Rss

Вриндаван – это не Индия…. или о силе «заряженных батарей» (прод.)

(Продолжение. Начало см. в номере 30)

Актуальность и свежесть маха-мантры

Гуны материальной природы непреодолимы без сознания Кришны. Но с легкостью человек выходит из-под влияния материальной природы, если предается Кришне. Это знание о Кришне исключительно важно, так Прабхупада сказал. Единственное лекарство, которое спасет людей в век Кали – имя Кришны. Оно не сектантское, как о нем думают люди. Это не так, что любое имя Бога сейчас нужно повторять. Да, любое, но Имя Кришны – особенное. Об этом говорит Господь Чайтанья, об этом говорится в «Кали-сантарана-упанишад», что в век Кали другого пути не будет существовать. И Харе Кришна маха-мантра описывается в ведической литературе. Эти три слова остановят век Кали. Особенно маха-мантра важна, Господь Чайтанья дал именно маха-мантру. Чем более сокровенны и возвышенны какие-то темы, тем более они секретны и недоступны, так говорится в Ведах. Любовь к Богу находится за семью замками. Но Веды дают намек на это, дают намек на бхакти. Однако в Харе Криша мантре проявляется према-бхакти, источник любви к Богу. Тот, кто хочет развить любовь к Богу, тому дается маха-мантра. Никакие другие процессы не нужны. Не нужны какие-то социальные обязанности, какое-то экономическое развитие. Дхарма, артха, кама, мокша – можно вообще забыть об этом. Это такие желанные вещи для любой цивилизации. Люди издревле развивали их, чтобы прогрессировать, но Господь Чайтанья сказал: «Нет. А-варна. Ни к какой варне не нужно принадлежать, ни к какому ашраму». Просто говори о Кришне, стань Гуру. Каким образом? Просто повторяя Святое Имя Кришны, ты станешь Гуру. То есть говори о Кришне.

31 2

Итак, время пришло открыть самые сокровенные темы. Но люди могут думать: «Почему эти темы самые сокровенные? В Тибете тоже есть монастыри…» Поэтому открываются сейчас все эзотерические науки одновременно. Любое писание мира сейчас доступно. Все, что угодно можно сейчас увидеть, услышать, прочитать. Можно сравнить все, что угодно. И что мы видим? Хотя так много сейчас всего открыто в мире, Харе Кришна не утрачивает своей свежести, привлекательности и актуальности. Ничего не изменилось за это время по отношению к Харе Кришна в России! Тогда люди не знали о разных культурах, сейчас они много знают, но ничего не изменилось! Так же материалисты недовольны нами. И весь мир разделится, говорится, на божественные и демонические натуры. И станет все очевидным, как иллюстрация. Вот материалисты, они могут религию какую-то проповедовать, какие-то учения возвышенные, но они материалисты, у них нет такого потенциала, как в Харе Кришна мантре.

Как возгорается пламя

Мы устроили харинаму в Матхуре несколько дней назад, когда были в Ади-Кешава. Так, спонтанно все получилось, и мы там заблудились. Где-то больше получаса шли к храму по вечерним дорогам, пели киртан. И там есть масульмане, есть также преданные, все перемешано. Мусульмане тоже говорили нам: «Радхе-Радхе!» и улыбались. Не было человека, который не обратил бы внимания на нас каким-нибудь образом. Но когда встречались преданные, они соскакивали с мест и начинали прыгать, танцевать, кричать. Как сумасшедшие! Прабхупада говорил, что многие города в Индии подобны сухой соломе – вы бросите искру, и все сразу воспламенится. Сатсварупа Махарадж в «Прабхупада-лиламрите» описывает, как Шрила Прабхупада однажды просто послал харинаму по городу Сураб. И мэр города остановил все производства, объявил трехдневный праздник, фестиваль, и три дня весь город был, как сумасшедший. Прабхупада был в таком экстазе! Такие города подобны сухой соломе, там все преданные. Бросьте искру, вы увидите, что будет.

Так же мы должны научиться видеть, что все люди потенциально преданные, они просто больше покрыты гунами в том мире, там не сухая солома, к сожалению. Солома довольно мокрая.

Иногда бывает просто лужа. Искра падает, и… пшик… вообще ничего не остается. Сколько нужно усилий, чтобы просто высушить эту воду, выпарить ее, сколько огня нужно! Мы берем все из святой дхамы, отсюда, из Святого Имени. Нам понадобится много-много энергии, чтобы как-то менять окружающий мир. Постепенно увидим: воспламеняются новые люди, они загораются! И когда загораются новые люди, окупаются все наши усилия. Один новый человек может сделать столько, сколько не сделает «старый». В них просыпается вера. Когда они получают первую милость Кришны, они на многое готовы. В них просыпается бесстрашие – они везде пройдут, обо всем договорятся, всего добьются. Удивительно. Одна искра, видите, – и так много перемен.

Поэтому мы эти истории прихода в сознание Кришны помещаем в книгу как уникальные. Потом гуны снова могут вернуться – наши ошибки, наши привычки, трудности. Затем огонь этот – он имеет эту потенцию – проникнет внутрь. Изнутри и снаружи идет путь. Снаружи мы слушаем, изнутри у нас есть бхакти – это естественно.

Всепривлекающий…

Прабхупада хотел, чтобы преданные каждый год ездили в святую дхаму, наши лидеры были здесь, во Вриндаване, даже два раза в год. Особенно хорошо приезжать в Майапур весной, пройти Навадвипа Мангала парикраму. Там огромная милость, причем оскорбления не принимаются в Майапуре. Это Господь Чайтанья, Его милость. Здесь, во Вриндаване, милость довольно суровая. Там – Аударья-дхама, бесплатный океан милости. И все ошибки прощаются. Столько всего там… Все оскорбления можно исчерпать, такие возможности там.

Несколько лет назад была установлена Панча-таттва. Эти Божества были изготовлены в Южной Индии с целью привлечь внимание всего мира к Майапуру. Прабхупада хотел, чтобы это место развивалось особенным образом. Там будет великий храм. Он планируется в ИСККОН уже много лет. Будет ведический планетарий, который также заинтересует умы людей. Уже практически построен город преданных, но храма пока большого нет. Видимо, время еще не пришло. Но это будет великий храм, самое грандиозное строение в мире.

При этом мы видим, что Сознание Кришны как движение вдохновляет многие религии. Религиозные группы и просто материалисты вдохновляются, глядя на нас, делать что-то хорошее. Благочестие увеличивается в обществе, и это хорошо. Нам бы с вами не завязнуть во всем этом, в косвенных, побочных продуктах. Поэтому нужна Вриндавана дхама – особое место, где только Кришна. Вриндаван – это не Индия. Можете вдоль и поперек проехать всю Индию, и вы не найдете такого же похожего места. Чтобы жить во Вриндаване, нужно полностью все забыть хотя бы на месяц, на время Картики, или хотя бы на три-четыре недели. Все живые существа служат здесь Радхе и Кришне. Сосредоточившись на этом, мы увидим, какое огромное благо мы получаем. Голока Вриндавана – ни с чем несравнимая планета.

31 3

На улочках Вриндавана

Мест, равных Вриндавану, нет, и Кришна тоже не имеет равных Себе. Это Вишну-таттва, но Он превосходит даже Вишну-таттву. Он – источник всего, он обладает четырьмя качествами, которые не повторяются больше ни у кого. Радхарани имеет двадцать пять качеств, Кришна шестьдесят четыре. Шестьдесят качеств – общие с Вишну-таттвой, но четыре – имеет только Кришна. Его игра на флейте, Его удивительные преданные, Его красота, Его игры. Никто не умеет так устраивать удивительнейшие игры, никто не имеет такого удивительного окружения преданных, никто не умеет так играть на флейте и не обладает такой привлекательной формой. Даже Вишну-таттва привлекается Им. А Радхарани – Она превосходит Кришну своими двадцатью пятью качествами. Лучше Кришны может быть только Радхарани. Но Они неделимы, мы Их рассматриваем вместе. Все же Радхарани привлекает даже Кришну, Который Сам Всепривлекающий…

Когда Кришна и Радхарани сидят там, на Варшане, приходит павлин. Потом, видя Их, он впадает в транс и начинает танцевать удивительный танец. Радхарани отворачивается от Кришны, смотрит на павлина. Он отражает эту любовь. Кришне не нравится, что Радхарани не смотрит на Него и отвлекается. И Он говорит, что павлин не так уж хорошо танцует, Я лучше танцую, посмотри на Меня! Начинает танцевать удивительным образом, Он ведь лучший танцор, совершенно неподражаемый. Радхарани смотрит на Него, сравнивает: «Нет, но павлин все же лучше! У него больше этой бхавы, преданные превосходят Тебя на самом деле, они так бескорыстно любят Тебя». Кришна еще больше старается превзойти павлина. А Радхарани говорит: «Нет, павлин все же лучше танцует». «Ну, как он танцует, покажи, Ты же Мой учитель, Я танцую только потому, что Ты у Меня есть, Ты вдохновляешь Меня», – просит Кришна. Все знают, что Кришна такой танцор непревзойденный только потому, что есть Радхарани. Это Его Гуру танцев. И Радхарани тоже превращается в павлина и тоже танцует. И так появляются три павлина…

Эта лила произошла там, на Варшане, и слепой художник увидел эту картину, потому что он медитировал на эту лилу долгое, долгое, долгое время. И, будучи слепым, нарисовал картину искуснейшим образом.

Вриндаваны, которые мы построим, будут лучше

Есть много великих преданных в этом месте, огромное количество святых. Во Вриндаване есть храм Мирабаи, но туда не рекомендуется ходить искконовским преданным. Это не наше умонастроение, нежелательно им заразиться, но Мирабаи – великая преданная.

Есть также святые во Вриндаване, которые получали даршан Божеств или Кришны через аскезы, через медитацию. Тут живут разные отшельники, бабаджи, которые получают даршан Кришны. Их изображения установлены в храмах. Иногда Вриндаван может повлиять этой стороной на преданных. Они думают: «Лучше поехать на Радха-кунду, получить там посвящение от бабаджи, узнать свою сварупу. В ИСККОН пиши-пропало. Тут только проповедуй, проповедуй, что-то делай, делай. А как же моя сварупа?» Будьте осторожны, не уходите от Прабхупады. Есть много ловушек, Йога-майя их устраивает. Не так легко пробраться к Кришне, как кажется, просто поселившись на Радха-кунде. Или, живя во Вриндаване, можно в такой майе оказаться! Очень сложная майя во Вриндаване, это место довольно опасное. Нужно держаться парампары, преемственности и доказать преданность своему гуру. Только гуру может нас привести во Вриндаван, больше никто. Более того, наш гуру служит своему гуру, тот гуру служит своему гуру… И наша миссия – исполнить предсказание Господа Чайтаньи: в каждом городе и деревне будут воспевать Святое Имя Кришны. Вриндаван будет распространяться по всему миру.

Прабхупада сказал, что те Вриндаваны, которые мы построим, будут лучше этого Вриндавана. Что он имел в виду? Мы не говорим, что этот Вриндаван плохой. Нет, но Прабхупада имел в виду, что здесь много ловушек майявади. Во времена Кришны здесь все было очень просто. Но сейчас люди хотят дешевого бхакти, такого быстрого, дешевого прогресса. В век Кали люди не готовы платить жизнью за это. Не все, конечно. Но многие могут ошибаться, могут принимать какие-то апасампрадаи…

То есть нужно доказать верность своей миссии, миссии Господа Чайтаньи, мы не можем сомневаться в этом. В «Чайтанья-Чаритамрите» она очень хорошо описана. Это движение санкиртаны нисходит с Голоки Вриндавана. Так говорится. Поэтому его невозможно остановить.
Это движение танцев, песен, ликования, духовного блаженства, увеличивающегося при распространении. Как волны океана, оно будет расти, расти и расти. В Ведах явление Господа Чайтаньи сравнивается с восходом полной луны, которая способна даже волновать океан. Океан, как правило, не выходит из берегов, но в полную луну океан как будто с ума сходит: двойной прилив и отлив. Это линия Господа Чайтаньи, Его настроение, и это настроение принес Шрила Прабхупада.

Духовный мир –  безграничная тема

Чем больше времени проходит, тем больше проясняется, кто такой Шрила Прабхупада. Он сделал великое дело – подготовил для нас Священные Писания, чтобы мы могли изучать их. Таких книг на планете больше нет. Это Священные Писания на ближайшие десять тысяч лет, там есть всё. Прабхупада прокомментировал даже десятую песнь Шримад Бхагаватам. Он знал, что есть такая тенденция у людей – начинать читать не с первой, а с десятой песни, и он подготовил ее в отдельной книге – для распространения, с точки зрения бхакти, так, что эта книга стала полезной, удивительной, меняющей сердца. Прабхупаду считают литературным воплощением Вьясадевы. У него очень редкий литературный дар, при этом очень простое изложение, много повторений. Интересно, что, просто следуя наставлениям Прабхупады, его комментариям, мы проникаемся настроением бхакти. Это понять может только преданный. В одном месте в «Чайтанья-Чаритамрите» он описывает духовный мир. С великим вкусом описывает Вайкунтхалоку, потом абзац кончается, он остановиться не может, снова повторяет – потому что невозможно описать, что такое духовный мир. Только бхакта, только преданный может понять это. Прабхупада мог говорить бесконечно на эти темы. Кришна – это безграничная тема. Все это разнообразие проявится в каждом преданном, в каждом из нас. Каждый станет уникальным человеком в сознании Кришны, неповторимым. У каждого можно будет учиться. Каждый – это страна, гуру – ученик – духовный мир. Мы все имеем гуру, но мы также кого-то обучаем. Господь Чайтанья это имел в виду. В духовном мире все так устроено, что гуру и ученик вместе сотрудничают. Они не называют так друг друга, формально дикши там нет. Но есть отношения, там есть «связующие» преданные. Радхарани – первая, потом гопи, потом манджари, которые помогают гопи, то есть существует своя иерархия, и есть Яшода, и у Яшоды тоже много помощников, каждый со своей «изюминкой», и Кришне все они дороги по этому типу служения. Готовит Ему только Радхарани, и каждый раз все вкуснее и вкуснее…

Главный гуру – это Радхарани. Она Гуру всех гуру. Все гуру получают потенцию от Радхарани и Баларамы. Они представляют и ту, и другую энергию – и ананду, и духовную силу одновременно. А Кришна – это Ади-Гуру, Он уполномочивает всех, Он источник всего.

Величайшая награда

Вриндаван – необычное место, где исполняются все желания, желания Кришны. И наше желание служить Кришне – это, можно сказать, желание Самого Кришны. Кто нас вдохновляет служить Кришне? Гуру. Гуру – это представитель Кришны, Кришна хочет этого. Это становится нашим желанием, и поэтому они исполняются, потому что это желания Кришны – то, что мы хотим делать. Они становятся нашими, потому что нас объединяет бхакти, бхакти нас связывает в желаниях. Поэтому с легкостью исполняются и желания преданных. При этом Кришна говорит: «Они так дороги Мне, Мои преданные. Они в Моем сердце, Я в их сердцах, мы живем в сердцах друг друга. Они посвящают Мне свои жизни, ничего взамен не просят. Если у них спросить, что они хотят, они отвечают – ничего, только служить Тебе. Поэтому Я не знаю, как отплатить им, у Меня большая проблема с преданными, Я не могу вернуть им этот долг, который увеличивается постоянно. Поэтому Я говорю им, что ваше служение будет вам величайшей наградой». Само служение. Поэтому задача Гуру – занять ученика преданным служением Кришне. Это величайшая награда на самом деле. Поэтому наша задача, проповедуя людям, как-то занять их преданным служением, проникнутым духом бхакти. Это редчайшая награда. Все остальное в век Кали – это проклятие. Если люди работают как ослы, бездумно, не понимая, проникнувшись завистью, жадностью и вожделением – это просто проклятие, это все равно, что гореть в огне заживо.

Поэтому говорится, что духовный учитель черпает это блаженство из океана блаженства, который никогда не кончится. Это Голока – безграничная обитель Кришны. Слава Вриндавана безгранична. По предсказаниям великих ачарьев, движение распространится, весь мир будет как Вриндаван. Неслыханным образом все будет процветать. Изменится климат, будет казаться, что наступает Сатья-юга. Век Кали будет продолжаться, но уже будут проявляться некоторые признаки Сатья-юги. Это за пределами нашего материального понимания. Потому что, если сейчас рассказать, что такое Сатья-юга, никто не поверит, и про конец Кали-юги если рассказать, тоже никто не поверит. Не знаю, как это все произойдет, но полярные шапки уже тают, видите. Материалисты сильно боятся всех перемен, но климат уже меняется прямо на глазах. Земля даже сошла со своей орбиты чуть-чуть, как бы готовится к чему-то. То есть все оживает. Я это связываю с движением Шрилы Прабхупады, потому что больше не с чем.

Конечно, много сейчас греховной деятельности, но Святое Имя нельзя осквернить, нет такой силы. Если оно будет распространяться, его осквернить невозможно, такой энергии нет, чтобы его остановить. В Писаниях говорится, Сам Кришна сейчас на планете живет в форме Святого Имени. Если мы даже ошибаемся, беспокоиться не нужно – Святое Имя не ошибется. Куда идти – оно знает дорогу: из сердца в сердце. Раньше мы думали: вот кто-то пришел в сознание Кришны, кто-то ушел из сознания Кришны. И то, и другое оказалось иллюзией. Никто не уходит из сознания Кришны. За все эти годы я делаю один только вывод: никто никуда не уходит. Невозможно уйти. Все приходят и остаются, но каждый на своем уровне. Никто не может забыть этого, такого вкуса больше нет нигде. Кришну забыть невозможно…
Харе Кришна! Будут ли вопросы, дополнения?..

Записала Любовь Антонец
(продолжение в следующем номере)

Заключительная лекция Его Милости Чайтаньи Чандры Чарана прабху
в один из последних дней Картики, 27 октября 2006 года, Вриндаван
(Продолжение. Начало см. в номере 30)

«Садху-санга», газета Псковской общины ИСККОН, No31, июнь 2007