест, где гуной благости и не пахнет…
А организовывать разные развлекательные мероприятия для широкой аудитории – это дело грихастх.
Потому что если брахмачари впустит в себя гуну страсти, то она начнет внутри него (его ума) свое «раджасичное» дело, и его положение в качестве брахмачари станет очень шатким.

Вот, оказывается, как все серьезно! Так как я никогда не была брахмачари, то и не задумывалась о подобных тонкостях.
Все-таки надо нам бережнее относиться к нашим брахмачари (которых и так очень немного от общего числа преданных), не способствовать атакам на них гуны страсти.

Третий момент.

Уже после программы, прошедшей в доме наших грихастх, преданные все никак не расходились – не хотелось расставаться.
Возникла спокойная, непринужденная беседа, центром которой был Гаргачарья прабху (это преимущество маленьких ятр; когда сто человек на лекции, невозможно создать такую камерную обстановку).

Главная мысль, на которой он сделал акцент в этот вечер:
«Мы живем в Кали-югу, в обществе, где все поставлено с ног на голову, и должны понимать, что такое положение дел – ненормально, что так не должно быть».

Но мы живем в этой атмосфере и обуславливаемся. Конечно, в шастрах мы читаем, что может быть и по-другому и когда-то так было. Но наглядного примера этого рядом с нами нет…

Я даже подумала: «К чему об этом вообще говорить? И так все знают, что очень много негатива вокруг. Стоит ли на этом так концентрироваться..?»

Для меня это было не столь актуально, потому что же все равно это не входит в сферу моего влияния. Слишком это глобальные масштабы – лично для меня. То, что я на данный момент способна сделать – это заняться своим развитием, а там видно будет, как от этого изменится окружающий мир…

И думаю, это справедливо для большинства из нас. Неразумно, не решив все проблемы в своем маленьком круге, замахиваться на большие дела.

Заключение, которое мы вывели из этого разговора:

На нашем Движении сознания Кришны лежит немалая ответственность показать всему обществу – как все должно быть устроено, что такое порядочные, благочестивые люди, настоящие доверительные отношения между людьми, хорошие семьи, уважение к старшим,…
А чтобы это все претворилось в реальность, каждый из нас должен начать с себя.

Четвертый момент.

Наши преданные уже знают о моей особенности задавать необычные (порой и смешные) вопросы, и даже подшучивают надо мной. Но я спрашиваю лишь о том, что меня волнует. Что же делать, если это все так весело…

Я задала актуальный на данный момент для меня вопрос; может, эта информация и кому-то еще пригодится:
«Если ты выполняешь служение (на профессиональном уровне – считай, вторая работа) безвозмездно, не желая для себя выгоды, славы, почестей и т.д., но при этом у тебя есть желание общаться со старшими преданными, которые тебе это служение дают, и ты к этому стремишься, доставляя порой им этим беспокойства – то это ведь тоже своего рода корысть?»

На что Гаргачарья прабху очень умиротворяюще ответил:
«Это нормально. Ведь только в отношениях, через общение с преданными мы получаем духовный вкус. И мы же хотим, чтобы даже в служении были человеческие отношения, а не формализм».

Это меня успокоило. Хотя надо не забывать, что этикета еще никто не отменял.

Вообще, в этот приезд красной нитью через все лекции Гаргачарьи прабху шла эта мысль – насколько важны отношения, общение: не только для психологического нашего комфорта, но и для нашей духовной жизни.

Ведь без равных – друзей, с которыми можно пошутить и поговорить по душам, без старших – у кого можно спросить совета и благословения на свои действия, и даже без младших – к которым уже мы можем проявить свое милосердие, давая все самое лучшее, что мы накопили в сознании Кришны – без всей этой гаммы отношений наш мир Харе Кришна был бы пустым и пресным.

А главное – всем им мы можем служить, в соответствии со своими способностями и их потребностями. Вот такой «духовный коммунизм».

Наталья Агафонова, июнь 2008 года

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No37, май-июнь 2008