Rss

Воспоминания о Картике

12 октября 2006 года

Сегодня утром мы едем в Равал. Именно сюда пять тысяч лет назад явилась Шримати Радхарани. Недалеко от того места, где Васудева переносил маленького Кришну через Ямуну в Гокулу, переезжаем мост. Да… Мосты построены в Кали-югу и через святые реки Индии. Но, благо, наш водитель очень громко кричит: «Ямуна-майя, Ки! Джая!»

35 1

У нашей машины происходит какая-то поломка, останавливаемся на автостанции, нас ремонтируют, и едем дальше. В Индии все быстро ломается и также быстро чинится. Проезжаем через город Арангават. Движение – сплошной «беспредел», на светофоры никто не обращает внимания, но никаких наездов и аварий. Вот мотоциклист едет по шумному шоссе, а сзади, крепко вцепившись в отца, сидит двухлетний ребенок. Ему уже знакомо чувство опасности – дети здесь рано становятся самостоятельными.

Равал. Киртан для Шримати Радхики. В алтарной преданные выражают Ей почтение, потом спускаются во двор храма. У многих приготовлены подарки для Радхарани, и почти у каждого – гирлянды, купленные для Нее по пути у многочисленных торговцев цветами. Пока вся группа получает маха-прасад – дутый рис от Божеств, маленьких Шри Кришны и Шримати Радхарани, Лала-Лилала, продолжается киртан. Потом Чайтанья Чандра Чаран прабху садится за фисгармонию в открытом дворике храма и начинает лекцию с привычного бхаджана «Джая Радха-Мадхава». Но здесь он звучит особенно сладко. Гурудев поет «Джая Радхе, джая Кришна, джая Вриндаван…», и клавиши фисгармонии проникновенно поют вместе с ним. Мне кажется, что это один из его любимых бхаджанов. Потом он рассказывает об этом месте, о Равале, и говорит, что раньше, когда они сюда приезжали, то устраивали такие киртаны, что можно было сойти с ума. Здесь произошла восхитительная лила – проявилась совершенная преданность Радхики. Здесь Она впервые открыла Свои глаза, чтобы увидеть Кришну, хотя с самого рождения до этого дня, не желая никого и ничего видеть, не открывала Своих прекрасных глаз. Гурудев отмечает, что сейчас на небе и солнце, и луна вместе. И это очень благоприятно. Представляю, что это Сурья и Чандра прилетели послушать вместе с нами о Радхе от чистого преданного. «Поэтому нам надо устроить такой же киртан!» – заканчивает Гурудев, подбирая новые аккорды.

Мы дарим Лала-Лилале танцевальный киртан, потом принимаем от Них прасад – чапати и сахарные пряники и вслед за Гуру Махараджем поднимаемся на крышу, чтобы осмотреться получше. Вон там – Матхура, и вот тот мост, через который мы только что проезжали. А вон там то место на Ямуне, где Кришна ел глину. Все это показывает нам Гурудев и говорит, что мы обязательно должны съездить в Гокулу и принять омовение, так как Шрила Прабхупада тоже омывался в этом месте на Ямуне. Печет солнце. Вокруг зелень высоких тропических трав и кустарников. У всех нас радужное, вдохновленное настроение. По крыше гуляет ветерок и доносит запахи раздольно благоухающих цветов и трав, ароматы этой земли. Ощущение очень мирного и спокойного места. Я представляю себе, как по этой земле ходил сам Нанда Махарадж!
Чайтанья Чандра Чаран прабху отлично знает дхаму, все истории, связанные с Кришной. Перед поездкой, в Благовещенске, я спросила его, будет ли он водить парикрамы для русских, на что он тогда скромно ответил, что плохо знает святые места, и что ему самому нужна милость. Но здесь, во Врадже, все русские преданные собираются вокруг него и матушки Гоуричандрики. Он водит парикрамы, кроме этого, дает две лекции в день. И слушателей с каждой лекцией становится все больше и больше.

Чайтанья Чандра Чаран прабху, стоя у перил, в плотном кольце преданных, рассказывает о том, как встретились здесь впервые Радха и Кришна, как Они не могли вспомнить, где же была Их первая встреча в вечности, и как это происходит – первый взгляд, первый краткий миг и… ливень любви обрушивается на Них. Дальше мы слышим, как малыш-Кришна при встрече валил Радхарани на землю и кусал Ее за щеки… Дети!

Потом он рассказывает, что три года и четыре месяца здесь жил Кришна, потом демоны стали беспокоить жителей Гокулы, и их семья переехала в Нандаграм, а семья Вришабхану Махараджа – на Варшану. Гуру Махарадж будто сам все это видел: «Здесь были удивительные леса и рощи! Сейчас от них почти ничего не осталось». Потом он просит нас вспомнить, кем в играх Господа Чайтаньи был Вришабхану Махарадж. Мы вспоминаем, что Пундарика Видьянидхи. А Гададхар Пандит – это же Радхика! Он-Она искал своего отца и стал его учеником…. А Вришабхану очень хотел дочь, он просил о Ней у Сурьи. Гурудев рассказывает обо всем с улыбкой, и она не исчезает с его лица ни на секунду, и она – медовая. А мое сердце, почувствовав телесную тесноту, хочет освободиться, взлететь.

Спускаемся с чудесной крыши храма Равала и садимся в наш транспорт: огромный автобус, и две легковые машины. В нашей «легковой», кроме водителя, одни матаджи. Едем в Гокулу, туда, где Кришна ел глину на Ямуне. Через открытые окна прямо в лицо дует свежий ветер с пряным запахом навоза и скошенных трав, небо льется светом на поля, по полям расхаживают павлины, и мы громко, слегка сумасшедшие, поем: «Джая Нанда-Яшода дулал, Гириварадхари Гопал, Гопал, Гопал, Го-опал, Го-пал…». Вокруг нас те самые поля, по которым бегал маленький Бхагаван. Представьте только! Он бегает, не зная забот, но Яшода зовет: «Пора домой! Пора обедать! Ты что, бездомный мальчишка?! Посмотри, какой Ты грязный! Иди домой!» Друзья не отпускают Его: «Как без Тебя?! Игре конец». Но Яшода зовет и зовет – что скажут соседи, она не кормит ребенка. Кришна послушал Яшоду и хочет уйти домой, а пастушки обижаются и в сердцах кричат Яшоде: «А Он уже ел! Ел глину с Ямуны…»

Гокула. Здесь, на берегу Ямуны стоит дерево желаний, все в разноцветных ярких веревочках. Все, до самой макушки. Это место называется Брахманда-гхат. Здесь Шрила Прабхупада спускался к воде по этим широким ступеням. Об этом есть эпизод в фильме «Ваш вечный доброжелатель». Проходим к храму по берегу Ямуны, которая образовала здесь множество островов и рукавов. Матушка Гоуричандрика показывает на отрытый чистый берег: «Посмотри, какой плес!» Они с Гурудевом садятся за фисгармонию и начинают петь бхаджаны. Преданные сердечно повторяют. За нами сейчас наблюдает вся вселенная. Полубоги тоже прилетели прославить Кришну вслед за Его преданным. Ямуна здесь ласковая и мягкая, Гуру Махарадж говорит, что она может дать Кришна-прему всем, кто пожелает. Вдохновленные им, многие пошли вниз, к Ямуне, за Кришна-премой. Разве можно утерпеть?! А Чайтанья Чандра Чаран прабху с Гоуричандрикой еще некоторое время продолжают петь перед алтарем: «Кришна-Мурари, Шри Кришна-Мурааари…»

Гурудев вместе с несколькими прабху переплыл через протоку и гуляет вдоль основного русла Ямуны. Наверняка он что-то опять рассказывает им. В это время я всегда жалею, что нахожусь в женском теле. Он и Панча-Таттва прабху (четырнадцатилетний брахмачари из Омска) бегом возвращаются через остров и с разбегу ныряют в воду под всеобщий восторг. Некоторое время преданные еще остаются погруженными в Кришна-прему, окунаются в священные воды с молитвами, плавают вдоль берега. Когда все уже сидят на берегу, на высоких ступенях, обсыхая, переодеваясь, к нам подплывает много-много маленьких черепашек. Мы узнаем их по виднеющимся из воды головкам. Черепашки очень любят, когда их кормят, и знают наверняка, что сейчас можно будет полакомиться прасадом.

35 2

В Гокуле

Солнце заливает светом и теплом берега Ямуны. Каждая песчинка искрится серебром. Откуда-то сверху (или изнутри) проливается на нас нездешняя, неземная безмятежность. Все, что мы сегодня видели и пережили – это лишь крупица той красоты, которая ожидает нас в духовном мире. Мы сидим на ступенях, ведущих к искрящейся внутренним светом воде. Кто-то подбрасывает над водой цветы и лепестки, они медленно уплывают, принятые Ямуной. Невдалеке, на мелководье застыли маленькие цапли. Черные и белые. Напротив, через протоку, отдыхая в благословенной тени, две собаки созерцают нас. Мальчишки строят из прибрежной глины и ила замки и башни… Как во всем мире. Но нигде во всем мире нет глины, которая замешана на Кришна-преме. И что это за души – бриджабаси…

«Харибол!!!» Оборачиваемся. Гуру Махарадж стоит на верхних ступенях и обеими руками показывает – подъем! Нужно ехать дальше. Он всегда удивительно точно знает, сколько времени нужно оставить на Кришна-катху или отдых, а в какой момент пойти дальше. С ним все само собой происходит наилучшим образом.

35 3

Работа Марины Песковой

Мы в том месте, где происходила Дамодара-лила, где мама Яшода привязывала Кришну к ступе. Большой открытый двор бывшего дворца вымазан глиной с навозом. Полуденное солнце печет. Когда-то оно ласкало здесь Кришну и Балараму. Преданные разбрелись по двору. Кто-то подходит к коровам, наблюдает, как они жуют скошенную траву, это зрелище можно наблюдать часами. Кто-то общается с бриджабаси на английском. Чайтанья Чандра Чаран прабху, подавая нам пример, подходит сначала к алтарям, предлагая поклоны, дает пожертвования. Потом выбирает место для лекции. Все рассаживаются вокруг него и замирают… На этом самом месте стоял дом Нанды Махараджа. Очевидно, что он был очень большим. Каждая из 84 колонн символизирует сто тысяч форм жизни. Восемьдесят сделал Вишвакарма, и четыре – Брахма. Сюда приходили демоны после явления Кришны. Маленькие Кришна и Баларама ползали по этому двору. Во дворе Нанды Махараджа Кришна играл с телятами. Он хватал теленка за хвост, тот пугался и пытался убежать, а Кришна ехал за ним, как на водных лыжах.

Мы все хотим переживать эмоции духовных игр Кришны. Великие ачарьи говорят, что Кришна не притворяется, когда боится маму Яшоду, а она бегает за Ним с хворостиной и думает: «Ой! Я его перепугала, брошу эту хворостину». Чайтанья Чандра Чаран прабху показывает, как увиливает маленький Кришна, как Он зигзагами носится по этому самому двору, убегая от пышногрудой красавицы Яшоды. Цветы падают с ее головы. Некоторые ачарьи говорят, что они не хотят участвовать в избиении Верховной Личности Бога, а некоторые думают: «Кто мы такие.. Полубоги не могут приблизиться к этой личности, а Яшода бегает за Ним по двору. Мы не можем быть выше ее, мы должны спуститься к ее стопам». Здесь же происходила лила с деревьями арджуна, когда маленький Гопал, ползая по двору с привязанной к нему ступой, повалил два огромных дерева.

Ачьютатма прабху, президент Санкт-Петербургской ятры, хочет что-то добавить об этих деревьях. Он начинает говорить, но вдруг птицы на дереве рядом поднимают такой галдеж, такой страшный крик, что ни одного слова не слышно. Преданные шутят: «Они тоже подсказывают что-то». А Гуру Махарадж смеется: «Наверное, ты что-то не то сказал». Но вдруг, также внезапно, как по команде, они затихают, и Ачьютатма рассказывает дальше. Теперь уж точно можно доверять каждому его слову – здесь Кришна Сам проявляется и все контролирует.
Чайтанья Чандра Чаран прабху продолжает: «Здесь деревенский быт остался со времен Кришны. В храмы на установление Божеств обычно приводят коров, и если она помочится и сделает лепешку, то это благоприятный знак … очень хорошо, если корова на вас помочится». Чайтанья Чандра Чаран прабху рассказывает, как на сафари 2004 года в Южной Индии в храме на установлении Божеств Господа Джаганнатхи корова испугалась и стала мочиться, испражняться. (Я тоже помню этот случай, там было очищено все, и все преданные, находившиеся в радиусе пяти метров от той коровы, получили огромное благо). Коровы приносят радость, телята приносят радость. Люди, которые работают на земле, общаются с коровами, очищаются. Это очень благоприятно, так как низошло с Голоки Вриндаваны. Защита коровы является естественной неотделимой частью сознания Кришны.

Бриджабаси, несколько ребятишек и служители храма, сидят рядом с нами и слушают лекцию на русском языке. Они слушают ее душой, – не ушами. Есть более глубокие созвучия в общении преданных, чем человеческая речь. Вокруг тишина. Только голос Гурудева: «Не только в людях мы видим добродетель, но и во всех живых существах здесь мы видим добродетель. Уходит страх. Теперь, живя в России и увидев корову, вы обязательно вспомните это место, Гокулу. Если увидите реку с темной водой, то обязательно вспомните Ямуну… Сейчас можно получить даршан ступы. Не забывайте оставлять пожертвования! Если у кого-то есть бананы или другие фрукты, то можно покормить коров. И нам нужно продолжить парикраму». Гуру Махарадж – лучший вдохновитель и организатор.

Мы подходим по очереди к деревянной ступе. Ставшей камнем, чтобы сохраниться до конца Золотого века и давать свой даршан таким, как мы, удачливым душам.

Прямо во дворе небольшие алтари. Слева Нанда Махарадж, справа мама Яшода, в центре Баларама черного! цвета, а внизу, в центре Кришна, которого можно покачать на качелях. Это место, о котором не раз я слышала от Гурудева, где нужно обязательно рассмеяться, качая Кришну. Он рассказывал, что не хотел смеяться, но, едва лишь взглянув на Кришну, расхохотался. Сейчас я слежу за преданными: подходит чья-то очередь – серьезное лицо. Поднимается с колен и поворачивается – сияющая улыбка. Стою и боюсь, что не смогу специально засмеяться. Но вот берусь за цепочку, смотрю в лицо Кришне, и губы сами растягиваются. Господь дает каждому Свою особую милость!
Едем дальше и останавливаемся там, где произошла лила с ведьмой Путаной. Здесь несколько алтарей. Один из них – огромная, лежащая на спине, Путана. Она яркого желтого цвета, а у нее на груди – маленький, с ее руку, синий ребеночек – Господь Кришна. У нее страшное лицо, распущенные волосы, скрюченные пальцы… Замыслила убийство, демонище! А Кришна выглядит беспомощным младенцем. Но мы-то знаем, кто Он на самом деле, и что потом устроил Кришна.

Возвратившись домой (это непостижимое слово), во Вриндаван, мы поем бхаджаны о маленьком Кришне. Подъезжаем к вечернему прасаду. Кришна все устроил наилучшим образом. Иду вдоль ряда милых матаджи, только что вернувшихся с парикрамы. Вид у всех такой, будто они только что бегали вместе с мамой Яшодой за маленьким Дамодарой. Весь ряд сияет загорелыми и счастливыми лицами.
Будет ли сегодня вечерняя лекция? Пытаюсь объяснить, что Гурудеву нужен отдых, ведь он только что, несколько часов подряд, на солнцепеке, отдавал нам себя без остатка. Потом – переезды… Он устал. Он, конечно, готов прямо у автобуса дать следующую лекцию, но мы должны поберечь его. А матаджи говорят, что спрашивали Гурудева, и он ответил, что будет вечерняя лекция обязательно.

Из записок Марины Песковой, омской художницы, ученицы Чайтаньи Чандры Чарана прабху.

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No35,январь 2008